Статья «Проектная деятельность в детском дошкольном учреждении»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Автор: Минакова Ольга Ильинична
Организация: МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 86
г. Воронеж
В современном обществе в последние годы произошли значительные перемены, которые повлияли на требования к воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста. С введением в действие «Закона об образовании Российской Федерации» дошкольное образование определяется, как первый уровень общего образования. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда в ребенке закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда дети начинают осознавать себя и своё место в этом мире, когда они учатся общаться, взаимодействовать со сверстниками и окружающими их взрослыми. [1, стр. 1] Один из эффективных способов формирования учебного процесса – внедрение проектной деятельности в детском саду. Именно проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями в жизни ребёнка, заинтересовать его и увлечь в эту деятельность, позволяет объединить детей и педагогов общей целью, учит сотрудничеству, а так же умению планировать свою работу.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. [2, стр. 56]
Для проведения познавательно - исследовательской деятельности с максимальным результатом, необходимо:
вызвать интерес детей к определенной деятельности;
подобрать материал, доступный детям данного возраста;
создать необходимую предметную развивающую среду;
воспитатель берет на себя роль партнера и ориентирует детей в выборе деятельности и средств к ее достижению;
очень важна доброжелательная обстановка и заинтересованное отношение к детям.
Из опыта работы долгосрочного проекта по экологии, который проводился с детьми подготовительной группы в течение года.
Выбрана тема экспериментирования – «Экологическая тропа». С помощью «Экологической тропы» решались следующие педагогические задачи: 1. Закрепление имеющихся знаний и познание нового. 2. Учить видеть взаимосвязь явлений в природе, анализировать и делать выводы. 3. Воспитание привычки заботиться о природе, ее обитателях, при необходимости оказывать действенную помощь. 4. Формирование умений и навыков по уходу за растениями.
Дальнейшая работа - сбор информации, материала, литературы, пособий. Был составлен план воспитательной образовательной работы в рамках проекта. Основная задача - создание условий для реализации познавательной деятельности детей. Вместе с детьми был создан природный уголок. Наша деятельность началась с рассматривания разных видов семян овощных и цветочных культур, сравнения их по величине, цвету и размеру; проращивание семян в контейнерах, наблюдение за всходами, ухаживание за растениями, а так же приобретение трудовых навыков. Все изменения заносились в календарь наблюдений. Так была выращена рассада огурцов, томатов, фасоли и др. Одновременно с выращиванием проводилась исследовательская работа: влияние воды и света на развитие растений. В конце зимы срезали ветки от разных деревьев и вели наблюдение за их формой, расположением почек на ветке, за набуханием почек и появлением первых листочков. Все изменения фиксировались в альбоме. Одновременно с этим был разработан экологический маршрут и оформлен указателями. Путешествуя по этому маршруту, на каждой станции осуществляла следующие педагогические задачи:
Станция «Многолетники» (подснежники, хохлатка, одуванчики, ландыши, тюльпаны, лилии, люпин и др.). Здесь проходило знакомство со строением растений, развитием корневой системы и подземных побегов, сравнение формы и цвета листьев и цветов. За растениями велись наблюдения от всходов до цветения, а потом до созревания семян. Во время наблюдения убиралась сорная трава, что создавало благоприятные условия для роста растений и способствовало развитию трудового воспитания.
Станция «Кустарники» (спирея японская, сирень, шиповник). Наблюдение за тем, чем похожи и чем различаются кустарники, сравнение листьев и плодов, уход за растениями.
Станция «Деревья» (плодовые, лиственные и хвойные). Дети знакомились с названиями деревьев, их строением: ствол, кора, расположение веток, форма листьев, как цветут разные деревья, какие у них плоды. Дети узнали о пользе деревьев, их плодов и за способами ухода за ними, а также, что существует три яруса растительности: трава, кустарники и деревья. В каждом ярусе живут свои обитатели. Исчезновение одного яруса повлечет за собой гибель остальных ярусов. В природе все взаимосвязано, поэтому ее надо беречь.
Станция «Огород». Здесь осуществлялось обучение детей приемам высадки рассады, которую вырастили в контейнерах, и посевом семян; наблюдение за ростом овощных культур: огурцами, томатами, свеклой, морковью и др. У детей появился интерес к выращиванию растений, желание ухаживать за ними, радость от совместной работы. Был прослежен цикл развития растения от семечка до семечка, осенью собран урожай и семена для следующей посадки. У детей закрепились трудовые навыки по ухаживанию за растениями (прополка, рыхление земли, полив) и знания о пользе овощей.
Станция «Лекарственные растения» (подорожник, мята, чистотел, ромашка аптечная и др.). Дети научились находить отличительные особенности, узнали о пользе этих растений и о применении их в домашних условиях.
Станция «Птичьи кормушки». Знакомство с разными видами птиц, прилетающими на участок: голуби, воробьи, вороны, синицы, сороки. В зимнее время была проведена акция «Покормите птиц», в результате которой дети вместе с родителями изготовили кормушки для птиц, принесли разные виды корма. На основе наблюдений за птицами в течение разного периода времени у детей расширились представления об их внешнем виде, способах поведения, о жизни птиц в природе.
Станция «Насекомые». Здесь осуществлялось наблюдение за муравьями, пчелами, осами, бабочками и др. Благодаря наблюдениям за ними, дети научились их различать и узнали об их жизни в природе (чем питаются, как защищаются, какую пользу приносят). Также дети узнали о правилах поведения в природе и об основах безопасности.
В процессе проектной деятельности развитие ребенка осуществляется по всем образовательным областям, что очень важно, а также через различные формы работы.
Задачи по образовательным областям:
Познавательное развитие. Знакомство с многообразием растений, что растут на территории детского сада, а так же во время экскурсий на природу. Получение представлений об их внешнем строении и способах ухода за ними.
Речевое развитие.
Познавая природу, дети общаются, рассказывают о том, что увидели, узнали и сделали. Устанавливают последовательность природных явлений, причинно - следственные связи, обсуждают предстоящие действия, а это способствует активному развитию связной речи и пополнению словарного запаса.
Художественно – эстетическое развитие.
Наблюдая за красотой природы, дети эмоционально откликаются на прекрасное в окружающем мире, это побуждает детей к творческой деятельности (лепке рисованию, и др.). В дополнение к наблюдениям обязательно рассматривание репродукций картин знаменитых художников с обсуждением и сравнением, где дети опираются на приобретенный ими опыт. Также обязательно чтение художественной литературы, которая воздействует не только на сознание детей, но и на их чувства.
4. Социально – коммуникативное развитие.
Коллективный труд на участке способствует эмоциональной отзывчивости, готовности к совместной деятельности и коммуникации, приобщает к правилам взаимоотношений со сверстниками, а так же формирует трудовые умения и навыки.
Физическое развитие.
Важно еще в дошкольном детстве воспитывать у детей ценностные представления о здоровье, потребность в его укреплении и сохранении.
А чтобы дети вели здоровый образ жизни, важно формировать определенные знания и закреплять полезные привычки с помощью выполнения упражнений.
Реализация проекта проходит через различные виды деятельности в игровой форме. Правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться полного самовыражения детей, активности их действий. Завершается работа презентацией проекта и подведением итогов.
Т. о., внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. [3, с.74]
В детском дошкольном учреждении проводится мониторинг в начале и в конце учебного года с целью определения усвоения детьми образовательной программы в ДОУ по всем образовательным областям. Диагностика проводится для каждого ребенка, отслеживается динамика развития и достижения воспитанников в течение всего года, а также эффективность методов работы. Сбор информации осуществляется при помощи наблюдений, организованные педагогические ситуации, тестовые задания, ответы на поставленные вопросы, анализ художественной и творческой деятельности.
Результат диагностики за 2017 – 2018 уч. год. (средний показатель)
Познавательное развитие: сентябрь – 78%, май – 95%
Речевое развитие: сентябрь – 69%, май – 91%
Художественно – эстетическое развитие: сентябрь – 75 %, май – 90%
Социально – коммуникативное развитие: сентябрь – 80%, май – 99%
Физическое развитие: сентябрь – 65%, май – 94%
Вывод: к концу года дети с высоким показателем освоили все области образовательной программы, исключение составили часто болеющие дети и дети, не регулярно посещающие детское учреждение.
Литература
Бочарова Е. Н. Проектная деятельность в ДОО: первый шаг в большой мир / Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016 – 1490 с.
Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" № 4.- 2004 – 120 с.
Михайлова И. В., Каликова Е. А., Колодяжная М. А. Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая технология / Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — 165 c.