Статья «Творческое самовыражение как фактор развития личности подростков группы риска с помощью технологии мозартикотерапия»
ТВОРЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ МОЗАРТИКОТЕРАПИЯ
Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди подростков, проявляющегося через алкоголизм, наркоманию, нарушение общественного порядка, хулиганство, демонстративное по отношению к взрослым, поведение. Реабилитация таких подростков направлена на дистанцирование несовершеннолетних от негативных образов, насаждаемых средой, средствами массовой информации, открытие новых интересов, достижение удовлетворения от творческого дела; возникновение понимания ответственности за свой выбор сначала в психологическом пространстве, а затем в реальной жизни.
В целях совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений подростков особое значение приобретает внедрение инновационных процессов, создание развивающих условий. Так, в Центре реабилитации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, при работе с подростками применяется технология Мозартикотерапия. С помощью этих занятий идет оказание психологической помощи подросткам из группы риска в осознании своих побуждений в яркой образной форме, своих влечений и эмоций, в достижении лучшего понимания своих переживаний, умения быть творческим, счастливым.
(Слайд № 2):
В настоящее время под Мозартикотерапией подразумевается интерактивный формат мирового художественного искусства - он вовлекает в личностно-активный процесс - творческое культуроосвоение. Имеет позитивно-созидательную ассоциативную направленность. Выбор каждого цвета в Мозартике основан на анализе множества художественных произведений.
(Слайд № 3):
Основная цель мозартикотерапии при работе с девиантными подростками состоит в активизации способностей к самокомпенсации и раскрытия внутренних личностных ресурсов. Задачами является развитие внутреннего потенциала личности; объединение ресурсов внутреннего мира подростков и социокультурного опыта человечества, запечатленного в мировом изобразительном искусстве.
(Слайд № 4):
Выбор каждого цвета в Мозартике основан на анализе множества художественных произведений.
(Слайд № 5):
В психологической реабилитации мозартикотерапия направлена на ликвидацию постстрессовых состояний. В этих случаях основной задачей для мозартикотерапии является постепенное вытеснение, изживание негативных образов индивидуальной картины мира и замещение их на позитивные.
(Слайд № 6):
Применяется данная технология и в медико-психологической реабилитации. При заболеваниях, вызывающих физический и психологический дискомфорт, терапия искусством способствует снижению чувства подавленности, минимизирует «уход в болезнь», расширяет диапазон личностной реализации.
(Слайд № 7):
В социальной реабилитации мозартикотерапия применяется при длительных воздействиях негативных факторов, когда формируется сильно искаженная картина мира с негативными стереотипами социального поведения. В этих случаях гармонизации индивидуальной картины мира помогает искусство, представленное доступно и комфортно в игровой форме. В результате изменяется отношение к взрослому, появляется понимание ответственности за свой выбор, возникает желание менять свою среду за счет позитивного творческого импульса.
(Слайд № 8):
На первом этапе мозартикотерапии человек рассказывает о себе, строит свое восприятие ситуации, образ исходной ситуации.
На втором этапе формируется образ желаемой ситуации, в которой человек хочет оказаться. На третьем этапе подросток накапливает ресурсы в личной картине.
То, чем человек может пользоваться, и есть ресурсы. В процессе выкладывания картин из элементов мозартики подросток вступает в диалог с внутренним миром и берет оттуда ресурсы. Подсознание читает образами и читает без слов. Созданная картина- это набор образов. Искусство-это архетип, в котором многое записано. Образы реальны в силу существования архетипов и подсознание их считывает. Представления о событиях-образные источники. Подсознание их считывает. На подсознательном уровне происходит вытягивание всех ресурсов. Когда подросток находится внутри ситуации, он сужает ее видение. Мозартикотерапия позволяет подойти к этой ситуации через поиск ресурсов (разные возможности) и увидеть, что есть мир, что себя можно реализовать. Объединение ресурсов - это пусковой механизм изменений в поведении. После окончания выкладывания картины ассоциативное воображение продолжает свою работу. С этого момента любые ресурсы начинают использоваться активно.
На четвертом этапе происходит перебор решений и ситуаций с помощью этих ресурсов (постройка дорог и решений).
(Слайд № 9):
Продукты творчества являются свидетельством настроений и мыслей, что позволяет использовать их в процессе психологического консультирования для понимания эмоционального состояния подростков на данный момент, проблем в прошлом и настоящем, имеющихся у подростков возможностей для выхода из сложившихся ситуаций. И, исходя из этого, я ищу дальнейшие пути и средства помощи каждому ребенку. Метод мозартикотерапии в работе с подростками очень эффективен, но может потребовать разного количества времени. Для одной проблемы достаточно нескольких занятий, для другой - чтобы достичь результата необходимо не 1-2 встречи, 10-15, а для кого-то и 20. Все очень индивидуально. Прояснение причин обычно мягкое и абстрактное, что позволяет снизить сопротивление.
Мозартикотерапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия и внимания к внутреннему миру подростка. Работа с играми из серии Мозартика в большинстве случаев вызывает у подростков положительные эмоции, помогает постепенно вытеснить и заменить негативные образы на позитивные, возвратить способность радоваться, воспитать желание менять свою среду за счет позитивного творческого импульса. На смену желанию «плыть по течению», чувству пассивности приходит желание искать новые позитивно-созидательные варианты самореализации.
Такая работа с подростками хорошо вписывается в процесс индивидуальных занятий; психологических групповых тренингов, а так же в структуру бинарных занятий с учителями.
Главное правило на всех занятиях - все задания должны давать подростку элемент выбора! Реализация свободы выбора подростками с трудностями в обучении и поведении на практике часто осуществляется с помощью педагога. При этом подход к каждому подростку гибкий, индивидуальный.
(Слайд № 10):
Например, до начала работы с Настей Б. я отмечала у нее следующие особенности: неустойчивый фон настроения; эмоциональная закрытость, нежелание анализировать чувства; высокая склонность к депрессивным реакциям и глубоким переживаниям; обидчивость; высокая потребность в постоянной эмоциональной защите; эмоциональные срывы; повышенная ситуативная и личностная тревожность; скрытая агрессия; нарушение детско-родительских отношений: недопонимание, недоверительное, настороженное отношение подростка по отношению к маме
В первой своей работе девочка сразу заявила о своей проблеме. Во второй выкладке она попыталась купировать проблему своими силами.
(Слайд № 11):
В третьей картине появилась цельная структура. За проблемой что-то стоит и с этим надо справиться, но художественная штопка уже не помогает. По цветовой гамме картина бледная, но это попытка построить стратегию борьбы с криком, упорядочить ресурсы. В четвертой работе видна попытка расчленить врага и найти ресурсы для борьбы с первопричиной этого крика. В работе активно купируются тревожные моменты.
(Слайд № 12):
В выкладке №5 подсознание чувствует, что личностные центры слабые, идет работа с ними. Прослеживается тема, как уживаться разным ресурсам между собой. В работе №6 меняется форма цветка. Начинают определяться внешние границы - тема адаптации. Серединка цветов везде одна и та же - это проекция личностного центра. Настя ищет себя.
(Слайд № 13):
Если сравнить первую и последнюю работу, можно заметить большие различия. Есть положительная направленность. Настя стала работать над собой как над личностью. Если личности нет, будет сплошная художественная штопка.
(Слайд № 14):
В результате в состоянии учащейся на данный момент отмечается: поведение более спокойное и эмоционально устойчивое, снижение частоты проявления депрессивных реакций, переживаний. Проявление выраженного интереса к творческой деятельности (рисованию, выступлению в сценках, пению, изготовлению открыток своими руками и т.п.). Минимизация частоты эмоциональных срывов. Нормализация детско-родительских отношений. Усиление эмоциональной открытости. Повышение степени доверия к окружающим, к маме. Повышение доверия по отношению к учителям, активизация усилий в поиске действенной и эмоциональной поддержки. Усиление учебной мотивации, нормализация посещаемости уроков. В коллективе группы устойчивые положительно окрашенные межличностные связи с одноклассницами, нет отвержений.
До начала работы с учащимся 15 лет Виталей К. у него наблюдались такие психологические особенности как Неустойчивый фон настроения; эмоциональные вспышки, сопровождающиеся эмоциональной возбудимостью и нецензурной лексикой, повышением голоса и снижением самоконтроля; умеренная ситуативная и личностная тревожность; вербальная агрессия; страхи; противоречивые желания; склонность к компенсаторному фантазированию; чувство одиночества; низкая степень доверия по отношению к окружающим.
(Слайд № 15, №16, №17):
В своих первых работах (1-5) Виталя не мог четко сформулировать проблему. Сам появляется только через проекцию машины. Во всех работах отмечалось одно и то же: машина и обстоятельства вокруг машины. Машина пустая, не хватало заполнения машины. В картине №5 впервые не стало внешних обстоятельств, подросток абстрагировался от внешнего.
(Слайд № 18):
На шестой работе появился личностный центр. Личностный центр противоречивый. Здесь нет центра ресурсной сбалансированности по цветам. Но личность начинает выступать. До этого личность поверхностно скользила по жизни в виде проезжающей машины. В период шестой выкладки появился более глубокий взгляд на вещи.
(Слайд № 19):
Работа №8 о том же, что и работа №4, но теперь уже в аналогичных рамках действует активное начало. В этих работах прослеживается одна и та же ситуация, которая воспринимается как ограничение. Но личность в работе №8 действует, вместо поверхностно- присутствующего появляется активнодействующее начало. Сравнивая первую и восьмую работы, можно заметить начало появления личности, но она идет тернистым путем. Вызовам судьбы может противостоять только личность. Она еще ищет себя в противоречии (озабоченность будущим, нет проявления агрессии, беспокойство – на что спокойно реагировать, а где проявлять активность, поиск формы личности, которую она должна принять среди людей, поиск самореализации).
(Слайд № 20):
В работе № 9 персонажи в движении (личностный центр, ресурсы). Между ними-конструктивное общение. Подросток купирует свои внутренние переживания.
(Слайд № 21):
В работе №10- Перебор вариантов решений. Живая жизнь души, которая разбирается со своей проблемой, живые отношения, группировка ресурсов, направление сил на борьбу с проблемой, наличие светлых чувств.
(Слайд № 22):
По результатам проведенной работы на данный момент в поведении подростка отмечается усиление активности в трудовой и общественной деятельности группы. Отношения с одноклассниками дружеские, неконфликтные, инициативные. Повышение учебной мотивации. Настроение более устойчивое, без эмоциональных вспышек. Снижение вербальной агрессии, повышение самоконтроля. Отношение к замечаниям педагогов более внимательное. Отношение к своему поведению более критичное, развитие способности анализировать свои личностные качества и качества окружающих. Высокий общий уровень адаптации в системе отношений в Центре. Степень адаптации по всем отдельным видам отношений высокая.
Итак, направления по работе с мозартикой:
Работа по усилению личностных центров (поиск личностью своей формы);
Подпитка ресурсами через ассоциативный вектор позитивно-созидательной направленности (образный диалог подсознания)
Открытие разных возможностей и вариантов при решении проблем (образный поиск «рисуем картинку»)
Таким образом, с помощью Мозартики подростки группы риска, общение с которым затруднительно, с удовольствием играют и при этом раскрывают свой творческий потенциал, раскрываются как личность. Это очень полезно для них и для контактирующего взрослого, который сразу чувствует, что ребенок с легкостью погружается в творческий процесс. Работа с внутренним миром, работа с личностью очень важна, так как если личности нет, все внешние ориентиры носят поверхностный характер, мораль сводится к тому «Кто сильнее?». Личность лучше, чем пустота, потому что пустоту в любой момент можно заполнить чем угодно и кому угодно. И значение мозартики здесь состоит в том, чтобы помочь сформироваться главному, что направляет действия человека.