12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Анатольевна2607
Россия, Донецкая Народная Респ., город Донецк

Биология. 10 класс

Тема «Ферменты»

Цели:

Образовательные: изучить ферменты, их строение, роль в регуляции жизнедеятельности клетки, практическом значении в жизни человека.

Развивающие: развивать умение критически анализировать результаты лабораторных опытов, устанавливать причинно-следственные связи между живыми и неживыми клетками по результатам опытов

развивать познавательный интерес учащихся к предмету.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения, четких представлений о роли химии в современном обществе и жизни человека

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку

Проверка домашнего задания

Методом взаимопроверки обучающиеся проверяют выполнение домашнего задания друг у друга.

Формирование учебной мотивации

Учитель. Вы уже познакомились со строением, свойствами и функциями белков. Сегодня на уроке продолжим знакомство с белками, но с белками-ферментами, рассмотрим одну из важных функций – каталитическую.

Есть такая сказка. Умирая, старый араб завещал своим сыновьям 17 прекрасных белых верблюдов. Старшему – половину, среднему – третью часть, младшему – девятую часть. Когда араб умер, сыновья принялись делить свое наследство, но 17 верблюдов не делиться ни на 2, ни на 3, ни на 9. В это время через пустыню шел бедный ученый, дервиш и вел за собой старого черного верблюда. Он подошел к братьям и спросил, о чем они горюют. Братья поведали о своем наследстве и невозможности его поделить. Тогда дервиш подарил им своего верблюда. У них стало 18 верблюдов и все получилось: старший получил 9, средний 6 а младший 2, остался старый верблюд ученого. «Что с ним делать?» - спросили братья. «Отдайте его мне» - ответил ученый, и братья вернули ему верблюда.

Вот и ферменты, так же, как и старый верблюд дервиша помогают осуществлять реакции в организме.

Постановка целей урока

Изучение нового материала.

Учитель. Опережающим заданием, которое вы получили на этот урок было объединиться в группы и подготовить материал по предложенным темам. Теперь выберете в каждой группе докладчиков и приступим к работе.

На партах у вас находится таблица, в которой вы, в течение урока в ходе выступления докладчиков, будете заполнять раздел «Узнал».


Вопрос

Узнал

1

Что такое ферменты


2

Кто занимался их изучением


3

Особенности строения ферментов


4

Чем отличается действие ферментов от действия неорганических катализаторов


5

От каких факторов зависит действие ферментов


6

Что такое избирательное действие ферментов


7

Что лежит в основе классификации ферментов В какие группы их можно объединить


8

В каких областях человеческой жизни применяются ферменты



Выступление докладчиков по темам. Возможны комментарии и дополнения учителя

1 группа: «История изучения ферментов».

2 группа: «Строение ферментов».

3 группа: «Механизм действия и свойства ферментов».

Учитель. Теперь давайте перейдем от теории к практике и рассмотрим на примере изучения работы фермента каталазы какова каталитическая активность ферментов. В каждой растительной и животной клетке имеется фермент каталаза, который расщепляет пероксид водорода. Пероксид водорода — это ядовитое вещество, которое образуется в организме в результате окислительно-восстановительных реакций. И чтобы не произошло самоотравления клетки и организма в целом, каталаза расщепляет это вещество до воды и кислорода

Опыт 1. Выявление активности каталазы

Цель: обнаружить действие фермента каталазы в растительных и живот­ных клетках, сравнить ферментативную активность натуральных и поврежден­ных кипячением клеток;

Оборудование: 3%-ный раствор пероксида водорода, кусочки сырых и от­варных картофеля и мяса, пробирки, пипетки.

Ход работы:

Возьмите 4 чистые пробирки и поместите в первую из них небольшое ко­личество мелко натертого картофеля, во вторую — немного отварного карто­феля, в третью — мелко измельченные кусочки мяса (печени, легкого), в четвертую — немного измельченного отварного мяса. В каждую пробирку добавьте по 3—4 мл 3% -ного раствора пероксида водорода. Пронаблюдайте, что происходит в пробирках. Результаты наблюдения занесите в таблицу.

Ферментная активность натуральных и поврежденных клеток

Объект

Явления, наблюдаемые в пробирке

Объяснение наблюдений

Сырой картофель



Отварной картофель



Сырое мясо



Отварное мясо



Объясните полученные результаты. Сделайте вывод о каталитической ак­тивности каталазы в живых и мертвых клетках.

Вывод. В живых клетках содержатся ферменты – вещества белковой природы, ускоряющие ход биохимических реакций за счет снижения энергии активации. В этом опыте можно определить наличие в сырых продуктах фермента каталазы – в клетках животных (или пероксидазы – в клетках растений). При термической денатурации происходит необратимое разрушение третичной структуры и утрата каталитической активности фермента. Утрата каталитической активности каталазы (пероксидазы) после кипячения продуктов подтверждает белковую природу ферментов.


Опыт. Зависимость действия ферментов от реакции среды.

В 3 пробирки налейте крахмальный клейстер. В 1 пробирку добавьте лимонную кислоту, делая реакцию кислой, во 2 пробирку капните несколько капель щелочи, 3 пробирку оставьте без изменений – контрольную. Намотайте на спичку вату, смочите ее слю­ной, оставьте в каждой их пробирок. Через 5 минут добавьте раствор йода. Пронаблюдайте за изменением цвета. Сделайте вывод о зависимости действия ферментов от реакции среды.


Физкультминутка – для снятия эмоционального напряжения обучающихся на уроке и повышения работоспособности на последующих этапах урока.


А мы продолжаем наш урок и слово предоставляется докладчику следующей группы

4 группа: «Многообразие ферментов, их классификация».

5 группа: «Роль ферментов в организме человека. Практическое применение ферментов».


Закрепление материала

Беседа по столбику таблицы «Узнал».

Выполнение тестового задания по теме «Ферменты». Проверка по цепочке.

Рефлексия

Что сегодня получилось? Над чем еще предстоит поработать?

Подведение итогов урока. Оценивание

Достигнуты ли поставленные цели? На все ли вопросы получены ответы?

Выставление оценок участникам группы за качество выполнения опережающего домашнего задания, работу на уроке.

Домашнее задание

Повторить материал урока, подготовить презентацию по теме «Ферменты» ​​​​​​​

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.