Конспект урока в форме деловой игры «Трудоустройство в Российской Федерации» (9–11 классы)
Класс: 9
Тема урока. Трудоустройство в Российской Федерации
Количество часов: 1
Форма урока: деловая игра
Планируемые результаты:
Предметные |
Метапредметные: |
Личностные |
- обобщение и углубление теоретических знаний учащихся об основах трудоустройства граждан в Российской Федерации в ходе их практического применения |
- формирование навыков анализа нормативно-правовых документов (умение ориентироваться в источнике трудового права, информации, адекватно понимать правовые нормы); - совершенствование умений работать в команде |
- содействие формированию правовой культуры подростков |
Планируемые результаты: |
Планируемые результаты: |
Планируемые результаты: |
учащиеся будут знать: 1) способы поиска работы; 2) гарантии при приеме на работу; 3) основные документы, необходимые при приеме на работу; 4) обязательные условия трудового договора |
учащиеся будут уметь: - определять цели своей деятельности и учебные задачи; - планировать деятельность; - характеризовать основные требования, предъявляемые к работнику при оформлении трудовых отношений; анализировать правовую информацию; - уверенно вести себя в аналогичной жизненной ситуации, анализировать и прогнозировать её; - принимать решения в соответствии с условиями учебной задачи; - общаться на заданную тему, отстаивать свою точку зрения; - оценивать результаты своей учебной деятельности |
учащиеся получат возможность: - сформировать представление о трудовом законодательстве Российской Федерации и способах реализации своих трудовых прав. |
Педагогические технологии: здоровьесберегающая
Оборудование урока: Трудовой кодекс РФ, раздаточные материалы для участников, ноутбуки с выходом в сеть Интернет.
Участники: работодатели, работники, представители федеральной государственной службы занятости населения, эксперты
Ход занятия.
Мотивация учащихся.
(Данное задание направлено на формирование личностных результатов: понимания ценности труда для человека, общества, государства)
Как вы понимаете смысл высказывания великого французского писателя Виктора Гюго «Труд в наше время — это великое право и великая обязанность»?
(ответы учащихся)
Учитель. Действительно, труд – это и право, и обязанность. Наш Основной Закон – Конституция – в ст. 37. определяет принципы использования труда в Российской Федерации: свобода, безопасность, добровольность, эквивалентность (оплачиваемость), а также право на отдых и на разрешение трудовых споров. К каким еще нормативно-правовым актам мы можем обратиться, чтобы получить представление о нормах, систематизированно регулирующих трудовые отношения? (Трудовой кодекс РФ).
Сегодня мы поговорим о трудоустройстве. Определите для себя цели сегодняшнего занятия, исходя из содержания понятия «трудоустройство»
(Учащиеся самостоятельно определяют цели занятия: узнать о процессе поиска работы, об устройстве на работу)
Учитель. Наш урок пройдет в форме деловой игры. Предлагаю вам, теперь уже исходя из целей занятия, которые вы сами поставили, логически выстроить ход нашей игры: определить этапы и подэтапы.
(учащиеся с помощью учителя выделяют основные этапы и подэтапы, утверждают план игры).
План.
Поиск работы
А) самостоятельный поиск работы
Б) поиск работы с помощью отделений Федеральной государственной службы занятости.
Устройство на работу
А) гарантии при приеме на работу;
Б) документы, необходимые при приеме на работу;
В) трудовой договор: форма и содержание.
Учитель. Перед началом игры нам необходимо определиться с критериями оценки вашей работы в группах:
(дети предлагают критерии для оценивания)
полный правильный ответ - 2 балла;
артистичность – 2 балла
слаженность работы в команде – 1 балл)
Начало игры. Класс разбивается на две команды по 7 человек.
Этап 1. Поиск работы.
Задания для команд:
1-й команде необходимо составить алгоритм самостоятельного поиска работы в виде памятки соискателю, определить плюсы и минусы такого способа поиска работы.
(Данное задание направлено на развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных умений)
2-й команде нужно подготовить презентацию от имени представителей Федеральной государственной службы занятости населения, которая давала бы представление о том, какую именно помощь она может оказать человеку, а также определить плюсы и минусы поиска работы с помощью ФГСЗН.
(Данное задание направлено на развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных умений)
Выступления команд, выступление эксперта.
Этап 2. Устройство на работу.
а) гарантии при приеме на работу
1-я команда обыгрывает, а затем анализирует ситуацию 1. с опорой на положения Трудового кодекса РФ. (Данное задание направлено на развитие познавательных и коммуникативных умений)
В гастроном обратился студент Университета дружбы народов (прибывший в Россию из Уганды для учебы), который хотел устроиться грузчиком. Состоялась предварительная договоренность с заместителем директора магазина. На следующий день, когда студент пришел на работу, ему сказали, что уже принят другой человек, русский по национальности, также являющийся студентом московского вуза. Студент из Уганды воспринял сложившуюся ситуацию как дискриминацию и обратился за защитой своих трудовых прав в суд. Какое решение примет суд? |
2- я команда обыгрывает и анализирует ситуацию 2. с опорой на положения Трудового кодекса РФ. (Данное задание направлено на развитие познавательных и коммуникативных умений)
Прочитав, что в офис руководителя компании «Селс» требуется помощник руководителя, туда обратилась соискатель Виноградова. Однако ей было отказано из-за того, что руководитель предпочел бы работать с помощником-мужчиной, так как по личному убеждению считает мужчин более серьезными и ответственными. Разрешите ситуацию с точки зрения закона. |
Выступление эксперта.
(Трудовой кодекс РФ устанавливает, что прием на работу осуществляется по соглашению сторон. Также устанавливается ряд обстоятельств, по которым работодатель не может отказать человеку при приеме на работу. К ним относятся пол, раса или национальность, социальное происхождение, имущественное положение, место жительства, отношение к религии, политические убеждения. Работодатель должен ориентироваться исключительно на деловые качества человека).
б) документы, необходимые при приеме на работу
1-я команда обыгрывает, а затем анализирует ситуацию 3. с опорой на положения Трудового кодекса РФ. (Данное задание направлено на развитие познавательных и коммуникативных умений)
18-летний Александр Караваев, имея прекрасные артистические способности, решил устроиться аниматором в парке развлечений. Работодатель Индюков, внимательно ознакомившись с его документами, заявил, что его работники в обязательном порядке представляют еще либо характеристику со школы, либо характеристику с последнего места работы. Как следует поступить Караваеву? |
2-я команда обыгрывает, а затем анализирует ситуацию 4. с опорой на положения Трудового кодекса РФ. (Данное задание направлено на развитие познавательных и коммуникативных умений)
Антон Николаевич Ведерников хотел найти работу, которая была бы недалеко от его дома. Наконец ему улыбнулась удача. В компанию по продаже ноутбуков «NETA» требовался работник именно с такой квалификацией. При приеме на работу с Ведерникова потребовали справку об отсутствии судимости, а также справки с места жительства, обосновывая это тем, что заботятся о престиже своей компании. Прав ли работодатель? |
Выступление эксперта.
(К числу обязательных документов, которые работодатель может потребовать от человека, желающего поступить на работу, относятся: паспорт (удостоверение личности); трудовая книжка; страховое свидетельство; документы воинского учета; документ о наличии специального образования или диплом, свидетельствующие о получении специальных знаний; справка о состоянии здоровья (например, для продавцов, поваров и т. д.) Предоставление других документов – это право работника, а не его обязанность).
в) трудовой договор: форма и содержание
(Данное задание направлено на развитие познавательных умений)
Каждая команда получает лист с вопросами, на которые нужно ответить утвердительно или отрицательно. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. |
да |
Оба экземпляра трудового договора хранятся у работодателя. |
нет |
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. |
да |
Трудовой договор заключается в устной форме |
нет |
Прием на работу оформляется устным распоряжением работодателя |
нет |
Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. |
да |
Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме |
да |
Обязательным условием для включения в трудовой договор является условие об обязательном социальном страховании |
да |
Основанием возникновения трудовых отношений является трудовой договор. |
да |
Условие о заработной плате не относится к числу обязательных условий содержания трудового договора |
нет |
Выступление эксперта.
(Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять определенную работу с соблюдением правил трудового распорядка, а администрация обязуется создавать необходимые условия труда и выплачивать заработную плату.
Трудовой договор заключен, если стороны договорились по всем обязательным условиям:
- согласие поступить (принять) на работу;
- условие о месте работы;
-условие о характере работы;
- условие о времени начала работы (если не оговорено иначе, то срок работы исчисляется с момента фактического допуска к работе);
- условие о заработной плате.
Договоренность об обязательных условиях должна быть зафиксирована письменно.
На основании трудового договора администрацией всегда издается приказ о приеме на работу).
Подведение итогов деловой игры по критериям для оценивания.
Рефлексия деятельности (приём «Закончи предложение»)
- Сегодня на уроке я узнал(а)…
- Мне понравилось…
- Я задумался о том, что…
Домашнее задание: сделать буклет по теме «Что нужно знать о трудоустройстве».
Использованная литература
- Конституция РФ //https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
- Трудовой кодекс РФ//http://base.garant.ru/12125268/
- Кашанина Т.В. Право: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: Профильный уровень образования/ Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. – в 2 кн. Кн. 2. Право и экономика. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009. – 320 с.
Здесь будет файл: /data/edu/files/x1460694368.zip (Трудоустройство в РФ)