Доклад «Теория музыкального образования»
ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Сущность теории музыкального образования
Теория музыкального воспитания школьников рассматривается как система научных знаний и понятий о законах детского музыкального развития, воспитании его эстетических чувств в процессе ознакомления с музыкой и формировании эстетического сознания. Теория музыкального образования является частью общей системы педагогических наук и занимает определенное место в ней. Теория музыкального воспитания школьников также является частью школьной педагогики. посвященный воспитанию ребенка от 6 до 15 лет. Эта область эстетического воспитания, законы которой распространяются на всю художественную и музыкальную деятельность человека.
В современной педагогической науке эстетическое воспитание школьников через музыкальное искусство трактуется неоднозначно. С одной стороны, подтверждается важность эстетического воспитания в формировании внутреннего мира каждого школьника, в формировании его личности. С другой стороны, некоторые авторы ставят под сомнение исторически сложившееся отношение к искусству как методу обучения. В настоящее время образовательная ценность искусства стала очень важной.
Печальным подтверждением этого являются данные социологического исследования - смещение эстетических потребностей, духовных ценностей в последних местах в иерархии основных компонентов содержания молодежного сознания. Причины этого явления отмечены педагогическими практиками в педагогических журналах: прибыльный прагматизм и вычислительные навыки, рациональность и черствость, невнимание к соседу и к человеку в целом, пренебрежение моральными ценностями. Ребенок воспринимает все это из видеофильмов, мультфильмов, компьютерных игр. Поэтому важно понять роль направления развития человека. Сегодня статус предмета «Музыка» в школе меняется. На это повлиял переход от уроков овладения узкими техническими навыками к урокам, направленным на развитие личности, творческие способности ученика.
Уже развитый опыт музыкальной педагогики раскрывает две функции музыкального образования.
Первая функция классическая: формирование музыкальной культуры личности, достижение уровня духовных и моральных ценностей и универсальных гуманистических убеждений. Творческое развитие и образное мышление являются сопутствующими качествами, приобретенными в опыте общения с музыкальным искусством.
Вторая функция прагматична, что определяет потребность в творческом специалисте. Поэтому в настоящее время развитие способностей к творчеству и творческому и конструктивному мышлению, объединяющему средства искусства, объясняет взаимосвязь специальных методов достижения практических целей некоммутативного музыкального образования. Роль способности человека синтезировать и обобщать увеличивается.[5, c.129]
Важными факторами, активизирующими процесс творческой деятельности, являются развитие воображения, способность сравнивать гетерогенный материал, способность гармонизировать мир, воспринимать его картину в целом. Эти способности развиваются у человека прежде всего в эстетическом цикле.
Теория музыкального образования подразумевает взаимосвязь с педагогикой, психологией и физиологией детей школьного возраста, а также с эстетикой и специальными историческими и теоретическими дисциплинами (история и теория музыки, гармония, полифония, инструменты и т.д.). Точками связи с этими научными областями являются основные концептуальные положения об эстетической сущности музыкального искусства и его значимости в музыкальном и эстетическом развитии школьников.
Проблемы музыкальной психологии как методологической основы музыкального образования и образования были разработаны в работах Б.М.Теплова, Е.В. Насайкинский, В.В. Медушевский, Г. Тарасов, К.В. Тарасова. Наиболее развитая область музыкального образования и образования - это именно психология музыкального восприятия в трудах БЛ.Яворский, Б.В. Асафьева, Ю.Н. Тюлина, Л.А. Мазель, Э.В. Насайкинский, М.П. Блинова, В.В. Медушевский, С.М. Беляевой. В последние годы эта проблема была разработана учителями Н.А. Ветлугина, Ю.Б. Алиев, В.К.Белобородова. Психологической основой для обучения музыке всегда было развитие наблюдения, зависимость от детского опыта, развитие слухового воображения, накопление музыкального опыта.
Музыкальный опыт формировался не только путем обогащения сознания музыкально-слуховыми впечатлениями и представлениями, но и путем ассимиляции музыкально-исторических и музыкально-теоретических знаний, развития ассоциативно-художественных (связанных с другими искусствами) и ассоциативных жизненных концепций, вызванное восприятием музыки. Опыт прослушивания был сформирован на основе музыкальных и культурных знаний. В то же время музыка воспринималась как язык и средство общения.
Важный вклад в теорию и методологию восприятия музыки внесли академик, композитор Б. В. Асафьев. Многие аспекты его музыкальной и теоретической концепции составляют неотъемлемую часть теоретической основы современных методов музыкального образования в школе. Его методика интонации, интерпретация взаимосвязи между процессами восприятия и логической организации музыкального произведения и динамическое изучение музыкальной формы имеют методологическое значение для музыкального воспитания школьников. Очень важно утверждать центральное положение Асафьева восприятия в их социокультурных связях и отношениях. Ориентация на активное, когнитивное восприятие, связанное с социальным опытом личности, в теории музыкального образования актуальна и по сей день.
В течение многих лет музыкальное образование школьников изучалось композитором, педагогом, общественным деятелем Д.Б. Кабалевский. В своей популяризирующей деятельности, рассказывая детям о музыке, он придавал большое значение интегральной характеристике музыкальных произведений, основное внимание уделялось их эмоционально-образному содержанию, особенностям развития музыкальных образов, комплексу выразительных средств. Для Кабалевского было важно показать, какова общая идея композитора, автора произведения. Какой музыкальный смысл он воплощает, в каких условиях была создана работа, то есть приближает его к реальной жизни.
Д.Б. Кабалевский раскрыл основные свойства музыки, жанровые особенности музыкальных тем, интонацию и принципы музыкального развития, важность музыкальных средств для создания образной структуры произведения - все это сегодня методологическая основа для музыкального воспитания и воспитания детей, а также развитие научных основ образования - музыковедения и дидактики. [3, c. 56]
Важными вопросами музыкальной педагогики являются вопросы, связанные с развитием специальных музыкальных способностей школьников, знание музыкальных потребностей и эмоциональной сферы ребенка, музыкальная диагностика как средство различения и проверки точности музыкального уха, объем музыкальной памяти , принося ощущение ритма и гармонии детей. И еще один вопрос о музыкальной педагогике, основанный на принципе эмпатии. Исходя из идеи гуманитаризации предмета, он адресован раскрытию его содержания на уровне личного значения, где важно двигаться не только от неизвестного до известного, но и от известного к значительное. Здесь цель диады должна быть реализована таким образом: знание - смысл. В этом случае качественные характеристики отношения «субъект-субъект», т. Е. Отношения между учителем и учеником.
Все это, очевидно, должно основываться на принципе: от обучения до овладения знаниями как личной ценности.
Для теории музыкального образования также важны социологические исследования в области музыкального искусства, связанные с идентификацией музыкальных вкусов слушателей в зависимости от их возраста, уровня образования, пола и региона. Зная социологические характеристики аудитории своих детей, учитель музыки сможет правильно организовать свою педагогическую деятельность.
Развитие музыкальной культуры школьников является главной целью музыкального образования и воспитания. Проблема личной культуры рассматривается представителями различных областей: философии, культуры, искусства, педагогики и музыковедения. Таким образом, важные аспекты феномена культуры раскрыты в работах Л.Н. Коган, Э.В. Соколова Г.А. Гонтарева. Они рассматривали культуру личности как многогранное явление, которое оказывает значительное влияние на экономические, политические, социальные и духовные процессы общественной жизни и определяет важные критерии культуры личности:
1) его универсальные человеческие представления о ценности жизни, человека и общества;
2) отношение индивида к культурному опыту всех поколений человечества;
3) участие человека в творчестве, в создании новых материальных и духовных ценностей;
4) стабильность состояния человека, его ориентация на определенные значения.[4, c.84]
Основными принципами теории музыкального образования являются такие положения возрастной психологии, как признание ведущей роли деятельности и общения в развитии личности ученика, или, например, преобладание сенсорного познания в начальной школе.
Основу теории музыкального образования составляют общие педагогические методы исследования как способ решения исследовательских задач: наблюдения, методы опроса, а также педагогический эксперимент.
Метод наблюдения предполагает, согласно руководящим принципам общей педагогики, либо прямое восприятие исследователем изучаемых процессов музыкального воспитания школьников, либо косвенное восприятие определенных показателей. Вы можете следить за ситуацией либо с нейтральной позиции, либо с позиции руководителя педагогического процесса. В обоих случаях материалы наблюдения должны регистрироваться в протоколах посредством видеозаписи, аудиозаписи. Условия проведения такого исследования - продолжительный, систематический, объективный и массовый характер.[4, c. 86]
Метод наблюдения дополняется методами опроса, который позволяет выявлять не только появление педагогических факторов, но и внутренних процессов. Методы опроса включают беседу (с открытой или скрытой регистрацией ответов респондентов), опрос (контакт или переписка), тестирование (открытое - без предварительно сформулированных ответов, закрытое - предложение нескольких ответов на выбор, смешанное), интервью.
Основным методом исследований в области музыкального образования является педагогический эксперимент - экспериментальный тест гипотезы. В соответствии с общими педагогическими принципами выделяются следующие этапы эксперимента: идентификация - идентификация фактического состояния исследуемого объекта, тестирование - апробация гипотезы, созданной в процессе понимания проблемы, формирование - построение нового педагогический феномен.
2. Цели и задачи музыкального образования в школе
Высшей целью школьного музыкального образования является передача ценного духовного опыта поколений, сосредоточенного в музыкальном искусстве в его наиболее полной и всеобъемлющей форме и развитие на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.
Основным средством достижения этой цели являются постоянные и систематические встречи студентов с музыкой, развитие на этой основе потребности в высоких стандартах художественного творчества.
Задачами музыкального воспитания и воспитания на уроках музыки в современной школе являются:
• формирование музыкальной культуры школьников, которая включает в себя создание социального и художественного опыта, процесс его формирования, развитие широты и социально значимого направления личного музыкального и эстетического вкуса;
• приобретение детьми системы базовых знаний, навыков и методов музыкальной деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего независимого знакомства с музыкой, музыкальным самообразованием и самообразованием;
• развитие музыкальных способностей, пение голоса, знание и навыки в области музыки, в том числе музыкальные, грамотные;
• приобретение духовной автономии, развитие духа от безликих «мы» к формированию духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры;
• Улучшение эмоциональной сферы детей, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интерес и любовь к художественной музыке, желание слушать и исполнять ее;
• формирование «национальной широты» музыкального вкуса - желание послушать образцы национальной музыки разных народов, желание изучать иностранную музыку в ее аутентичных, фольклорных узорах и в организации профессиональных композиторов (как средство эстетики усвоение духовной культуры другого народа);
• Вовлечение детей в «золотой фонд» народных, классических и современных песен, формирование интереса и любви к пению, хоровое исполнение;
• развитие способности общаться с образцами современной музыки (в их взаимосвязи с классическим музыкальным наследием), чтобы испытать эту потребность;
• активизация социально полезной ориентации музыкальных уроков для использования репертуара, знаний и навыков, приобретенных в классах и уроках, в деятельности детского коллектива, по-своему, в свободное время;
• приобретение детьми (в основном в школьные годы) знаний и навыков использования различных технических средств, средств массовой информации, справочной и другой специализированной литературы в независимом знакомстве с музыкой.[6, c. 211]
Важнейшим направлением музыкального знания является формирование с их помощью нравственных, эстетических и художественных качеств личности, необходимых молодым гражданам и патриотам России.
Развивается принцип обсуждения, определенный «конфликт», диалог в проведении музыкальных уроков. Использование дискуссии в музыкальной работе, музыкальном направлении (романтизм, современность, поп-музыка или рок-музыка и т.д.) Заключается в самом процессе «поиска вслух», а не в поиске единственного истинного ответа, который подходит всем.
Задача обсуждения на уроке музыки состоит в том, чтобы определить ваше собственное личное мнение о предмете.
Предложенная концепция музыкального воспитания детей в значительной степени поглотила то, что накапливается в русской музыкальной педагогике (дореволюционные и последующие годы). Его основные моменты не представляют собой нечто совершенно неизвестное опытной музыке: здесь принципы образования, связь музыкальных исследований с жизнью, принцип единства эмоционального и сознательного, художественного и технического в музыкальном образовании, основные дидактические принципы.
Однако раскрытие этих принципов на практике в школе требует немного другого подхода, чем раньше:
• постоянное выполнение задач комплексного музыкального воспитания каждого ребенка в последовательном усложнении содержания музыкального образования от одной возрастной группы детей к другой;
• понимание лидером музыки, учителем, который обогащает ученика даже самым элементарным пением, не говоря уже о главном репертуаре пения, слушании музыки и игре на инструментах;
• Реализация требований к музыкальному репертуару, с которым взрослый приходит к детям: художественная ценность (или анти-фантастика, если необходимо учитывать это явление), содержание, отражение в музыке тех феноменов, которые не только близки и понятны детям, но также «способствуют» их музыкальному развитию, обогащают общий взгляд, формируют художественные интересы, вкусы и потребности. [2, c. 44-45]
У учителя-музыканта всегда нет времени на музыкальные уроки, и поэтому каждая минута урока драгоценна. Важно, чтобы занятия и уроки не были пустыми и формальными, чтобы они постоянно «попадали в цель».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М.: Академия, 2014. 336 с.
2. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика. – М., 2005
3. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. – М: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. – 352 с.
4.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2006. 367с.
5. Самарин В. А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
6. Слабодчикова Т.Г. Хоровое пение в современном мире /Материалы международной конференции «Культура. Наука. Творчество», Минск: Наука. 2008. 342 с.