Тренинговое занятие «Подростки - и их общение»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Старощербаковская средняя общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
Тренинговое занятие
на развитие навыков общения, дружелюбия
и межличностного взаимодействия
«Подростки - и их общение»
Педагог-психолог ПКК
Концевенко Владимир Семенович
2024 г.
Содержание
Пояснительная записка …………………………………. 3
Актуальность ……………………………………………. 4
Адресная группа ………………………………………… 4
Цель, задачи ……………………………………………... 4
Ожидаемые результаты …………………………………. 5
Методическая разработка ………………………………. 6
Сведения об эффективности реализации ……………... 10
Пояснительная записка
Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и слышать других. Эффективным методом развития коммуникативных умений, знаний и навыков, является тренинг, представляющий собой активное обучение посредством приобретения и осмысления жизненного опыта, который моделируется в межличностном взаимодействии посредством упражнений и осознается в ходе дискуссии.
В подростковом возрасте общение становится ведущим видом деятельности. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали. В этом возрасте особенно остры и тяжелы межличностные проблемы, связанные с застенчивостью подростков, с их заниженной самооценкой, с трудностями в установлении межличностных отношений. Особую роль в этом возрасте играют отношения со сверстниками. Дети хотят быть принятыми и признанными в группе, иметь определенный статус в ней.
Поэтому очень важным является вопрос об уровне культуры межличностных отношений, об умении и желании быть толерантными, компромиссными. Ведь культура общения, этика - обязательный элемент повседневных отношений, поэтому они должны войти в законы жизни, стать реально действующими нормами. Именно от них зависит восприятие нас окружающими.
Данный тренинг представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие саморегуляции, повышение самооценки и оптимизацию межличностного взаимодействия, что будет способствовать возникновению ощущения легкости и комфорта в ситуациях общения. Дети будут отрабатывать навыки самоанализа и учиться управлению своим психоэмоциональным состоянием, что достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Деятельность по саморегуляции может осуществляться с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов.
Представленный тренинг по направленности нацелен на развитие коммуникативных умений, знаний, навыков, которые способствуют развитию таких качеств личности, как: целеустремленность, готовность сотрудничать, умение выступать, выдержку, решительность, смелость и т.д. В свою очередь данные наличие данных качеств личности определяет возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении.
Актуальность представленного тренинга состоит в том, что в связи с особенностями подросткового возраста, важно помочь ребенку научиться общаться со сверстниками, родителями, педагогами, разобраться в изменениях, которые происходят в нем, осуществить помощь в поиске путей решения проблем, с которыми сталкивается подросток. Общение людей друг с другом — чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. А также может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях.
Таким образом, актуальность такого тренинга заключается в том, что он помогает эффективно осваивать сложности реального мира межличностных отношений.
Тренинг разработан с учетом возрастных особенностей обучающихся: направлен на работу с детьми среднего школьного возраста (12-15 лет), так как именно в этом возрасте у ребят появляются такие особенности, как: формирование навыков самоанализа, интереса к другому человеку как личности, развитие чувства собственного достоинства, развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания и толерантности, развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям.
Цель тренинга: развивать коммуникативные умения и навыки, воспитывать коммуникабельную личность; развитие навыков саморегуляции, повышение уровня самооценки; учиться проявлять и выражать свои мысли и чувства в коллективе, учиться умению договариваться, обсуждать замысел работы.
Задачи тренинга:
Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;
Осознание себя командой.
Аргументация своей точки зрения;
Активизация процесса самопознания;
Повышение уровня самооценки.
Ожидаемым результатом тренинга является: создание доверительных отношений в коллективе, динамическое развитие группы, развитие организационно-коммуникативных умений. формирование адекватной самооценки и освоение эффективных поведенческих стратегий с целью регуляции социальных отношений; уменьшение факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности, формирование навыков адекватного конструктивного поведения: развитие навыков доброжелательного общения.
Ход занятия:
Приветствие.
Цель: создание в группе атмосферы доброжелательности и работоспособности.
Участники образуют два круга внутренний и наружный, становятся лицом друг к другу, ведущий предлагает участникам задавать любые интересующие вопросы. По команде ведущего внутренний круг движется, переходя к следующему участнику.
Участники группы садятся в круг и начиная с ведущего представляют свой образ группе.
- Попробуйте в одной двух фразах, помогая себе жестами и позой представить себя группе. Каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы группа вас воспринимала?
Ведущий первым себя презентует, далее по кругу каждый участник осуществляет свое представление.
Обсуждение:
– Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?
– Какое представление для вас было самым оригинальным и неожиданным?
Обсуждение правил.
- Сегодня мы должны обсудить и принять правила, которым будем следовать, работая в группе.
Правила групповой работы:
1. Не опаздывать.
2. Не говорить друг о друге плохо, не «комментировать»
3. Не перебивать и слушать друг друга.
4. Подводить итоги после каждого занятия.
5. Не выносить сор из избы (обсуждаем только то, что происходит здесь и сейчас)
6. Быть откровенными в выражении чувств. (я чувствую, я думаю)
7. Быть активными в работе.
8. Поддерживать друг друга. (хорошее слово каждому участнику)
- Озвучиваем правила, принимаем те, за которые проголосовало большинство участников.
Беседа.
Цель: формирование чёткого представления, что такое общение.
- Есть такое слово. Коммуникация. Сейчас пусть каждый из вас на листочке попробует выразить своё понимание этого термина, то есть, как вы считаете, что оно означает. Постарайтесь сделать это самостоятельно, не совещаясь. У нас на это 5 минут.
После выполнения задания, предлагается зачитать по кругу некоторые определения. Ведущий совместно с группой в процессе обсуждения определяет общее понятие, которым группа будет руководствоваться в дальнейшем.
Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Различают процесс К. и составляющие его акты. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах К. реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фатическая (связанная с установлением контактов) функции, первая из которых является генетически и структурно исходной.
Условно выделяются сообщения:
побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба);
информативные (передача реальных или вымышленных сведений);
экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания);
фатические (установление и поддержание контакта).
Средства:
речевая (письменная и устная),
паралингвистическая (жест, мимика, мелодия),
вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительного искусства и т. Д.)
Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.
– А теперь попробуйте дать определение понятию «общение».
Общение – взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение «радости общения».
– Как вы думаете, есть ли разница между «коммуникацией» и «общением» или это совсем идентичные понятия?
Далее ведущий помогает логически развивать беседу посредством вопросов: - Что такое общение? Как мы можем общаться друг с другом? В чём ценность общения для нас? Когда и в чём мы испытываем сложности и затруднения в процессе общения с другими людьми?
Представь оппонента.
Цель: узнать участников группы, научиться слушать и слышать товарища.
- Сейчас я попрошу вас разбиться на пары, но определенным образом: выбрать в пару нужно того человека, с которым вы меньше всего общаетесь.
Дети делятся на пары.
- Теперь я прошу вас повернуться друг к другу и в течение четырех минут рассказывать о себе товарищу, по две минутки на человека.
Дети начинают общаться, в это время ведущие достают материалы: Бумагу и карандаши.
- Теперь я прошу вас опять собраться в круг. Сейчас я раздам вам листочки и попрошу вас нарисовать вашего товарища, в рисунке желательно отразить все то, что вы услышали: его интересы и любимые дела, все то, что он успел о себе рассказать.
Дети рисуют своего оппонента.
- Теперь каждый по очереди кладет рисунок в центр круга и по нему рассказывает все то, что он узнал о товарище.
- Выскажитесь по кругу, понравилось ли вам слушать о себе со стороны? Приятно ли вам то, что о вас сказали и т.д.
- Кто узнал что-то новое о своих товарищах?
Комплимент.
Цель: настроить участников на тактичное отношение друг к другу, на развитие умения слушать и слышать говорящего, обращая внимание на его манеру устанавливать контакт.
- Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом. – вот что необходимо для приятного и продуктивного общения. Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны, умеем ли видеть хорошее в других и говорить об этом.
В кругу каждый участник смотрит на своего соседа слева и думает, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравиться и как об этом сказать ему, т. е. сделать комплимент. Начинает любой, кто готов сказать приятные слова своему соседу. Все остальные внимательно слушают. Тот, кому сделан комплимент, должен поблагодарить в ответ, а затем сам сделать свой комплимент своему соседу слева. И так по кругу, пока все участники не скажут что-либо приятное соседу.
- Итак, мы поприветствовали друг друга, настроились на продуктивную работу.
- Испытывали ли вы трудности когда делали комплимент своему однокласснику? Что при этом испытывали?
- Как вы себя чувствовали когда вам говорили комплимент?
Продолжи фразу.
Цель: Саморефлексия.
- Сейчас по кругу, я буду передавать фразу. Ваша задача, не задумываясь продолжить ее. Пример Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…. (мне улыбаются). Следующая фраза в другом направлении.
Фразы:
– Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня….
– Особенно меня раздражает, что я…
– Мне бывает стыдно, когда я….
– Верю что я…
– Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это….
– Иногда люди не понимают меня, потому что я…
Обсуждение.
Скажи приятное.
Цель: закончить занятия на позитивной ноте.
- Предлагаю всем участникам тренинга поблагодарить друг друга за работу. (ведущий начинает первым затем все остальные по кругу).
Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.
Обсуждение тренинга (обратная связь)
Вопросы:
Как вы отнеслись к теме нашего тренинга, считаете ли данную тему актуальной в школе?
Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
Оцените свою активность в тренинге по пятибалльной шкале.
Что не понравилось? Почему?
Огромное спасибо всем за работу! До следующей встречи!
Эффективность реализации тренингового занятия, направленного на развитие навыков общения, дружелюбия и межличностного взаимодействия, можно оценить по следующим результатам:
Подростки приобретают знания о роли и значении коммуникации в их жизни.
Развиваются коммуникативные умения в области межличностного контакта посредством овладения навыками активного слушания, вербального и невербального общения.
Приобретается положительный опыт группового межличностного контактного взаимодействия.
Снижается уровень зависимого и агрессивного способа общения, повышается компетентный.
Расширяются знания о различиях в способах контактного и дистанционного общения.
Получение новых сведений о себе и о других людях способствует формированию положительной «Я-концепции».
Групповая работа способствует преодолению социальных страхов и тревог.
Список литературы
Грецов А. Тренинг общения для подростков – Спб.: 2008 г.
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) – ССПб.: Речь, 2010 г.
Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2003 г.
Электронный ресурс: http://sitekid.ru/сhelovek/сhto_takoe_obshсhenie.htm
1. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Людмила Анн. – СПб.: Питер, 2006.– 271 с. – (Эффективный тренинг).
2. Антонова О. П. Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков» // Молодой ученый. — 2014. Петровская, Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216с.
3. Игры: обучение, тренинг, досуг / под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 2009.
4. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения. М. Прогресс, 1986.
5. Фоппель. К. Сплоченность и толерантность в группе. М., Генезис. 2006
10