Статья «Формы взаимодействия, обеспечивающие эффективное родительство и развитие детей с особыми образовательными потребностями»

7
0
Материал опубликован 8 August 2021

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Бондарович Марина Владимировна

учитель-дефектолог 1 категории МДОУ «Детский сад № 43 г. Черемхово»

Соловьева Ирина Викторовна

инструктор по физической культуре МДОУ «Детский сад № 43 г. Черемхово»

Ковпак Ольга Николаевна

воспитатель МДОУ «Детский сад № 43 г. Черемхово»

В разное время термин «семья» имел разную ценность. Для одного поколения стоял на последнем месте, для следующего на втором.

Ученые-педагоги по-разному оценивали важность семьи:

1. Чувство достоинства может процветать только в атмосфере, где оцениваются индивидуальные различия, допускаются ошибки, общение открыто, а правила гибкие. Это атмосфера, которая встречается в воспитанном семействе. Вирджиния Сатир

2. Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Василий Сухомлинский.

3.Избалованные и изнеженные дети, любые прихоти которых удовлетворяются родителями, вырастают выродившимися, слабовольными эгоистами. Ф.Э.Дзержинский

4. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. С. Брандт.

В настоящее время в Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12, ст.18 говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка». И это показывает важность семьи в жизни ребенка. Тем более, если это ребенок с особыми образовательными потребностями.

Семья формирует у ребенка первые привычки, ценности, видение окружающего мира через призму взаимоотношений в семье. Именно в семье формируется личность ребенка. Психологическое благополучие ребенка зависит от культуры родителей, их отношения к ребенку и его проблемам, от степени участия в его обучении[4].

Когда ребенок приходит в детский сад, он приходит с багажом знаний и умений из семьи. Становится видно, какая психологическая обстановка дома, насколько эмоционально стабильны взаимоотношения взрослых и ребенка.

Взаимодействие семьи и ДОУ начинается с первых дней пребывания ребенка. Эти адаптационные дни для ребенка очень тяжелые: смена привычной обстановки, незнакомое окружение, непривычный режим дня. Все это неизбежно приводит к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Также усугубляют ситуацию и родители, которые пребывают в стрессовом состоянии из-за переживаний. Дети-дошкольники очень чувствительны к эмоциональному состоянию родителей. Если ребенок чувствует постоянную тревогу родителей из-за детского сада (плохие воспоминания, неудачный опыт, детская травма), то он интуитивно никогда не поверит, что детский сад - это хорошо и безопасно.

И только в случае положительного настроя родителей дети легко и быстро адаптируются. Доверительные отношения между мамой и воспитателем только доказывают ребенку, что в детском саду хорошо [2].

Современные родители какие они? Надо ли учить их и воспитывать? Большая часть родителей не имеют педагогического образования. Они нередко испытывают трудности в установлении контакта с собственным ребенком. Поэтому помощь воспитателя здесь неоценима.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители-не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса. Но активность родителей носит не регулярный характер. По следующим причинам: неполные семьи, трудный рабочий день, некоммуникабельность родителей, отсутствие мотивации у родителей, наличие очень маленьких детей [1].

Поэтому мы считаем, что для создания единого образовательного пространства в учреждении наши усилия должны быть направлены на объединение педагогического и родительского коллективов.

Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, рассматривает ее как реабилитационную структуру, способную создать максимально благоприятные условия для развития и воспитания ребенка. При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка, созданию адекватных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и дома. Внутрисемейная атмосфера, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем нравственные личностные качества, доброе отношение к миру, рассматривается как коррекционная.

Важно ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий для воспитания и адекватных способов взаимодействия взрослых с ребенком.

Формы взаимодействия с родителями бывают традиционные:

информационно-наглядные (материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки);

индивидуальные (беседы, консультации);

коллективные (родительские собрания, конференции);

Нетрадиционные формы взаимодействия можно разделить на следующие группы:

познавательные (семинар-практикум, родительский клуб);

информационно-аналитические (анкетирование, опрос, социальный паспорт семьи);

досуговые (совместные досуги, праздники, ярмарки);

наглядно-информационные (дни открытых дверей, выпуск газеты)

Среди педагогов бытует мнение, что современных родителей ничем не удивишь. Но как показывает практика, все зависит от желания работников дошкольного учреждения заниматься просветительской работой.

Первой формой работы с родителями является информационно-аналитическая-это сбор сведений о семье ребенка, его близком окружении, о запросах, потребностях родителей в психолого-педагогической помощи.

Познавательные формы организации знакомят родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, приемами и методами воспитания.

Наглядно-информационные формы знакомят родителей с самим ДОУ, его структурой, с педагогами, с материально-техническим оснащением.

Досуговые формы способствуют развитию более теплых доверительных отношений между родителями и детьми, а педагогам позволяют лучше узнать родителей в неформальной обстановке.

Воспитатели в группе подбирают те формы взаимодействия, которые найдут отклик родителей, те, что будут не только интересны, но и эффективны.

Досуговые формы оказываются самыми востребованными, полезными. Такими формами являются:

- «Семейный проект»;

-психологические тренинги;

-участие в общесадовских мероприятиях;

-спортивные совместные соревнования;

-совместные виртуальные экскурсии

Одно из направлений, которым очень заинтересованы родители-это взаимодействие со специалистами.

Эффективной организационной формой консультирования родителей для учителя-дефектолога является включение в коррекционно-педагогическое занятие. Включение родителей в занятие происходит поэтапно, в зависимости от готовности близкого взрослого адекватно взаимодействовать с собственным ребенком.

Повышение уровня родительской компетенции происходит на:

- практических семинарах-занятиях: демонстрируются фрагменты коррекционных занятий, комментируется их содержание, родителей обучают игровым приёмам, показывают средства развития мелкой моторики, объясняют необходимость этих упражнений;

-выполнения заданий в личных папках;

-индивидуальные консультации (работа проводится с отдельными родителями по интересующим их вопросам);

-информационный материал для родителей на стендах.

Главной задачей работы учителя-дефектолога с родителями является формирование у них активной позиции в воспитании ребенка. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с малышом, наблюдению и оценке его реакций и поведений. Раннее включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс позволяет не только скорригировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии.

Всем известно здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития страны. В законе РФ «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении» отмечено, что одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Ребенок, посещающий дошкольное учреждение, испытывает влияние комплексной микросоциальной среды, создаваемой в семье и в детском саду.

Только тесная связь взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения позволит достичь положительных результатов в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Об этом говорится в исследованиях Н.Ф.Виноградовой, Т.Н.Дороновой.

Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формируя отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов и родителей [5]. Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно - гигиенических процедур, развития двигательных навыков.

Роль родителей в сбережении здоровья ребенка при поддержке ДОУ состоит в конструировании природосообразной, культурносообразной модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах сохранения, укрепления здоровья ребенка, активном участии в создании культурных традиций детского сада. Это значит, что важным условием успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у них потребности в здоровом образе жизни является и то, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни окружающих его людей, т.е. педагогов и родителей[3].

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка [6].

Изучив исследования Т.А. Данилиной, проанализировала свою работу с родителями по вопросам физического воспитания, физического развития дошкольников и пришла к необходимости разработки системы работы с семьей.

Система работы включает следующие компоненты:

а) Ознакомление родителей с лечебными мероприятиями в группе

1-использование чеснока для профилактики ОРЗ, 2 раза в год,

2-дыхательная гимнастика,

3-точечный массаж.

б) Ознакомление родителей с содержанием воспитательно-образовательной работы в группе

Для этого специально разрабатывали и проводили педагогические мероприятия, направленные на тренировку адаптационных механизмом ребёнка:

1-двухразовые прогулки в течении дня, дозированная ходьба и бег,

2-обеспечение детям оптимальную физическую нагрузку на улице,

3-утренняя гимнастика с упражнениями на формирование правильной осанки,

4-физкультурные занятия,

5-физкультминутки, физкультпаузы,

6-динамические паузы,

7-дыхательная гимнастика,

8-общефизическая подготовка на прогулке,

9-подвижные игры, игры для часто и длительно болеющих детей,

10-спортивные игры,

11-спортивные праздники,

12-самостоятельная двигательная деятельность детей.

в) Физкультурно-образовательное просвещение родителей:

Через такие формы работы как:

1-ведение устного журнала (выступление родителей с опытом семейного воспитания, педагогов, психолога, дефектолога, логопеда, инструктора ФК)

2-организация семинаров, дискуссий, деловых игр на родительских собраниях и консультациях,

3-проведение с родителями совместных конкурсов, досугов, праздников.

Произошла модернизация «Родительских уголков». Большой интерес вызывает «Паспорт здоровья группы» и «Экран оздоровительных мероприятий» с указанием содержания в виде условных обозначений, и как следствие - результатов посещений детей.

В «Родительском уголке» открыты новые рубрики с конкретными рекомендациями:

« Начнем с себя», «В гостях у Айболита» , «Помоги себе сам», «Наш дневник здоровья за неделю», «Наша игротека», «Школа психического здоровья», «Репортажи с места отдыха», «Осень и зима без простуды», Хочу чтобы папа и мама были здоровы», «Родители займитесь собой», «В гостях у Неболейки».

г) Активизация родителей и повышение интереса к делам и жизни группы и детского сада.

Творческие задания для родителей:

1-мамам, папам, бабушкам и дедушкам вспомнить свои любимые игры и записать в копилку,

2-оформимть альбом пословиц, поговорок о здоровом образе жизни,

3-приглашение поучаствовать в конкурсе стихов «Дружим со спортом и физкультурой»

Основная задача, стоящая перед детским садом, показать родителям значимость дошкольного детства для сохранения и укрепления здоровья, развития физических качеств и навыков здорового образа жизни.

Нам необходимо вызвать интерес родителей к жизни ребенка в детском саду, доказать необходимость их участия в воспитании своих детей, дать необходимые и недостающие педагогические знания.

 

Литература

Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ// Воспитатель ДОУ. -2011. -№12.

Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2004.

Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. -М. 2006.

Дрезнина М. Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу. -М.: Линка-пресс,2007.

Никишина И.В. За здоровьем в детский сад.-Волгоград: ОАО АЛЬЯНС Югполиграфиздат,2009.-312с.

Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Обзор программ дошкольного образования. Творческий Центр Москва 2009.-85с.

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.