12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жанна Умикашвили17





ФГКОУ «Краснодарское КПКУ»

Семинар «Требования к современному уроку»

Методист Умикашвили Жанна Валерьевна










Содержание:

1.Ведение…………………………….1.

2.Ресурсы современного урока………………………. 2.

3.Модели современного урока …………………………………..3.

4. Требования к технике проведения урока…………..3

5. Критерии эффективности современного урока……4

6. Использование элементов андрагогике при активизации мотивации……4

7. Практическое задание………………………..5

8. Использованные источники ………………….6.




Цель: Рассмотреть возможность избежать разрыва между теоретическими знаниями и практическими при проведении современного урока.

Форма: методический семинар























Вступление.


Современная система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В основе которых системно – деятельностный подход, предполагающий вовлечение обучающихся в самостоятельную учебную деятельность.

На данном семинаре попытаемся рассмотреть возможность избежать разрыва между теоретическими знаниями и практическими. Прекрасно осознаем, что через голову учителя ничего не делается, поэтому учитель остается основной фигурой учебного образовательного процесса и основой его творчества и главной формой обучения является урок, то необходимо владеть принципами построения современного урока, а так же основными критериями оценивания урока в рамках системно -деятельностного подхода.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, каким мы планируем его построение , а самое главное, какой результат урока хотим увидеть , вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Возможные критерии результативности урока:

– Цели урока формируются с тенденцией передачи функции от преподавателя к обучающемуся.

– Преподаватель систематически направляет обучающихся на рефлексивное действие ;

– Используются разнообразные формы, методы и приемы об учения, для мотивации и повышения степени активности обучающихся в учебном процессе.

– Преподавателю необходимо владеть технологией диалога, научить обучающихся переадресовывать вопросы;

– Эффективно и профессионально использовать как репродуктивную, так и проблемную формы обучения;

 На уроке ставить задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки;

– Добиваться осознания и нужности изучения учебного материала каждым обучающимся;

– Планировать коммуникативные задачи урока.

Поощряет собственную позицию обучающегося, иное мнение и по мере необходимости обучать корректным формам их выражения;

– Эмоциональность общения, при которой создается атмосфера сотрудничества и психологического комфорта.









Ресурсы современного урока.

Технологические ресурсы – это технологии обучения, как правило, к ней относят проектную деятельность, модульное обучение, интерактивные доска, ИКТ и др. Безусловно, самый важный ресурс - это человеческий, который включают в себя тесное сотрудничество учителя, обучающегося и родителя. Методические ресурсы включают в себя как приёмы, методы обучения, так и формы, технологии.

Модели современного урока.

Традиционная модель урока, как правило, представляет собой цель урока, план-конспект, фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков. Инновационная модель включает в себя как базовые компетентности, так и ключевые, которые включают технологическую карту урока, обязательное проектирование урока преподавателем, практический опыт деятельности.

Общие требования к современному уроку.

Формирование обучающей, методической, воспитательной целей и задач.

Планирование ожидаемых результатов .

Эффективный подбор средств достижения результата поставленным целям.

Достижение условий для мотивации к изучению.

Формирование УУД в рамках каждого элемента урока.

Использование технологий, которые способствуют качественному и эффективному ведению урока.

Качественное обучение, позволяющее развивать способности каждого обучающегося.

Инновационные методы построения современного урока.

Требования к технике проведения урока.

-урок должен быть вызывать интерес к учению;

- урок должен воспитывать у обучающихся необходимость и потребность в знаниях;

-темп и ритм урока должны быть оптимальными;

-действия преподавателя и обучающихся завершёнными;

-необходим полный контроль во взаимодействии преподавателя и обучающихся;

-педагогический такт и этика.



Критерии эффективности современного урока.

- Обучение проходит через открытие нового знания.

-Наличие проблемных дискуссий или вопросов, которые дадут возможность появлению различных точек зрения по изучаемым вопросам.

-Способность обучающегося быть субъектом деятельности, осознание того как, каким способом получен результат, как были устранены трудности.

-Преподаватель ведет обучающихся по пути субъективного открытия, он управляет проблемно–поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Преподавателю важно осознавать, чтобы обучающиеся могли сформулировать основную идею и виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы: Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее важным?

Отметим, что при проектировании урока, который соответствует требованиям ФГОС ООО должно быть абсолютное соблюдение следующих условий:

-Цели учебной деятельности на уроке принимаются и формулируются обучающимися.

-Осуществляется систематическое обучение (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).

-Используются методы и приемы обучения, которые повышают степень активности обучающихся в учебном процессе.

-Активно применять технологию диалога.

-Эффективно сочетать репродуктивную и проблемную форму обучения.

-Определены задачи и критерии самооценки.

- Оцениваются реальные успехи каждого обучающегося.

- Специально планируются коммуникативные задачи урока.

- На уроке создана атмосфера сотрудничества, психологического комфорта.

Немного о андрагогике.

Андрагогическая модель обучения – это организация деятельностей обучающегося и обучающего, основанная на основных принципах:

- самостоятельного обучения;

-совместной деятельности;

- опоры на опыт обучающегося;

-индивидуализация обучения;

-системности обучения;

- актуализации результатов обучения;

- элективности обучения ;

- осознанности обучения.

Исходя из данной модели можно выделить такие приемы мотивации к обучению как:

- создание прогностической функциональной модели компетентности, которую должен достичь в процессе обучения конкретный обучающийся в целях изменений своей жизненной ситуации;

-обеспечение актуальности и современности звучания темы;

-создание свободного выбора формы и уровня обучения, содержания учебного материала, темпа, формы итоговой работы;

-обеспечение высокой степени практической направленности содержания;

-реализация системно-деятельностного подхода;

- четкое исполнение регламента;

-использование имеющегося у преподавателей опыта для и обучения коллег и т.д.

Современный урок в условиях ФГОС открывает перед преподавателями широкую по организации рефлексивной деятельности, что является не самоцелью, а подготовкой к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, и конкурентоспособности. Однако, данный процесс развития рефлексивных способностей б может быть успешным, если формирование и развитие этой деятельности будет проводиться системно.

Практическое задание. Воспользуемся методом пяти пальцев или методом ПОПС сформулировать и организовать элементы рефлексии.

Метод пяти пальцев.

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог чему поспособствовал?

Б (большой) –физическая форма. Что я сделал для своего здоровья?

Метод ПОПС.

Важность этого технологического приёма в том, что позволяет кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. Четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение). Но данный прием должен обладать законченностью, соответственно необходимо предложить начало предложений. Первое из предложений (позиция): «Я считаю, что…». Второе предложение начинается: «Потому что …». Третье предложение начинается: «Я могу это доказать на примере …». Четвертое предложение начинается: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».



Использованные источники:

1.Захарова А.В., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности.- М.: АСТ, 2006. 162 с

2. Цукерман Г.А.Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности.//– 2001. - № 1.

3. Краснова Г.Г, Никифорова Т.В., Романова О.Е. Особенности конструирования современного урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования. Методическое пособие в 2-х частях. – Астрахань: Изд-во ГАОУ АО ДПО «АИПКП».

6


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.