Конспект урока по физкультуре в 9 классе «Взаимосвязь дыхательной и мышечной системы человека»

2
0
Материал опубликован 10 November 2017 в группе

Всероссийский конкурс для учителей физической культуры на лучшую разработку технологической карты урока

Выполнила учитель высшей квалификационной категории Кубрак Л.В.

Конспект урока по физкультуре в 9 классе

«Взаимосвязь дыхательной и мышечной системы человека»

г. Березники 2016 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ» г.Березники

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги ». В.А.Сухомлинский

Урок физической культуры разработан по программе «Физическое воспитание». Мозговой В.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. (под ред. В.В.Воронковой) – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011год.

Данный урок является продолжением темы гимнастика в 9 классе. Он нужен для расширения кругозора учащихся. По статистике в нашей школе практически все дети не здоровы. У кого-то проблем больше, у кого-то меньше. И чтобы его улучшить существует много способов – витаминная терапия, здоровое питание, занятие спортом. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – один из них. Дыхательная система Стрельниковой работает как общеукрепляющая. Чтобы доказать ребятам эффективность занятий физкультурой, в частности дыхательной гимнастикой , я и придумала провести этот урок-эксперимент. Проводя исследования мне хочется показать ребятам, как влияют физические упражнения на дыхательную и мышечную системы у учащихся. Перед тем как проводить урок и выбрать класс для проведения урока, я узнала у учителя биологии какие классы по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида проходят тему «Дыхание». Затем просмотрела программный материал 9 класса по данной теме. Это мне помогло составить наводящие вопросы к уроку.

Урок универсальный. Он может быть проведен учителем, работающим по любой программе. Работа строится по принципу урок – эксперимент с элементами исследования и межпредметными связями( биология, связь с жизнью).

На уроке ведется фронтальная и групповая работа. В конце урока ребята высказывают свое мнение. Работа проходит в сотрудничестве учителя и учащегося. Чередование и смена видов деятельности обеспечивает хорошую работу и активное участие учащихся на уроке.

Технологическая карта

по физической культуре в 9 классе

Дата проведения: 28.12.2015 г.

Раздел программы: Гимнастика.

Тема урока: Взаимосвязь дыхательной и мышечной системы человека.

Цель урока: Исследовать влияния физических упражнений на дыхательную и мышечную системы у учащихся.

Задачи урока:

Оздоровительные: Укрепление физического здоровья детей, коррекция физических недостатков. Развитие и коррекция движений, моторики, пространственной ориентировки.

Образовательные:

Совершенствовать прыжки с места в длину.

Воспитательные.

Формировать самооценку и умение оценить товарища.

Формировать умение проявлять дисциплинированность, быть внимательным друг к другу. Добиваться поставленной цели. Развивать навыки адекватного общения.

Коррекционные:

Корректировать нарушения в движении.

Корректировать нарушения в игре «Рыболов».

Коррекция дифференцировки усилий, времени и пространства.

Формировать умения планировать деятельность.

Формирование способность работать по словесной инструкции.

Тип урока: систематизации и обобщений знаний.

Условия проведения: спортивный зал.

Материально-техническое обеспечение:

Таблица «Система органов дыхания». Предметы для экспериментальной работы (трубочка, стакан с водой, секундомер, воздушный шарик), ноутбук.

 

Вводно-подготовительная часть. 10 мин.

п/п

1.

2

Этапы урока

Частная задача

Базовые учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивировать учащихся на предстоящий урок

Познавательные

 

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Организационный момент

Умение выдвигать гипотезы.

Умение объективно оценивать свои действия.

Умение вести конструктивный диалог.

Уважение к чужой точке зрения; умение благодарить за выполненную работу.

Построение в одну шеренгу. Приветствие.

Создание проблемной ситуации для выведения темы урока: отгадать кроссворд (смотрите Приложение №1)

Участие в диалоге с учителем.

2

Психофизиологическая подготовка учащихся к освоению содержания урока

 

1.Сообщение учащимся задачи этапа средств и методики оценивания. 2.Самоконтроль за пульсом.

Пульсометрия за 10 секунд

Контролируем свое дыхание

3

Разминка

 

Цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Задачи:

Всесторонняя подготовка организма учащихся.

2. Обеспечение решения специфических задач основной части урока:

совершенствование комплекса упражнений типа "зарядки";

развивать физические качества: прыгучесть;

формирование установки учащихся на активную познавательную деятельность.

Средства:

строевые упражнения (построения, перестроения, повороты).

различного рода передвижения: на носках, пятках, на внутренней стороне стопы, на внутренней стороне стопы;

Специальные беговые и прыжковые упражнения.

 

Основная часть. 26 мин.

4

I этап. Актуализация опорных знаний учащихся.

 

1. Учитель знакомит с дыхательной системой человека.

2.Выявляет актуальность темы.

Приложение № 2

Вспоминая материал по биологии, дети рассказывают о системе дыхания. Что такое дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции.

Выявить знания учащихся по данному вопросу.

Умение анализировать и классифицировать.

Умение объективно оценивать свои действия.

Умение вести конструктивный диалог.

 

5

II этап. Проведение эксперимента.

     
 

1. Учитель показывает на эксперименте умение человека задержать дыхание, определяя объем легких по секундомеру. Самое короткое и самое продолжительное время задержки дыхания.

2.Учитель предлагает ответить на вопрос: Почему у учащихся разное время задержки дыхания?

3.Учитель организует экспериментальную работу учащихся:

- определить по секундомеру самое короткое и самое продолжительное время выдоха.

- определить у кого самый маленький и у кого самый большой шарик (объем легких).

Выдвижение гипотезы.

4. Учитель предлагает ответить на вопросы: Где в жизни нам могут потребоваться упражнения с задержкой дыхания? Как влияют физические упражнения на развитие легочной системы?

Дети выполняют задание: задерживают дыхание насколько это возможно.

Диалог учитель - ученик.

1.Дети производят однократный вдох, выдох через трубочку в стакан с водой.

2. дети производят однократный вдох и выдох воздуха из легких в воздушный шарик;

Диалог учитель - ученик.

Дети анализируют свои действия.

Находят взаимосвязь между дыхательными упражнениями и физической активностью человека.

Диалог учитель - ученик.

Найти взаимосвязь между дыхательными упражнениями и физической активностью человек

Умение выявлять отличия в способах дыхания

Умение объективно оценивать свои действия.

Находят взаимосвязь между дыхательными упражнениями и физической активностью человека.

Умение вести конструктивный диалог; умение активно оценивать действия другого.

Уважение к чужой точке зрения

6

III этап. Учебно-познавательная деятельность

 

Задание №1

Учитель предлагает выполнить комплекс дыхательных упражнений по системе Стрельниковой и дыхательные упражнения с проговариванием звуков на выдохе.

Приложение №3

Учитель предлагает повторить эксперимент на дыхание с трубочкой и воздушным шариком.

Задание №2

1.Учитель предлагает перейти ко второй части эксперимента,

выполнить прыжковые упражнения в движении и на месте, создает условия для того, чтобы дети научились подбирать физические упражнения.

2.Учитель выясняет у учащихся: возможно ли подобрать игру с элементами прыжков

(игра «Рыболов»), учитывая свойства прыжков.

Приложение №4

Дети выполняю комплекс упражнений по системе Стрельниковой:

Упражнение «Ладошки»; Упражнение «Погончики»; Упражнение «Насос».Дыхательные упражнения с проговаривание звуков:«Паровозик»;«Рубим топором»;«Полет». пчелы»

Дети отвечают на вопросы: увеличился ли объем легких после выполнения упражнений? Как влияют физические упражнения на развитие легочной системы?

Дети отвечают на вопрос:

Какие виды прыжков они знают?

Выполняют прыжки с места в шеренге по одному.

Самостоятельно подбирают разные виды прыжков с места и сравнивают разные способы прыжков в длину с места. Определяют наиболее эффективный прыжок.

Дети участвуют в игре.

Научить правильно и глубоко дышать при помощи дыхательных упражнений.

Определить, у кого самый маленький и у кого самый большой шарик (объем легких)

В ходе эксперимента учащиеся должны продумать: Существует ли взаимосвязь между дыхательной и мышечной системами человека?

Подобрать игровой момент в игре «Рыболов», учитывая свойства прыжков.

Умение выявлять отличия в способах прыжков в длину с места.

Умение контролировать и оценивать технику прыжка в длину с места.

Умение подбирать упражнения в соответствии с поставленной задачей.

Умение активно оценивать действия другого.

Умение благодарить за выполненную работу.

 

Заключительная часть. 4 мин.

7

IV этап. Итоги урока. Рефлексия.

 

Учитель выясняет, нужны ли нам дыхательные упражнения и для чего. Существует ли взаимосвязь между дыхательной и мышечной системами? Предлагает оценить свою работу и работу в группе. Предложить ребятам, рисуя смайликов, показать понравился ли им урок. В конце урока всех ребят угостить конфетами, победителей наградить значками. Ребята организованно уходят из зала.

Домашнее задание:

Дома еще раз попробовать: задержать дыхание, подышать в трубочку, надуть шарик.

Попросить то же проделать своих родителей.

Сравнить результаты свои и родителей.

Попытаться ответить на вопрос: в чем разница?

Приложение №1

Тема урока:

Кроссворд.

В

З

А

И

М

О

С

В

Я

З

Ь

                     

Обмен газов между клетками и окружающей средой?

И

               

Органы тела животных и человека, состоящие из упругой мышечной ткани, предназначены для выполнения различных действий?

С

И

С

Т

Е

М

Ы

Приложение №2

Приложение №3

Комплекс дыхательных упражнений по системе Стрельниковой.

Упражнение «Ладошки».

Его можно делать стоя, сидя, лёжа. Стоите прямо, руки согнуты в локтях, ладошки развернуты от себя. Делаете резкие громкие вдохи и сжимаете одновременно ладошки в кулаки. После каждых восьми повторений – отдых до 5 секунд. И так двенадцать повторений.

Упражнение «Погончики».

Его также можно делать стоя, сидя, лежа. Стоите, руки, сжатые в кулаки, прижаты к животу на уровне пояса. Делаете резкие громкие вдохи и одновременно руки резко опускаете вниз. При выдохе руки поднимаются до уровня пояса.

Упражнение «Насос».

Делается сидя или стоя. Стоите прямо, ноги ставите немного шире плеч, руки вдоль туловища. Опускаете голову вниз и делаете округлую спину. На резком громком вдохе тянетесь руками до пола. На выдохе поднимаетесь, но спину полностью не выпрямляете, она остается округлой, голова опущенной вниз

Дыхательные упражнения с проговариванием звуков.

«Паровозик»

И.п. – ноги врозь, руки согнуты в локтях. Делаем глубокий вдох, на выдохе длительно произносим слова ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ и двигаем руками, изображая движение паровоза.

«Рубим топором»

И.п. – ноги врозь, руки перед собой в «замке». Руки вверх – вдох, наклоняемся вниз. Руки вниз – выдох.

3. «Полет пчелы»

И.п. – о.с. Делаем глубокий вдох, руки в стороны, на выдохе длительно проговариваем звук з-з-з-з, изображая полет пчелы.

Приложение №4

Игра «Рыболов»

Правила игры: водящий – «рыболов» стоит в центре круга с удочкой (скакалкой) в руках. Игроки – «рыбки» стоят вокруг него. «Рыбак» забрасывает удочку (крутит по кругу скакалку), «рыбки» уплывают (подпрыгивают). «Рыбка», которую поймал «рыбак», выбывают из игры.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.