Теория и практика профессиональной подготовки дефектологов
Теория и практика профессиональной подготовки дефектологов
Развитие современного общества и происходящие изменения в
системе образования определяются сегодня гуманистическими
приоритетами. В условиях признания личности любого человека как высшей
ценности и его права на полную реализацию своих возможностей, становится
актуальными проблемы лиц с отклонениями в интеллектуальной, физической, сенсорной, эмоциональной сфер, связанные с обеспечением
полноценного развития, социального интегрирования и социальной
реабилитации этих людей.
В свою очередь, это вызывает рост потребности в
высококвалифицированных специалистах различных дефектологических
специальностей, способных не только к учительской, но и к
реабилитационной, консультативно – диагностической, социально –
педагогической деятельности, подготовленных к осуществлению самых
разных аспектов социальной адаптации и реабилитации лиц с отклонениями
в развитии, основанной на индивидуально – личностном решении проблем и
удовлетворении потребностей каждого имеющегося тот или иной дефект
человека.
В этой связи возникает необходимость в выработке качественно новых
подходов к профессиональной подготовке дефектологов, как одной из
подсистем высшего педагогического образования, удовлетворяющей
общественные потребности в специалистах в области коррекционной
педагогики.
Изучение и анализ научно – теоретических, социально – педагогических
исследований и педагогической практики по данной проблеме позволили
определить безусловную актуальность исследования, что требует
переосмысления имеющегося педагогического опыта и развития новых
педагогических идей и подходов к обучению детей с ограниченными
возможностям здоровья, сменой образовательной парадигмы,
предполагающей приобретение всеми учащимися реальных прав субъектов
образовательного процесса, обеспечивающего им личностное развитие и
способствующего их социализации; с ростом числа детей, не
справляющихся с общеобразовательными программами в обычных условиях,
с одной стороны, и фактическим уровне слабой подготовленности
выпускников педагогических вузов к работе детьми с ОВЗ, с другой.
В современных условиях в любой школе и, практически, любом классе
учатся дети, имеющие ОВЗ. Они нуждаются в особой поддержке со стороны
государства, семьи, педагогов, которые обеспечат им полную и полноценную
интеграцию в общество, позволят не только особым образом осваивать
общеобразовательные программы, но и обрести навыки социальной
адаптации, реализовывать собственную жизненную компетентность.
В этом контексте безусловна приоритетность социально –
педагогического сопровождения со стороны компетентного специалиста,
способного видеть ребенка с проблемами в развитии, готового к
своевременному их выявлению, организации разнообразных форм и видов
помощи с учетом индивидуальных и личностных их особенностей. В этом
состоит социальный заказ на подготовку дефектологов. Анализ научно –
педагогической литературы позволяет констатировать, что проблема
обучения детей с ОВЗ вышла за рамки коррекционного подхода, а поиск
стратегии подготовки специалистов, способных ее решать, приводит нас в
сферу профессиональной подготовки.
Требуют исследования подходы, принципы, цели, средства, условия
улучшения качества подготовки педагогов – дефектологов. Необходимо
определить научно – педагогические основы совершенствования
профессионального образования – переход от квалификационной модели
подготовки специалистов к компетентностной модели, наполненной новым
содержанием и предполагающей формирование профессиональной
компетентности личности специалиста. В настоящее время назрела
необходимость в обосновании новой стратегии и создании модели будущих
подготовки будущих дефектологов, нацеленных на интеграцию
теоретического, практического и социального аспектов подготовки к
осуществлению профессиональной деятельности, развитию способности к
овладению совокупностью ключевых компетенций в ходе учебного процесса.
А также за рамками формального образования через установление
отношений взаимодействия со своими воспитанниками в условиях
разнообразных социально – ориентированных практик.
По мнению Аслаевой Р.Г., школьные службы (психологическая,
коррекционно–педагогическая, социально – педагогическая, медико–
психологическая) нуждаются на сегодняшний день в специалистах, имеющих
новое качество подготовки, обеспеченное сформированными
профессиональными компетенциями. Большинство учителей массовой
общеобразовательной школы, как свидетельствует диагностика, не готово
работать с детьми, имеющими ОВЗ. Не имя специальной подготовки,
педагоги не в состоянии диагностировать истинные проблемы развития
ребенка и считают, что главная причина неуспеваемости учеников – это
нежелание учиться, слабый контроль со стороны родителей др. Следуя
стереотипу мышления, они, как правило, снимают с себя ответственность за
совершенствование методов и приемов обучения детей с ОВЗ. Из этого
следует необходимость научно – теоретического обеспечения процесса
подготовки студентов к работе с детьми с ОВЗ.
Также более того, следствием реформирования российского общества,
происходящего в течение нескольких последних десятилетий, стало
обострение социальных проблем населения, особенно самых незащищенных
его категорий, а именно людей, в том числе и детей, с ОВЗ.
В педагогической теории и практике ведутся поиски интеграции детей с
ОВЗ в школьное сообщество, преодоления их неадекватного личностного
самоопределения. Проблема подготовки специалистов имеет двойственный
характер: с одной стороны, в научном плане она заключается в разработке
методологических основ и концепции профессиональной подготовки
дефектологов. С другой стороны, обсуждаемая проблема имеет
практическую направленность, которая состоит в разработке стратегии
социально – профессиональной подготовки дефектологов. Выявлению и
реализации социально – педагогических условии, обеспечивающих
подготовленность студентов к работе с детьми с ОВЗ, ориентированных на
преодоление их социальной эксклюзии.
Существует потребность в решении проблемы подготовки специалиста
– дефектолога и на научно – методическом уровне – потребность в
устранении противоречий между теорией и практикой. Современный учитель
должен быть многофункционален, обладать высоким уровнем
профессиональной компетентности, быть готовым включиться в
практическую, научно – исследовательскую, методическую деятельность в
реальных условиях образовательной практики, которая нередко ставит перед
ним трудно разрешимые задачи.
Профессиональная деятельность учителя с детьми данной категории
должна быть направлена на коррекцию высших психических функций
(восприятие, память, внимание, мышление и т.п.), оценку уровня
психического развития с точки зрения актуального и потенциального
развития при изучения школьных предметов с отнесением его развития к
условно нормативному. Дефектолог в условиях классно – урочной системы
может провести групповой педагогический эксперимент, дать вероятностный
прогноз дальнейшего развития ребенка, разработать адекватную
коррекционно – развивающую программу, обозначить критерии выделения
категории детей, нуждающихся в педагогической и психологической
помощи. Он также может построить современную педагогическую
классификацию и типологию детей по возможности к обучению, определить
основные принципы и подходы к диагностической и коррекционно –
развивающей работе учителей.
Такие задачи будут требовать от педагога – дефектолога необходимых
профессиональных умений управления коррекционно–воспитательным
процессом, осознание важности этого процесса, отбора коррекционно –
направленного содержания трудового обучения, творческого использования
системы знаний.
Начало своей профессиональной деятельности каждый специалист
начинает со студенческой скамьи. Поэтому для подготовки полноценного
дефектолога важно сознательное и убежденное отношение выпускника
средней школы по выбору будущей специальности. Трудности ориентации
на профессию дефектолога обусловлены ее относительно малой
распространенностью и отсутствием у учащихся представления о характере и
особенностях этой работы. Поверхностное представление о будущей
профессии приводит к попаданию на дефектологические факультеты много
случайных людей.
Первой проблемой в подготовке дефектологов на современном этапе
является проведение полноценной профориентационной работы среди
молодежи. Начали создаваться специальные классы при лицеях и школах с
углубленным изучением дефектологии и педагогики.
Дефектолог должен быть педагогом – профессионалом с современным
мышлением, способным решать нестандартные профессиональные и
жизненные ситуации, умеющим самостоятельно осваивать новое, свободно
ориентироваться в выбранной профессии дефектолога, включать в
творческий процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональная компетентность является основным показателем
квалификации современного специалиста, компетентный специалист должен
не только понимать сущность проблемы, но и уметь решить ее практически в
любых нестандартных условиях с продуктивным выходом.
Профессиональная готовность будущего учителя рассматривается как
целостное образование личности, интегрирующее такие компоненты:
- мотивационный,
- содержательный,
- операционный.
Ядром профессионально – педагогической подготовки учителя –
дефектолога выступает общепедагогическая подготовка, отражающая
единство содержательной и операционной структуры педагогической
деятельности, и тесную связь методологии, теории, методики, практики
единого педагогического процесса.
Система подготовки будущего учителя для работы с детьми с особыми
образовательными потребностями включает в себя следующие блоки:
- общекультурный,
- медико–биологический,
- психолого – педагогический и специальной подготовки.
Готовность к профессиональной деятельности заключается в усвоении
полного состава специальных знаний, профессиональных действий и
социальных отношений, в сформированности и зрелости профессионально
значимых качеств личности; а готовность к коррекционно-педагогической
деятельности представляет собой совокупность когнитивных знаний.
Профессионалу – дефектологу нередко предъявляются самые высокие
требования, которые предполагают полную самоотдачу и актуализацию
ресурсных возможностей. Противоречие между возросшими требованиями
со стороны общества, требованиями к деятельности дефектолога и
сформированными в вузе социально и профессионально важными
качествами личности разрешается в ведущей профессионально –
педагогической деятельности, детерминирующей следующие
психологические новообразования:
- профессиональное самоопределение,
- профессионально важные качества личности,
- профессионально – ценностные ориентации.
Как представители профессии типа «человек-человек» дефектологи,
чтобы быть профессионально успешными, должны развить в себе такие
профессионально значимые умения и качества личности, как:
- рефлексивность,
- интерес к другому человеку,
- стремление к общению,
- коммуникабельность,
- доброжелательность,
- бесконфликтность,
- децентрацию,
- хорошую саморегуляцию,
- эмоциональную устойчивость при длительных контактах с людьми,
- адаптивность,
- произвольность поведения,
- способность оказывать эмоциональное воздействие,
- эмпатичность,
- отзывчивость,
- выдержку,
- собранность,
- пунктуальность.
В качестве основных организационных принципов работы дефектолога
следует выделить следующие:
1. Использование комплексного подхода к диагностике, коррекции и
реабилитации.
2. Осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений.
3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на
основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».
4.Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов,
характер которого определяется структурой нарушения и первоочередными
задачами коррекционного воздействия.
5. Организация динамического наблюдения за развитием учащегося, которое
проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения
соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития ребенка.
6. Систематическое проведение соотносительного анализа состояния
сформированности учебных знаний, умений, навыков и психофизического
развития ребенка.
Содержание деятельности учителя – дефектолога обеспечивает решение
следующих задач:
- выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных
трудностей ребенка;
- составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка в
условиях взаимодействия специалистов ПМПК;
- динамическое развитие уровня умственного развития детей и результатов
коррекционного воздействия:
- отслеживание соответствия выбранной программ, форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы учителя – дефектолога: диагностическое, коррекционное, аналитическое, консультативно – просветительское и профилактическое, организационно – методическое.
Система российского образования на современном этапе развития
общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой
исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе
образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге.
Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике
основных нововведений. И для успешного введения в практику различных
инноваций, для реализации поставленных перед ним задач педагог должен
обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.
Профессиональная деятельность в условиях реализации Федеральных
государственных образовательных стандартов предъявляет повышенные
требования к уровню квалификации педагогических работников
образовательного учреждения в соответствии с квалификационной
характеристикой по соответствующей должности. В ее структуру входят
базовые знания, умения, навыки, необходимые и достаточные для того,
чтобы действовать.
Очевидно, что в динамичном, развивающемся обществе невозможно раз и
навсегда достичь нужного уровня квалификации. Отсюда вытекает
необходимость повышения квалификации как формы ценностно –
смыслового, содержательного и технологического обогащения системы
профессиональной деятельности.
Все это свидетельствует о том, что в современных условиях
реформирования школьной образовательной системы в России углубляется
противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной
компетентности педагогов.
В качестве показателей готовности педагогов к развитию своей
профессиональной компетентности можно выделить:
- высокий уровень мотивации к преобразованию профессиональной
педагогической деятельности;
- адаптивность к изменениям в профессиональной педагогической среде
(перестройка своей деятельности в связи с появлением изменений в школьном образовании расширение вариативности образовательных услуг);
- способность выйти на надситуативный уровень в решении
педагогических ситуаций; к постановке вариативных и комплексных целей
профессионально–педагогической деятельности и поиску способов их
решения посредством планирования педагогических задач;
- способность осваивать новые профессиональной компетенции, обновлять
формы и методы педагогической деятельности;
- умение анализировать собственную профессионально – педагогическую
деятельность и перестраивать ее на основе освоения новой учебной и
научной информации;
- умение решать профессиональные педагогические задачи не по
стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации.
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного,
свободно мыслящего, активно действующего педагога в связи с
возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.
В образовательном учреждении главным в методической работе является
оказание реальной, действенной помощи, как всему педагогическому
коллективу в целом, так и конкретно каждому педагогу. Таким образом,
реализуется принцип дифференциации в повышении квалификации
педагогических работников. Главным показателем эффективности считается
то, что каждый педагог школы является успешной личностью, стремится к
профессиональному росту.