Тренинг на тему «Искусство быть родителями»
Цель: Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества в системах взрослый-взрослый, взрослый-ребенок.
Задачи:
1.Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
2.Формировать умение смотреть на мир глазами ребенка.
3.Формировать коммуникативные и рефлексивные навыки у родителей.
4.Познакомить с играми и упражнениями, развивающими эмоционально-личностную сферу человека.
Оборудование:
карточки с именами участников, написанные на цветной бумаге, в дальнейшем для деления на малые подгруппы;
карточки с пословицами;
карточки с таблицей «мой ребенок»;
фломастеры, бумага.
Количество участников: 10-15 человек.
часть |
содержание |
цели |
форма |
разминка |
Беседа с родителями |
цель:организовать родителей, настроить на работу в группе. |
групповая |
Игра-знакомство «Как тебя зовут?» |
цель: познакомить родителей друг с другом, создать эмоционально положительный настрой. |
групповая |
|
Упражнение «Поменяйтесь местами» |
цель:расширить представления родителей, снять психоэмоциональноенапряжение. |
групповая |
|
основная |
Толкование смысла пословиц о семье. Рефлексия. |
цель:формировать рефлексивные навыки у родителей |
малая подгруппа |
Игра «Да!» Рефлексия. |
цель:формировать рефлексивные навыки у родителей. |
групповая |
|
Работа с таблицей «Мой ребенок» рефлексия |
цель:.формировать умение смотреть на мир глазами ребенка. формировать рефлексивные навыки у родителей. |
индивид-ная групповая |
|
заключительная |
Беседа «способы выражения любви» |
цель:повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка. |
групповая |
Упражнение «Я люблю тебя» |
цель:повысить родительскую компетентность. формировать рефлексивные навыки у родителей. |
групповая |
|
Упражнение «До скорой встречи» |
Цель:закрепить положительный эмоциональный фон. |
групповая |
Примечание * (На занятии присутствуют только взрослые)
Организация присутствующих на работу:Добрый день уважаемые родители! Сегодня нас с вами объединила тема нашей встречи «Искусство быть родителями…» эта встреча для тех, кто любит детей, любит не из далека, не любуется ими как занимательной игрушкой, а любит деятельной любовью. Наши дети – это наши надежды и будущее. Однако дети это не только радость и счастье, но и наша боль и тревога. Ведь нужно не только родить, но и воспитать его настоящим, прекрасным человеком. А это кропотливый труд. Многие родители воспитывают детей так, как принято в ближайшем окружении, как воспитывали их самих, как делают их знакомые, соседи. Такая самодеятельность зачастую заканчивается печально. Конечно, современные родители стали намного компетентнее в теоретических вопросах воспитания, но к сожалению далеко не все знают как применить эти знания на практике. Поэтому цель подобных встреч помочь родителям взглянуть на мир глазами ребенка, повысить свои коммуникативные и рефлексивные навыки и возможно в чем - то изменить свое отношение на процесс воспитания в целом.
Итак, мы в кругу и форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям, облегчает понимание и взаимодействие.
1 Игра-знакомство «Как тебя зовут?»Родителям предлагается игра, цель которой познакомить родителей друг с другом, создать эмоционально положительный настрой.
Участники по очереди называют свое имя. И рассказывают по своему усмотрению о значении имени или фамилии или любой вариант мини презентации себя для других.
Хорошо, теперь мы познакомились, а сейчас поиграем в игру и узнаем друг о друге еще больше. Для этого я предлагаю встать.
2 Психогимнастическое упражнение «Поменяйтесь местами»Правила очень простые, я буду называть признаки, объединяющие, кого-то из вас и те люди меняются местами. Например, я говорю «Поменяйтесь местами те, кто пришел в юбке». Соответственно, все дамы в юбках делают шаг вперед и меняются местом с кем-то по желанию.
Поменяйтесь местами те, у кого короткая стрижка;
Поменяйтесь местами те, кто высокого роста;
Поменяйтесь местами те, кто любит красный цвет;
Поменяйтесь местами те, у кого дома живет кошка;
Поменяйтесь местами те, у кого двое детей;
Поменяйтесь местами те, кто любит золотые украшения;
Поменяйтесь местами те, кто любит пироги;
Поменяйтесь местами те, любит смотреть детективы;
Поменяйтесь местами те, кого раздражают медлительные люди;
Поменяйтесь местами те, у кого есть собака;
Поменяйтесь местами те, кто сталкивается с трудностями в воспитании детей;
Поменяйтесь местами те, кто любит петь или танцевать;
Поменяйтесь местами те, кому легко воспитывать детей;
Поменяйтесь местами те, у кого хорошее настроение.
Замечательно! Присаживайтесь.
2 часть. Основная.
1 Толкование смысла пословиц
(работа в малых подгруппах по 3-5 человек)
Перед вами пословицы, касающиеся отношений в семье. Задача истолковать их смысл, как вы понимаете.
Каждой подгруппе предлагается к рассмотрению следующие пословицы.
Порванную веревку как не вяжи, все узел будет;
Без корня и трава не вырастет;
Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало;
Сердце матери лучше солнца согреет;
У семи нянек дитя без глазу;
Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота;
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает;
Детей наказывай стыдом, а не кнутом;
Не мы на детей походим, а они на нас.
Обсуждение в течение 5-7 минут в малых подгруппах, далее толкование пословиц от каждой подгруппы по кругу.
Обсуждение:
-Вызывали ли какие-нибудь пословицы затруднения?
-Прозвучала ли для кого-то новая пословица, которую раньше не слышали?
-Быстро ли удалось найти общий язык в своей группе?
-Давайте придумаем название, которое объединяло бы все пословицы.
Если взрослые затрудняются можно предложить такие варианты, как «Кодекс воспитания», «Правила жизни в семье», «Мама, папа, я – дружная семья».
2 Игра «ДА!»
Сейчас мы с вами поиграем в игру с необычным названием «Да!». Представьте, что сейчас прекрасный солнечный день, у вас нет никаких обязанностей, и мы можем расслабиться, стать немного детьми. Пройдитесь по залу, во всех направлениях. Сейчас я предложу осуществить некоторое действие, а в ответ каждый должен громко, с энтузиазмом крикнуть «ДА!». Сразу же после этого мы все вместе выполним предложенное действие. Я начинаю, далее любой желающий из вас предлагает свое, если группа молчит, я называю имя того, кто выкрикивает предложение, между желаниями связи быть не обязательно.
Давайте плавать!
Давайте летать!
Давайте улыбаться!
Давайте спать!
Давайте гладить рубашку!
Давайте поиграем в мяч!
Спасибо, присаживайтесь
Обсуждение
-Чувствовали ли вы себя смущенным?
-Легко ли было придумать задание?
-Легко ли было выкрикнуть желание громко?
-Какое действие принесло вам наибольшее удовольствие?
-Думали ли вы, как это выглядит со стороны?
-Боялись, что ваше предложение не понравится группе?
-Легко ли было перехватить инициативу?
-Исчезло ли смущение в ходе игры?
-Хотели ли вы принимать еще участие в подобных играх?
3 Задание «Мой ребенок»
Наше следующее упражнение, поможет лучше понять своего ребенка и закрепить навыки взаимодействия с ребенком.
Сегодня мы будем заполнять таблицу. В первый столбик запишите ответы за ребенка, а второй я заполню с вашими детьми, потом желающие могут либо подойти ко мне, либо самостоятельно сравнить ответы, спросив ребенка дома.
вопрос |
Ответ родителя за ребенка |
Ответ ребенка |
Как меня ласково называют дома |
||
Мой любимый цвет |
||
Моя любимая сказка |
||
Мои любимые мультфильмы |
||
Мои друзья в группе |
||
Много раз меня целуют и обнимают за день? |
Обсуждение
-Сложно было отвечать?
-Сложно предугадать ответ ребенка?
-Как вы думаете, все ответы совпадут?
-Интересует ли вас результат?
-Вызвал ли у вас недоумение какой-нибудь вопрос?
-Как вы думаете, случайно ли прозвучал вопрос - сколько раз вы обнимаете и целуете ребенка в течение дня?
3 часть. Заключительная
Психологи установили, что существует несколько способов выражения любви к ребенку, среди которых можно выделить самые значимые: контакт глаз, физический контакт и пристальное внимание.
Внимательней всего ребенок нас слушает, когда мы смотрим ему в глаза. Тяжелой является родительская привычка – избегать смотреть прямо в глаза! Увы! Мы часто этого даже не замечаем, отчитывая ребенка на ходу или сознательно не смотрим на него. Это действует на ребенка угнетающе и может запасть в душу на всю жизнь.
Второй способ – физический контакт. В жизни, родители достаточно редко просто так пользуются возможностью ласково прикоснуться к ребенку. Чем старше ребенок, тем реже его обнимают просто так.
Третий способ выражения любви – пристальное внимание. В чем оно заключается? В том, что мы сосредотачиваемся на ребенке полностью, не отвлекаемся ни на какие мелочи. Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что он для родителей – самый важный человек в мире. Не удовлетворяя эту потребность ребенок испытывает беспокойство, не чувствует себя в безопасности тем самым нарушается его эмоциональное развитие. Ежедневно необходимо выкраивать время, когда вы принадлежите только ребенку.
Что бы ребенок ежедневно ощущал вашу поддержку, обязательно надо говорить ему слова любви и восхищения. Некоторые родители заблуждаются, считая словами любви только фразу «Я люблю тебя», но и «ты просто чудо» или «я счастлив, что у меня есть ты» говорят о наших чувствах к ребенку.
1 Упражнение «Я люблю тебя»
Родителям предлагается на сердечках написать слова любви, восхищения и похвалы в адрес ребенка. Затем они сортируются и подсчитываются наиболее употребляемые.
2 Упражнение «До скорой встречи!»
Уважаемые родители! Я надеюсь, что от нашей с вами встречи вы получили положительные эмоции, взглянули на некоторые вопросы по другому. Конечно, одним разом не решить серьезных задач, поэтому давайте возьмемся за руки и скажем «До скорой встречи!»