Тест для промежуточной аттестации по биологии в 11 классе по УМК И.Н, Пономаревой
Тест для промежуточной аттестации учащихся по учебнику Пономаревой И.Н.
11 класс II полугодие
теста для промежуточной аттестации учащихся по учебнику Пономаревой И.Н. в 11 КЛАССЕ
(II полугодие)
Цель проведения: выявить уровень освоения учащимися учебного материала курса "Общая биология" по итогам II полугодия.
Тест составлен по темам: «Клеточный уровень жизни», «Молекулярный уровень жизни», к учебнику – Биология: базовый уровень/ И.Н. Пономарева И.Н.-М.: Вентана-Граф, 2014.
Ориентировочное время выполнения промежуточной контрольной работы-60 минут.
Темы «Клеточный уровень жизни», «Молекулярный уровень жизни» изучаются во II полугодии 11 класса.
В ходе изучения темы «Клеточный уровень жизни» обучающиеся изучают строение клетки и ее структурных компонентов, деление клетки.
В ходе изучения темы «Молекулярный уровень жизни» изучаются основные химические соединения живой материи, процессы синтеза в живых клетках.
Для надёжного определения уровня усвоения теоретического материала каждым учеником целесообразно применение тестового контроля.поскольку, тестирование является качественным и объективным способом оценивания знаний обучающихся.
Задачи тестирования: проверить усвоение учащимися содержания тем «Клеточный уровень жизни», «Молекулярный уровень жизни»
Критерии оценивания теста.
Все задания разделены по уровням сложности.
Задания базового уровня соответствуют минимуму содержания биологического образования и требованиям к уровню подготовки выпускников. Они составлены в соответствии со стандартом среднего биологического образования. К каждому заданию приводятся варианты ответов, из которых только один верный. За верное выполнение каждого такого задания выставляется по 1 баллу.
Задания повышенного уровня направлены на проверку освоения учащимися более сложного содержания. Они содержат задания с выбором нескольких ответов из приведенных, на установление соответствия. За верное выполнение каждого такого задания выставляется по 2 балла.
Задание части С включает задание со свободным ответом. За верное выполнение задания выставляется 2 балла.
Структура работы:
1) По содержанию работа включает следующие блоки:
Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе
Многообразие клеток. Ткани
Строение клетки
Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.
Особенности клеток прокариот и эукариот
Деление клетки – митоз и мейоз. Особенности образования половых клеток
Клеточная теория
Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе
Основные химические соединения живой материи
Структура и функции нуклеиновых кислот
Процессы синтеза в живых клетках
2) По уровням заданий работа позволяет выявить усвоение материала на базовом, повышенном и высоком уровнях.
3) По формам тестовых заданий работа состоит из тестов с выбором одного верного варианта ответа, с выбором нескольких ответов из приведенных, на установление соответствия, открытого типа с полным развернутым ответом.
Распределение заданий работы по содержанию:
Блоки | Номера тестовых заданий | Число заданий | Процент заданий на данный блок |
Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе | 1 | 1 | 4 % |
Многообразие клеток. Ткани | 3 | 1 | 4 % |
Строение клетки | 4 | 1 | 4 % |
Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы | 5,9 | 2 | 8 % |
Особенности клеток прокариот и эукариот | 10,11,12,24 | 4 | 15 % |
Деление клетки – митоз и мейоз. Особенности образования половых клеток | 6,7,8,23 | 4 | 15 % |
Клеточная теория | 15,18,21 | 3 | 12 % |
Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе | 2 | 1 | 4 % |
Основные химические соединения живой материи | 13,14 | 2 | 8 % |
Структура и функции нуклеиновых кислот | 16,17,22,25 | 4 | 15 % |
Процессы синтеза в живых клетках | 19,20,26 | 3 | 12 % |
Распределение заданий работы по частям.
№ | Части работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Тип задания |
1 | Часть 1 1-20 | 20 | 20 | С выбором одного ответа |
2 | Часть 1 21-25 | 5 | 10 | С выбором нескольких ответов из приведенных, на установление соответствия |
3 | Часть 2 26 | 1 | 2 | С развернутым ответом |
| Итого | 26 | 32 | |
Распределение заданий работы по уровню сложности:
Уровень сложности заданий | Номера тестовых заданий | Число заданий | Процент заданий на данный уровень сложности |
Базовый | 1-20 | 20 | 77% |
Повышенный | 21-25 | 5 | 19% |
Высокий | С1 | 1 | 4% |
Вариант 1
Инструкция по выполнению работы
Работа состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий. Часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение контрольной работы по биологии отводится 1 час (60 минут).
Ответы к заданиям 1–20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям 21–25 записываются в виде последовательности цифр.
Задание 26 требует развёрнутого ответа. Укажите номер задания и запишите полный развёрнутый ответ на него.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответом к заданиям 1–20 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. |
1.Зеленая эвглена, совмещающая признаки растений и животных, — пример уровня организации
1) популяционно-видового 2) организменного
3) биогеоценотического 4) молекулярного
2. Процесс «трансляции» наследственной информации происходит на уровне организации жизни
1) клеточном 2) организменном 3) биогеоценотическом 4) молекулярном
3. Клетку считают структурной единицей живого, так как,
1) в процессе мейоза образуются четыре дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом
2) организм состоит из клеток
3) в клетке происходят основные процессы жизнедеятельности
4) клетки размножаются делением.
4. Цитоплазма в клетке НЕ принимает участия в
1) транспорте веществ 2) размещении органоидов
3) биосинтезе ДНК 4) осуществлении связи между органоидами
5. Характерной особенностью всех прокариотических клеток является
1) наличие хлорофилла 2) круглая форма
3) передвижение с помощью жгутиков 4) присутствие одной кольцевой молекулы ДНК
6. Период подготовки клетки к делению называется
1) интерфаза 2) митотический цикл
3) жизненный цикл 4) клеточный цикл
7. В дочерних клетках при митозе происходит
1) уменьшение числа хромосом вдвое
2) расхождение гомологичных хромосом
3) равномерное распределение хромосом
4) образование ядер с разным числом хромосом
8. С каким набором генетического материала клетка вступает во второе мейотическое деление?
1) n2c 2) nc 3) 2n4c 4) 2n2c
9. Какую функцию выполняет в клетке хромосома
1) фотосинтеза 2) биосинтеза белка
3) фагоцитоза 4) носителя наследственной информации
10. По способу питания подавляющее большинство бактерий
1) автотрофы 2) сапротрофы 3) хемотрофы 4) симбионты
11. Некоторые виды бактерий способны длительное время сохранять жизнеспособность, так как они
1) при наступлении неблагоприятных условий образуют споры
2) имеют микроскопические размеры
3) вступают в симбиоз с другими организмами
4) питаются, как правило, готовыми органическими веществами
12. Выберите простейшее, которое может питаться как растение
1) инфузория-туфелька 2) цианобактерия
3) обыкновенная амеба 4) зеленая эвглена
13. Какие вещества синтезируются в клетках человека из аминокислот
1) фосфолипиды 2) углеводы 3) витамины 4) белки
14. Живые организмы нуждаются в азоте, так как он служит
1) главным составным компонентом белков и нуклеиновых кислот
2) основным источником энергии
3) главным структурным компонентом жиров и углеводов
4) основным переносчиком кислорода
15. Из приведенных формулировок укажите положение клеточной теории
1) Оплодотворение — это процесс слияния мужской и женской гамет
2) Каждая новая дочерняя клетка образуется в результате деления материнской
3) Аллельные гены в процессе митоза оказываются в разных клетках
4) Развитие организма с момента оплодотворения яйцеклетки до смерти организма называют онтогенезом
16. При расщеплении нуклеиновых кислот образуются молекулы
1) глюкозы 2) жирных кислот и глицерина 3) аминокислот 4) нуклеотидов
17. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 30% от общего числа. Сколько нуклеотидов с тимином в этой молекуле?
1) 20% 2) 40% 3) 60% 4) 70%
18. У каких растений отсутствуют ткани
1) папоротников 2) водорослей 3) покрытосеменных 4) голосеменных
19. В процессе пластического обмена
1) более сложные углеводы синтезируются из менее сложных
2) жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты
3) белки окисляются с образованием углекислого газа, воды, азотсодержащих веществ
4) происходит освобождение энергии и синтез АТФ
20. В основе каких реакций обмена лежит матричный принцип
1) синтеза молекул АТФ 2) сборки молекул белка из аминокислот
3) синтеза глюкозы из углекислого газа и воды 4) образования липидов
Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр |
В заданиях 21–23 выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам. |
21. Сходное строение клеток растений и животных свидетельствует о
1) родстве этих организмов
2) общности происхождения растений и животных
3) происхождении растений от животных
4) развитии организмов в процессе эволюции
5) единстве растительного и животного мира
6) многообразии их органов и тканей
22. Цитоплазма выполняет в клетке функции
1) внутренней среды, в которой расположены органоиды
2) синтеза глюкозы
3) взаимосвязи процессов обмена веществ
4) окисления органических веществ до неорганических
5) осуществления связи между органоидами клетки
6) синтеза молекул АТФ
23. Какие признаки характерны для мейоза?
1) наличие двух следующих одно за другим делений
2) образование двух клеток с одинаковой наследственной информацией
3) расхождение гомологичных хромосом в разные клетки
4) образование диплоидных дочерних клеток
5) отсутствие интерфазы перед первым делением
6) конъюгация и кроссинговер хромосом
При выполнении заданий 24–25 установите соответствие. Впишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. |
24. Установите соответствие между простейшими животными и средами их обитания – (1) Пресные водоемы, либо (2) Живые организмы:
А) Эвглена зеленая.
Б) Амеба обыкновенная.
В) Амеба дизентерийная.
Г) Инфузория–туфелька.
Д) Малярийный паразит.
Е) Лямблия
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
| |
25. Установите соответствие между классами органических веществ — углеводы (1) и нуклеиновыми кислотами ДНК и РНК (2) — и выполняемыми ими функциями в клетке.
A) запасание энергии
Б) сигнальная
B) хранение генетической информации
Г) перенос энергии
Д) входит в состав клеточных стенок и мембран
Е) реализация генетической информации (синтез белка)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Часть 2
Запишите сначала номер задания (26), затем полный развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво. |
26. Какова роль ДНК в биосинтезе белка?
Вариант 2
Инструкция по выполнению работы
Работа состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий. Часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение контрольной работы по биологии отводится 1 час (60 минут).
Ответы к заданиям 1–20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям 21–25 записываются в виде последовательности цифр.
Задание 26 требует развёрнутого ответа. Укажите номер задания и запишите полный развёрнутый ответ на него.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответом к заданиям 1–20 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. |
1.Цветение черемухи обыкновенной наблюдается на уровне организации жизни
1) клеточном 2) молекулярном 3) органо-тканевом 4) организменном
2. На каком уровне жизни происходит передача наследственной информации?
1) молекулярном 2) тканевом 3) организменном 4) биогеоценотическом
3. Обмен веществ и превращение энергии, происходящие в клетках всех живых организмов, свидетельствуют о том, что клетка — единица
1) строения организмов 2) жизнедеятельности организмов
3) размножения организмов 4) генетической информации
4. Цитоплазма выполняет функцию скелета клетки за счет наличия в ней
1) микротрубочек 2) множества хлоропластов
3) множества митохондрий 4) системы разветвленных канальцев
5. Почему бактерии относят к организмам прокариотам
1) состоят из одной клетки 2) имеют мелкие размеры
3) не имеют оформленного ядра 4) являются гетеротрофными
6. Период жизненного цикла клетки между двумя делениями клеточных ядер называется
1) митоз 2) мейоз 3) интерфаза 4) цитокинез
7. В результате митоза образуются клетки, содержащие число хромосом и ДНК, соответствующее формуле
1) nc 2) 2nc 3) 2n2c 4) 2n4c
8. Гамета пшеницы содержит 14 хромосом. Каково число хромосом в клетке её стебля?
1) 7 2) 14 3) 21 4) 28
9. Число, размеры и форму хромосом, содержащихся в соматической клетке данного вида организмов, называют
1) кариоплазмой 2) кариотипом 3) генофондом 4) генотипом
10. Бактерии в отличие от грибов
1) содержат одну кольцевую ДНК. 2) делятся путем митоза
3) образуют специализированные половые клетки 4) образуют разнообразные ткани
11. Без участия бактерий или грибов производится
1) пенициллин 2) гречневая крупа 3) дрожжевое тесто 4) сыр
12. Какой газ выделяют при дыхании простейшие
1) кислород 2) азот 3) углекислый газ 4) угарный газ
13. Ферментативную функцию в клетке выполняют
1) белки 2) липиды 3) углеводы 4) нуклеиновые кислоты
14. Вода играет большую роль в жизни клетки, так как она
1) участвует во многих химических реакциях
2) обеспечивает нормальную кислотность среды
3) ускоряет химические реакции
4) входит в состав мембран
15. Доказательством родства всех видов растений служит
1) клеточное строение растительных организмов
2) наличие ископаемых остатков
3) вымирание одних видов и образование новых
4) взаимосвязь растений и окружающей среды
16. Для молекул ДНК характерна функция
1) самоудвоения 2) денатурации 3) ферментативная 4) гормональная
17. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 15% от общего числа. Доля нуклеотидов с тимином в этой молекуле составит
1) 15% 2) 35% 3) 45% 4) 85%
18. К водорослям относят
1) сфагнум 2) улотрикс 3) элодею 4) ряску
19. Единый аппарат биосинтеза белка
1) гранулярная эндоплазматическая сеть и рибосомы
2) митохондрии и клеточный центр
3) хлоропласты и комплекс Гольджи
4) лизосомы и плазматическая мембрана
20. Всю совокупность химических реакций в клетке называют
1) фотосинтезом 2) хемосинтезом 3) брожением 4) метаболизмом
Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр |
В заданиях 21–23 выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам. |
21. Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют
1) оформленное ядро
2) цитоплазму
3) митохондрии
4) плазматическую мембрану
5) гликокаликс
6) рибосомы
22. Основные функции митохондрий в клетке состоят в
1) расщеплении биополимеров до мономеров
2) расщеплении молекул глюкозы до пировиноградной кислоты
3) окислении пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды
4) запасании энергии в молекулах АТФ
5) синтезе молекул белка из аминокислот
6) образовании воды при участии атмосферного кислорода
23. В каких из перечисленных органоидов клетки происходят реакции матричного синтеза?
1) центриоли
2) лизосомы
3) аппарат Гольджи
4) рибосомы
5) митохондрии
6) хлоропласты
При выполнении заданий 24–25 установите соответствие. Впишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. |
24. Установите соответствие между видом клеток и его способностью к фагоцитозу.
ВИД КЛЕТОК | СПОСОБНОСТЬ К ФАГОЦИТОЗУ |
А) амёба Б) лейкоциты В) хлорелла Г) мукор Д) инфузория Е) хламидомонада | 1) способны 2) не способны |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
25. Установите соответствие между классами органических веществ (углеводы (1) и липиды (2)) и их свойствами и функциями в клетке.
A) гидрофильны
Б) имеют гидрофобные участки
B) могут выполнять сигнальные функции
Г) бывают жидкими и твёрдыми
Д) служат структурным элементом оболочек
Е) служат структурным элементом мембран
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Часть 2
Запишите сначала номер задания (26), затем полный развѐрнутый ответ на него. Ответы записывайте чѐтко и разборчиво. |
26. Какова роль биологических мембран в клетке?
Ответы на задания контрольной работы:
Вариант1 | Вариант 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26. Элементы ответа: 1) ДНК содержит информацию о первичной структуре белка. 2) ДНК способна к самовоспроизведению, а следовательно копированию информации и ее передаче, является матрицей для его синтеза | 26. Элементы ответа: .1) Защита. 2) Обеспечивает избирательную проницаемость веществ. |
Система оценивания выполненной тестовой работы (шкала перевода в оценку):
Система оценивания тестовой работы по биологии
Максимальное количество баллов за работу - 32
Часть 1
За правильный ответ на каждое задание 1–20 выставляется 1 балл;
за неверный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов.
За задания с кратким ответом на множественный выбор 21–23
2 балла выставляется, если указаны три верных ответа, 1 балл – за два верных
или три верных и один неверный ответ, 0 баллов – во всех остальных
случаях.
За задания с кратким ответом на установление соответствия 24–25
2 балла выставляется, если указана верная последовательность цифр, 1 балл –
если допущена одна ошибка, 0 баллов – во всех остальных случаях.
Часть 11
За задание 26 выставляется 2 балла, если ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок;
1 балл, если ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических;
0 баллов, если ответ неправильный.
Система оценивания промежуточной контрольной работы (шкала перевода в оценку):
Максимальное количество баллов за работу - 32
Оценка «2» ставится, если учащийся набрал менее 33% от общего числа баллов
Оценка «3» - если набрано от 33% до 48% баллов
Оценка «4» - если ученик набрал от 49% до 81% баллов
Оценка «5» - если ученик набрал свыше 82% баллов
Оценка «2» | Оценка «3» | Оценка «4» | Оценка «5» |
Менее 11 баллов | От 11 до 15 баллов | От 16 до 26 балла | От 27 до 32 баллов |
СХЕМА АНАЛИЗА
промежуточной контрольной работы по биологии
в 11 классе
Школа ___________________ Класс _____ "_____"
Ф.И.О.учителя ____________________________________________________________________
Количество обучающихся, выполнявших работу ______________
Справились с контрольной работой на "5" ________ чел. ________%
"4" ________ чел. ________%
"3" ________ чел. ________%
Не справились с работой ________ чел. ________%
Выполнение заданий | Кол-во человек | % | |
Полностью верно выполнили задания | 1-20 | | |
21-25 | | | |
26 | | |
Типичные ошибки обучающихся (указать в порядке убывания):
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пожелания, замечания к содержанию теста _______________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Таблица учета индивидуальных результатов выполнения
промежуточной контрольной работы по биологии в 11 классе
(II полугодие 201__ - 201___ учебного года)
№ | ФИ ученика | Полностью выполнили задания | Итого | Отметка | ||||
1-20 | 21-25 | 26 | ||||||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
| | | | | | |||
Итого: | | | | | |
Дата проведения: "_____" _____________________ 201___ года
ФИО учителя ________________________________________