Статья на тему «Теоретические проблемы снятия эмоциональной напряжённости и конфликтности отношений через сюжетно-ролевую игровую деятельность ребёнка дошкольного возраста»

1
0
Материал опубликован 7 February 2022

Коротаева Е.А.

Воспитатель МБОУ СШ № 70 г. Липецка

 

Теоретические проблемы снятия эмоциональной напряженности и конфликтности отношений через сюжетно-ролевую игровую деятельность ребенка дошкольного возраста.

Актуальность исследования обосновывается тем, что эмоциональная напряженность в сюжетно-ролевой игровой деятельности часто приводит к возникновению конфликтных взаимоотношений. Снятие эмоциональной напряженности и конфликтности отношений является одной из актуальных задач дошкольного воспитания. Приучая детей раздумывать над поступками, взрослые развивают в них нравственное сознание. Надо чаще создавать условия, в которых ребенок мог бы проявить самостоятельность, активность. Необходимо привлекать детей к разрешению конфликтов.

Дети чувствуют большое эмоциональное удовлетворение от того, что самостоятельно находят выход из создаваемого положения. Воспитание положительной эмоциональной направленности в тесной зависимости не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, возмущаться, сопереживать.

Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе одного из детских садов г. Липецка.

В эксперименте участвовали дети средней группы в количестве 20 человек, возраст детей 5-6 лет. В группы (контрольную и экспериментальную) было распределено по 10 детей.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий этап – первичная диагностика уровня эмоциональной напряженности и конфликтности детей среднего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

2 этап – формирующий этап – организация работы по снятию эмоциональной напряженности и конфликтности у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игровой деятельности. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводилась деятельность, предусмотренная воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий этап эксперимента.

3 этап – контрольный этап – повторная диагностика уровня эмоциональной напряженности и конфликтности детей среднего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведение анализа полученных результатов.

В результате проведения первой диагностической методики «Картинки» были получены следующие результаты. В экспериментальной группе высокий уровень положительного эмоционального проявления в игровой деятельности обнаружен лишь у 20 % обследуемых дошкольников, 30% детей показали средний уровень развития положительного эмоционального проявления в игровой деятельности. 50 % проявляли полную беспомощность. В контрольной группе высокий уровень положительного эмоционального проявления в игровой деятельности обнаружен лишь у 10 % обследуемых дошкольников. 40% детей показали средний уровень развития положительного эмоционального проявления в игровой деятельности. 50 % проявляли полную беспомощность.

Результаты проведения второй диагностической методики показали, что дошкольники предпочитали играть в сюжетно-ролевые игры. Именно в процессе игр у детей возникало наиболее активное межличностное взаимодействие. Дети предпочитали играть небольшими группами. Игру, как правило, организовывал «лидер» группы, он же определял сюжет игры и подбирал состав участников. У детей наблюдались первые конфликтные ситуации, при привлечении детей в игру. Что касается остроты конфликтов, то наблюдение показало, что конфликты детей не являлись острыми и длительными, как правило, они быстро разрешались путем вмешательства. В экспериментальной группе большинство конфликтов возникало в игре по следующим причинам: разрушение игры, по поводу выбора общей темы игры, по поводу состава участников игры, по поводу выбора роли, по поводу дележа игрушек, по поводу сюжета игры, по поводу нарушения правил игры.

Дети очень болезненно реагировали на нарушение правил игры. Они использовали два способа разрешения конфликта: конструктивный и деструктивный.

По третьей диагностической методике количественный анализ результатов позволил определить уровень тревожности среди детей. В экспериментальной группе у 4 детей (40%) выявлен высокий уровень тревожности, у 3 детей (30%) – средний уровень тревожности и у 3 детей (30%) – низкий уровень тревожности. В контрольной группе у 3 детей (30%) выявлен высокий уровень тревожности, у 4 детей (40%) – средний уровень тревожности и у 3 детей (30%) – низкий уровень тревожности.

На формирующем этапе для снятия эмоциональной напряженности и конфликтности отношений были подобраны следующие сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Строители», «Магазин» и тд.

На этапе контрольного эксперимента была проведена повторная диагностика уровня эмоциональной напряженности и конфликтности детей среднего дошкольного возраста.

В экспериментальной группе высокий уровень положительного эмоционального проявления в игровой деятельности по диагностической методике «Картинки» выявлен у 40 % обследуемых дошкольников. 40% показали средний уровень развития положительного эмоционального проявления в игровой деятельности. 20 % проявляли низкий уровень.

В контрольной группе результаты остались такими же – высокий уровень положительного эмоционального проявления в игровой деятельности обнаружен у 10 % обследуемых дошкольников. 40% детей показали средний уровень развития положительного эмоционального проявления в игровой деятельности. 50 % проявляли полную беспомощность.

Количественный анализ результатов диагностического обследования детей с использованием методики «Тест тревожности “Выбери нужное лицо”» позволил определить уровень тревожности среди детей на контрольном этапе. В экспериментальной группе у 2 детей (20%) выявлен высокий уровень тревожности, у 4 детей (40%) – средний уровень тревожности и у 4 детей (40%) – низкий уровень тревожности. В контрольной группе результаты не изменились – у 3 детей (30%) выявлен высокий уровень тревожности, у 4 детей (40%) – средний уровень тревожности и у 3 детей (30%) – низкий уровень тревожности.

Положительная эмоциональная направленность в игровой деятельности – определенный тип поведения ребенка в сюжетно-ролевой игре, который опосредован ролью, способами (предметно-игровыми, ролевыми, вербальными, невербальными) воздействия на партнера по деятельности и отношением ребенка к сверстникам.

Детей объединяли не только совместные действия, но и интерес к партнеру как субъекту деятельности, который располагает определенным игровым опытом, проявляет разнообразные эмоции в ходе игрового общения. Вступив в совместную игру, дети познали друг друга, обменивались индивидуальным игровым опытом и проявляли отношения (личностные, ролевые) друг к другу.

Повторная диагностика показала, что уровень эмоциональной напряженности и конфликтности в сюжетно-ролевой игровой деятельности снизился, повысился уровень проявления положительных эмоций.

Работа оказалась эффективной, потому что учитывались педагогические и психологические особенности дошкольников; учитывались причины конфликтов у дошкольников в игровой деятельности; применялись специально подобранные сюжетно-ролевые игры.

Гипотеза исследования подтверждена – сюжетно-ролевая игровая деятельность ребенка среднего дошкольного возраста обеспечивает снятие эмоциональной напряженности и конфликтности отношений.

 

 

Литература:

Амен В., Дорки М., Тэммпл Р. «Тест тревожности».

Панова Е.Н. Сюжетно-ролевые игры. «Практическое пособие для

воспитателей и методистов ДОУ» –В. ЧП Лакоценин С.С.,2007.

Ткаченко И.В.  Ролевые игры для дошкольников.-Учебная книга-П.ЧП

Научная книга, 2009.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации