Творческий процесс в понимании А.А. Потебни
Эссе по курсу «Теория литературы».
Творческий процесс в понимании А.А. Потебни.
(эссе основано на научной работе А.А. Потебня «Цель в искусстве. Чистая и дидактическая поэзия. Картина Крамского «Христос…»).
Свою научную работу А.А. Потебня начинает размышления над тезисом «искусство бесцельно». Он считает, что это утверждение ошибочно, с чем я не могу не согласиться. Художественные произведения, возникая из стремления поэта, заканчивают собой это произведение и служат его целью. Таким образом, автор ставит вопрос лишь в присутствии или отсутствии внешних целей.
Я склонна считать, что для успешного изучения данной работы важным будет понять разницу между целью и действием: имело ли цель художественное произведение или нет, действие (его влияние) сомнению не подлежит.
Главным в искусстве А.А. Потебня признаёт образ, уточняя, что образ не сможет существовать без многослойности и конкретности. Искусство в своем обыкновении стремится достигнуть внутренних целей, но под влиянием натуры художника цель дидактическая может стать чем-то второстепенным. Автором вводится такое понятие как мера художественности - известная множественность черт и прочность их связи. Мне кажется, Потебня имеет в виду то, насколько легко общество понимает и запоминает, оставляет у себя в памяти заданные конкретные черты.
Автор предлагает также деление на дидактическую (субъективная, что-то доказуемое) и чистую поэзию в зависимости от внешней сознательной цели.
Я уверена, что быть поэтом и дидактиком одновременно весьма непросто. А.А. Потебня утверждает, чтобы выполнить оба условия, необходимо обладать любовью к истине, не допускающей искажения; обращает внимание читателя на то, что достоинство, ценность дидактической поэзии зависит в основном от того, что ею должно быть доказано. Я склонна думать, что этот критерий зависит от восприятия художника - он субъективен, то есть не может быть принят за единственно возможную истину.
Далее Потебня приводит в пример творческий процесс, в глубины которого погрузился Крамской при создании картины «Христос в пустыне». Творение, вызывавшее у своего создателя благоговейный трепет и скорейшее желание претворить образ в жизнь, вылить мысль на холст.
Если взглянуть на эту часть работы глазами человека далёкого от филологии, то может возникнуть, в принципе, вполне логичный вопрос «Какое отношение картина имеет к данному исследованию, если речь идёт о поэзии, о литературном явлении?». Как бы то ни было, выступая в качестве студента филологического факультета, а не просто случайного читателя, я не могу обойти стороной тот факт, что творческий процесс, искусство во всех видах и жанрах неразделимо априори и тесно переплетено.
Вышесказанное является не субъективным мнением, а общепризнанным фактом. Для более подробного раскрытия этого вопроса можно обратиться к статье В.Г. Белинского «Идеи искусства», в которой рассматривается порой неуловимая, но тесная связь между искусством, творчеством в целом и мыслью, созерцанием окружающей действительности.
Впрочем, вернёмся к картине. Рассказывается, что сам Крамской писал картину не ради удовольствия от создания, а для того, чтобы отделаться от навязчивого образа, преследовавшего его на протяжении пяти лет. Ему было просто необходимо «выпустить на волю» своего «мучителя», поделиться впечатлением хоть с кем-нибудь. Потебня задаёт своим читателям вопрос – с натуры ли пишет художник? Я считаю, что именно с натуры. Образ в сознании Крамского был для него реальнее окружающих его людей, закрывая глаза, он детально видел эту фигуру. Немаловажным, на мой взгляд, будет упомянуть о том, что художник до последнего не знал, что он воссоздаёт образ Христа, им будто двигало что-то, над чем он не властен.
Хотелось бы подвести итог вышесказанному. По моему мнению, в понимании А.А. Потебни творческий процесс обязательно обусловлен целью, стремлением, которым задался создатель. Самым интересным в рассматриваемой научной работе для меня стало мнение автора о том, что чаще всего художник подневолен, идея – навязчива, а цель – высказаться, поделиться впечатлением от созданного в мыслях образа (пример Крамского).
4