Программа факультативного курса «Трудные вопросы истории» (10–11 классы)

0
0
Материал опубликован 2 November


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Каргасокская средняя общеобразовательная школа-интернат №1»


 

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Каргасокская СОШ-интернат №1»

________Е.М. Кондратьева.

1 сентября 2023г.

 

ПРИНЯТО

 

 

на заседании школьного методического объединения

Протокол 1 от 01.09.2023

Руководитель МО

учителей общественных дисциплин и МХК________ Ю.В. Аболемова


 


 


 


 


 


 


 

Трудные вопросы истории


 

Программа факультативного курса

(10-11 класс)

68 часов


 


 


 


 


 

Составитель:

Аболемова Ю.В.

Учитель истории высшей квалификационной категории


 


 


 


 


 

2023

 

 

 

 

 

 

 

​​​​​​​

Рабочая программа факультативного профильного курса по истории для учащихся 10-11 классов «Трудные вопросы истории»

Автор: учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Каргасокская СОШ-интернат №1» Аболемова Ю.В.


 

Пояснительная записка

История как школьный предмет является весьма эффективным средством развития определенных интеллектуальных качеств и умений.

Особенность данного курса в том, что он предполагает анализ дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, неоднозначные оценки хода событий.

Темы представлены в хронологическом порядке и представляют собой проблемные уроки с использованием активных и интерактивных методов, что мотивирует детей к более глубокому изучению истории России.

Программа разработана в соответствии с основными положениями концепции профильного обучения, историко-культурного стандарта.

Курс предполагает 68 часов, т.е. 1 час в неделю для обучающихся 16-18 лет, 10 и 11 класса или по 2 часа для учащихся 10 или 11 класса.

Целю профильного курса «Трудные вопросы истории» является подготовка учащихся к профессиональному продолжению образования в области гуманитарных дисциплин, а так же содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности.

Задачи:

- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартных уроков, игровой деятельности, дискуссий;

- обеспечение учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России;

- способствование осознанию старшеклассниками многогранности и противоречивости событий и явлений отечественной истории, а так же причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;

- воспитание патриотизма, гражданской ответственности, гуманизма, уважительного отношения к историческому прошлому.

 

На уроках используются современные развивающие методы обучения такие как:

- семинарские занятия с использованием документов учебника и привлеченных дополнительных материалов из других источников;

- уроки практикумы;

- написание сочинений-эссе;

- уроки презентации;

- уроки проекты;

- диспуты ;

- пресс-конференции и др.

 

Формы организации учебного процесса:

индивидуальная, групповая; фронтальная

 

Формы контроля:

фронтальный опрос, опрос в парах, контрольная работа, практикум, тестирование, зачет, творческие работы;

Основные формы отчетности: эссе, решение проблемных задач, творческие работы.

 

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты

готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества; формирование основ российской, гражданской идентичности;

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками школьного обучения;

опыт эмоционально- ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

 

Метапредметные результаты

умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи;

умение самостоятельно планировать альтернативные путь достижения целей;

овладение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждение, умозаключение и выводы;

смысловое чтение текста, усвоение его содержания, поиска информации;

умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

умение использовать речевые средства для отображения своих чувств, мыслей, владение устной и письменной речью;

формирование и развитие учебной деятельности в области ИКТ.

Предметные результаты

-находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

- рассматривать события и явления с точки зрения их принадлежности к конкретной исторической эпохе;

- выявлять причинно-следственные связи событий и явлений, историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;

- определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

 

 

 

Учебно – тематический план.

 

урока

Темы занятий

Кол-во часов

Формы занятий

Раздел I. Русь в IX- начале XII вв. (2 час)

1-2

Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе

2

Практикум, дискуссия

Раздел II. Русские земли и княжества в XII - середине XVI вв. (8часа)

3-4.

Раздробленность

2

семинар

5-6.

Исторический выбор Александра Невского

2

Решение проблемных задач

7-8

Возвышение Москвы

2

 

9-10

Роль Ивана IV

2

Круглый стол

Раздел III. Россия XVII - XVIII в. (14 часов)

11-14

Попытки ограничения власти в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов

4

Решение проблемных задач

15-16

Внешняя политика России в 17 в.

2

Работа с контурной картой

17-18

Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований

2

семинар

19-20

сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия

2

Семинар

21-24

Внешняя политика России 18 века

4

Пишем учебник. Работа с контурной картой

Раздел IV. Российская империя в XIX в.(4 часа)

25-26

Оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра

II, Александра III

2

семинар

27-28

Внешняя политика России19 века

2

Круглый стол

Раздел V. Российская империя накануне Первой мировой войны (8 часа)

29-30

Реформаторские проекты начала XX века

2

«круглый стол»

31-32

Закономерна ли буржуазно-демократическая революция в России

2

Урок-«бумеранг»

33-34

Политические партии в России: их стратегия и тактика в революции

2

семинар

35-36

Аграрная политика П.А. Столыпина

2

Урок-диспут

Раздел VI. Россия в годы революции и Гражданской войны (6 часов)

37-38

Падение самодержавия

2

Практикум (работа с документами)

39-40

Причины победы большевиков в гражданской войне

2

Урок-проект

41-42

Гражданская война в России: новые подходы

2

Практикум, пресс-конференция

Раздел VII. Советское государство и общество в 1920-1930- е гг. (8 часов)

43-44

Новая экономическая политика. Итоги и перспективы

2

Урок-диалог

45-46

Сталинская модернизация в России

2

Групповая работа

47-48

Индустриализация

2

решение проблемных задач

49-50

Коллективизация – трагедия крестьянина труженника?

2

дискуссия

Раздел XIII. Великая Отечественная война (4 часа)

51-52

Триумфальное поражение? (советско-финская война)

2

дискуссия

53-54

Страх или свобода?

2

Урок-исследование

Раздел IX. СССР во второй половине XX века (8 часа)

55-56

От «горячей» войны к «холодной»

2

практикум

57-58

События в Новочеркасске в 1962 году

2

конференция

59-60

Политика Н.С. Хрущева

2

Игра, Эссе «Политика Н. С. Хрущёва в оценках историков»

61-62

Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР

2

семинар

63-68

Резерв

6

 

 

Итого:

68

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Раздел I. Русь в IX- начале XII вв. (2 часа)

Проблема образования Древнерусского государства. Дань и подданство. Князья и их дружины. Торговый путь из варяг в греки.

 

Раздел II. Русские земли и княжества в XII - середине XVI вв. (8 часов)

Усобицы. Любеческий съезд. Владимир Мономах. Распад Древнерусского государства. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель.

Крупнейшие земли и княжества Руси в XII — начале XIII вв. Орда и Русь. Экспансия с Запада. Борьба с агрессией: итоги и значение. Роль экспансии с Запада в истории народов Руси и Прибалтики. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.

Установление царской власти. Создание органов сословно-представительной монархии Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества Расширение территории государства. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства.

 

Раздел III. Россия XVII - XVIII в. (14 часов)

Смута. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Восстановление независимости страны. Попытка смены формы правления в период дворцовых переворотов

Расширение территории государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в.

Реформы армии и флота. Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. и превращение России в мировую державу. Петровские преобразования. Создание заводской промышленности. Новая система государственной власти и управления. Формирование чиновничье бюрократического аппарата. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности складывания абсолютизма в России и Европе. Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества.

Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя

Просвещенный абсолютизм. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Раздел IV. Российская империя в XIX в.(4 часа)

Россия в системе международных отношений первой половины XIX в. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Крымская война: причины и последствия.

Внутренняя политика императоров XIX века

 

Раздел V Российская империя накануне Первой мировой войны (8 часа)

Демографические процессы.

Социальная структура. Российская модель экономической модернизации. Буржуазия и рабочие. Экономическая политика правительства. Сельское хозяйство: особенности развития Внутренняя политика правительства в начале XX в. Русско-японская война 1904-1905 гг. «Кровавое воскресенье» и начало революции 1905-1907 гг. Крестьянские выступления и разложение армии. Манифест 17 октября 1905 г.

Особенности формирования политических партий России. Основные партии. Либеральные. Социалистической ориентации. Консервативные. Реформа государственного строя. I и II Государственные думы.

Третьеиюньский государственный переворот. П. А. Столыпин и его политика. Реформы П. А. Столыпина. Итоги правления Столыпина.

 

Раздел VI. Россия в годы революции и Гражданской войны (6 часов)

Падение самодержавия. Создание временного правительства. Апрельский кризис. Большевики и революция. Июньский и июльский кризисы власти. Выступление генерала Л. Г. Корнилова

Углубление кризиса власти осенью 1917 г. Вооруженное восстание в Петрограде. Установление советской власти. Революционно-демократические преобразования. Роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. Брестский мир и его последствия

Дискуссия о причинах, характере и хронологических рамках Гражданской войны.

 

Раздел VII. Раздел VIII. Советское государство и общество в 1920-1930- е гг. (8 часов)

Советская Россия после Гражданской войны. Первые успехи нэпа. Итоги нэпа. Нэп и разногласия в руководстве партии большевиков

Цели модернизации. Индустриализация: основные результаты. Коллективизация и ее итоги.

Партия большевиков в 1920-е гг. Причины возвышения И. В. Сталина. Идея Сталина о возможности построения социализма в одной стране.

 

Раздел VIII. Великая Отечественная война (4 часа)

Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг.

Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

 

Раздел IX. СССР во второй половине XX века (8 часов)

 

Причины «холодной войны». СССР и «план Маршалла». Создание двух систем союзов. Гонка вооружений и ее влияние на экономику и внешнюю политику СССР.

Необходимость смены курса. Первые шаги по пути отказа от прежних методов управления. Лидерство Н. С. Хрущёва. XX съезд КПСС

Углубление военно-блокового противостояния СССР и стран Восточной Европы

Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после XX съезда КПСС. Экономика и политика в конце 1950-х-1960-х гг. Административные реформы.

Расширение гласности. Переосмысление прошлого и будущего. Политический раскол советского общества. Формирование многопартийности. Причины кризиса в межнациональных отношениях. Развитие кризиса Союза. Попытка переворота в стране. Распад СССР.

 

Список литературы

Историко-культурный стандарт // URL: http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08/Историко-культурный-стандарт.pdf

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования // URL: http://минобрнауки.рф/документы/543

«Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10-11 классы». Е.Н. Сорокина. Волгоград, 2007 г.

Корнева Т.А. «Нетрадиционные уроки по истории России XX века в 9, 11 классах». – Волгоград, 2002

Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И. «История России с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. — М.: «Русское слово», 2011.

С.И.Козленко, Н.В.Загладин, Х.Т.Загладина История Отечества. 20- начало 21века», – М., 2012г

Карамзин, Н.М.  Полная история России с древнейших времен до наших дней. – М.: Вече, 2011.

Муравьёв В.Б.  О древней и новой России / Н.М. Карамзин., В.Б. Муравьёв  – М.: МГПУ, 2002.

Мунчаев, Ш.М. Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской Пущи / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - М.: НОРМА, 2011.

Павленко, Н.И. История России . - М.: Абрис, 2014.

Соловьев, С.М. История России с древнейших времен - М.: Эксмо, 2013.

Соловьев, С.М. История России. Русь при Иване Великом. - М.: Олма-Медиа. 2013.

Соловьев, С.М. История России. Русь княжеская. - М.: Олма-Медиа. 2013.

Татищев, В. Русь Домосковская: История Российская во всей ее полноте. - М.: Алгоритм, 2013.

Федоров, В.А. История России. 1861-1917: Учебник для бакалавров. - М.:  Юрайт, 2013.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.