12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Жанна Умикашвили17 |
«Требования к современному уроку»
ФГКОУ «Краснодарское КПКУ»
Семинар «Требования к современному уроку»
Методист Умикашвили Жанна Валерьевна
Содержание:
1.Ведение…………………………….1.
2.Ресурсы современного урока………………………. 2.
3.Модели современного урока …………………………………..3.
4. Требования к технике проведения урока…………..3
5. Критерии эффективности современного урока……4
6. Использование элементов андрагогике при активизации мотивации……4
7. Практическое задание………………………..5
8. Использованные источники ………………….6.
Цель: Рассмотреть возможность избежать разрыва между теоретическими знаниями и практическими при проведении современного урока.
Форма: методический семинар
Вступление.
Современная система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В основе которых системно – деятельностный подход, предполагающий вовлечение обучающихся в самостоятельную учебную деятельность.
На данном семинаре попытаемся рассмотреть возможность избежать разрыва между теоретическими знаниями и практическими. Прекрасно осознаем, что через голову учителя ничего не делается, поэтому учитель остается основной фигурой учебного образовательного процесса и основой его творчества и главной формой обучения является урок, то необходимо владеть принципами построения современного урока, а так же основными критериями оценивания урока в рамках системно -деятельностного подхода.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, каким мы планируем его построение , а самое главное, какой результат урока хотим увидеть , вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Возможные критерии результативности урока:
– Цели урока формируются с тенденцией передачи функции от преподавателя к обучающемуся.
– Преподаватель систематически направляет обучающихся на рефлексивное действие ;
– Используются разнообразные формы, методы и приемы об учения, для мотивации и повышения степени активности обучающихся в учебном процессе.
– Преподавателю необходимо владеть технологией диалога, научить обучающихся переадресовывать вопросы;
– Эффективно и профессионально использовать как репродуктивную, так и проблемную формы обучения;
– На уроке ставить задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки;
– Добиваться осознания и нужности изучения учебного материала каждым обучающимся;
– Планировать коммуникативные задачи урока.
–Поощряет собственную позицию обучающегося, иное мнение и по мере необходимости обучать корректным формам их выражения;
– Эмоциональность общения, при которой создается атмосфера сотрудничества и психологического комфорта.
Ресурсы современного урока.
Технологические ресурсы – это технологии обучения, как правило, к ней относят проектную деятельность, модульное обучение, интерактивные доска, ИКТ и др. Безусловно, самый важный ресурс - это человеческий, который включают в себя тесное сотрудничество учителя, обучающегося и родителя. Методические ресурсы включают в себя как приёмы, методы обучения, так и формы, технологии.
Модели современного урока.
Традиционная модель урока, как правило, представляет собой цель урока, план-конспект, фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков. Инновационная модель включает в себя как базовые компетентности, так и ключевые, которые включают технологическую карту урока, обязательное проектирование урока преподавателем, практический опыт деятельности.
Общие требования к современному уроку.
– Формирование обучающей, методической, воспитательной целей и задач.
–Планирование ожидаемых результатов .
–Эффективный подбор средств достижения результата поставленным целям.
–Достижение условий для мотивации к изучению.
–Формирование УУД в рамках каждого элемента урока.
–Использование технологий, которые способствуют качественному и эффективному ведению урока.
–Качественное обучение, позволяющее развивать способности каждого обучающегося.
– Инновационные методы построения современного урока.
Требования к технике проведения урока.
-урок должен быть вызывать интерес к учению;
- урок должен воспитывать у обучающихся необходимость и потребность в знаниях;
-темп и ритм урока должны быть оптимальными;
-действия преподавателя и обучающихся завершёнными;
-необходим полный контроль во взаимодействии преподавателя и обучающихся;
-педагогический такт и этика.
Критерии эффективности современного урока.
- Обучение проходит через открытие нового знания.
-Наличие проблемных дискуссий или вопросов, которые дадут возможность появлению различных точек зрения по изучаемым вопросам.
-Способность обучающегося быть субъектом деятельности, осознание того как, каким способом получен результат, как были устранены трудности.
-Преподаватель ведет обучающихся по пути субъективного открытия, он управляет проблемно–поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Преподавателю важно осознавать, чтобы обучающиеся могли сформулировать основную идею и виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы: Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее важным?
Отметим, что при проектировании урока, который соответствует требованиям ФГОС ООО должно быть абсолютное соблюдение следующих условий:
-Цели учебной деятельности на уроке принимаются и формулируются обучающимися.
-Осуществляется систематическое обучение (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).
-Используются методы и приемы обучения, которые повышают степень активности обучающихся в учебном процессе.
-Активно применять технологию диалога.
-Эффективно сочетать репродуктивную и проблемную форму обучения.
-Определены задачи и критерии самооценки.
- Оцениваются реальные успехи каждого обучающегося.
- Специально планируются коммуникативные задачи урока.
- На уроке создана атмосфера сотрудничества, психологического комфорта.
Немного о андрагогике.
Андрагогическая модель обучения – это организация деятельностей обучающегося и обучающего, основанная на основных принципах:
- самостоятельного обучения;
-совместной деятельности;
- опоры на опыт обучающегося;
-индивидуализация обучения;
-системности обучения;
- актуализации результатов обучения;
- элективности обучения ;
- осознанности обучения.
Исходя из данной модели можно выделить такие приемы мотивации к обучению как:
- создание прогностической функциональной модели компетентности, которую должен достичь в процессе обучения конкретный обучающийся в целях изменений своей жизненной ситуации;
-обеспечение актуальности и современности звучания темы;
-создание свободного выбора формы и уровня обучения, содержания учебного материала, темпа, формы итоговой работы;
-обеспечение высокой степени практической направленности содержания;
-реализация системно-деятельностного подхода;
- четкое исполнение регламента;
-использование имеющегося у преподавателей опыта для и обучения коллег и т.д.
Современный урок в условиях ФГОС открывает перед преподавателями широкую по организации рефлексивной деятельности, что является не самоцелью, а подготовкой к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, и конкурентоспособности. Однако, данный процесс развития рефлексивных способностей б может быть успешным, если формирование и развитие этой деятельности будет проводиться системно.
Практическое задание. Воспользуемся методом пяти пальцев или методом ПОПС сформулировать и организовать элементы рефлексии.
Метод пяти пальцев.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог чему поспособствовал?
Б (большой) –физическая форма. Что я сделал для своего здоровья?
Метод ПОПС.
Важность этого технологического приёма в том, что позволяет кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. Четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение). Но данный прием должен обладать законченностью, соответственно необходимо предложить начало предложений. Первое из предложений (позиция): «Я считаю, что…». Второе предложение начинается: «Потому что …». Третье предложение начинается: «Я могу это доказать на примере …». Четвертое предложение начинается: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Использованные источники:
1.Захарова А.В., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности.- М.: АСТ, 2006. 162 с
2. Цукерман Г.А.Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности.//– 2001. - № 1.
3. Краснова Г.Г, Никифорова Т.В., Романова О.Е. Особенности конструирования современного урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования. Методическое пособие в 2-х частях. – Астрахань: Изд-во ГАОУ АО ДПО «АИПКП».
6