Технологическая карта урока русского языка для 5 класса «Трудности в приставках первой группы»
Волова Надежда Николаевна
Технологическая карта урока русского языка.
Учитель – Волова Надежда Николаевна
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Авторы УМК | Г.Г. Граник |
Изучаемый раздел | Правописание приставок |
Количество учебного времени, отведённого для изучения раздела | 23 |
№ учебного занятия в курсе | 147 |
Номер урока в изучаемом разделе | 4 Первый из трёх часов, отведённых на изучение темы «Приставки первой группы» |
Тема урока | Трудности в приставах первой группы |
Цель урока | Изучение трудностей выделения в словах приставок первой группы. |
Закрепление и развитие метапредметных (универсальных) умений | Формирование/развитие регулятивных УУД: - развитие навыка постановки цели и задач урока в совместной деятельности с учителем; - развитие навыка выделения приоритетных и второстепенных для решения задач урока. Формирование/развитие коммуникативных УУД: - развитие умения владения монологической речью по объяснению результатов деятельности; - формирование навыков учебного сотрудничества при работе в группах и парах при выполнении задания; Развитие навыков коммуникативной рефлексии через анализ уровня достижения цели и задач урока; - развитие умения формулировки собственного мнения. Формирование/развитие познавательных УУД: - развитие навыков выполнения упражнений с использованием учебника; - формирование навыка формулировки выводов на основе результатов выполнения заданий; - развитие умения сравнивать информацию, полученную из различных источников; - развитие навыка поискового чтения; - развитие умения объяснения наблюдаемых в ходе работы явлений с использованием новых понятий. |
Вид учебного занятия | Урок первичного предъявления новых знаний. |
Демонстрационный материал | Электронная презентация на тему «Трудности в приставках первой группы» |
Раздаточный материал | Карточки с материалом для наблюдения (текст, предложения, слова) |
Контроль педагога | На этапе освоения нового знания педагог: - наблюдает за групповым выполнением задания учащимися; - интересуется затруднениями, с которыми сталкиваются обучающиеся при выполнении задания; - контролирует правильность сделанных выводов в результате выполненных заданий; - предлагает выступить представителям групп с целью демонстрации выполненного задания и озвучивания его результатов. На этапе закрепления полученных знаний учитель: - предлагает обучающимся в парах работу с упражнениями в учебнике; - проверяет успешность выполнения задания путём опроса; - организует самопроверку выполненного задания через сравнение ответов обучающихся с правильными ответами, представленными на слайде электронной презентации. На этапе рефлексии учитель: - стимулирует обучающихся к анализу уровня достижения целей урока. |
Самоконтроль обучающегося | На этапе освоения нового знания обучающиеся: -формулируют выводы, полученные на основе анализа текста; - сравнивают полученные собственные результаты с выводами учебника после перечисления во внешней речи всех выявленных закономерностей. На этапе закрепления полученных знаний обучающиеся: - сопоставляют в парах свои ответы с ответами других пар; - доказывают правильность своего ответа; - выполняют самопроверку правильности ответов; - анализируют содержание тех заданий, на которые дали неверный ответ. На этапе рефлексии обучающиеся: - оценивают уровень достижения целей урока с проговариванием во внешней речи; - формулируют вопросы, вызывающие затруднения; - выбирают уровень сложности домашнего задания. |
Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности | 1. Подготовка к уроку. Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Будем грамотно писать, На вопросы отвечать. - Ребята, сегодня на уроке начинается новый раздел и много заданий, поэтому нужно работать быстро, слаженно, помогать друг другу и не отвлекаться, тогда мы все успеем. - Есть у нас силы? А настроение? - Вот и хорошо! - Что вы хотите от этого урока? (Запись глаголов на доске) 2. Проверка готовности к уроку. - Откройте тетради, подпишите число, классная работа. | Проверяют учебные принадлежности, готовятся к работе на уроке Задача этапа: обеспечить положительное самоопределение учащихся к деятельности | Коммуникативные: умение слушать собеседника. Личностные: положительное отношение к урокам русского языка |
II. Актуализация знаний (воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового) | Составьте и запишите получившиеся слова (карточки с частями слов на магнитной доске: при, к, а, фикс, став, пре, магниты). – Что у вас получилось? (слова – приставка, префикс) – Что это такое? – Что вы о них знаете? 2. Выпишите только те слова, в которых есть приставки первой группы. (карточки, слайд № 1, проверка - № 2) Собирается, прикасаешься, предполагалось, озарение, припоминает, подсчитать, расстелить, заблистали, бесконечный, склоняется, загоралась, пришёл, разрастались, отжимать, постелешь, замер, подпирать, сочетание, выросли, безразмерный. – Какие приставки относятся ко 2 группе? – К третьей? – Как называются приставки первой группы? - Для чего нам нужно знать приставки? - Какая орфограмма в корнях выписанных вами слов? - Объясните написание гласных в корнях? | Рассматривают части слов, выходят к доске и составляют слова; анализируют слова, объясняют их значение, записывают получившиеся слова. Анализируют слова Определяют состав слова Объясняют, почему так думают. Задача этапа: подготовка мышления учащихся к проектировочной деятельности. | Познавательные: установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. |
III. Выявление места и причины затруднения | 1. Физминутка (слайд № 3) - Если есть приставка – встать, если нет приставки – поднять руки вверх, если затрудняетесь – хлопнуть. Слова на слайде: отжимать, отец, собирать, соль, водопровод, рассыпать, растение, сумасшедший, пасынок, паста, суперсовременный. 2. Беседа по вопросам: - Что вызвало затруднение? – Над чем нам надо поработать? – Какова цель нашего урока? – Как мы её будем достигать? | Задача этапа: выделение и фиксация во внешней речи причины затруднения Предлагают способы выхода из затруднительной ситуации Выясняют, что приставки могут прятаться в середине слова | Познавательные: постановка и формулировка проблемы, выбор эффективных способов решения. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем и самостоятельно. |
IV. Постановка учебной задачи (построение проекта выхода из затруднения) | 1. Формулирование темы и цели урока. – Как сформулируем тему урока? (слайд № 4) –Какова цель нашего урока? – Как мы её будем достигать? 2. Проектирование урока Примерный план (написать на доске): 1) Читать материал в учебнике (§ 110, стр. 158 – 159) 2) Рассматривать примеры 3) Подбирать однокоренные слова 4) Выделять корни и приставки 5) Доказать, что все традиционные приставки пишутся одинаково, не изменяются. 6) Выявить трудности в написании слов и выделении приставок. | Определяют тему и цель урока, необходимость получения знаний по этой теме Определяют основные этапы работы Задача этапа: выбор метода разрешения проблемной ситуации, выдвижение и проверка гипотез | Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного |
V. Решение учебной задачи (реализация построенного проекта) | 1. Первая трудность. 1) Чтение материала § 110 (стр. 158). – С какой первой трудностью мы можем столкнуться? (слайд № 5) – Что поможет справиться с такой трудностью? (1) подбор однокоренных слов; 2) обращение к словарю Словари! 2) Упр. 540 (стр. 158) – Выпишите только те слова, в которых есть приставки. (каждому ученику по одной группе слов, номер группы – на обратной стороне листочка со словами) - Как вы объясните свой выбор? Ответ: 1) воевать, вогнать; 2) добраться, доверить; 3) охарактеризовать, одеревенеть; 4) предвидеть, предсказать; 5) заработок; 6) подписать, подарить, подправить; 7) сотрудник, соединение; 8) поездка. 3) Выпишите слова с приставкой: ПОД- 1 вариант; ПО- 2 вариант (слайд № 6, взаимопроверка - № 7) - Передайте тетради друг другу. Проверьте. - Как доказать правильность выбора? (подосиновик, пододеяльник, подбородок, подсолнечник) - В каких словах приставка по-? (подорожник, подумать, поделка) - Как объяснить правописание такой приставки? 4) Согласны ли вы с утверждением ученика (слайд № 8) 5) Работа с текстом на листочке «Приставки ПА- не бывает?» - Прочитайте текст. - Что вам хочется рассказать о том, что вы узнали в тексте? - Как вы будете узнавать приставку ПА-? 2. Вторая трудность. - А может приставка быть не в начале слова? - Вернёмся к физминутке. 1) Физминутка (слайд № 9) - Если есть приставка – встать, если нет приставки – поднять руки вверх, если затрудняетесь – хлопнуть. Слова на слайде: отжимать, отец, собирать, соль, водопровод, рассыпать, растение, сумасшедший, пасынок, паста, суперсовременный. - Где может спрятаться приставка? - В каких словах приставка может быть и в середине слова? 2) Чтние материала на стр. 159 (слайд № 10). 3) Упр. 543 (стр. 160) – работа в парах - Выпишите слова, в которых приставка находится в середине слова; - Выделите корни. (громоотвод, водопроводчик, деревообделочный, мясоперерабатывающий, сногсшибательная). - Выполните морфемный разбор (1 чел. – на доске). 4) Перечислите все трудности, которые вас могут подстерегать в приставках первой группы. | Читают материал в учебнике. Делают вывод о способах выделения приставок в словах. Наблюдают за одинаковыми буквосочетаниями в корнях и приставках. Определяют части слова - смыслиночки. Находят слова с приставками. Осуществляют взаимопроверку Определяют смысловое значение корня. Активно включаются в обсуждение вопроса, доказывают. Задача этапа: осмысление нового знания, которое фиксируется вербально и с помощью схем и иллюстраций в учебнике. | Познавательные: находить и понимать нужную информацию, представленную в виде текста; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками в поиске верного ответа, умение выражать свои мысли. Регулятивные: умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности в парах, в группе, анализировать собственную работу. Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; |
VI. Первичное закрепление. | 1. Упр. 545 (стр. 160) – Запишите слова с приставками (слайд № 11) 2. Самопроверка. | Задача этапа: комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действия | Коммуникативные: выражать свои мысли, аргументировать ответ. Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем. |
VII. Включение в систему знаний. | Составьте рассказ о том, что изучали на этом уроке с примерами (работа в группах) – на листочках | Делятся на группы. Выполняют задание на листочках. | Регулятивные: управление своей деятельностью. Коммуникативные: сотрудничество с товарищами при выполнении заданий в группе. |
VIII. Итог урока (рефлексия деятельности). | 1. Работа с планом, составленным в начале урока. – Что удалось выполнить? – Над чем ещё надо поработать? 2. Составьте слова из рассыпавшихся частей (карточки с частями слова: про, сып, а, ет, ся, улыб, к, а) 3. Найдите в стихотворении слова с приставками (слайд № 12) 4. Оценивание своей работы: всё понял, надо ещё поработать, ничего не понял. | Делают вывод о том, что выполнили на уроке, какие знания получили | Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности Личностные: формирование лингвистической компетентности. |
IX. Домашнее задание | 1.Упр. 548, стр. 160 или 2. Напишите сочинение «Улыбка весны» (по упр. 549, стр. 161) (слайд № 13) | Выбирают задание и записывают в дневники |
10