Программа факультативного курса «Трудные вопросы истории» (10–11 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Каргасокская средняя общеобразовательная школа-интернат №1»
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Каргасокская СОШ-интернат №1»
________Е.М. Кондратьева.
1 сентября 2023г.
ПРИНЯТО
на заседании школьного методического объединения
Протокол 1 от 01.09.2023
Руководитель МО
учителей общественных дисциплин и МХК________ Ю.В. Аболемова
Трудные вопросы истории
Программа факультативного курса
(10-11 класс)
68 часов
Составитель:
Аболемова Ю.В.
Учитель истории высшей квалификационной категории
2023
Рабочая программа факультативного профильного курса по истории для учащихся 10-11 классов «Трудные вопросы истории»
Автор: учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Каргасокская СОШ-интернат №1» Аболемова Ю.В.
Пояснительная записка
История как школьный предмет является весьма эффективным средством развития определенных интеллектуальных качеств и умений.
Особенность данного курса в том, что он предполагает анализ дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, неоднозначные оценки хода событий.
Темы представлены в хронологическом порядке и представляют собой проблемные уроки с использованием активных и интерактивных методов, что мотивирует детей к более глубокому изучению истории России.
Программа разработана в соответствии с основными положениями концепции профильного обучения, историко-культурного стандарта.
Курс предполагает 68 часов, т.е. 1 час в неделю для обучающихся 16-18 лет, 10 и 11 класса или по 2 часа для учащихся 10 или 11 класса.
Целю профильного курса «Трудные вопросы истории» является подготовка учащихся к профессиональному продолжению образования в области гуманитарных дисциплин, а так же содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности.
Задачи:
- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартных уроков, игровой деятельности, дискуссий;
- обеспечение учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России;
- способствование осознанию старшеклассниками многогранности и противоречивости событий и явлений отечественной истории, а так же причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;
- воспитание патриотизма, гражданской ответственности, гуманизма, уважительного отношения к историческому прошлому.
На уроках используются современные развивающие методы обучения такие как:
- семинарские занятия с использованием документов учебника и привлеченных дополнительных материалов из других источников;
- уроки практикумы;
- написание сочинений-эссе;
- уроки презентации;
- уроки проекты;
- диспуты ;
- пресс-конференции и др.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальная, групповая; фронтальная
Формы контроля:
• фронтальный опрос, опрос в парах, контрольная работа, практикум, тестирование, зачет, творческие работы;
Основные формы отчетности: эссе, решение проблемных задач, творческие работы.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества; формирование основ российской, гражданской идентичности;
• приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками школьного обучения;
• опыт эмоционально- ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметные результаты
• умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи;
• умение самостоятельно планировать альтернативные путь достижения целей;
• овладение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждение, умозаключение и выводы;
• смысловое чтение текста, усвоение его содержания, поиска информации;
• умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
• умение использовать речевые средства для отображения своих чувств, мыслей, владение устной и письменной речью;
• формирование и развитие учебной деятельности в области ИКТ.
Предметные результаты
-находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
- рассматривать события и явления с точки зрения их принадлежности к конкретной исторической эпохе;
- выявлять причинно-следственные связи событий и явлений, историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;
- определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Учебно – тематический план.
|
№ урока |
Темы занятий |
Кол-во часов |
Формы занятий |
|
Раздел I. Русь в IX- начале XII вв. (2 час) |
|||
|
1-2 |
Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе |
2 |
Практикум, дискуссия |
|
Раздел II. Русские земли и княжества в XII - середине XVI вв. (8часа) |
|||
|
3-4. |
Раздробленность |
2 |
семинар |
|
5-6. |
Исторический выбор Александра Невского |
2 |
Решение проблемных задач |
|
7-8 |
Возвышение Москвы |
2 |
|
|
9-10 |
Роль Ивана IV |
2 |
Круглый стол |
|
Раздел III. Россия XVII - XVIII в. (14 часов) |
|||
|
11-14 |
Попытки ограничения власти в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов |
4 |
Решение проблемных задач |
|
15-16 |
Внешняя политика России в 17 в. |
2 |
Работа с контурной картой |
|
17-18 |
Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований |
2 |
семинар |
|
19-20 |
сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия |
2 |
Семинар |
|
21-24 |
Внешняя политика России 18 века |
4 |
Пишем учебник. Работа с контурной картой |
|
Раздел IV. Российская империя в XIX в.(4 часа) |
|||
|
25-26 |
Оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III |
2 |
семинар |
|
27-28 |
Внешняя политика России19 века |
2 |
Круглый стол |
|
Раздел V. Российская империя накануне Первой мировой войны (8 часа) |
|||
|
29-30 |
Реформаторские проекты начала XX века |
2 |
«круглый стол» |
|
31-32 |
Закономерна ли буржуазно-демократическая революция в России |
2 |
Урок-«бумеранг» |
|
33-34 |
Политические партии в России: их стратегия и тактика в революции |
2 |
семинар |
|
35-36 |
Аграрная политика П.А. Столыпина |
2 |
Урок-диспут |
|
Раздел VI. Россия в годы революции и Гражданской войны (6 часов) |
|||
|
37-38 |
Падение самодержавия |
2 |
Практикум (работа с документами) |
|
39-40 |
Причины победы большевиков в гражданской войне |
2 |
Урок-проект |
|
41-42 |
Гражданская война в России: новые подходы |
2 |
Практикум, пресс-конференция |
|
Раздел VII. Советское государство и общество в 1920-1930- е гг. (8 часов) |
|||
|
43-44 |
Новая экономическая политика. Итоги и перспективы |
2 |
Урок-диалог |
|
45-46 |
Сталинская модернизация в России |
2 |
Групповая работа |
|
47-48 |
Индустриализация |
2 |
решение проблемных задач |
|
49-50 |
Коллективизация – трагедия крестьянина труженника? |
2 |
дискуссия |
|
Раздел XIII. Великая Отечественная война (4 часа) |
|||
|
51-52 |
Триумфальное поражение? (советско-финская война) |
2 |
дискуссия |
|
53-54 |
Страх или свобода? |
2 |
Урок-исследование |
|
Раздел IX. СССР во второй половине XX века (8 часа) |
|||
|
55-56 |
От «горячей» войны к «холодной» |
2 |
практикум |
|
57-58 |
События в Новочеркасске в 1962 году |
2 |
конференция |
|
59-60 |
Политика Н.С. Хрущева |
2 |
Игра, Эссе «Политика Н. С. Хрущёва в оценках историков» |
|
61-62 |
Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР |
2 |
семинар |
|
63-68 |
Резерв |
6 |
|
|
|
Итого: |
68 |
|
Содержание программы
Раздел I. Русь в IX- начале XII вв. (2 часа)
Проблема образования Древнерусского государства. Дань и подданство. Князья и их дружины. Торговый путь из варяг в греки.
Раздел II. Русские земли и княжества в XII - середине XVI вв. (8 часов)
Усобицы. Любеческий съезд. Владимир Мономах. Распад Древнерусского государства. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель.
Крупнейшие земли и княжества Руси в XII — начале XIII вв. Орда и Русь. Экспансия с Запада. Борьба с агрессией: итоги и значение. Роль экспансии с Запада в истории народов Руси и Прибалтики. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.
Установление царской власти. Создание органов сословно-представительной монархии Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества Расширение территории государства. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства.
Раздел III. Россия XVII - XVIII в. (14 часов)
Смута. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Восстановление независимости страны. Попытка смены формы правления в период дворцовых переворотов
Расширение территории государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в.
Реформы армии и флота. Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. и превращение России в мировую державу. Петровские преобразования. Создание заводской промышленности. Новая система государственной власти и управления. Формирование чиновничье бюрократического аппарата. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности складывания абсолютизма в России и Европе. Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества.
Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя
Просвещенный абсолютизм. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
Раздел IV. Российская империя в XIX в.(4 часа)
Россия в системе международных отношений первой половины XIX в. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Крымская война: причины и последствия.
Внутренняя политика императоров XIX века
Раздел V Российская империя накануне Первой мировой войны (8 часа)
Демографические процессы.
Социальная структура. Российская модель экономической модернизации. Буржуазия и рабочие. Экономическая политика правительства. Сельское хозяйство: особенности развития Внутренняя политика правительства в начале XX в. Русско-японская война 1904-1905 гг. «Кровавое воскресенье» и начало революции 1905-1907 гг. Крестьянские выступления и разложение армии. Манифест 17 октября 1905 г.
Особенности формирования политических партий России. Основные партии. Либеральные. Социалистической ориентации. Консервативные. Реформа государственного строя. I и II Государственные думы.
Третьеиюньский государственный переворот. П. А. Столыпин и его политика. Реформы П. А. Столыпина. Итоги правления Столыпина.
Раздел VI. Россия в годы революции и Гражданской войны (6 часов)
Падение самодержавия. Создание временного правительства. Апрельский кризис. Большевики и революция. Июньский и июльский кризисы власти. Выступление генерала Л. Г. Корнилова
Углубление кризиса власти осенью 1917 г. Вооруженное восстание в Петрограде. Установление советской власти. Революционно-демократические преобразования. Роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. Брестский мир и его последствия
Дискуссия о причинах, характере и хронологических рамках Гражданской войны.
Раздел VII. Раздел VIII. Советское государство и общество в 1920-1930- е гг. (8 часов)
Советская Россия после Гражданской войны. Первые успехи нэпа. Итоги нэпа. Нэп и разногласия в руководстве партии большевиков
Цели модернизации. Индустриализация: основные результаты. Коллективизация и ее итоги.
Партия большевиков в 1920-е гг. Причины возвышения И. В. Сталина. Идея Сталина о возможности построения социализма в одной стране.
Раздел VIII. Великая Отечественная война (4 часа)
Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг.
Коренной перелом в Великой Отечественной войне.
Раздел IX. СССР во второй половине XX века (8 часов)
Причины «холодной войны». СССР и «план Маршалла». Создание двух систем союзов. Гонка вооружений и ее влияние на экономику и внешнюю политику СССР.
Необходимость смены курса. Первые шаги по пути отказа от прежних методов управления. Лидерство Н. С. Хрущёва. XX съезд КПСС
Углубление военно-блокового противостояния СССР и стран Восточной Европы
Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после XX съезда КПСС. Экономика и политика в конце 1950-х-1960-х гг. Административные реформы.
Расширение гласности. Переосмысление прошлого и будущего. Политический раскол советского общества. Формирование многопартийности. Причины кризиса в межнациональных отношениях. Развитие кризиса Союза. Попытка переворота в стране. Распад СССР.
Список литературы
Историко-культурный стандарт // URL: http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08/Историко-культурный-стандарт.pdf
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования // URL: http://минобрнауки.рф/документы/543
«Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10-11 классы». Е.Н. Сорокина. Волгоград, 2007 г.
Корнева Т.А. «Нетрадиционные уроки по истории России XX века в 9, 11 классах». – Волгоград, 2002
Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И. «История России с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. — М.: «Русское слово», 2011.
С.И.Козленко, Н.В.Загладин, Х.Т.Загладина История Отечества. 20- начало 21века», – М., 2012г
Карамзин, Н.М. Полная история России с древнейших времен до наших дней. – М.: Вече, 2011.
Муравьёв В.Б. О древней и новой России / Н.М. Карамзин., В.Б. Муравьёв – М.: МГПУ, 2002.
Мунчаев, Ш.М. Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской Пущи / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - М.: НОРМА, 2011.
Павленко, Н.И. История России . - М.: Абрис, 2014.
Соловьев, С.М. История России с древнейших времен - М.: Эксмо, 2013.
Соловьев, С.М. История России. Русь при Иване Великом. - М.: Олма-Медиа. 2013.
Соловьев, С.М. История России. Русь княжеская. - М.: Олма-Медиа. 2013.
Татищев, В. Русь Домосковская: История Российская во всей ее полноте. - М.: Алгоритм, 2013.
Федоров, В.А. История России. 1861-1917: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013.