Тренинг на тему «Искусство быть родителями»

3
0
Материал опубликован 29 September 2017 в группе
Тренинг « Искусство быть родителями…»

Цель: Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества в системах взрослый-взрослый, взрослый-ребенок.

Задачи:

1.Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.

2.Формировать умение смотреть на мир глазами ребенка.

3.Формировать коммуникативные и рефлексивные навыки у родителей.

4.Познакомить с играми и упражнениями, развивающими эмоционально-личностную сферу человека.

Оборудование:

карточки с именами участников, написанные на цветной бумаге, в дальнейшем для деления на малые подгруппы;

карточки с пословицами;

карточки с таблицей «мой ребенок»;

фломастеры, бумага.

Количество участников: 10-15 человек.

Структура занятия

часть

содержание

цели

форма

разминка

Беседа с родителями

цель:организовать родителей, настроить на работу в группе.

групповая

Игра-знакомство «Как тебя зовут?»

цель: познакомить родителей друг с другом, создать эмоционально положительный настрой.

групповая

Упражнение «Поменяйтесь местами»

цель:расширить представления родителей, снять психоэмоциональноенапряжение.

групповая

основная

Толкование смысла пословиц о семье. Рефлексия.

цель:формировать рефлексивные навыки у родителей

малая подгруппа

Игра «Да!»

Рефлексия.

цель:формировать рефлексивные навыки у родителей.

групповая

Работа с таблицей «Мой ребенок»

рефлексия

цель:.формировать умение смотреть на мир глазами ребенка.

формировать рефлексивные навыки у родителей.

индивид-ная

групповая

заключительная

Беседа «способы выражения любви»

цель:повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.

групповая

Упражнение «Я люблю тебя»

цель:повысить родительскую компетентность. формировать рефлексивные навыки у родителей.

групповая

Упражнение «До скорой встречи»

Цель:закрепить положительный эмоциональный фон.

групповая

Примечание * (На занятии присутствуют только взрослые)

Организация присутствующих на работу:

Добрый день уважаемые родители! Сегодня нас с вами объединила тема нашей встречи «Искусство быть родителями…» эта встреча для тех, кто любит детей, любит не из далека, не любуется ими как занимательной игрушкой, а любит деятельной любовью. Наши дети – это наши надежды и будущее. Однако дети это не только радость и счастье, но и наша боль и тревога. Ведь нужно не только родить, но и воспитать его настоящим, прекрасным человеком. А это кропотливый труд. Многие родители воспитывают детей так, как принято в ближайшем окружении, как воспитывали их самих, как делают их знакомые, соседи. Такая самодеятельность зачастую заканчивается печально. Конечно, современные родители стали намного компетентнее в теоретических вопросах воспитания, но к сожалению далеко не все знают как применить эти знания на практике. Поэтому цель подобных встреч помочь родителям взглянуть на мир глазами ребенка, повысить свои коммуникативные и рефлексивные навыки и возможно в чем - то изменить свое отношение на процесс воспитания в целом.

Итак, мы в кругу и форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям, облегчает понимание и взаимодействие.

1 Игра-знакомство «Как тебя зовут?»

Родителям предлагается игра, цель которой познакомить родителей друг с другом, создать эмоционально положительный настрой.

Участники по очереди называют свое имя. И рассказывают по своему усмотрению о значении имени или фамилии или любой вариант мини презентации себя для других.

Хорошо, теперь мы познакомились, а сейчас поиграем в игру и узнаем друг о друге еще больше. Для этого я предлагаю встать.

2 Психогимнастическое упражнение «Поменяйтесь местами»

Правила очень простые, я буду называть признаки, объединяющие, кого-то из вас и те люди меняются местами. Например, я говорю «Поменяйтесь местами те, кто пришел в юбке». Соответственно, все дамы в юбках делают шаг вперед и меняются местом с кем-то по желанию.

Поменяйтесь местами те, у кого короткая стрижка;

Поменяйтесь местами те, кто высокого роста;

Поменяйтесь местами те, кто любит красный цвет;

Поменяйтесь местами те, у кого дома живет кошка;

Поменяйтесь местами те, у кого двое детей;

Поменяйтесь местами те, кто любит золотые украшения;

Поменяйтесь местами те, кто любит пироги;

Поменяйтесь местами те, любит смотреть детективы;

Поменяйтесь местами те, кого раздражают медлительные люди;

Поменяйтесь местами те, у кого есть собака;

Поменяйтесь местами те, кто сталкивается с трудностями в воспитании детей;

Поменяйтесь местами те, кто любит петь или танцевать;

Поменяйтесь местами те, кому легко воспитывать детей;

Поменяйтесь местами те, у кого хорошее настроение.

Замечательно! Присаживайтесь.

2 часть. Основная.

1 Толкование смысла пословиц

(работа в малых подгруппах по 3-5 человек)

Перед вами пословицы, касающиеся отношений в семье. Задача истолковать их смысл, как вы понимаете.

Каждой подгруппе предлагается к рассмотрению следующие пословицы.

Порванную веревку как не вяжи, все узел будет;

Без корня и трава не вырастет;

Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало;

Сердце матери лучше солнца согреет;

У семи нянек дитя без глазу;

Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота;

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает;

Детей наказывай стыдом, а не кнутом;

Не мы на детей походим, а они на нас.

Обсуждение в течение 5-7 минут в малых подгруппах, далее толкование пословиц от каждой подгруппы по кругу.

Обсуждение:

-Вызывали ли какие-нибудь пословицы затруднения?

-Прозвучала ли для кого-то новая пословица, которую раньше не слышали?

-Быстро ли удалось найти общий язык в своей группе?

-Давайте придумаем название, которое объединяло бы все пословицы.

Если взрослые затрудняются можно предложить такие варианты, как «Кодекс воспитания», «Правила жизни в семье», «Мама, папа, я – дружная семья».

2 Игра «ДА!»

Сейчас мы с вами поиграем в игру с необычным названием «Да!». Представьте, что сейчас прекрасный солнечный день, у вас нет никаких обязанностей, и мы можем расслабиться, стать немного детьми. Пройдитесь по залу, во всех направлениях. Сейчас я предложу осуществить некоторое действие, а в ответ каждый должен громко, с энтузиазмом крикнуть «ДА!». Сразу же после этого мы все вместе выполним предложенное действие. Я начинаю, далее любой желающий из вас предлагает свое, если группа молчит, я называю имя того, кто выкрикивает предложение, между желаниями связи быть не обязательно.

Давайте плавать!

Давайте летать!

Давайте улыбаться!

Давайте спать!

Давайте гладить рубашку!

Давайте поиграем в мяч!

Спасибо, присаживайтесь

Обсуждение

-Чувствовали ли вы себя смущенным?

-Легко ли было придумать задание?

-Легко ли было выкрикнуть желание громко?

-Какое действие принесло вам наибольшее удовольствие?

-Думали ли вы, как это выглядит со стороны?

-Боялись, что ваше предложение не понравится группе?

-Легко ли было перехватить инициативу?

-Исчезло ли смущение в ходе игры?

-Хотели ли вы принимать еще участие в подобных играх?

3 Задание «Мой ребенок»

Наше следующее упражнение, поможет лучше понять своего ребенка и закрепить навыки взаимодействия с ребенком.

Сегодня мы будем заполнять таблицу. В первый столбик запишите ответы за ребенка, а второй я заполню с вашими детьми, потом желающие могут либо подойти ко мне, либо самостоятельно сравнить ответы, спросив ребенка дома.

вопрос

Ответ родителя за ребенка

Ответ ребенка

Как меня ласково называют дома

   

Мой любимый цвет

   

Моя любимая сказка

   

Мои любимые мультфильмы

   

Мои друзья в группе

   

Много раз меня целуют и обнимают за день?

   

Обсуждение

-Сложно было отвечать?

-Сложно предугадать ответ ребенка?

-Как вы думаете, все ответы совпадут?

-Интересует ли вас результат?

-Вызвал ли у вас недоумение какой-нибудь вопрос?

-Как вы думаете, случайно ли прозвучал вопрос - сколько раз вы обнимаете и целуете ребенка в течение дня?

3 часть. Заключительная

Психологи установили, что существует несколько способов выражения любви к ребенку, среди которых можно выделить самые значимые: контакт глаз, физический контакт и пристальное внимание.

Внимательней всего ребенок нас слушает, когда мы смотрим ему в глаза. Тяжелой является родительская привычка – избегать смотреть прямо в глаза! Увы! Мы часто этого даже не замечаем, отчитывая ребенка на ходу или сознательно не смотрим на него. Это действует на ребенка угнетающе и может запасть в душу на всю жизнь.

Второй способ – физический контакт. В жизни, родители достаточно редко просто так пользуются возможностью ласково прикоснуться к ребенку. Чем старше ребенок, тем реже его обнимают просто так.

Третий способ выражения любви – пристальное внимание. В чем оно заключается? В том, что мы сосредотачиваемся на ребенке полностью, не отвлекаемся ни на какие мелочи. Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что он для родителей – самый важный человек в мире. Не удовлетворяя эту потребность ребенок испытывает беспокойство, не чувствует себя в безопасности тем самым нарушается его эмоциональное развитие. Ежедневно необходимо выкраивать время, когда вы принадлежите только ребенку.

Что бы ребенок ежедневно ощущал вашу поддержку, обязательно надо говорить ему слова любви и восхищения. Некоторые родители заблуждаются, считая словами любви только фразу «Я люблю тебя», но и «ты просто чудо» или «я счастлив, что у меня есть ты» говорят о наших чувствах к ребенку.

1 Упражнение «Я люблю тебя»

Родителям предлагается на сердечках написать слова любви, восхищения и похвалы в адрес ребенка. Затем они сортируются и подсчитываются наиболее употребляемые.

2 Упражнение «До скорой встречи!»

Уважаемые родители! Я надеюсь, что от нашей с вами встречи вы получили положительные эмоции, взглянули на некоторые вопросы по другому. Конечно, одним разом не решить серьезных задач, поэтому давайте возьмемся за руки и скажем «До скорой встречи!»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.