Теория и практика профессиональной подготовки дефектологов

Развитие современного общества и происходящие изменения в

системе образования определяются сегодня гуманистическими

приоритетами. В условиях признания личности любого человека как высшей

ценности и его права на полную реализацию своих возможностей, становится

актуальными проблемы лиц с отклонениями в интеллектуальной, физической, сенсорной, эмоциональной сфер, связанные с обеспечением

полноценного развития, социального интегрирования и социальной

реабилитации этих людей.

В свою очередь, это вызывает рост потребности в

высококвалифицированных специалистах различных дефектологических

специальностей, способных не только к учительской, но и к

реабилитационной, консультативно – диагностической, социально –

педагогической деятельности, подготовленных к осуществлению самых

разных аспектов социальной адаптации и реабилитации лиц с отклонениями

в развитии, основанной на индивидуально – личностном решении проблем и

удовлетворении потребностей каждого имеющегося тот или иной дефект

человека.

В этой связи возникает необходимость в выработке качественно новых

подходов к профессиональной подготовке дефектологов, как одной из

подсистем высшего педагогического образования, удовлетворяющей

общественные потребности в специалистах в области коррекционной

педагогики.

Изучение и анализ научно – теоретических, социально – педагогических

исследований и педагогической практики по данной проблеме позволили

определить безусловную актуальность исследования, что требует

переосмысления имеющегося педагогического опыта и развития новых

педагогических идей и подходов к обучению детей с ограниченными

возможностям здоровья, сменой образовательной парадигмы,

предполагающей приобретение всеми учащимися реальных прав субъектов

образовательного процесса, обеспечивающего им личностное развитие и

способствующего их социализации; с ростом числа детей, не

справляющихся с общеобразовательными программами в обычных условиях,

с одной стороны, и фактическим уровне слабой подготовленности

выпускников педагогических вузов к работе детьми с ОВЗ, с другой.

В современных условиях в любой школе и, практически, любом классе

учатся дети, имеющие ОВЗ. Они нуждаются в особой поддержке со стороны

государства, семьи, педагогов, которые обеспечат им полную и полноценную

интеграцию в общество, позволят не только особым образом осваивать

общеобразовательные программы, но и обрести навыки социальной

адаптации, реализовывать собственную жизненную компетентность.

В этом контексте безусловна приоритетность социально –

педагогического сопровождения со стороны компетентного специалиста,

способного видеть ребенка с проблемами в развитии, готового к

своевременному их выявлению, организации разнообразных форм и видов

помощи с учетом индивидуальных и личностных их особенностей. В этом

состоит социальный заказ на подготовку дефектологов. Анализ научно –

педагогической литературы позволяет констатировать, что проблема

обучения детей с ОВЗ вышла за рамки коррекционного подхода, а поиск

стратегии подготовки специалистов, способных ее решать, приводит нас в

сферу профессиональной подготовки.

Требуют исследования подходы, принципы, цели, средства, условия

улучшения качества подготовки педагогов – дефектологов. Необходимо

определить научно – педагогические основы совершенствования

профессионального образования – переход от квалификационной модели

подготовки специалистов к компетентностной модели, наполненной новым

содержанием и предполагающей формирование профессиональной

компетентности личности специалиста. В настоящее время назрела

необходимость в обосновании новой стратегии и создании модели будущих

подготовки будущих дефектологов, нацеленных на интеграцию

теоретического, практического и социального аспектов подготовки к

осуществлению профессиональной деятельности, развитию способности к

овладению совокупностью ключевых компетенций в ходе учебного процесса.

А также за рамками формального образования через установление

отношений взаимодействия со своими воспитанниками в условиях

разнообразных социально – ориентированных практик.

По мнению Аслаевой Р.Г., школьные службы (психологическая,

коррекционно–педагогическая, социально – педагогическая, медико–

психологическая) нуждаются на сегодняшний день в специалистах, имеющих

новое качество подготовки, обеспеченное сформированными

профессиональными компетенциями. Большинство учителей массовой

общеобразовательной школы, как свидетельствует диагностика, не готово

работать с детьми, имеющими ОВЗ. Не имя специальной подготовки,

педагоги не в состоянии диагностировать истинные проблемы развития

ребенка и считают, что главная причина неуспеваемости учеников – это

нежелание учиться, слабый контроль со стороны родителей др. Следуя

стереотипу мышления, они, как правило, снимают с себя ответственность за

совершенствование методов и приемов обучения детей с ОВЗ. Из этого

следует необходимость научно – теоретического обеспечения процесса

подготовки студентов к работе с детьми с ОВЗ.

Также более того, следствием реформирования российского общества,

происходящего в течение нескольких последних десятилетий, стало

обострение социальных проблем населения, особенно самых незащищенных

его категорий, а именно людей, в том числе и детей, с ОВЗ.

В педагогической теории и практике ведутся поиски интеграции детей с

ОВЗ в школьное сообщество, преодоления их неадекватного личностного

самоопределения. Проблема подготовки специалистов имеет двойственный

характер: с одной стороны, в научном плане она заключается в разработке

методологических основ и концепции профессиональной подготовки

дефектологов. С другой стороны, обсуждаемая проблема имеет

практическую направленность, которая состоит в разработке стратегии

социально – профессиональной подготовки дефектологов. Выявлению и

реализации социально – педагогических условии, обеспечивающих

подготовленность студентов к работе с детьми с ОВЗ, ориентированных на

преодоление их социальной эксклюзии.

Существует потребность в решении проблемы подготовки специалиста

дефектолога и на научно – методическом уровне – потребность в

устранении противоречий между теорией и практикой. Современный учитель

должен быть многофункционален, обладать высоким уровнем

профессиональной компетентности, быть готовым включиться в

практическую, научно – исследовательскую, методическую деятельность в

реальных условиях образовательной практики, которая нередко ставит перед

ним трудно разрешимые задачи.

Профессиональная деятельность учителя с детьми данной категории

должна быть направлена на коррекцию высших психических функций

(восприятие, память, внимание, мышление и т.п.), оценку уровня

психического развития с точки зрения актуального и потенциального

развития при изучения школьных предметов с отнесением его развития к

условно нормативному. Дефектолог в условиях классно – урочной системы

может провести групповой педагогический эксперимент, дать вероятностный

прогноз дальнейшего развития ребенка, разработать адекватную

коррекционно – развивающую программу, обозначить критерии выделения

категории детей, нуждающихся в педагогической и психологической

помощи. Он также может построить современную педагогическую

классификацию и типологию детей по возможности к обучению, определить

основные принципы и подходы к диагностической и коррекционно –

развивающей работе учителей.

Такие задачи будут требовать от педагога – дефектолога необходимых

профессиональных умений управления коррекционно–воспитательным

процессом, осознание важности этого процесса, отбора коррекционно –

направленного содержания трудового обучения, творческого использования

системы знаний.

Начало своей профессиональной деятельности каждый специалист

начинает со студенческой скамьи. Поэтому для подготовки полноценного

дефектолога важно сознательное и убежденное отношение выпускника

средней школы по выбору будущей специальности. Трудности ориентации

на профессию дефектолога обусловлены ее относительно малой

распространенностью и отсутствием у учащихся представления о характере и

особенностях этой работы. Поверхностное представление о будущей

профессии приводит к попаданию на дефектологические факультеты много

случайных людей.

Первой проблемой в подготовке дефектологов на современном этапе

является проведение полноценной профориентационной работы среди

молодежи. Начали создаваться специальные классы при лицеях и школах с

углубленным изучением дефектологии и педагогики.

Дефектолог должен быть педагогом – профессионалом с современным

мышлением, способным решать нестандартные профессиональные и

жизненные ситуации, умеющим самостоятельно осваивать новое, свободно

ориентироваться в выбранной профессии дефектолога, включать в

творческий процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональная компетентность является основным показателем

квалификации современного специалиста, компетентный специалист должен

не только понимать сущность проблемы, но и уметь решить ее практически в

любых нестандартных условиях с продуктивным выходом.

Профессиональная готовность будущего учителя рассматривается как

целостное образование личности, интегрирующее такие компоненты:

- мотивационный,

- содержательный,

- операционный.

Ядром профессионально – педагогической подготовки учителя –

дефектолога выступает общепедагогическая подготовка, отражающая

единство содержательной и операционной структуры педагогической

деятельности, и тесную связь методологии, теории, методики, практики

единого педагогического процесса.

Система подготовки будущего учителя для работы с детьми с особыми

образовательными потребностями включает в себя следующие блоки:

- общекультурный,

- медико–биологический,

- психолого – педагогический и специальной подготовки.

Готовность к профессиональной деятельности заключается в усвоении

полного состава специальных знаний, профессиональных действий и

социальных отношений, в сформированности и зрелости профессионально

значимых качеств личности; а готовность к коррекционно-педагогической

деятельности представляет собой совокупность когнитивных знаний.

Профессионалу – дефектологу нередко предъявляются самые высокие

требования, которые предполагают полную самоотдачу и актуализацию

ресурсных возможностей. Противоречие между возросшими требованиями

со стороны общества, требованиями к деятельности дефектолога и

сформированными в вузе социально и профессионально важными

качествами личности разрешается в ведущей профессионально –

педагогической деятельности, детерминирующей следующие

психологические новообразования:

- профессиональное самоопределение,

- профессионально важные качества личности,

- профессионально – ценностные ориентации.

Как представители профессии типа «человек-человек» дефектологи,

чтобы быть профессионально успешными, должны развить в себе такие

профессионально значимые умения и качества личности, как:

- рефлексивность,

- интерес к другому человеку,

- стремление к общению,

- коммуникабельность,

- доброжелательность,

- бесконфликтность,

- децентрацию,

- хорошую саморегуляцию,

- эмоциональную устойчивость при длительных контактах с людьми,

- адаптивность,

- произвольность поведения,

- способность оказывать эмоциональное воздействие,

- эмпатичность,

- отзывчивость,

- выдержку,

- собранность,

- пунктуальность.

В качестве основных организационных принципов работы дефектолога

следует выделить следующие:

1. Использование комплексного подхода к диагностике, коррекции и

реабилитации.

2. Осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений.

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на

основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».

4.Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов,

характер которого определяется структурой нарушения и первоочередными

задачами коррекционного воздействия.

5. Организация динамического наблюдения за развитием учащегося, которое

проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения

соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития ребенка.

6. Систематическое проведение соотносительного анализа состояния

сформированности учебных знаний, умений, навыков и психофизического

развития ребенка.

Содержание деятельности учителя – дефектолога обеспечивает решение

следующих задач:

- выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных

трудностей ребенка;

- составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка в

условиях взаимодействия специалистов ПМПК;

- динамическое развитие уровня умственного развития детей и результатов

коррекционного воздействия:

- отслеживание соответствия выбранной программ, форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы учителя – дефектолога: диагностическое, коррекционное, аналитическое, консультативно – просветительское и профилактическое, организационно – методическое.

Система российского образования на современном этапе развития

общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой

исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе

образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге.

Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике

основных нововведений. И для успешного введения в практику различных

инноваций, для реализации поставленных перед ним задач педагог должен

обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.

Профессиональная деятельность в условиях реализации Федеральных

государственных образовательных стандартов предъявляет повышенные

требования к уровню квалификации педагогических работников

образовательного учреждения в соответствии с квалификационной

характеристикой по соответствующей должности. В ее структуру входят

базовые знания, умения, навыки, необходимые и достаточные для того,

чтобы действовать.

Очевидно, что в динамичном, развивающемся обществе невозможно раз и

навсегда достичь нужного уровня квалификации. Отсюда вытекает

необходимость повышения квалификации как формы ценностно –

смыслового, содержательного и технологического обогащения системы

профессиональной деятельности.

Все это свидетельствует о том, что в современных условиях

реформирования школьной образовательной системы в России углубляется

противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной

компетентности педагогов.

В качестве показателей готовности педагогов к развитию своей

профессиональной компетентности можно выделить:

- высокий уровень мотивации к преобразованию профессиональной

педагогической деятельности;

- адаптивность к изменениям в профессиональной педагогической среде

(перестройка своей деятельности в связи с появлением изменений в школьном образовании расширение вариативности образовательных услуг);

- способность выйти на надситуативный уровень в решении

педагогических ситуаций; к постановке вариативных и комплексных целей

профессионально–педагогической деятельности и поиску способов их

решения посредством планирования педагогических задач;

- способность осваивать новые профессиональной компетенции, обновлять

формы и методы педагогической деятельности;

- умение анализировать собственную профессионально – педагогическую

деятельность и перестраивать ее на основе освоения новой учебной и

научной информации;

- умение решать профессиональные педагогические задачи не по

стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации.

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного,

свободно мыслящего, активно действующего педагога в связи с

возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.

В образовательном учреждении главным в методической работе является

оказание реальной, действенной помощи, как всему педагогическому

коллективу в целом, так и конкретно каждому педагогу. Таким образом,

реализуется принцип дифференциации в повышении квалификации

педагогических работников. Главным показателем эффективности считается

то, что каждый педагог школы является успешной личностью, стремится к

профессиональному росту.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Теги публикации
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации