Урок русского языка в 5 классе «Три типа склонения имён существительных»
Тема урока: Три склонения имён существительных.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы и приемы: метод проекта, проблемная задача, словесный метод, наглядно-иллюстративный.
Применяемые технологии: игровая технология, проектная.
Оборудование: компьютер, презентация в программе PowerPoint, интерактивная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы, сигнальные карточки.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная работа под руководством учителя, работа в парах и группах, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Формирование УУД:
Личностных:
формирование основ социальных компетенций;
формирование объективной позитивной самооценки самосознания;
формирование готовности перехода к самообразованию на основе устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Познавательных:
работа с учебником, выделение необходимой существенной информации;
практическое освоение основ исследовательской деятельности;
приобретение потребности поиска дополнительной информации.
Регулятивных:
способность ставить новые учебные цели и задачи;
выбор путей и средств решения проблемы;
контроль и оценивание своих действий.
Коммуникативных:
организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
развитие речевой деятельности;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание своей позиции.
Цель: формирование у обучающихся умений распознавать склонения имён существительных по окончанию и по роду.
Задачи:
Образовательные: обучить определять склонения имен существительных, опираясь на содержание таблиц и схем; уточнить понятия “склонение имен существительных”.
Развивающие: научить систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость; отрабатывать орфографическую грамотность.
Воспитательные: обучение самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности; воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, умение работать в паре и группе; повысить мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартных форм, используемых на уроке.
Планируемый результат: обучающиеся должны уметь определять склонение имен существительных, объяснять языковые явления.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный урок | Приветствие обучающихся | Приветствие учителя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | Словарная работа: Молодежь, каучук, фарфор, цемент, щавель, свекла, хлопок, приволье, раздолье (поставьте ударение). Выполните синтаксический разбор следующего предложения: Свиристели прилетают к нам с севера и остаются на всю зиму. Выполните морфологический разбор слова зиму: Имя существительное (что?) – обозначает предмет Начальная форма – зима (Им. п.; ед. ч.). Постоянные морфологические признаки: Нарицательное Неодушевленное Женский род 1-е склонение Непостоянные морфологические признаки: Ед. ч. В.п. Обстоятельство. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивационно-целевой этап | Что такое склонение? Сколько типов склонения в русском языке? Сколько падежей в русском языке? По какому падежу определяется тип склонения? Какие роли в предложении играют существительные в и. п.? Заполните таблицу:
Особую группу составляют разносклоняемые существительные среднего рода на –мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, стремя, семя, темя) и существительное мужского рода путь: при изменении по падежам они имеют окончания существительных 3-го и 2-го склонений.
| Склонение – это изменение слов разных частей речи по падежам. 3 6 По И. п. Роль подлежащего, иногда сказуемого, бывают обращениями, но в данном случае членом предложения не являются. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа по теме урока | Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного. - Как определить склонение имени существительного в именительном падеже? Алгоритм действий при определении склонения имени существительного Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: Определить род. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определить склонение. Образец рассуждения. Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения. Задание 1. Отгадайте загадки. Запишите отгадки, определите род и склонение имен существительных. Сердитый недотрога живет в лесу глухом. Иголок очень много, а нитки ни одной. Бьют его, а он не плачет, только скачет, только скачет. Махнула птица своим крылом, накрыла свет весь черным пером. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. Дитя отца и матери, а никому не сын. Задание 2. Выпиши существительные 3 склонения. Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь. Задание 3. Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных. Отец, деревня, торжество, везение, чародей. Задание 3. «Собери корзинку» 1 корзинка – 1 склонение 2 корзинка – 2 склонение: Мышка принесла с собой овощи, фрукты и ягоды. Она просит, чтобы вы помогли ей положить в корзину овощи, фрукты и ягоды 1 склонения. Апельсин – 2 Малина – 1 Клубника – 1 Помидор – 2 Огурец – 2 Банан – 2 Земляника – 1 Капуста – 1 Баклажан – 2 Яблоко - 2 | Еж – м.р. 2-е скл. Мяч – м.р., 2-е скл. Ночь – ж.р., 3-е скл. Карандаш – м.р., 2-е скл. Дочь – ж.р., 3-е скл. Жизнь Печь Дочь Степь Морковь Тетрадь Лошадь Лень Боль Площадь отец (2 скл.) - папа (1 скл.) деревня (1 скл.) - село (2 скл.) торжество (2 скл.) - праздник (2 скл.) везение (2 скл.) - удача (1 скл.) чародей (2 скл.) - маг (2 скл.), волшебник (2 скл.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление полученных знаний | Как определяется склонение? | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
| | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | § 95; Упр. №520 определить тип склонения, дополнить 5-6 примерами. | |
Кильмухаметова Лилия Мансуровна