12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Юлия Михайловна389
Творческий, коммуникабельный учитель!
Россия, Тверская обл., Бежецк
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Творческое развитие для детей со специальными потребностями.

Автор: учитель начальных классов МОУ «Дороховская СОШ»

Васильева Юлия Михайловна



«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян»

Д. И. Менделеев


Обучение детей ручному труду играет важную роль, так как способствуют развитию движений пальцев рук, зрительно – двигательной координации и пространственной ориентировки. Дети учатся работать с пластилином, бумагой, карандашами, фломастерами, у них формируется представления о величине, форме, и цвете предметов, их расположении.

В коррекционной работе с детьми, имеющими сложную структуру дефекта, на занятиях использую арт-терапию, разновидность игровой терапии, так как успешность психического развития зависит от эмоционального благополучия ребенка в процессе обучения.

Хотелось бы представить Вашему вниманию несколько приёмов такого развития.

Фломастеры.

«Узнавание» спонтанных рисунков. Закрашивание.

Поскольку при ДЦП важно вовлечь в движение руку ребенка, начните занятия с графики. Чтобы из – под детской руки выходила широкая, сочная, хорошо воспринимаемая глазом линия, обратитесь к широким, ярким фломастерам. В самом приёме нет ничего сложного. Ребенок оставил несколько произвольных линий, не путайте их с классическими малышовыми «каракулями»: постарайтесь «узнать», «отгадать», «расшифровать» рисунок ребенка. Для этого нужно задавать наводящие вопросы: если это кто-то живой, то где у него голова? Человек это или животное? Если вот эта линия будет спиной, то куда нужно пририсовать ноги?

Например, ребенок нарисовал, и вы увидели в рисунке птицу. Как только рисунок «разгадан», мы можем сосредоточиться на руке ребенка. Сможет ли он сам ткнуть фломастером в нужное место, чтобы у нашей птицы появился глаз?

Если сложнее обстоит дело с «расшифровкой» рисунка ребенка, можно немного самим дорисовать рисунок. И вместе с ребёнком попробовать узнать, что нарисовано.

Мятая бумага.

Полуобъемы. Коллективная аппликация.

Дайте ребенку кусок бумаги. Вовлеките в работу вторую руку. Бумага может быть разной – тонкая писчая или толстая ватманская, белая, черная и цветная бумага, обрывок обоев и т.д., в зависимости от замысла.

Ребенок должен смять кусок бумаги, расправив ее, наклеивайте на лист картона так, чтобы обрывок сохранил свою рельефную форму. Приступайте к «узнаванию». Можно сделать дорисовку фломастерами.

Цветная жатая бумага предполагает многократное отрывание и сминание, - ее можно наклеивать комками, создавая рельефное цветное пространство.

Например, мятые зеленые «колбаски» могут стать ветвями дерева, а красные «шарики» - яблоками на нем.

Пластика.

«Прижималки». Узнавание и доводка.

Начиная работу с пластикой, мы начинаем, сдавливая небольшой комок одной, активной рукой. Поначалу ребенку можно помочь, - расправить пальцы, зажать в них кусочек пластики, усилить нажим, охватив детскую кисть своими пальцами. Результат желательно сразу похвалить и немедленно «разгадать», после чего быстро «довести» фигурку до образа. Первый успех важен, он служит стимулом для следующей, уже более самостоятельной попытки.

Более интересной и трудной задачей является работа двумя руками. Сначала по комку пластики в обе руки, пытаемся сжать одновременно. В случае удачи получаем сразу две фигурки, в которых «находим» двух разных персонажей.

Затем можно приступить к работе с большим куском пластики, сминая и деформируя его сразу двумя руками.

Если ребёнок начнет выполнять такие действия самостоятельно, - это будет большая победа!

«Выдавливание», «процарапывание» и «налепы».

Нажимая на глину кулаком или костяшками пальцев, или кончиком одного из них, или всеми поочередно, - получаем вогнутый рельеф. Рассмотрите отпечаток, обсудите (расскажите), как ребенку удалось оставить ту или иную вмятину, попробуйте еще раз «попасть» в нее пальцем, порадуйтесь каждому успешному действию.

Затем вглядевшись в слепок, находите сходство с человеком, лошадкой, птицей и т.д. Остается добавить в нужных местах глаза, ноги, крылышки и т.д., чтобы завершить изображение.

Здесь можно использовать предметы для рисования по глине, пластилину – гвоздики, спички, любой подходящий предмет.

Необходимо регулировать нажим на инструмент, что создаст дополнительные возможности для развития кисти и пальцев.

Оторвав крошечный кусочек глины (пластилина), скатав его «колбаской» и налепив на пластинку (картон), получаем элемент выступающего рельефа. Кроме «колбасок», мы можем налепливать шарики, лепестки, стрелки, элементы различных фигурок.

«Цветовушки»

С дорисовкой симметричные (бабочки, отражения и пр.).

На чистый лист наносим одну или несколько красок, взбрызгиваем их водой, складываем бумагу вдвое и растираем сверху ладонью. Развернув затем лист, обнаруживаем красивое абстрактное изображение, напоминающее, в силу своей симметричности, мотылька, или птицу, или человеческую фигурку.

После «разгадывания» рисунков дорисовываем их черной краской, наносим контуры и мелкие детали. Сопроводите все это «сказочным» текстом.










Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.