Тренинг (совместно дети с родителями) по теме «Афоризмы о семье»
Тренинг (совместно дети с родителями) по теме «Афоризмы о семье»
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Инструментарий: бейджи, листы бумаги (формат А 4), фломастеры, планшеты, карточки с афоризмами о семье, повязки на глаза, клубок.
1.Знакомство.
1). Упражнение «Визитка». «Произнесите по кругу свое настоящее или шуточное имя и запишите его на своей визитной карточке (5 минут).
2).Упражнение «Представление своего партнера» (в парах родители с детьми). Каждый участник по очереди представляет своего партнера (родителя или ребенка, описывая его лучшие качества) (5 минут).
2.Упражнение на разогрев «Меняемся местами» (участники сидят в кругу, педагог стоит в центре круга). Участники действуют в соответствии с заданием: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: психолог в центре круга (в данный момент - я) предложу поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то признаком (например, все, кто в брюках). Моя задача занять одно из пустующих мест. Кто остается без места становится водящим. Итак, меняемся местами …» (10 минут).
3. Основная часть.
1). Дискуссия по вопросам:
-Существует ли проблема отношений отцов и детей?
-В чем заключается эта проблема?
-Как её можно решить? (10 минут).
2). Игра «Хочу тебя предупредить…».
Игра проводится в парах «ребёнок – родитель». Ребёнок получает возможность с позиции взрослого, знающего человека чему-то научить родителей, от чего-то предостеречь. Он пробует себя в этой роли, а родитель – в роли опекаемого. Дети высказывают свои мнения от чего им хотелось быть предостеречь родителей (например, не разговаривай с незнакомыми, не садись к ним в машину, мой руки перед едой, не сиди долго за компьютером и т.д.).
Дети и родители приходят к выводу, что мама (папа) тоже живое существо, его (её) надо жалеть…(10 минут)
3). Упражнение “Знакомство руками” (20 мин.) Оборудование: повязки на глаза по числу пар, магнитофон, кассета с записью спокойной музыки. Участники садятся на стулья в два круга: внутренний и внешний. Дети во внутреннем кругу сидят спинами друг к другу, перед каждым ребенком лицом к нему садится во внешний круг взрослый. Взрослые завязывают детям глаза и возвращаются на место. Далее участники выполняют задание: «Закройте глаза, сделайте три спокойных вдоха и выдоха (включите музыку). Протяните вперед руки, найдите руки своего партнера. Поздоровайтесь с ними, познакомьтесь, подружитесь (все команды даются неторопливо). А теперь – поборитесь, поссорьтесь… и снова помиритесь, попросите прощения. А теперь – поблагодарите и попрощайтесь. Взрослые, откройте глаза и пересядьте на один стул вправо. Вам предстоит новая встреча. Закройте глаза, протяните вперед руки и т.д.» В конце упражнения проводится рефлексия с целью поделиться чувствами, которые вызвало это упражнение (10 минут).
4). Упражнение «Афоризмы».
Участникам тренинга предлагаются карточки с написанными на них афоризмами о семье. Участники действуют по инструкции: «Прочитайте и расскажите нам, как вы поняли написанное. Согласны ли вы с написанным? Можете ли привести примеры из собственной жизни?» (20 минут).
4.Завершение.
Упражнение «Клубок» (участники сидят в кругу)
Каждый участник по очереди, передавая клубок и одновременно разматывая его, говорит о своих чувствах, том, что понравилось, запомнилось, было неожиданным. Психолог выступает последним, резюмирует, подытоживает день, настраивает на позитивное мышление (10 минут).