Туристско-образовательный маршрут

6
6
Материал опубликован 18 December 2019 в группе

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ

(ЮНЫХ ТУРИСТОВ)»

t1576650560aa.gif


ТУРИСТСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

МАРШРУТ


«МОЗАИКИ

ПОДЗЕМНЫХ ПЕРЕХОДОВ»



г. Ростов-на-Дону

2019 г.



Туристско-образовательный маршрут разработан по заказу Управления образования города Ростова-на-Дону педагогом-организатором краеведческо-экскурсионного отдела МБУ ДО ЦДЮТур Боярских Н.Н.


СХЕМА МАРШРУТА


t1576650560ab.png

1.

Памятник казакам, которые не вернулись с полей сражений

10.

Площадь Советов

2.

Подземный переход на пересечении пр. Буденновский/ул. Московская

11.

Здание конторы Государственного банка

3.

Здание высшей партийной школы

12.

Ростовский областной музей краеведения

4.

Торговый дом Пустовойтова (ЦУМ)

13.

Памятник атаману Матвею Платову

5.

Подземный переход на пересечении пр. Буденновский/ул. Большая Садовая

14.

Подземный переход на пересечении ул. Большая Садовая/пер. Университетский

6.

Парк им. М. Горького

15.

Южный федеральный университет

7.

Здание Ростовской Думы и Управы

16.

Покровский сквер

8.

Здание правления Волжско-Камского банка

17.

Подземный переход на пересечении ул. Большая Садовая/пр. Кировский

9.

Подземный переход на пересечении ул. Большая Садовая/пр. Ворошиловский

18.

Ростовский государственный музыкальный театр

1. Памятник казакам, которые не вернулись с полей сражений

t1576650560ac.gif


Памятник «Не вернувшимся казакам» установлен на пересечении улицы Московской и проспекта Будённовского.

Автор памятника – известный скульптор Анатолий Скнарин. Центральная фигура монумента – конь без всадника. Рядом стоит казачка, к которой прижимается ребёнок. «Дона седого сынам, жизнь отдавшим за счастье Отечества нашего, слава вечная!» – гласит надпись на табличке. Высота монумента вместе с пьедесталом составляет около трёх метров. Известно, что он был создан на благотворительные пожертвования.

Заслуженный художник России скульптор Анатолий Скнарин создал скульптурную композицию в память обо всех казаках, не вернувшихся с ратных полей. По традиции, если казак погибал, то все его имущество – коня, оружие станичники-однополчане передавали родителям или вдове. Мысль воплотить в бронзе эту традицию у автора созрела давно, несколько лет назад он создал эту многофигурную композицию, и только в 2016 году она нашла

свое место.

- Я благодарен главе города Сергею Горбаню, что он уделяет должное внимание эстетическому облику города. Его стараниями накануне дня города

Ростова-на-Дону установлен этот памятник – сказал Анатолий Скнарин.

Территория со стороны западного разворота преобразилась, стала охранной зоной: вокруг памятника выложили плитку, высадили ели, обустроили газон.

2. Подземный переход на пересечении пр. Буденновский / ул. Московская

t1576650560ad.png


t1576650560ae.gif

1

t1576650560af.gif

2

t1576650560ag.gif

3

t1576650560ah.gif

4

t1576650560ai.gif

5

t1576650560aj.gif

6

t1576650560ak.gif

7

t1576650560al.gif

8

t1576650560am.gif

9

t1576650560an.gif


10

t1576650560ao.gif

11

t1576650560ap.gif

12

t1576650560aq.gif

13

t1576650560ar.gif

14

t1576650560as.gif

15

t1576650560at.gif

16

t1576650560au.gif

17

t1576650560av.gif

18

t1576650560aw.gif

19

t1576650560ax.gif

20

t1576650560ay.gif

21

t1576650560az.gif

22

Подземные переходы во всем мире являются типовыми строениями и, как правило, ничем друг от друга особо не отличаются, но только не наши. Ростов – это единственный город в мире, где мозаичными панно украшены подземные переходы. Эти мозаики – достопримечательность города Ростова-на-Дону. Они были созданы в 1970-х – 1980-х годах. Тематику мозаичных картин утверждали на совещаниях в горисполкоме.

Работать начали в 1972 году. Работы велись бригадой «Мостоотряда №10». Его же рабочие занимались и облицовочными работами по созданию мозаики. Руководил этим творческим процессом Юрий Никитович Лабинцев.

Юрий Никитович Лабинцев горел идеей, сам рисовал эскизы, изучал архивы, встречался с историками и краеведами. По образованию Юрий Никитович был лепщиком и плиточником. Не было возможностей развивать художественный талант. И вышло так, что в переходах он воплотил свою мечту о творчестве. Он рисовал картину, потом карандашом делил ее на клеточки и на огромных листах ватмана (которые потом склеивались между собой) воспроизводил изображение уже в натуральную величину с размером квадратов 15х15 сантиметров, по формату плитки. Рабочие с этого полотна переносили отдельные фрагменты на кальку и начинали резать кусочки. Из инструментов были кусачки и обыкновенный наждачный станок. В центре перехода стоял огромный стол-верстак, на нем – небольшой цветной эскиз и масштабный черно-белый рисунок – в натуральную величину. Работали в масках, потому что после обточки пыль стояла столбом. Каждое панно делали от нескольких месяцев до полугода. После перенесения части рисунка на кальку и разрезания ее на отдельные фрагменты, по форме фрагмента вырезали точно такой же кусочек плитки. Их собирали на столе уже в виде картины в специальные рамы. Сверху наклеивали чистую кальку, она скрепляла между собой все кусочки, чтобы удобнее было перенести их на стену. Эту ответственную работу Юрий Никитович не доверял никому.

Основным используемым материалом стала обыкновенная облицовочная плитка отечественного и чешского производства. 90 процентов плитки на панно – обычная шахтинская. Основное ее достоинство: огромное количество цветов и полутонов. Хоть и была она твердой, но пилилась хорошо. Самой плохой была белая и светло-кремовая, ее выпускали в Славянске, она крошилась в руках. Чешской плитки было немного. В основном светло-голубая, которая шла на фон. Она была мягкой, без сколов. Единственное, чего не могли достать мастера – плитку ярко-красного цвета. Ее просто не выпускали. Лабинцев просил завод покрасить небольшое количество плитки и переобжечь специально для изготовления мозаики. Плитка крошилась и по несколько раз приходилось переделывать один элемент.

Ю.Н. Лабинцеву за ростовские переходы вручили Орден Ленина.

Режиссер Кирилл Серебренников сказал: «в Ростове-на-Дону одной из несомненных достопримечательностей всегда были подземные переходы, украшенные большими фресками из цветной плитки. Это невероятный памятник «народного», патриотического, советского искусства».

Каждый переход был выполнен в едином стиле, точнее все панно были объединены конкретной тематикой. Переход к Центральному рынку имеет 6 выходов, поэтому здесь представлены несколько тематик. Один отсек перехода посвящен теме мирной жизни Донских казаков, героям произведений Михаила Шолохова. Здесь и Аксинья с Григорием, герои Тихого дона, и Нахаленок, и дед Щукарь. Огромное мозаичное панно посвящено красногвардейцам. Отдельный коридор – природе Донского края, центральный коридор – дарам Дона (Центральный рынок рядом). Еще один коридор перехода посвящен современной жизни (80-х годов) города Ростова. Запечатлен Ворошиловский мост, панорама правого берега Дона, каким его в будущем видели архитекторы.

Мозаичное панно в этом переходе охраняется законом, так как сам переход был признан объектом культурного наследия.


3. Здание высшей партийной школы

t1576650560ba.gif

Здание Высшей партийной школы в Ростове-на-Дону было построено по проекту архитектора Г.А. Петрова (совместно с Н.Г. Худовертовым) в 1953 – 1956 годах, на стыке эпох сталинской неоклассики и хрущевского функционализма. Здание возведено на месте торговых построек конца XIX в., разрушенных в годы Великой Отечественной войны.

Создавая проект здания Высшей партийный школы, архитектор Г.А. Петров планировал создать своеобразный «дворец просвещения». Однако, в период завершения строительства вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», в результате чего реализованный вариант здания оказался лишён обелисков на балюстраде парапета и фигур в нишах главного фасада. Тем не менее, архитектору удалось смягчить вынужденные изменения в проектном решении, применив керамическую облицовку и архитектурные детали фасадов.

В середине 1980-х годов, после сооружения в непосредственной близости от здания подземного перехода, а также протечек подземных коммуникаций, начались просадочные деформации оснований фундамента. Появились трещины в стенах, начали осыпаться карнизы и капители нескольких полуколонн. Противоаварийные мероприятия проводятся до сих пор нынешним владельцем здания – ростовским филиалом Российской Таможенной академии. В 1998 г. здание взято под охрану, как памятник истории и культуры местного значения.

Верхние этажи здания облицованы керамическими плитками, также были использованы керамические капители и базы колонн, карнизные блоки, рельефные вставки с гирляндами и розетками. Два нижних этажа отделаны блоками туфа скальной фактуры. Над семью окнами первого этажа в арочных нишах архитектор и скульптор В. В. Баринов исполнил барельефы на тему "просвещения". Это был единственный случай подобной авторской работы в Ростове тех лет. Областная Высшая Партийная школа занимает угол квартала, выходящего на старейший проспект города и является неотъемлемым градоформирующим элементом центральной городской площади после ее реконструкции в 1950-е годы. Памятник советской архитектуры, один из лучших образцов учебного здания Ростова и области конца 50-х годов ХХ века с уникальной отделкой фасадов и художественно-ценным оформлением актового зала и фойе.


4. Торговый дом Г.Г. Пустовойтова (ЦУМ)

t1576650560bb.gif

Торговый дом Г.Г. Пустовойтова был построен в 1910 году крупным меценатом и судовладельцем Григорием Гавриловичем Пустовойтовым, архитектором проекта был Е.М. Гулин. Доходный дом Г. Г. Пустовойтова является объектом культурного наследия регионального значения.

Главную роль в архитектуре дома Г. Г. Пустовойтова играют принципы одного из формальных течений рационального модерна – «стиль универмага» или «промышленно-торговый стиль», возникший в 1897 году в Германии. При строительстве здания применялась новая каркасно-стеновая конструктивная система, которая отображена в пластике фасадов, объединенных в единую ритмическую композицию с преобладанием вертикальных членений. В архитектурном сообществе часто сравнивают торговый дом Г. Г. Пустовойтова с торговым домом Кузнецовых в Москве и торговым домом Мертенс в Санкт-Петербурге, что дает основания говорить не только о сильном влиянии столичных примеров, но и о творческом заимствовании.

В начале XX века торговый дом Г. Г. Пустовойтова считался одним из самых высоких зданий в городе. Как и в большинстве доходных домов того времени помещения сдавались в аренду. После завершения строительства в здании было расположено ростовское отделение Товарищества русско-французских заводов резинового, гуттаперчевого и телеграфного производства под фирмою "Проводник", ювелирный и часовой магазин А. Гирштейна, гостиницы «Центральная» и «Лондон».

В 1920 году здание было национализировано, в нём разместилось Юго-восточное государственное шерстяное объединение. В 1930 году 4 этаж здания занимала научная библиотека РГУ им. В. М. Молотова и правление университета. Коллекцию научной библиотеки составляли русские журналы конца XVIII и начала XIX века.

В 1942 году, в период второй оккупации Ростова-на-Дону немецко-фашистскими войсками, в дом Г.Г. Пустовойтова попала одна из бомб, разрушившая крышу здания и ротонду. В результате бомбардировки верхние этажи полностью сгорели, пожар уничтожил весь книжный фонд научной библиотеки.

В 1965 году здание было реконструировано. По проекту архитектора Е.П. Лихобабина здание было дополнено южным крылом по Буденновскому проспекту. До Великой Отечественной войны на месте нового крыла находились дома Карапета Чернова и Григория Пустовойтова (еще один), которые не удалось восстановить после бомбардировки 1942 года.

Сегодня в здании расположен Ростовский ЦУМ. Он был создан и начал работать в середине 20 века. История ЦУМа неразрывно вплетена в личные семейные истории ростовчан. ЦУМ относится к универмагам открытого типа. Здесь нет отдельных, закрытых витринами магазинов. ЦУМ Ростова сохранил свой уникальный индивидуальный стиль – стиль классики.

5. Подземный переход на пересечении

пр. Буденновский / ул. Большая Садоваяt1576650560bc.png

t1576650560bd.gif

1

t1576650560be.gif

2

t1576650560bf.gif

3

t1576650560bg.gif

4

t1576650560bh.gif

5

t1576650560bi.gif

6

t1576650560bj.gif

7

Тематика этого подземного перехода – Великая отечественная война, а именно, сцены освобождения Ростова, воинская доблесть города, запечатленная в панораме подвига батареи Оганова. Идея создать мозаичное панно на эту тему пришла к Юрию Никитовичу Лабинцеву еще во время работы над мозаиками в переходе на углу Большой Садовой и Ворошиловского. Тогда уже он начал готовить эскизы, обдумывать композицию. Тогда же появились и первые наброски картин с изображением боя батареи лейтенанта Сергея Оганова. Для изображения панно, посвященного обороне Ростова, по замыслу Ю.Н. Лабинцева, требовалась мозаика приглушенных тонов, а ее не было... Художников обеспечили лишь плиткой ярких цветов. И пришлось бригаде Лабинцева перекрашивать и обжигать в печах керамическую плитку, создавая нужные оттенки. Работа была трудной, но результат стоил того.

Кроме масштабной панорамы боя батареи Оганова с немцами в переходе на Буденновском бригада Лабинцева изобразила и другую славную страницу из истории Дона – "Будни перед сражением" из далекого 18 века, из Петровских времен, где изображены казаки, встреча станичного и войскового атаманов, корабли, построенные Петром I. Костюмы, оружие, корабли – все это исторически достоверно, Лабинцев лично консультировался с историками-краеведами перед изготовлением эскизов, он обратил внимание даже на такую небольшую деталь как загиб шапки у казаков. Эту картину сегодня увидеть, к сожалению, никак нельзя – ее закрывают ларьки. Будем надеяться, что власти учтут мнение общественности и мы сможем увидеть мозаику в полном объеме.

На южной стене центральной галереи изображен орден «Победа». Это высший военный орден СССР, был учреждён указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года. К этому ордену представляли особо отличившихся полководцев. Предпочтение было отдано эскизу А. И. Кузнецова, уже являвшегося автором ордена Отечественной войны. На каждый орден требовалось 180 бриллиантов и 300 граммов платины. Всего было изготовлено 22 экземпляра ордена, из которых 3 экземпляра никому не вручались.

6. Парк им. М. Горького

t1576650560bk.gif


Центральный городской парк им. А. М. Горького (до 1917 – Городской сад) – центральный парк Ростова-на-Дону. Парк основан в 1813 году и является старейшим парком Ростова-на-Дону, занимает площадь 11 га, на его территории расположены памятники В. И. Ленину, Великой Октябрьской революции, А. М. Байкову, скульптура цветочницы, планетарий, фонтаны, кафе и аттракционы.

Парк возник на окраине города на обрывистых берегах балки, по которой протекал грязный ручей. Ранее территория использовалась в качестве городской свалки. До 1813 года между Таганрогским (Будённовским) и Николаевским (пер. Семашко) проспектами раскинулись сады, принадлежащие городскому голове Андрею Ященко, который в 1813 году подарил весь участок городскому магистрату, а различные городские клубы взяли по наделу, благоустроили их: проложили первые аллеи, высадили деревья, разбили газоны. Была создана цепочка садов, которые позже были объединены в первый городской сад. В 1890-е годы уже был сформирован крупный зелёный массив. Следуя рельефу места, были сформированы верхний парк и нижний (так называемый садовый «партер»), который получил впоследствии название – «Цветники». Такое разделение парка сохранилось до наших дней.

На территории сада у Кузнецкой (Пушкинской) улицы с 1840 года существовал первый деревянный городской театр. В 1864 году появилась первое деревянное клубное здание «Ротонда», имевшее зал, две гостиных и бильярдную. Её в 1893 году сменило каменное здание Ротонды на входе в городской сад с Пушкинской улицы. У Большой Садовой была сооружена деревянная эстрада с раковиной для эстрадных выступлений. К концу XIX века Городской сад по проекту архитектора Николая Дорошенко обзавёлся ажурной кованой оградой и парадным входом с Большой Садовой улицы, оформленным в виде крепостных ворот.

В 1868 году архитектор Владимир Шкитко соорудил первый фонтан, на месте которого сейчас расположена клумба-фонтан со скульптурой «Цапли». На средней террасе был обустроен бассейн с беседками и скульптурами. В нижней части парка появились каменный грот, водоём с живыми лебедями, фонтаны, которые питались от родников, что били неподалёку в низине. Ковровые цветочные узоры газонов регулярно обновлялись, высаживались экзотические растения, цветы. Из-за рубежа были привезены декоративные пальмы и тамариски. Значительные работы по благоустройству производились и позже – в 1926–1927 годах.

Главный вход в парк находится на Большой Садовой улице. У входа на гранитном постаменте стоит бронзовая статуя В. И. Ленина. Справа и слева от памятника идут широкие аллеи, украшенные скульптурами градоначальника А. М. Байкова и цветочницы. На противоположной стороне парка, на улице Пушкинской, расположен памятник Великой Октябрьской революции. В восточной части парка находится обсерватория планетария – небольшое неотапливаемое двухэтажное здание с телескопом, маленьким залом для просмотров фильмов и музеем. Сейчас парк им. М. Горького имеет два украшенных партерами цветов яруса парковых зон – Верхний и Нижний цветники. На них раскинулись аллеи, обсаженные несколькими десятками пород деревьев, игровые площадки, городок аттракционов, шахматный павильон, кафе. Сохранилась ротонда и несколько фонтанов, представляющие собой памятники архитектуры и истории. Главная клумба так называемого Нижнего цветника традиционно является календарём важных событий года.

Центральный городской парк – традиционное место проведения праздничных мероприятий, концертов и народных гуляний. Многочисленные аттракционы возведены в 2010 году, в том числе карусели, качели, автодром, экстремальные «Миксер» и «Джокер». В парке ежедневно функционирует художественная выставка-продажа под открытым небом, на которой выставлены картины ростовских художников и изделия мастеров декоративно-прикладного искусства. В выходные и праздничные дни на летней концертной эстраде и площадках парка проходят развлекательные программы, конкурсы, фестивали, выступления профессиональных и самодеятельных коллективов.


7. Здание Ростовской Думы и Управы

t1576650560bl.gif


Здание городской думы (Городской дом) – памятник архитектуры федерального значения. Здание построено в 1899 году по проекту архитектора А. Н. Померанцева. Это одна из главных архитектурных достопримечательностей города. Изначально в здании разместилась городская дума и управа. В советское время в здании находился областной комитет КПСС. В настоящее время здание занимает мэрия Ростова-на-Дону и городская дума.

В середине 1890-х годов администрация Ростова-на-Дону принимает решение о строительстве здания городской думы (ранее дума заседала в доме Максимова). Для разработки проекта пригласили известного архитектора Александра Никаноровича Померанцева, который уже построил в городе несколько зданий. Окончательный вариант проекта здания был утверждён городским управлением в конце 1896 года. Городской дом был спроектирован Померанцевым в духе эклектики. Здание решено как квартал: прямоугольное в плане, со внутренним двором. У дома четыре этажа. Симметричный фасад имеет ярусное деление, что подчёркивается различными по форме и размерам окнами. Первый этаж оформлен рустом, карниз украшен декоративными зубчиками. Архитектор использовал приём раскреповки фасада с эркерами. Над округлёнными углами здания возведены высокие купола. Здание богато декорировано лепниной в барочном стиле. В оформлении присутствуют картуши, медальоны, растительные и антропоморфные элементы. В 1897 году началось строительство городского дома. К 1899 году дом был построен и освящён.

Первый этаж здания был сдан в аренду под торговые помещения, второй, третий и четвёртый этажи занимали городская дума и городская управа. Городская дума была открыта для посещения. В зале для заседаний для публики отводилось 200 мест на хорах и 40 – в партере за барьером. Позднее за этим барьером установили стол для прессы.

После гражданской войны в здании разместились Северо-Кавказский краевой исполнительный комитет и Северо-Кавказская плановая комиссия.

В 1922 году в здании городской думы произошёл пожар, в результате чего были утрачены угловые купола.

В 1937 году здесь разместился Ростовский областной исполнительный комитет Советов депутатов трудящихся, вскоре преобразованный в Ростовский областной Совет депутатов трудящихся.

В годы Великой Отечественной войны была разрушена северная часть здания, сгорели крыша и верхний этаж, были утрачены парапеты, аттики, часть эркеров, пострадал декор фасадов.

В 1949 – 1953 годах здание было восстановлено. Декор фасадов выполнили заново по сохранившимся фрагментам. Северная стена здания была передвинута на один метр, площадь застройки расширена, декор этого фасада выполнили в упрощенном виде. Основным цветом фасадов в уровне первого этажа стал голубой, в уровне верхних – красный. Элементы архитектурного декора были окрашены белой краской, что лучше выделяло их на фоне фасадов.

В послевоенное время в здании находился Ростовский областной комитет КПСС – вплоть до развала СССР. После этого здание было передано администрации города Ростова-на-Дону. В 1995 году были проведены реставрационные работы, в ходе которых воссоздали угловые купола, аттик южного фасада, фигуры античных богинь и геральдические вставки. Фасады здания стали белыми.

В данный момент зданию возращен его исторический облик. Проект реставрации здания был разработан специалистами ООО ЮНРЦ «Каркассон» под руководством профессора, доктора архитектуры В.В. Пищулиной. Творческим коллективом проведены предварительные исследования, подготовлена историческая справка и дано научное обоснование концепции реставрации. Так как здание является объектом культурного наследия федерального значения, проект реставрации был согласован в Министерстве культуры Ростовской области.


8. Здание правления Волжско-Камского банка

t1576650560bm.gif

Здание отделения Волжско-Камского банка построено в начале XX века по проекту А. Н. Бекетова в стиле модерн с элементами классической архитектуры. В советское время в здании размещался Дворец пионеров, ныне это Дворец творчества детей и молодёжи. Здание отделения Волжско-Камского банка имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

В конце XIX века Волжско-Камский банк был одним из крупнейших в России. В 1892 году банк открыл своё отделение в Ростове (первое время арендовалось помещение). До 1897 года он размещался в доме купца и гласного городской думы Ященко, затем – в доме купца Генч-Оглуева. Для строительства собственного здания отделения банка был приглашён харьковский архитектор Алексей Николаевич Бекетов.

Четырёхэтажное здание имеет угловую асимметричную в плане конфигурацию, продиктованную формой участка. Главный фасад выходит на Большую Садовую улицу. Первый этаж изначально предназначался для торговых помещений. На втором этаже расположен двусветный операционный зал (сейчас – актовый зал). Вертикальное членение парадного фасада подчёркивают крайние лопатки, большие окна на первом этаже и двухъярусные окна операционного зала. Эти окна разделены четырьмя пилонами с горельефными масками, которые «поддерживали» фирменную вывеску банка. Фасад завершён большим нависающим карнизом, над которым располагается парапет с тумбами.

Рустовка первого этажа, карниз и арочный вход – это элементы, позаимствованные из классической архитектуры. В то же время лепной декор фасада, аттик, форма окон и балконов свидетельствуют о принадлежности здания к стилю модерн.

Строительство здания велось в 1906 – 1909 годах. На первом этаже расположились торговые помещения, остальные этажи занимал банк. Санкт-Петербургский журнал «Зодчий» в 1910 году писал о здании Волжско-Камского банка как об удачном примере официального здания в стиле модерн.

После прихода советской власти здание было национализировано, но не утратило своего назначения. Согласно справочнику 1925 года, там размещалась Северо-Кавказская краевая контора Государственного банка. 23 мая 1936 года в здании был торжественно открыт Дворец пионеров.

Во время Великой Отечественной войны здание почти не пострадало, разрушена была только часть крыши. В 1947 году Дворец пионеров восстановили под руководством архитектора Л. Ф. Эберга. Во второй половине 1950-х годов при перестройке были частично утрачены элементы внутреннего убранства.

В 1999 году проводился ремонт фасадов, в ходе которого восстановили утраченные маски атлантов и выполнили надпись «Дворец творчества детей и молодежи». Около главного входа отреставрировали небольшую сохранившуюся историческую надпись «Волжско-Камский банк». Были восстановлены некоторые детали штукатурного декора.


9. Подземный переход на пересечении

ул. Большая Садовая / пр. Ворошиловский

t1576650560bn.png

t1576650560bo.gif

1

t1576650560bp.gif

2

t1576650560bq.gif

3

t1576650560br.gif

4

t1576650560bs.gif

5

t1576650560bt.gif

6

t1576650560bu.gif

7

t1576650560bv.gif

8

t1576650560bw.gif

9

t1576650560bx.gift1576650560by.gif

                10                                 11

t1576650560bz.gift1576650560ca.gif

                12                                  13

t1576650560cb.gift1576650560cc.gif

             14                                   15

Этот подземный переход, пожалуй, является одним из центральных. В Ростове нет ни одного человека, который хотя бы раз не появился в этом переходе. Мозаики посвящены Году ребёнка, которым был объявлен 1979-й. На них всё посвящено детству, разным периодам жизни ростовских детей: от самого рождения до выпускного бала. Работы по оформлению велись на протяжении 1979 года. В оформительских работах была задействована бригада из 7 человек.

Встречает пешеходов композиция «Год детства». Затем мы видим сцену в роддоме, далее изображено счастливое детсадовское детство, торжественное посвящение в пионеры, школьные годы (эту же задачу решают ученики на картине Богданова-Бельского «Устный счет» С.А. Рачинского (1895)), и, наконец, выпускной!

На противоположной стороне размещены мозаики с изображениями рабочих специальностей, которые могли выбрать советские дети. Запечатлены почетные профессии того времени: шахтер, сталевар, агроном и многие другие.

10. Площадь Советов

t1576650560cd.gif

Площадь Советов – одна из центральных площадей Ростова-на-Дону. Площадь, впоследствии получившая название площадь Нового Базара, впервые обозначается на плане 1845 года. К 1860 году площадь была застроена по периметру одноэтажными домами. Вдоль Большого и Среднего проспектов (ныне Ворошиловский проспект и улица Соколова) располагались торговые ряды.

В 1891 – 1908 годах в центре площади был построен Александро-Невский собор, который стал её архитектурной доминантой и композиционным центром. Проект Александро-Невского собора разработал архитектор-академик А. А. Ященко, зодчий Новочеркасского войскового Вознесенского собора. В мае 1891 года состоялась закладка первого камня. Строительство собора продолжалось 16 лет и завершилось в 1908 году. 17 августа того же года собор был освящён, но, ни архитектор А. А. Ященко, ни главный жертвователь купец П. И. Ильин не дожили до его освящения. На протяжении всего своего существования Александро-Невский собор оставался доминантой Новобазарной площади, её композиционным центром. До разрушения собор был самым большим культовым сооружением и самым высоким зданием города.

К началу XX века на площади появились кирпичные торговые лавки и магазины, а на Большом и Среднем проспектах были возведены доходные дома купцов И. Гоц, К. Чернова, Г. Мельникова-Езекова, братьев Деди, С. Шендерова, Ахчиевых. В 1913 – 1915 годах на площади было построено здание Государственного банка. В 1929 – 1930 году Александро-Невский собор был снесён большевиками, после чего монументальное здание Госбанка стало архитектурной доминантой площади. В наши дни, к 255-летию Ростова, на средства одного из ростовских бизнесменов, недалеко от того места, где когда-то стоял сам храм, был установлен небольшой памятный знак с уменьшенной копией некогда существовавшего величественного собора. Скульптурная композиция – точная модель храма в масштабе 1:50 выполнена в архитектурной мастерской В. Тарасенко.

В 1929 – 1934 годах на площади по проекту архитектора И. А. Голосова было построено здание Дома Советов, выдержанное в конструктивистском стиле.

Во время Великой Отечественной войны большинство домов на площади было разрушено. Сохранилось только здание Госбанка. В 1947–1948 годах на площади по проекту М. И. Тараканова был разбит сквер. К концу 1950-х годов проведены ремонтно-восстановительные работы Дома Советов, а отделка фасадов здания завершилась только в 1968 году. В послевоенный период, воспользовавшись отсутствием средств у города, министерство обороны предложило восстановить Дом Советов силами немецких военнопленных с условием отчуждения 80% полезной площади. Город был вынужден согласиться, поэтому и сейчас в самом престижном районе Ростова-на-Дону находится так называемый часовой завод. Только крайние два крыла Дома Советов, выходящие фасадом на Большую Садовую улицу, и центральный ризалит заняты администрацией области.

Общий объём ростовского Дома Советов составляет 370 тысяч кубометров, что делает его одним из самых больших строений на Северном Кавказе и самым большим административным сооружением на юге России. В оригинальном проекте было предусмотрено 1000 комнат, конференц-зал, столовые, почта, парикмахерская, буфеты, типография и прочие службы. Восьмиэтажное здание в ходе послевоенной реконструкции частично утратило свой первоначально запланированный облик. Фасады лишились ленточного остекления, поле стены сделано рельефным, над главным входом в здание на громадные пилястры прямоугольного сечения установлен тяжеловесный портал. Авторами нового варианта фасада стали архитекторы Владимир Григор и В. И. Симонович. В наше время в здании располагается администрация Ростовской области.

Площадь Советов стала главной административной площадью города. В 1972 году в центре площади установили «Монумент Первоконникам» работы Е. В. Вучетича. Он посвящён героям Гражданской войны, освободившим Ростов от белогвардейцев в 1920 году. Памятник имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. На массивном гранитном постаменте скачет кавалерист с саблей наголо. Его могучий конь стоит на дыбах и устремлён вперёд. Слева от него фигура идущего в атаку красноармейца. Справа – раненый матрос, кидающий гранату. На постаменте памятника – сюжетные композиции с изображением боёв 1-й Конной армии. Тяжёлый, величественный памятник олицетворяет непоколебимость победы Красной армии в Гражданской войне.

Памятник, изготовленный в мастерской Вучетича, изначально предполагалось поставить в Волгограде и посвятить Обороне Царицына. Но от этого проекта отказались, и тогда скульптор предложил поставить его в Ростове. Монумент, установленный перед зданием облисполкома (восстановленный после войны Дом советов), был торжественно открыт 30 апреля 1972 года в присутствии большого количества народа.

В 90-х годах памятник стал подвергаться критике за его низкохудожественный уровень, а также за то, что он стоит на месте снесённого Александро-Невского собора. В 1996 году по требованию казаков с памятника сняли доску с текстом «Сооружен в ознаменование освобождения Ростова-на-Дону от белогвардейских банд в 1920 году». Скульптура коня имеет неестественно большие яички, из-за чего памятник стал объектом шуток и городских легенд. Ещё один повод для шуток даёт матрос, кидающий гранату в сторону здания полпредства президента в Южном федеральном округе.

11. Здание конторы Государственного банка

t1576650560ce.gif

Здание конторы Государственного банка построено в 1915 году в стиле неоклассицизма по проекту архитектора М. М. Перетятковича для размещения конторы Государственного банка Российской империи. Здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.

В начале XX века контора Государственного банка размещалась в двухэтажном здании на углу Большой Садовой улицы и Среднего проспекта (ныне проспект Соколова). Банку стало не хватать площадей, и он вынужден был арендовать дополнительные помещения. Тогда было принято решение о строительстве нового здания.

В сентябре 1912 году Перетяткович приехал в Ростов-на-Дону для общего руководства строительными работами. К тому моменту старое здание банка было уже снесено. Строительство предполагалось начать поздней осенью, но из-за морозов работы перенесли на весну 1913 года. Торжественная закладка здания банка состоялась 28 апреля 1913 года.

Трёхэтажное здание с цокольным этажом имеет П-образную конфигурацию в плане и является архитектурной доминантой площади Советов. Цокольный и первый этажи оформлены рустом, второй и третий – отделаны штукатуркой. Парадные входы украшены наличниками и треугольными сандриками. Оконные проёмы первого этажа оформлены люнетами, второго – замковыми камнями. Фасад с мощным десятиколонным портиком тосканского ордера увенчан грандиозным фронтоном. Аттик над колоннадой украшен скульптурной группой с фигурами римских богов, двуглавым орлов и знамёнами. Первый и второй этажи разделены рельефным поясом, который трактуется как опора для колонн. Подобное деление здание на два яруса призвано зрительно увеличить масштаб сооружения.

В центральной части здания расположены операционные залы: односветный на первом этаже и двусветный, занимающий второй и третий этажи. В торцах залов расположены парадные лестницы, от которых идут коридоры к рабочим помещениям. Здание Госбанка завершает двойной купол, спроектированный профессором Петербургского института гражданских инженеров П. И. Дмитриевым.

Строительство конторы Госбанка было завершено в 1915 году. Своим фасадом здание выходило на Новую Базарную площадь (ныне площадь Советов) и было обращено к алтарю располагавшегося там Александро-Невского собора.

После прихода советской власти здание было национализировано. В 1920-е годы по проекту Перетятковича было достроено юго-восточное крыло, где разместились квартиры служащих. Здание конторы Государственного банка стало единственным зданием площади Советов, уцелевшим после Великой Отечественной войны. В ходе восстановления площади фасады других зданий были построены в схожей неоклассической стилистике.

В 1950-х годах вместо скульптурной композиции с двуглавым орлом на фасаде здания был установлен герб СССР. В 1994 году проводилась реконструкция фасада здания, в ходе которой на аттике Госбанка восстановили первоначальную геральдическую композицию и надпись «КОНТОРА ГОСУДАРСТВЕННАГО БАНКА».

12. Ростовский областной музей краеведения

t1576650560cf.gif

Ростовский областной музей краеведения – один из крупнейших музеев на юге России. Основан в 1937 году в связи с образованием Ростовской области. Музей представляет природу, культуру и историю Ростовской области. Наиболее интересная экспозиция представлена в зале «Сокровища Донских курганов» – 2000 предметов из золота и серебра IV в. до н. э. – VIII в. н. э.

Ростовский краеведческий музей – ведущий научный центр по разработке проблем истории, этнографии, материальной культуры Дона, научно-методический центр по проблемам внедрения регионального компонента в общеобразовательный процесс.

Впервые вопрос об открытии музея в Ростове-на-Дону был поднят городским главой А.М. Байковым ещё в 1862 году, однако прошло ещё много лет, прежде чем эта идея смогла воплотиться в жизнь.

Ростовский городской музей, от которого ведёт свою историю Ростовский областной музей краеведения, был открыт 1 мая 1910 года. Его создание стало возможным благодаря стараниям городских меценатов, краеведов, членов Городской Думы и просто энтузиастов. Особенный вклад в эту работу внесли члены «Ростовского Общества истории, древностей и природы» М.Б. Краснянский, А.М. Ильин и В.И. Асмолов. Здание городского музея, специально построенное для его нужд, располагалось по адресу Думский проезд, 5 и сохранилось вплоть до наших дней. Посещение музея было бесплатным для всех.

С 1920 года музей переименован в «Донской областной советский музей искусств и древностей». Фонды музея были пополнены предметами живописи, антиквариатом и в особенности материалами, связанными с историей революционных событий на Дону. В 1937 году музей переехал в здание на ул. Пушкинской, 204 и переименован в Областной музей краеведения на базе.

Во время оккупации города нацистами здание было разрушено, экспонаты – разграблены. Тем не менее сразу после освобождения города в 1943 году войсками Красной армии были предприняты мероприятия по розыску остатков коллекции, которые частично увенчались успехом.

В 1951 году музею было выделено новое здание по адресу улица Большая Садовая, 79, где он размещается и по сей день. Это здание, построенное в начале XX века, является памятником архитектуры областного значения.

С 2001 года музей является членом Союза музеев России.

В 2002 году в музее началась реэкспозиция. Теперь здесь представлены экспонаты, относящиеся как к древнейшим временам, так и современному периоду.

На протяжении своего существования музей является крупным научным центром города, здесь проводятся лекции и мероприятия, посвященные знаменательным датам области и страны.

13. Памятник атаману Матвею Платову

t1576650560cg.gif

24 августа 2015 года открыли памятник герою Отечественной войны 1812 года атаману Матвею Платову. Этот памятник – авторская копия того, который был установлен в Москве в конце 2013 года. Высота вместе с постаментом составляет 4,6 метра.

Памятник представляет собой скульптурную композицию, на которой атаман изображен не в бою, а после победы над иностранными захватчиками. Над бронзовой скульптурой трудились член московского союза художников, ростовский скульптор Константин Чернявский и архитектор Александр Шапин. По словам Чернявского, работа над образом Платова заняла около пяти месяцев. Памятник появился благодаря финансовой помощи группы компаний «ПАТРИОТ».

Донской атаман настоящее олицетворение воинской казачьей славы. Матвей Иванович Платов – атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии, граф, принимавший участие во всех войнах Российской империи конца XIII – начала XIX века, основатель Новочеркасска. Он родился 8 (19) августа 1751 года в столице донского казачества Черкасске. В 1766 году М.И.Платов поступил в службу в Войсковую канцелярию, а 4 декабря 1769 года получил чин есаула. В 1771 году отличился при атаке и взятии Перекопской линии и Кинбурна. С 1772 года командовал казачьим полком. Во 2-ю турецкую войну отличился при штурме Очакова и Измаила. Во время персидской войны 1795-1796 годов был походным атаманом. Участвовал в сражении при Прейсиш-Эйлау.

Во время Отечественной войны 1812 года командовал сначала всеми казачьими полками на границе, а потом, прикрывая отступление армии. В сражении у села Семлево, армия М.И. Платова разгромила французов и взяла в плен полковника из армии маршала Мюрата. Во время отступления французской армии М.И. Платов нанёс ей поражения у Городни, Колоцкого монастыря, Гжатска, Царево-Займища, под Духовщиной и при переправе через реку Воль, а в ноябре занял с боя Смоленск и разбил войска маршала Нея под Дубровной. В начале января 1813 года вступил в пределы Пруссии и обложил Данциг; в сентябре получил начальство над особым корпусом, с которым участвовал в сражении при Лейпциге и, преследуя неприятеля, взял в плен около 15 тыс. человек. В 1814 году он сражался во главе своих полков при взятии Немюра, у Арси-сюр-Оба, Сезанна, Вильнева.

Умер 3 (15) января 1818 года и первоначально был похоронен в Новочеркасске в фамильном склепе у Вознесенского собора, а в 1875 году перезахоронен на Архиерейской даче (хутор Мишкин). 4 (17) октября 1911 года его прах был перенесен в усыпальницу Войскового собора в Новочеркасске.


14. Подземный переход на пересечении

ул. Большая Садовая / пер. Университетский

t1576650560ch.png

t1576650560ci.gif

1

t1576650560cj.gif

2

В этом подземном переходе мозаика намного скромнее и сделана позже, но все же продолжает тему мозаичных панно ростовских переходов.


t1576650560ck.gif

15. Южный федеральный университет

Главный корпус Южного федерального университета находится в доходном доме купца Кистова, построенном по проекту архитектора Г.Н. Васильева. Здание имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

Считается, что Доходный дом донского купца и лесопромышленника Г.Я. Кистова был построен на Большой Садовой улице в 1914 году. Однако из некоторых документов следует, что к постройке здания приступили в 1914 году и закончили в 1917 году. Пятиэтажное здание занимает угловое положение на пересечении Большой Садовой улицы (бывшей ул. Энгельса) и Университетского переулка. Угловая часть фасада, где первоначально размещался парадный вход, выделена тремя полуколоннами ионического ордера высотой в три этажа (сейчас главный вход располагается со стороны Большой Садовой улицы). Раскреповки и полуциркульные эркеры, располагающиеся со второго по четвёртый этаж, служат для вертикального членения фасада. Поэтажное деление фасада подчёркивается различными по форме и размерам окнами. На фасаде здания присутствуют лепные эмблемы, декоративные вазы, гирлянды, кронштейны, карнизы, балконы. Архитектурный стиль сочетает элементы модерна и неоклассицизма. Здание имеет коридорную систему планировки.

В годы Первой мировой войны здание арендовало депо артиллерийской бригады. После Октябрьской революции и Гражданской войны, его занимал «Донсовгорхоз», с 1924 года – Донской исполком. В конце 1920-х – начале 1930-х годов в здании размещались: «Донвнуторг», Донская рабоче-крестьянская инспекция, Краевое земельное управление, Краевой отдел здравоохранения, Краевой отдел народного образования.

В 1935 году здание было передано Ростовскому государственному университету. Одновременно с университетом в нём находились организации «Черкавстройтрест», «Промстройпроект» и Краевой архив. В середине 1940-х годов здание временно занимал Народный комиссариат государственной безопасности, а затем в нем разместился административно-хозяйственный аппарат университета, несколько его факультетов и лабораторий.

16. Покровский сквер

t1576650560cl.gif

Покровский сквер – один из центральных скверов нашего города. Он был центром крепости Дмитрия Ростовского. До 2003 года сквер назывался Кировским.

К середине XVIII века первый Покровский храм перемещен из крепости Святой Анны по указу коменданта Сомова в крепость Святого Димитрия Ростовского и расположился на территории Покровского сквера. В 1784 году завершено строительство второй церкви, а старая, деревянная была перенесена на городское кладбище и переименована во «Всех святых». В 1895 г. сторож в церкви оставил под деревянной лестницей горящую свечу, отчего произошел пожар. Сгорела колокольня, да и сама церковь сильно пострадала. В 1897 году под руководством и на пожертвования ростовского купца Георгия Гавриловича Пустовойтова у красной линии Богатяновского проспекта в западной части Покровского сквера начато строительство каменной Новопокровской церкви, которая была освящена 22 мая 1909 г. В годы советской власти она была закрыта, в 1930-х годах разрушена, и на этом месте в Покровском сквере установлен памятник С.М. Кирову. В 2003 году памятник Кирову переместили из парка на угол Кировского проспекта и улицы Пушкинской. В феврале 2005 года был заложен камень в восстанавливаемый Покровский храм. Храм, построенный по проекту архитектора Г. А. Шевченко, получил название Старо-Покровского и был освящён 11 ноября 2007 года.

25 июня 2007 года, на территории сквера перед храмом был открыт памятник императрице Елизавете Петровне (автор памятника – скульптор Сергей Олешня). В августе 2007 года также установлен памятник первому водопроводу – бронзовая скульптура женщины в одежде XIX века, набирающей воду из колонки.

В 2009 году Покровский сквер был признан лучшим объектом озеленения Ростова-на-Дону. Этот сквер со своими тенистыми аллеями, фонтаном и памятниками архитектуры можно назвать излюбленным местом отдыха ростовчан.

17. Подземный переход на пересечении

ул. Большая Садовая / пр. Кировский

t1576650560cm.gif

t1576650560cn.gif

1

t1576650560co.gif

2

t1576650560cp.gif

3

t1576650560cq.gif

4

Тема этого перехода – «Человек и Космос». Здесь были запечатлены подвиги советских космонавтов (выход в открытый космос Алексея Леонова), планеты солнечной системы, средневековый взгляд на устройство мира.

На западной стене – иллюстрация к книге французского астронома Камиля Фламмариона «Атмосфера». Интересно, что сама репродукция гораздо меньшего размера, но наши художники творчески дополнили мозаику. Предполагается, что такое необычное соседство – дань истории. Видно, как за столетия продвинулась человеческая мысль – от представления о плоской Земле до освоения космоса.

Одна из картин изображает космонавтов, стоящих на спутнике Юпитера Ганимеде, которое может состоятся в будущем. Во время подготовки Ю.Н. Лабинцев вместе с астрономами по карте звездного неба выяснял, как выглядели бы оттуда созвездия, чтобы точно воспроизвести их виды.

На северной стене изображена карта Ростовской области со старыми границами районов и городов.

Переход был построен в 1973 году, в 1978 – закончена облицовка мозаикой, о чем свидетельствуют статьи в газетах того времени.

Переход на Кировском стал объектом культурного наследия (второй переход в стране, первый – переход на Буденновском/Московской). Это решение приняла комиссия по охране объектов культурного наследия. Теперь под охраной государства стоит и сам переход, и мозаичные панно, которые в нем размещены. Совсем недавно были демонтированы ларьки и теперь панно с космонавтами на спутнике Юпитера снова открыто для обозрения.

18. Ростовский государственный музыкальный театр

t1576650560cr.gif

Ростов-на-Дону – один из старейших центров музыкальной жизни Юга России. Уже во второй половине 19 века в городе существовали театральные и музыкальные общества, выступали популярные певцы, композиторы, артисты. До революции интерес зрителей Ростова к музыкальному театру удовлетворялся гастрольными заезжими труппами. В 1869 году антрепренер Григорий Ставрович Вальяно привозил из Парижа оперетты Жака Оффенбаха. В 1892 году антрепренер Георгий Черкасов основал в городе первый оперный театр. Новый театр работал всего два сезона, однако жанр оперетты прижился в Ростове-на-Дону. Гастроли оперных певцов и музыкантов в Ростов продолжались. Здесь выступали Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, А. Скрябин, Л. Собинов и др.

В 1919 году в Ростове возник Ростовский театр музыкальной комедии, в январе 1931 года он получил статус государственного. Это был Ростовский-на-Дону театр музыкальной комедии Северо-Кавказского объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий (ГОМЭЦ). Театр начал работать на маленькой сцене клуба Электриков и имел в составе коллектива небольшое количество актеров. Через некоторое время в театр влилась большая актерская группа из Саратова.

С 1935 года и до начала Великой Отечественной войны театр размещался в большом здании бывшего Театра-цирка Машонкиных (в 1930-х годах носил имя К. Маркса), рассчитанном на 1500 зрителей. Здание было построено под цирк. Внутренние помещения в театре могли трансформироваться из цирковых в театральные, купол закрывался подвесным потолком, расширялась сцена, убирались стулья и т. д. Однако для оперной труппы это здание не было удачным. Из-за высокого потолка здания, в нем создавались неблагоприятные акустические условия, сцена не имела никаких механических приспособлений. Во время Великой Отечественной войны здание театра сгорело и уже не восстанавливалось.

После войны театр переехал в здание Клуба приказчиков (ул. Серафимовича, 88), построенное в 1899 году и отнесенное ныне к памятникам архитектуры XIX – XX веков. Здесь театр размещался до 1999 года.

В 1960-х годах старое здание театра музкомедии было в плохом состоянии, а помещений для оперы и балета не было вовсе. Решили строить современное здание. В 1977 году началась стройка театра. Создателями грандиозного по тем временам сооружения стали молодые архитекторы Л. Лобак, Г. Дуков, В. Хафизов. Перед ними стояла непростая задача: создать запоминающийся силуэт здания, который олицетворял бы собой музыкальное искусство. Таким символом они выбрали рояль с открытой крышкой (служивший графическим логотипом театра музыкальной комедии на его афишах и в программках) В 1980-х годах в стране начались экономические трудности. Стройку приостановили, в центре города образовалась запущенная стройплощадка.

В сентябре 1999 года произошло важное событие: Ростовский театр музыкальной комедии переехал в новое здание общей площадью 37 тысяч квадратных метров и сценической площадкой, которая на сегодняшний день уступает по своим техническим параметрам и размеру зеркала сцены только Большому театру. История строительства этого здания насчитывает 22 года. В сентябре 1999 года театр переехал в новое здание. Он изменил свой статус и, являясь правопреемником театра музыкальной комедии, включил в свой репертуар оперы, балеты, оперетты, мюзиклы, рок-оперу, музыкальные новеллы, симфонические концерты. Балетную и оперную труппы для нового театра набирали по всей стране.

Театр хранит старинные музыкальные традиции и смело экспериментирует в области современного искусства. Ежегодно театр показывает около 300 спектаклей и концертов на Большой (1008 зрительских мест) и Камерной (238 мест) сценах, а также в музыкально-развлекательном центре «Белый рояль».

За 10 лет на сцене театра были созданы оперные спектакли «Кармен» Ж. Бизе, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Травиата» и «Риголетто» Дж. Верди, «Мадам Баттерфляй» и «Богема» Дж. Пуччини, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Евгений Онегин», «Иоланта» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича, «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» В. А. Моцарта и многие другие; балетные спектакли «Тщетная предосторожность» Л. Герольда и П. Л. Гертеля, «Жизель» А. Адана, «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса, «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Болеро» М. Равеля, «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, «Гамлет» на музыку Д. Д. Шостаковича, «Драма на охоте» на музыку П. И. Чайковского, «Белоснежка и семь гномов» Т. Кочака; оперетты «Принцесса цирка», «Королева чардаша» и «Баядера» И. Кальмана, «Летучая мышь» и «Цыганский барон» И. Штрауса, «Бал в Савойе» П. Абрахама, «Веселая вдова» Ф. Легара, «Бабий бунт» Е. Н. Птичкина, «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха, «Белая акация» И. О. Дунаевского; спектакль-ревю «Звуки мюзикла» и многие другие.

В 2008 году впервые в российской практике оперная премьера «Кармен» Ростовского музыкального театра транслировалась на весь мир по сети Интернет согласно условиям ежегодного Международного театрального интернет-фестиваля «Театральная паутина».

Профессиональный балет в Ростове появился осенью 2000 года, когда по приглашению художественного руководителя РГМТ Вячеслава Кущёва в наш город приехали заслуженный артист России и Белоруссии Олег Корзенков, который стал первым главным балетмейстером театра, балетмейстер-постановщик Елена Иванова и Александр Иванов, ставший директором балетной труппы. Уже через четыре месяца ростовчане увидели на сцене музыкального театра первый балетный спектакль – «Жизель» А. Адама.

С 2014 года балетную труппу Ростовского государственного музыкального театра возглавляет народный артист России Фарух Рузиматов.


ИСТОЧНИКИ


http://www.voopiik-don.ru

http://rslovar.com

http://sneg5.com

https://www.liveinternet.ru

https://www.rostov.kp.ru

https://the-morning-spb.livejournal.com

https://shagau.ru

https://ru.wikipedia.org

http://www.donnews.ru

https://www.shukach.com/ru

https://www.чернобелыйкот.рф

http://fb.ru

https://161.ru

https://big-rostov.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Наталья Николаевна, за познавательную виртуальную экскурсию.

18 December 2019

Спасибо!

18 December 2019

Спасибо, Наталья Николаевна! Красиво очень! Скажите, а эти мозаики вандалы не портят! Как с этим дело обстоит?

18 December 2019

Мозаики больше страдают от времени и предпринимателей, чем от вандалов. Только в этом году группа активистов добилась сноса ларьков, которые закрывали больше половины мозаик. Переходы на ночь запираются, днем много людей ходит (центр города)

19 December 2019

Спасибо за ответ! Это хорошо, что на ночь закрывают!

19 December 2019

Благодарю за эксклюзивные картины подземных переходов и познавательное путешествие!

20 December 2019