Тетрадь «ВПР - путь к успеху» для 7 класса по русскому языку

2
3
Материал опубликован 17 November 2020

ВПР – ПУТЬ К УСПЕХУ!

t1605611042aa.png

Тетрадь

по подготовке к ВПР

по русскому языку

учени___ 7 __ класса

МБОУ СОШ                 

_______________________

_______________________









Занятие 1

Разбор слова по составу (морфемный) – это выделение частей, из которых оно состоит.

1. План морфемного разбора

Определить, к какой часть речи относится анализируемое слово – изменяемое/неизменяемое.

Выделить окончание у изменяемого слова и основу (часть слова без окончания).

Подобрать однокоренные слова, выделить корень (общая часть родственных слов).

Выделить суффикс(ы) (если есть)– морфема, стоящая после корня.

Выделить приставку(и) (если есть) – морфема, стоящая перед корнем.

Доказать, что эти приставки и суффиксы есть в других словах.

Выделить постфикс (если есть) (после окончания).

Выделить интерфикс (если есть)– соединительный /способствующий образованию слова.

Произвести графический разбор.

Например: вбежать; инфинитив, неизменяемая форма, окончание –ть в основу не входит, основа – вбежа-, корень – беж. Однокоренные – бег, беглый, пробежка (чередование г//ж), приставка – в (вход, влететь, вдумчивый, входя, влюблённый), суффикс – а (лом-а-ть, чит –а-ть, пис-а-тель)

Задание 1. Составьте слова по схеме:

1) пре (приставка)- … (корень)-…еньк(суффикс)-ий(окончание) - …

2) …(корень)-л(суффикс)-оват(суффикс)-ость(суффикс)-нулевое окончание - …

3)по(приставка)-вы(приставка)-…(корень)-ыва(суффикс)-ть(окончание) - …

4)по-(приставка)-…(корень)-ск(суффикс)-и(суффикс) - …

5)в(приставка)-раз(приставка)-…(корень) - …



Словообразовательный разбор – это выяснение, из чего и с помощью чего образовано данное слово

2. План словообразовательного анализа

Дать толкование лексического значения слова

Сравнить состав данного слова с однокоренным.

Выявить, ту часть слова, с помощью которого оно образовано.

Например: Вбежатьt1605611042ac.gif   бежать (приставочный способ образования)

Задание 2. Составьте словообразовательные цепочки.

Бесшумный

Учительница

Привокзальный

Задание3. Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов


Морфемный

Словообразовательный

учительство

учительство

водянистый

водянистый

просматриваться

просматриваться

по-весеннему

по-весеннему

что-нибудь

что-нибудь

пренеприятный

пренеприятный

легко

легко

сияющий

сияющий

Задание 4. Расставьте ударение в словах

Звонит, нанесена, балуясь, торты, прибывший, газопровод, красивее, премировать, досуха, удобнее, нефтепровод, начата, приняв, созвала, баловать, добела, собрала, углублена, досыта, приняла, понявший, взяла, надолго, каталог, заселена (деревня), донельзя, переведена, положила, удобнее.

Задание 5. На основе данного рисунка напишите мини-сочинения на темы:


t1605611042ad.jpgt1605611042ae.gif

А. Что сделали бы с этой вещью дикари, которые не знали, для чего она нужна? t1605611042af.png___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Б. Как выглядят люди, которые этой вещью пользуются? Какими чертами характера он                                                                                                                               обладают?  

                                                                                                              t1605611042ag.png __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В. Изменилась бы наша жизнь, если бы не стало этой вещи? Почему? t1605611042ah.jpg

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Занятие 2

Морфологический разбор - это разбор слова как часть речи.

Например. Дрожащий3 голос слышен в темноте.

I. Дрожащий – причастие. Голос (какой?) дрожащий. Обозначает признак предмета по действию.

II.Н.ф. – дрожащий; от глагола – дрожать; постоянные признаки: несовершенный вид, настоящее время, действительное; непостоянные: единственное число, мужской род, именительный падеж.

III. Голос (какой?) дрожащий. Определение.

Задание 1. Выполните морфологический разбор слов (см.задание2), опираясь на образец.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Синтаксический разбор предложения.

Дать характеристику предложения по плану:

1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное;

2. По интонации: восклицательное/невосклицательное;

3. По наличию грамматической основы: простое или сложное;

4. По характеристике грамматической основы: односоставное/двусоставное;

5. По наличию второстепенных членов предложения: распространённое/нераспространённое;

6. При наличии осложнения указать, чем осложнено: однородные члены, причастный,

деепричастный оборот, обращение, вводные слова.

Сущ. глаг. сущ. дееп. пр. мест. част. сущ.

Например. Мальчишки хлебали борщ, /сидя на тех же местах/. Повествоват., невоскл., простое, двусоставно, распростр., осл. обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом

Задание 2. Расставьте знаки препинания и выполните синтаксический разбор.

1.Пытаясь перещеголять друг друга в смелости мы переплыли реку преодолевая течение.________

_____________________________________________________________________________________

2. Мы улеглись на траву утомлённые3 заплывом и стали болтать о пустяках. _____________________________________________________________________________________

3. Мы с приятелем часто играли в теннис вошедший3 тогда в моду.___________________________

_____________________________________________________________________________________

4. Любимое мною издание романов Майна Рида находится на верхней полке. __________________

_____________________________________________________________________________________

5. Ребята вы можете развить у себя логическое мышление регулярно играя в шахматы.__________

_____________________________________________________________________________________

Тема и основная мысль текста

Изучите материал.

Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.


Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего текста, произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.

Маленькая Спичка не захотела лежать в тесной коробке, она выскользнула и отправилась странствовать. Но ей никогда не суждено было больше гореть — слишком далеко она ушла от своей спичечной коробки. (Ф. Кривин).

Тема

Основная мысль

Маленькая Спичка

Каждому представлено место в этом мире, каждый незаменим на своём месте, каждый в жизни делает своё дело, каждый должен поступать сообразно своему предназначению и своим склонностям.

Задание 3. Прочитайте тексты и определите их тему и основную мысль.

А. Словари - книги особые. В них недопустимы ни ошибки, ни опечатки. Это образцы, эталоны достоверности. Они существуют по любым наукам и отдельным специальностям. Что же касается языковых словарей, то это целые библиотеки - их просто море. Именно по ним проверяют написание слов, их значение и происхождение, употребление, правильность произношения, точность ударений и многое другое в родном языке. А уж изучать иностранные языки или отправляться в другие страны без словаря просто невозможно. (По материалам периодической печати)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Б. Когда человек оканчивает школу и продолжает учиться дальше, он сталкивается со множеством проблем. Одна из них встает особенно остро, ибо связана с тем, что мир взрослой независимой жизни, в который он вступает, очень сложен. С одной стороны, этот мир полон увлекательных вещей, а с другой стороны, он не может не пугать, так как бремя независимости оказывается не таким уж легким: нужно встать на собственные ноги, выбрать профессию, определить свои жизненные цели, ценности и принципы. (Д.Гудинг, Дж.Леннокс)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

В. И не оригинальности ради философы всегда твердили нам: семья – шедевр природы! От её целостности зависит жизнеспособность общества. Именно семья после катастрофических войн, понижавших порог нравственности до нуля, возрождала нравственность как условие межчеловеческих связей. И как бы ни менялось социально-экономическое устройство общества, неизменной его основой оставалась семья.

В семье протекают главные процессы социализации растущего человека. Семья учит его жить в сложном меняющемся мире, обогащая память историей его предков. Ведь только знание своей родословной, сохранившей вместе с пожелтевшими снимками прошлых веков семейные легенды и предания, делает историю страны личной историей человека. (По материалам Литературной газеты).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Задание 4. Укажите тип речи в тексте В. _________________________________________


Тип текста

Вопрос

Приём «фотографирования»

Пример

Повествование

Что и как произошло?

Можно сделать несколько снимков происходящего с разных ракурсов

Дорога бежала между холмов, выходя прямо к реке. Бессильный смотреть на открывшийся простор, граф надвинул на лоб шляпу. Созерцание спокойной природы причиняло ему боль.

Рассуждение

Почему?

Нельзя сделать ни одного снимка

Нет, не мог он этого сделать – все говорило против: и глаза, и то, как он смотрел на нее на балу, и искренняя улыбка. Маша знала – Николай был честен.

Описание

Какой?

Можно сделать один снимок

Она была высокой брюнеткой с глазами, похожими на изумруды. Бледная кожа выгодно оттенялась голубым шелком платья, и вся она становилась будто прозрачной, прекрасной статуэткой из самого тонкого фарфора работы лучшего из мастеров.


Занятие 3

Задание 1. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (В)заключени… экспертизы не были записаны выводы.

2) Для ловли бабочек нужно что-то (на)подоби… сачка.

3) Я всё-таки надеюсь (на)встречу с ней.

4) (Не)смотря на общее одобрение, он не был доволен докладом.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Производными называют те предлоги, которые произведены, то есть образованы от самостоятельных частей речи. Например, предлог “от” непроизводный. Он ни от чего не образован. А предлог “насчет” образован от существительного “счет”. Допустим, нам встретилось такое предложение: Мы не смогли договориться (на) счет экскурсии. Как написать “(на) счет”? Другими словами, предлог это “насчет” или существительное с предлогом “на счет”? ставим вопрос: договорились насчет чего? насчет экскурсии – повторяется в вопросе; “насчет” значит “о”; синоним – предлог; внутрь ничего вставить нельзя (сравните: “на расчетный счет”); “насчет экскурсии” никак не связано со счетом. Вывод: перед нами предлог.

Задание 2. Установите соответствие

Цитата

Основная мысль

1. Кто-то рос в Крыму, ел зимой хурму, /Кто-то мог смотреть на столичный цирк,/А меня все детство качал Амур,/И кедровой далью поил Хехцир. (И. Царёв «Окна Хабаровска»).

А. Выбор человека: быть борцом, отдавать всего себя без остатка людям или же плыть по течению.

2. ...утес - создание природы, а стена, как и законы, - дело рук человека, который часто сам перед собой воздвигает стены, а потом сам же о них бьется. (Н.Наволочкин «Амурские вёрсты»)

Б. Терпеливый русский народ обладает духовной мощью и силой.

3. Бывает, ты до капли выжат,/Обид твоих не сосчитать,/Но должен ты не просто выжить,/Но от беды добрее стать. (Л. Миланич «…Бывает ты до капли выжат…»)

В. Истинный друг никогда не оставит в беде, он с тобой всегда, помощь друга помогает жить.

4. ...на легких лыжах/Охотник смелый. Влажные следы/Ведут его к сохатому. Все ближе/Упрямый зверь. Предчувствие беды/
Его по насту гибельному гонит./Лежат рога на взмыленной спине/И свищет ветер, и следы погони/Покрыты кровью. Выстрел в тишине/
Гремит тайфуном. И опять все тихо./Давно прошел таежный снегопад/И только лось к испуганной лосихе/Уже не возвращается назад. (П. Комаров «Снегопад»)

Г. Связь поколений: мудрость старших и сила и смелость молодых.

5. Что если бы друг вспоминал о друге лишь тогда, когда видит его, и забывал о нем, как только друг ушел в дорогу, то как бы он мог когда-нибудь вернуться назад? (Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

Д. Любовь к малой родине, отчему дому.

6. У стариков — жизнь позади. Старики много знают — хороший совет всегда дать могут. Только и молодой хорошее слово сказать может: силы у него больше, глаз лучше, руки твёрже, вся жизнь впереди — он вперёд смотрит. (Д. Нагишкин «Храбрый Азмун»)

Е. Взаимоотношения между людьми. Непонимание из-за придуманных проблем.

7....Если мне придется умереть —/Кедром упаду я поутру./Лучше сразу факелом сгореть,/Чем всю жизнь сгибаться на ветру! (П. Комаров «Кедр»)

Ж. Назначение поэта и поэзии.

8. — А он, кот этот, воробьев ест? — Не должен, все-таки городской, — успокоил Люкс, направляясь к калитке. — Ты подумай, воробей, — мы здесь хозяева, а он гость. Неудобно как-то гостю есть хозяев. Тогда и в гости никто не позовет... (Н.Наволочкин «Каникулы кота Егора»)

З. Жизнь часто преподносит человеку испытания, которые он должен достойно пройти, не ожесточиться, стать мудрее и добрее.

9. Мы свой „безмолвствующий“ народ не знаем, а в нем, возможно, таится сила, как в бомбе… Еще взорвется когда-нибудь – бог знает чего натворит. (Н.П. Задорнов «Амур-батюшка»)

И. Сострадание к братьям нашим меньшим

10. Память о поэте — его стихи, они должны звучать, потому/…Что в них — ни фальши, ни апломба,/Лишь сердца сорванная пломба/
С неуспокоенной души… (И. Царёв «Окна Хабаровска»).

К. Гости должны уважительно относится к хозяевам дома, соблюдать правила гостеприимства.


1.__ 2.___3. ___4.___5.___ 6.___7.___ 8.___9.____ 10.____

Задание 3. Выпишите синонимы из цитат 4________________________________________

Синонимы – это слова близкие по значению, но разные по написанию: храбрый-смелый, бегемот-гиппопотам. Синонимы могут иметь в основе один и тот же корень или разные: неграмотный-безграмотный. Как правило, слова-синонимы не полностью тождественны друг другу. Каждый из них имеет свой оттенок значения: юноша - молодой человек - подросток - отрок - недоросль - парень – пацан.

Задание 4. Найдите стилистически окрашенное слово в цитате 2, выпишите это слово.

Подберите и запишите синоним к этому слову.____________________________________________

Стилистическая окраска слова – это возможность его употребления в текстах разных стилей. В русском языке пять стилей: разговорный, научный, публицистический, художественный и официально-деловой.

Разговорный стиль. Он по преимуществу устный (в противовес книжным стилям), хотя им вполне можно воспользоваться для создания дружеского письма или записки. В нем много эмоциональных и оценочных слов; синтаксис упрощен; широко используются фразеологизмы, разговорные и просторечные слова, эллипсис (пропуск слов).

К книжным стилям относят научный, публицистический, официально – деловой и художественный.

Научный стиль встречается в энциклопедиях, учебниках, диссертациях и проч. Он стремится к точности и конкретности, ему не свойственно использование изобразительных средств. В тексте научного стиля много терминов.

Официально-деловой – наиболее регламентированный из всех стилей. Тексты в нем создаются по определенному шаблону, используется много специфических слов. Не допускается употребление тропов и слов со значением приблизительности.

Публицистический стиль – это стиль газет. Текст в публицистическом стиле энергичен, выразителен и включает в себя много тропов, риторических фигур, синтаксических средств выразительности. Его цель – воздействовать на адресата, поэтому он очень экспрессивен.

Художественный стиль – это стиль художественной литературы. Текст художественного стиля ярок, образен, выразителен, богат средствами художественной выразительности: тропами, лексическими средствами выразительности, синтаксическими фигурами речи. Его цель – воздействовать на чувства и воображение читателя.

Занятие 4

Задание 1. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Нанося на кожу йод, возникает местное раздражение.

2) Моряки, изучив карты, успешно провели корабль мимо рифов.

3) Избороздившие все моря капитаны многое расскажут вам о мире.

4) Жизнь становилась разнообразнее, читая книги.

5) Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с

зависимыми словами, которая называет дополнительное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми. К наиболее частым ошибкам в образовании предложений с деепричастным оборотом относятся:

Действие деепричастия не относится к подлежащему (существительному или местоимению

в именительном падеже). Заваривая чай, у него упала чашка. (Добавочное действие «заваривая» к подлежащему «чашка» не относится). Убирая в комнате, у них сломался пылесос. Исправленный вариант: Чашка упала, когда он заваривал чай. Пылесос сломался, когда они убирались в комнате.

Задание 2. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) Мальчик поблагодарил друга за(то), что друг не оставил его в беде.

2) Что(бы) нам прочесть об открытиях в области астрономии?

3) Все ребята работали быстро, я то(же) не отставал в этот раз.

4) Наши друзья поехали на море, мы с родителями так(же) отправились на юг.

5) Я не спал в эту ночь, за(то) успел дочитать книгу.

6) Что(бы) мне ни говорили, а я это сделаю.

7) Меня ждал приз, мой друг так(же) получил приз.

8) Труд необходим человеку так(же), как и пища.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Союзом называется такая часть речи, которая служит для связи синтаксических элементов: однородных членов, сравнительных оборотов, частей сложного предложения. Союзы тоже, также, чтобы, зато и т.п. пишутся слитно.

Чтобы отличить сочинительные союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ от омофонных сочетаний

местоимения или наречия с частицей ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, лучше воспользоваться сразу несколькими наблюдениями. Во-первых, в сочетаниях ЖЕ – это модальная частица, ее обычно можно выкинуть без потери смысла: Я надела то же платье, что и вчера = то платье, что и вчера.

Во-вторых, действенен метод синонимов: союзу синонимичен союз. В данном случае ТОЖЕ=ТАКЖЕ=И.

Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ употребляются постпозиционно, то есть после слова, а не перед.

Я опоздал, он также пришел позже= он тоже = и он пришел позже. Запомнить: устойчивые сочетания “то же самое”, ” одно и то же”.

ЗАТО и ЗА ТО

Воспользуемся и в этом случае двумя способами проверки. ЗА ТО – это предлог с местоимением. К местоимению можно поставить вопрос: Спрячься за то дерево – за какое? За то ему и влетело – за что? К союзу нельзя поставить вопрос, но к нему можно подобрать синонимичный союз: Он глупый, зато веселый = глупый, но веселый.

ЧТОБЫ и ЧТО БЫ

И опять два способа для подстраховки. ЧТО БЫ – это местоимение с формообразующей частицей. Формообразующую частицу нельзя выкинуть, но можно переставить: Что бы мне почитать о бактериях? – Что почитать бы мне… Союз ЧТОБЫ синонимичен союзу “для того чтобы”: Я ушел, чтобы не мешать. = Я ушел, для того чтобы не мешать.

ПОЭТОМУ и ПО ЭТОМУ, ПОТОМУ и ПО ТОМУ

Запомнить: выражение “во что бы то ни стало”. Сочетания с раздельным написанием – это местоимения с предлогом. К местоимениям можно поставить вопрос: мы шли по (какому?) этому берегу, а они – по (какому?) тому. Можно воспользоваться синонимами. ПОЭТОМУ = ПОТОМУ. Пример: Было темно, поэтому (=потому) мы заблудились.

Задание 3. Отгадайте пословицу. Напишите текст, раскрывающий смысл пословицы.

корень, ят - суффикс , нулевое окончание; по - предлог; корень,  и окончание; корень, а-суффикс, ют - окончание. 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина. Восстановите текст, приводя в качестве аргументов цитатный материал из текста.

В альбом Павлу Вяземскому

Душа моя Павел,

Держись моих правил:

Люби то-то, то-то,

Не делай того-то.

Кажись, это ясно.

Прощай, мой прекрасный.

Автора этого текста можно охарактеризовать как человека: 1) остроумного (его изобретательность в создании шутки доказывается в данном случае тем, что назидательное выражение ______________________________ он совершенно неожиданно для читателя продолжает двумя выражениями, в которых места, предназначенные, по логике, для рекомендаций, заполняет формами указательного местоимения _______, а любое местоимение, как известно, ничего не называет, выполняя в речи иные функции; 2) добродушного (из всех возможных он выбирает обращение ________________________ и __________________________);

3) мастерски владеющего рифмой (он сочиняет рифмы не примитивные: Павел - _____________,

ясно - ___________________; 4) отымённого стилиста, умеющего одним словом сделать тон речи непринуждённым ( он уместно употребляет разговорное слово ____________ вместо кажется).

А.С. Пушкин своё отношение к Павлу Вяземскому однозначно выразил словами __________________________________________________________________________________.

(По П. Скворцову)

Дайте лексическое толкование слову «назидательное» выражение _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Литература.

1. С.И.Львова. Обучение морфемике и словообразованию в основной школе.

2. Н.А.Шапиро. Готовимся к сочинению. Тетрадь практикум для развития письменной речи.

7 класс

3. Н.Ю. Русова. Сочиняем собственный текст

4. Е.С. Бирючева. Учимся писать сочинение.

5. Сборник стихов дальневосточных поэтов.

6. ВПР для 7 к

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Есть на что опереться в работе!

20 July 2022

Благодарю за полезный ресурс!

20 July 2022

Спасибо за комментарий

28 July 2022