12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ретюнская Карина Вадимовна244
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Тема урока: Три склонения имён существительных.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы и приемы: метод проекта, проблемная задача, словесный метод, наглядно-иллюстративный.

Применяемые технологии: игровая технология, проектная.

Оборудование: компьютер, презентация в программе PowerPoint, интерактивная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы, сигнальные карточки.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная работа  под руководством учителя, работа в парах и группах, фронтальная работа,  индивидуальная работа.

Формирование УУД:

Личностных:

формирование основ социальных компетенций;

формирование объективной позитивной самооценки самосознания;

формирование готовности перехода к самообразованию на основе устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Познавательных:

работа с учебником, выделение необходимой существенной информации;

практическое освоение основ исследовательской деятельности;

приобретение потребности поиска дополнительной информации.

Регулятивных:

способность ставить новые учебные цели и задачи;

выбор путей и средств решения проблемы;

контроль и оценивание своих действий.

Коммуникативных:

организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

развитие речевой деятельности;

аргументирование своей точки зрения, отстаивание своей позиции.

Цель: формирование у обучающихся умений распознавать склонения имён существительных по окончанию и по  роду.

Задачи:

Образовательные: обучить определять склонения имен существительных, опираясь на содержание таблиц и схем; уточнить понятия “склонение имен существительных”.

Развивающие: научить систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость; отрабатывать орфографическую грамотность.

Воспитательные: обучение самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности; воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, умение работать в паре и группе; повысить мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартных форм, используемых на уроке.

Планируемый результат: обучающиеся должны уметь определять склонение имен существительных, объяснять языковые явления.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный урок

Приветствие обучающихся

Приветствие учителя

Актуализация знаний

Словарная работа:

Молодежь, каучук, фарфор, цемент, щавель, свекла, хлопок, приволье, раздолье (поставьте ударение).

Выполните синтаксический разбор следующего предложения:

Свиристели прилетают к нам с севера и остаются на всю зиму.

Выполните морфологический разбор слова зиму:

Имя существительное (что?) – обозначает предмет

Начальная форма – зима (Им. п.; ед. ч.).

Постоянные морфологические признаки:

Нарицательное

Неодушевленное

Женский род

1-е склонение

Непостоянные морфологические признаки:

Ед. ч.

В.п.

Обстоятельство.


Мотивационно-целевой этап

Что такое склонение?



Сколько типов склонения в русском языке?

Сколько падежей в русском языке?

По какому падежу определяется тип склонения?

Какие роли в предложении играют существительные в и. п.?



Заполните таблицу:

Склонение

Род

Окончание

Примеры

1-е




2-е




3-е








Особую группу составляют разносклоняемые существительные среднего рода на –мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, стремя, семя, темя) и существительное мужского рода путь: при изменении по падежам они имеют окончания существительных 3-го и 2-го склонений.

И. п.

Время

Путь

Р. п.

Времени

Пути

Д. п.

Времени

Пути

В. п.

Время

Путь

Т. п.

Временем

Путем

П. п.

(о) времени

(в) пути


Склонение – это изменение слов разных частей речи по падежам.

3

6

По И. п.

Роль подлежащего, иногда сказуемого, бывают обращениями, но в данном случае членом предложения не являются.


t1676888644aa.jpg

Работа по теме урока

Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.

- Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?

Алгоритм действий при определении склонения имени существительного

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

Определить род.

Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.

По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения.

Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.

Задание 1.

Отгадайте загадки. Запишите отгадки, определите род и склонение имен существительных.

Сердитый недотрога живет в лесу глухом. Иголок очень много, а нитки ни одной.

Бьют его, а он не плачет, только скачет, только скачет.

Махнула птица своим крылом, накрыла свет весь черным пером.

Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет.

Дитя отца и матери, а никому не сын.

Задание 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Задание 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей.








Задание 3.

«Собери корзинку»

1 корзинка – 1 склонение

2 корзинка – 2 склонение:

Мышка принесла с собой овощи, фрукты и ягоды. Она просит, чтобы вы помогли ей положить в корзину овощи, фрукты и ягоды   1 склонения.

Апельсин – 2

Малина – 1

Клубника – 1

Помидор – 2

Огурец – 2

Банан – 2

Земляника – 1

Капуста – 1

Баклажан – 2

Яблоко - 2




Еж – м.р. 2-е скл.

Мяч – м.р., 2-е скл.

Ночь – ж.р., 3-е скл.

Карандаш – м.р., 2-е скл.

Дочь – ж.р., 3-е скл.
















Жизнь Печь  Дочь Степь Морковь Тетрадь Лошадь Лень Боль Площадь


отец (2 скл.) - папа (1 скл.)

деревня (1 скл.) - село (2 скл.)

торжество (2 скл.) - праздник (2 скл.)

везение (2 скл.) - удача (1 скл.)

чародей (2 скл.) - маг (2 скл.), волшебник (2 скл.)





Закрепление полученных знаний

Как определяется склонение?


Рефлексия

знаю

Новая информация

Информация, противоречащая моим прежним знаниям

Осталось непонятным, есть вопросы






Домашнее задание

§ 95;

Упр. №520 определить тип склонения, дополнить 5-6 примерами.




Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.