Статья «Методы реализации содержания образовательных ситуаций через сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад №54 «Звёздочка»
Статья
по теме: «Методы реализации содержания образовательных ситуаций через сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста».
Выполнила воспитатель
Ягафарова Лилия Сергеевна
г. Озёрск
2020год
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Вводная часть. Актуальность темы в условиях реализации новых стандартов ФГОС ДО.
2.Основная часть.
2.1. Сюжетно ролевая игра, её привлекательность для детей и значение для создания условий, обеспечивающих нравственные взаимоотношения между детьми, овладение навыками социального поведения.
2.2. Методы реализации содержания образовательных ситуаций через сюжетно-ролевую игру.
3.Заключение
4.Список литературы.
1.Вводная часть. Актуальность темы в условиях реализации новых стандартов ФГОС ДО.
Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Одной из задач, которые должен решить ФГОС ДО является объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В настоящее время, в дошкольном образовании наблюдается отход от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе сюжетной игре, как важным факторам развития личности ребёнка.
2.1. Сюжетно ролевая игра, её привлекательность для детей и значение для создания условий, обеспечивающих нравственные взаимоотношения между детьми, овладение навыками социального поведения.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры — действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку». Ребенок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком, хотя на самом деле еще не умеет забивать настоящие гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек, хотя на самом деле ему еще очень далеко до этой «взрослой» профессии; может включиться в такие волнующие события, происшествия, которые в действительности с ним никогда и не случались; может повторять, «проживать» заново события, в которых он не смог проявить себя так, как ему хотелось бы, и т. п. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем — изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме») Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
2.2. Методы реализации содержания образовательных ситуаций через сюжетно-ролевую игру.
Педагогический процесс детского сада включает в себя две составляющие: деятельность детей в условиях непосредственного руководства и контроля со стороны взрослого — в основном на обучающих занятиях, — и самостоятельную свободную деятельность детей. Перед современными воспитателями ставится трудная и новая задача: как же объединить эти два вида деятельности в одно, при этом и реализовать материал образовательной программы и дать возможность детям реализовать свою игровую деятельность. Ответ один – надо эти процессы совместить. Это можно сделать следующими методами:
1.Провокация детей на программный материал, как тему для сюжетно-ролевой игры.
Каждый воспитатель составляет календарно-тематический план работы группы на текущий год, соответственный программе и календарно-тематическому плану ДОУ. За основу, при составлении недельного плана работы можно взять праздничные даты, соответственно календарю и праздникам, которые предлагаются детьми, при обсуждении на ежедневном утреннем круге. Это даёт возможность заранее спланировать и подготовить материал для реализации образовательных ситуаций, по календарно-тематическому плану. Пример: февраль месяц, обычно последние две недели посвящёны теме Дня Защитников Отечества, планируя работу на этот период, обсуждаем с детьми какие мероприятия мы можем провести. По ходу этого обсуждения дети могут делать зарисовки тех мероприятий, которые они предлагают и эти картинки мы размещаем в календаре группы, так проявляя свою инициативу, дети сами предлагаю сюжетно-ролевые игры, а воспитатель, основываясь на планы образовательных ситуаций, может их реализовать уже зная темы сюжетно-ролевой игры, поддерживая тем самым детскую инициативу.
2.Внедрение в игру, как участник этой игры с программным материалом.
Если сюжетно – ролевая игра возникает спонтанно и не соответствует теме календарно-тематического планирования. Для этого воспитатель должен быть знаком с принципами организации сюжетно-ролевой игры:
первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми
второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.
Основываясь на данные принципы, воспитатель включается в детскую игру и реализовывает ту или иную образовательную ситуацию.
3.Использование развивающей предметно-пространственной среды, как метод активизации сюжетно-ролевой игры:
Выставки, например:
выставка народного творчества;
осень золотая;
новогодние игрушки;
Фотоколлажи, например:
Любимые места родного города;
Зимние игры в семье;
Папа может;
Радуга улыбок.
Лепбуки по различным темам.
Макеты:
Сказок;
Русская изба;
Природные зоны;
Военной техники;
Перекрёсток;
Школа будущего
Театральная зона с костюмами, масками и атрибутами для СРигры, сцена.
Зона для настольного кукольного театра.
4.Использование сказочных персонажей.
Этот метод используется как сюрпризный момент с использованием известных персонажей и их атрибутикой, пополняющей впоследствии предметную среду и провоцирующее начало сюжетно ролевой игры.
3.Заключение.
Все процессы деятельности, в которых, собственно, осуществляется развитие и образование детей дошкольного возраста, могут быть условно разделены на две составляющие. Первая — это деятельность под непосредственным руководством взрослого, где он вступает с ребенком (или группой детей) во взаимодействия разного типа (учит на занятиях, организует практическую деятельность или играет вместе с детьми), вторая — свободная деятельность детей, где они относительно самостоятельны, независимы от взрослого. Благополучие ребенка и его полноценное развитие во многом зависят от его умения развертывать самостоятельную совместную деятельность со сверстниками, которая в дошкольном детстве протекает преимущественно в форме игры. И от нас, взрослых полностью зависит, что будет в приоритете, либо наши дети получат возможность заниматься игровой деятельность, которая им интересна и необходима для их дальнейшего развития. Либо они так и будут организационно загружены в режимных моментах.
В. А. Сухомлинский писал: «воспитание — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления — и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает».
4.Литература:
1.Караханова О. Ю. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 272-274.
2.Михайленко Н. Я., Короткова Н.А.Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., исп. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с
3.Новиков А.М.Н73 Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.:М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с
4.Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.
Пособие для воспитателя. 2-е изд., исп. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
Пособие для воспитателя. 2-е изд., исп. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
5.https://ru.wikipedia.6.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.