Технологическая карта урока русского языка для 5 класса «Трудности в приставках первой группы»

1
0
Материал опубликован 27 October 2015

Волова Надежда Николаевна

Технологическая карта урока русского языка.

Учитель – Волова Надежда Николаевна

Предмет

Русский язык

Класс

5

Авторы УМК

Г.Г. Граник

Изучаемый раздел

Правописание приставок

Количество учебного времени, отведённого для изучения раздела

23

учебного занятия в курсе

147

Номер урока в изучаемом разделе

4

Первый из трёх часов, отведённых на изучение темы «Приставки первой группы»

Тема урока

Трудности в приставах первой группы

Цель урока

Изучение трудностей выделения в словах приставок первой группы.

Закрепление и развитие метапредметных (универсальных) умений

Формирование/развитие регулятивных УУД:

- развитие навыка постановки цели и задач урока в совместной деятельности с учителем;

- развитие навыка выделения приоритетных и второстепенных для решения задач урока.

Формирование/развитие коммуникативных УУД:

- развитие умения владения монологической речью по объяснению результатов деятельности;

- формирование навыков учебного сотрудничества при работе в группах и парах при выполнении задания;

Развитие навыков коммуникативной рефлексии через анализ уровня достижения цели и задач урока;

- развитие умения формулировки собственного мнения.

Формирование/развитие познавательных УУД:

- развитие навыков выполнения упражнений с использованием учебника;

- формирование навыка формулировки выводов на основе результатов выполнения заданий;

- развитие умения сравнивать информацию, полученную из различных источников;

- развитие навыка поискового чтения;

- развитие умения объяснения наблюдаемых в ходе работы явлений с использованием новых понятий.

Вид учебного занятия

Урок первичного предъявления новых знаний.

Демонстрационный материал

Электронная презентация на тему «Трудности в приставках первой группы»

Раздаточный материал

Карточки с материалом для наблюдения (текст, предложения, слова)

Контроль педагога

На этапе освоения нового знания педагог:

- наблюдает за групповым выполнением задания учащимися;

- интересуется затруднениями, с которыми сталкиваются обучающиеся при выполнении задания;

- контролирует правильность сделанных выводов в результате выполненных заданий;

- предлагает выступить представителям групп с целью демонстрации выполненного задания и озвучивания его результатов.

На этапе закрепления полученных знаний учитель:

- предлагает обучающимся в парах работу с упражнениями в учебнике;

- проверяет успешность выполнения задания путём опроса;

- организует самопроверку выполненного задания через сравнение ответов обучающихся с правильными ответами, представленными на слайде электронной презентации.

На этапе рефлексии учитель:

- стимулирует обучающихся к анализу уровня достижения целей урока.

Самоконтроль обучающегося

На этапе освоения нового знания обучающиеся:

-формулируют выводы, полученные на основе анализа текста;

- сравнивают полученные собственные результаты с выводами учебника после перечисления во внешней речи всех выявленных закономерностей.

На этапе закрепления полученных знаний обучающиеся:

- сопоставляют в парах свои ответы с ответами других пар;

- доказывают правильность своего ответа;

- выполняют самопроверку правильности ответов;

- анализируют содержание тех заданий, на которые дали неверный ответ.

На этапе рефлексии обучающиеся:

- оценивают уровень достижения целей урока с проговариванием во внешней речи;

- формулируют вопросы, вызывающие затруднения;

- выбирают уровень сложности домашнего задания.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

1. Подготовка к уроку.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.

- Ребята, сегодня на уроке начинается новый раздел и много заданий, поэтому нужно работать быстро, слаженно, помогать друг другу и не отвлекаться, тогда мы все успеем.

- Есть у нас силы? А настроение?

- Вот и хорошо!

- Что вы хотите от этого урока?

(Запись глаголов на доске)

2. Проверка готовности к уроку.

- Откройте тетради, подпишите число, классная работа.

Проверяют учебные принадлежности, готовятся к работе на уроке

Задача этапа: обеспечить положительное самоопределение учащихся к деятельности

Коммуникативные: умение слушать собеседника.

Личностные: положительное отношение к урокам русского языка

II. Актуализация знаний (воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового)

Составьте и запишите получившиеся слова

(карточки с частями слов на магнитной доске: при, к, а, фикс, став, пре, магниты).

Что у вас получилось? (слова – приставка, префикс)

Что это такое?

Что вы о них знаете?

2. Выпишите только те слова, в которых есть приставки первой группы.

(карточки, слайд № 1, проверка - № 2)

Собирается, прикасаешься, предполагалось, озарение, припоминает, подсчитать, расстелить, заблистали, бесконечный, склоняется, загоралась, пришёл, разрастались, отжимать, постелешь, замер, подпирать, сочетание, выросли, безразмерный.

Какие приставки относятся ко 2 группе?

К третьей?

Как называются приставки первой группы?

- Для чего нам нужно знать приставки?

- Какая орфограмма в корнях выписанных вами слов?

- Объясните написание гласных в корнях?

Рассматривают части слов, выходят к доске и составляют слова; анализируют слова, объясняют их значение, записывают получившиеся слова.

Анализируют слова

Определяют состав слова

Объясняют, почему так думают.

Задача этапа: подготовка мышления учащихся к проектировочной деятельности.

Познавательные:

установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

III. Выявление места и причины затруднения

1. Физминутка (слайд № 3)

- Если есть приставка – встать,

если нет приставки – поднять руки вверх,

если затрудняетесь – хлопнуть.

Слова на слайде: отжимать, отец, собирать, соль, водопровод, рассыпать, растение, сумасшедший, пасынок, паста, суперсовременный.

2. Беседа по вопросам:

- Что вызвало затруднение?

Над чем нам надо поработать?

Какова цель нашего урока?

Как мы её будем достигать?

Задача этапа: выделение и фиксация во внешней речи причины затруднения

Предлагают способы выхода из затруднительной ситуации

Выясняют, что приставки могут прятаться в середине слова

Познавательные: постановка и формулировка проблемы, выбор эффективных способов решения.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.

IV. Постановка учебной задачи (построение проекта выхода из затруднения)

1. Формулирование темы и цели урока.

Как сформулируем тему урока? (слайд № 4)

Какова цель нашего урока?

Как мы её будем достигать?

2. Проектирование урока

Примерный план (написать на доске):

1) Читать материал в учебнике (§ 110, стр. 158 – 159)

2) Рассматривать примеры

3) Подбирать однокоренные слова

4) Выделять корни и приставки

5) Доказать, что все традиционные приставки пишутся одинаково, не изменяются.

6) Выявить трудности в написании слов и выделении приставок.

Определяют тему и цель урока, необходимость получения знаний по этой теме

Определяют основные этапы работы

Задача этапа: выбор метода разрешения проблемной ситуации, выдвижение и проверка гипотез

Регулятивные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Познавательные:

определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного

V. Решение учебной задачи (реализация построенного проекта)

1. Первая трудность.

1) Чтение материала § 110 (стр. 158).

С какой первой трудностью мы можем столкнуться?

(слайд № 5)

Что поможет справиться с такой трудностью?

(1) подбор однокоренных слов;

2) обращение к словарю Словари!

2) Упр. 540 (стр. 158)

Выпишите только те слова, в которых есть приставки.

(каждому ученику по одной группе слов,

номер группы – на обратной стороне листочка со словами)

- Как вы объясните свой выбор?

Ответ: 1) воевать, вогнать;

2) добраться, доверить;

3) охарактеризовать, одеревенеть;

4) предвидеть, предсказать;

5) заработок;

6) подписать, подарить, подправить;

7) сотрудник, соединение;

8) поездка.

3) Выпишите слова с приставкой:

ПОД- 1 вариант; ПО- 2 вариант

(слайд № 6, взаимопроверка - № 7)

- Передайте тетради друг другу. Проверьте.

- Как доказать правильность выбора? (подосиновик, пододеяльник, подбородок, подсолнечник)

- В каких словах приставка по-?

(подорожник, подумать, поделка)

- Как объяснить правописание такой приставки?

4) Согласны ли вы с утверждением ученика

(слайд № 8)

5) Работа с текстом на листочке «Приставки ПА- не бывает?»

- Прочитайте текст.

- Что вам хочется рассказать о том, что вы узнали в тексте?

- Как вы будете узнавать приставку ПА-?

2. Вторая трудность.

- А может приставка быть не в начале слова?

- Вернёмся к физминутке.

1) Физминутка (слайд № 9)

- Если есть приставка – встать,

если нет приставки – поднять руки вверх,

если затрудняетесь – хлопнуть.

Слова на слайде: отжимать, отец, собирать, соль, водопровод, рассыпать, растение, сумасшедший, пасынок, паста, суперсовременный.

- Где может спрятаться приставка?

- В каких словах приставка может быть и в середине слова?

2) Чтние материала на стр. 159 (слайд № 10).

3) Упр. 543 (стр. 160) – работа в парах

- Выпишите слова, в которых приставка находится в середине слова;

- Выделите корни.

(громоотвод, водопроводчик, деревообделочный, мясоперерабатывающий, сногсшибательная).

- Выполните морфемный разбор (1 чел. – на доске).

4) Перечислите все трудности, которые вас могут подстерегать в приставках первой группы.

Читают материал в учебнике.

Делают вывод о способах выделения приставок в словах.

Наблюдают за одинаковыми буквосочетаниями в корнях и приставках.

Определяют части слова - смыслиночки.

Находят слова с приставками.

Осуществляют взаимопроверку

Определяют смысловое значение корня.

Активно включаются в обсуждение вопроса, доказывают.

Задача этапа: осмысление нового знания, которое фиксируется вербально и с помощью схем и иллюстраций в учебнике.

Познавательные:

находить и понимать нужную информацию, представленную в виде текста; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками в поиске верного ответа, умение выражать свои мысли.

Регулятивные: умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности в парах, в группе, анализировать собственную работу.

Коммуникативные:

сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;

VI. Первичное закрепление.

1. Упр. 545 (стр. 160)

Запишите слова с приставками (слайд № 11)

2. Самопроверка.

Задача этапа: комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действия

Коммуникативные:

выражать свои мысли, аргументировать ответ.

Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

VII. Включение в систему знаний.

Составьте рассказ о том, что изучали на этом уроке с примерами (работа в группах) – на листочках

Делятся на группы.

Выполняют задание на листочках.

Регулятивные:

управление своей деятельностью.

Коммуникативные:

сотрудничество с товарищами при выполнении заданий в группе.

VIII. Итог урока (рефлексия деятельности).

1. Работа с планом, составленным в начале урока.

Что удалось выполнить?

Над чем ещё надо поработать?

2. Составьте слова из рассыпавшихся частей (карточки с частями слова: про, сып, а, ет, ся, улыб, к, а)

3. Найдите в стихотворении слова с приставками

(слайд № 12)

4. Оценивание своей работы: всё понял, надо ещё

поработать, ничего не понял.

Делают вывод о том, что выполнили на уроке, какие знания получили

Регулятивные:

отслеживать цель учебной деятельности

Личностные:

формирование лингвистической компетентности.

IX.

Домашнее задание

1.Упр. 548, стр. 160 или

2. Напишите сочинение «Улыбка весны» (по упр. 549, стр. 161) (слайд № 13)

Выбирают задание и записывают в дневники

 

10

Комментарии
Комментариев пока нет.