Урок по химии «Типы химических реакций» (8 класс)

0
0
Материал опубликован 12 September

Предмет: химия 8 класс

Тема урока: «Типы химических реакций»

Учитель химии МОБУ СОШ № 4 г. Арсеньева Приморского края

Аннотация.

В течение нескольких лет свою работу и работу учеников на уроке организую, используя технологические карты. Технологические карты урока помогают мне планировать учебную деятельность участников образовательного процесса и организовать работу на уроке. Технологические карты делятся на две группы: технологическая карта учителя и технологическая карта ученика.

Поурочные технологические карты учителя представляют собой модернизированные планы уроков. В них прописан каждый этап урока в зависимости от его типа, деятельность учителя и ученика на каждом этапе, а также предметные, метапредметные и личностные результаты. Такая карта позволяет увидеть целостность разработанного урока. При ее составлении учитель продумывает каждый этап урока и прогнозирует его результат. В технологических картах мною спланирована не только деятельность учителя, но и работа ученика, направленная на достижение прочных знаний. Положительным данных технологических карт является то, что в них сочетаются планирование педагогического результата, выделение возможной личностной значимости изучаемого материала для школьников.

Технологические карты урока для учащихся имеют более простую структуру, чтобы с ними было легко работать. В этих картах прописана значимость данной темы в жизни учащихся, важность для понимания изучаемого предмета. В них структурирован учебный материал, выделено главное и даются варианты познавательных заданий, которые позволяют в логике изучать материал урока.

Технологические карты помогают мне дифференцировать учебный материал, помогают занимать одаренных детей работой, способствующей углублению их знаний в области химии.

 

Предмет: химия 8 класс

Тема урока: «Типы химических реакций»

Цель урока: изучить типы химических реакций по количеству вступивших и получившихся веществ и научиться определять тип реакции в результате сравнения и обобщения знаний о химических реакциях.

Тип урока: «открытие нового»

Планируемые результаты:

Личностные:

умение управлять своей познавательной деятель­ностью;

умение осуществлять самооценку и самоконтроль при выполнении заданий;

умение осознанно выбирать дальнейшую образовательную траекторию.

Метапредметные:

умение самостоятельно определять цель обучения и планировать свою работу;

умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

умение высказывать свои мысли, правильно выстраивать свою устную речь;

умение определять понятия, обобщать, выбирать основания и критерии для классификации, делать выводы.

Предметные:

научатся

давать определения различным типам реакций по количеству вступивших и получившихся веществ (соединения, разложения, обмена, замещения);

сравнивать реакции разных типов друг с другом;

определять типы химических реакций.

Дидактические средства: карточка с заданиями, технологическая карта, учебник химии 8 класс О. С. Габриелян, ФГОС

Оборудование: нет

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная

Методы обучения: частично-поисковый, эвристическая беседа

УМК Габриелян О. С.

Домашнее задание: заполнить таблицу по § 30-33 (понятие, определение, пример, схема)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта ученика

 

Тема урока

Типы химических реакций

Планируемый результат

Учащиеся знают типы химических реакций (соединений, разложения, замещения, обмена); умеют различать и определять реакции по их типам; умеют уравнивать химические уравнения реакций.

Личностная значимость

Процессы горения и окисления относятся к реакциям соединения. Взаимодействие уксусной кислоты с содой – реакция обмена. Коррозия металлов – реакции замещения. Все эти реакции и многие другие нам знакомы из повседневной жизни.

Познавательные задания

Задание 1.

Расставьте коэффициенты в предложенных уравнениях реакций

Сравните данные реакции друг с другом, положив в основу классификацию веществ по сложности. Подпишите под каждым из веществ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Задание 1 выдано каждому ученику и отображено на доске. По итогу работы лист вклеивается в тетрадках).

 

Задание 2

Работая с уравнениями реакций из задания 1, определите, чем они отличаются друг от друга.

Определите особенности приведенных реакций. Запишите на листе особенности каждой реакции.

Используя особенности реакций, определите их тип (р. замещения, р. обмена, р. соединения, р. разложения).

Откройте учебник на стр. 177, 178, 186, 188 и сравните определение данных реакций с эталоном.

Используя различные обозначения (буквенные, знаковые, фигуры), составьте схемы, по которым можно определить тип реакции.

Задание 3

Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и определите тип реакции.

P2O5 + H2O = H3PO4

MgO + H3PO4 = Mg3(PO4)2 + H2O

KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2

Al + H2SO4 = Al2(SO4)3 + H2

Источники информации

Учебник Габриелян О. С., ФГОС

Основные понятия

Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

Домашнее задание

заполнить таблицу по § 30-33 (понятие, определение, пример, схема)


 

 

 

 

 

 

Технологическая карта учителя

 

 

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Предметные результаты

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Личностные результаты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Организационный этап

Приветствует учащихся. Нацеливает учащихся на работу

Настраиваются на работу на уроке. знакомятся с раздаточным материалом

 

 

 

 

Внутренний настрой на работу. Приложение 2

Актуализация знаний

Организация самостоятельной работы. Приложение 1

Выполнение самостоятельной работы

Умение уравнивать уравнения реакций

Умение сравнивать, делать выводы

Контролируют время на выполнение задания

Умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории на уроке.

Целеполагание, мотивация

Подводит учащихся к формулировке темы урока и цели урока. На данном этапе выдается технологическая карта для учащихся. Задание 1

Формулируют тему урока и его цели

Типы химических реакций (соединения, разложения, обмена, замещения) и их отличие друг от друга

Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Умение самостоятельно определять цели своего обучения

Умение высказывать свои мысли, правильно выстраивать свою устную речь

Мотивация к изучению нового материала

«Открытие» нового знания

На основе выполнения заданий и эвристической беседы подводит к основным понятиям урока

Задание 2

Формулируют основные понятия по уроку и сравнивают их с понятиями в учебнике. Определяют отличительные особенности реакция, составляя общие схемы реакций

Дают определения:

Р. соединения

Р. замещения

Р. разложения

Р. Обмена. Сравнивают данные реакции друг с другом

Умение определять понятия, обобщать, выбирать основания и критерии для классификации, делать выводы

Планировать и регулировать свою деятельность.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Умение осознанно использовать речевые средства, правильно выстраивать свою устную речь

Умение управлять своей познавательной деятель­ностью.

 

Первичное закрепление новых знаний

Организует работу по выполнению задания. При необходимости консультирует учащихся.

Задание 3

Выполняют задания и комментируют его выполнение

Определяют тип химической реакции по записи уравнений реакций

Умение классифицировать, делать выводы

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Умение осознанно использовать речевые средства, правильно выстраивать свою устную речь

Осуществление самооценки

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка деятельности учащихся по достижению цели

Оценивают свою работу на уроке и проговаривают затруднения, которые возникали при работе

Основные понятия по теме

 

Владение основами самоконтроля, самооценки.

Умение выстраивать свою речь и высказывать из вслух

Осуществления самоконтроля

Информация о домашнем задании

Комментирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

 

 

 

 

 

Приложение 1

Тема урока: Ф.И.

 

Zn + HCl = ZnCl2 + H2

Al + I2 = AlI3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

HgO = Hg + O2

 

 

Na2O + H3PO4 = Na3PO4 + H2O

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Лист самоконтроля

Ф.И. ученика

Поставьте плюс в той колонке, которая соответствует действительности.

Этапы для самоконтроля

Сделал сам

Обращался за помощью

Записал во время проверки

1.Уравнял уравнения реакций

 

 

 

2.Записал особенности реакций

 

 

 

3.Определил тип реакции

 

 

 

4.Составил схему для каждого типа реакций

 

 

 

5.Определил тип реакции и уравнял его

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.