Учебная программа по внеурочной деятельности «Автомодельный» (7 класс)
Учебная программа
по внеурочной деятельности
«Автомодельный»
Пояснительная записка
Данная программа автомодельного кружка является программой с базовым уровнем обучения, разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (спортивно-технический профиль) и предполагает обучение основам автомодельного спорта учащихся 11-14 лет.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке, направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся. Это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направлена она на достижение школьниками личностных, мета предметных и предметных результатов. Специфика внеурочной деятельности состоит в предоставлении условий для школьников не столько узнать, сколько научиться действовать, принимать решения и др. В достижении метапредметных и личностных результатов удельный вес внеурочной деятельности значителен, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.
Актуальность данной программы заключается в том, что широчайшее развитие автомобильного транспорта, появление автомобиля в самых отдаленных уголках нашей страны способствует повышению интереса учащихся к автомобильной технике. Занимаясь автомоделированием, юные конструкторы получают много полезных сведений и навыков. Они знакомятся с марками автомобилей, с общим устройством автомобиля, с основами его конструирования, изучают принципы работы двигателей и других механизмов.
Автомобильный моделизм - первая ступень к овладению автомашиной. Он дает возможность не только познакомиться с современной техникой, но и по-настоящему полюбить автомобильное дело, помогает решить вопрос о выборе своей будущей профессии
Цель:
- содействие формированию и развитию интереса к автомоделизму, к автомобильной технике, автомобильному спорту;
- содействие развитию творческих способностей в области технических знаний.
Задачи:
Образовательные
- содействие формированию элементов проектных технико-конструкторских и технологических знаний; формированию исследовательских умений, научного мировоззрения; привитию навыков и умений работы с различными материалами и инструментами.
Развивающие
- содействие развитию творческих способностей, обучающихся; развитию элементов технического мышления и конструкторских способностей, фантазии, изобретательности и потребности детей в творческой деятельности; развитию познавательной активности и способности к самообразованию; формированию опыта проектной, конструкторской и технологической творческой деятельности; развитию интереса к профессиям в области автомобильной техники и её истории в нашей стране и за рубежом
Воспитательные
- воспитание ценностно-личностных качеств: трудолюбия, порядочности, ответственности, аккуратности, патриотизма, а также культуры поведения и бесконфликтного общения; желания трудиться над созданием технических объектов.
Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся, уровня их развития и кругозора в соответствии с принципами построения программы и организации внеурочной деятельности:
Принцип индивидуализации и учёта возрастных психолого-педагогических особенностей развития детей: творческое развитие на различных возрастных этапах и в соответствии с личностным развитием;
Принцип доступности, последовательности и систематичности внеурочной деятельности: от простого к сложному, с учётом возврата к освоенному содержанию на новом, более сложном творческом уровне; интеграция содержания Программы с учебными программами и программами дополнительного образования.
Принцип вариативности, развитие вариативного мышления - понимания возможности наличия различных вариантов решения задачи и умения осуществлять выбор вариантов.
Принцип творчества, ориентация на творческое начало, приобретение и расширение собственного опыта творческой деятельности.
Общая характеристика
Автомоделирование направлено на удовлетворение интереса учащихся к автомобильной технике и автомоделизму как к одному из технических видов спорта. Автомоделирование - первая ступень овладения автомобильной техникой.
Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.
Основной формой организации внеурочной деятельности является занятие (теоретическое и практическое), с использованием индивидуальной и групповой формы деятельности, работы в парах. Используются такие виды внеурочной деятельности как познавательная, игровая, трудовая, спортивная деятельность, проблемно-ценностное общение, ориентированные на воспитательные результаты.
В процессе занятий учащиеся усваивают основы проектирования и конструирования, устройство микроэлектродвигателей и двигателей внутреннего сгорания. План занятий предполагает построение простейшей трассы для проведения соревнований радиоуправляемых автомоделей в своей школе, а также моделей танков для участия в республиканских соревнованиях по танковому триалу и автомодельному спорту.
Программа рассчитана на учащихся 5 классов, 1 час в неделю, в год - 35 часов.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса «Автомодельный» является формирование следующих умений:
предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
знать устройство и принцип действия модели;
определять и формулировать цель деятельности;
планировать последовательность действий.
учиться высказывать и отстаивать своё предположение на основе работы с моделью;
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать объективную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание курса
Значение техники в жизни людей. История развития автомобильной техники. Основы автомоделизма. Значение автомобильного транспорта в экономике страны. Техника безопасности при работе с инструментами.
Понятия о древесине, металле, пластиках, используемых в моделировании. Инструменты и приспособления. Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях. Знакомство с линиями чертежа.
Знакомство с основными рабочими операциями в процессе практической работы с ДВП (резание, сгибание, склеивание и др.). Способы разметки деталей на различных материалах, понятие о шаблонах, трафаретах и развертках. Способы перевода чертежей и разверток на бумагу, картон.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.
Особое внимание в работе, а занятий уделяется правилам безопасности труда при изготовлении препятствий трассы, наладке модели, управлении автомодели. В плане кружка предусмотрены беседы об автомобиле и автомоделизме. Совместным проектом служит постройка автомодельной трассы и прохождение автомоделями трассы. В работе используются игры-соревнования с собственными моделями.
Наиболее подготовленные учащиеся могут участвовать в республиканских соревнованиях. С этой целью их знакомят с техническими требованиями к моделям, представляемым на соревнования, с условиями проведения соревнований.
Важным методом работы являются экскурсии на автотранспортные предприятия, встречи с родителями учащихся. Руководитель кружка поддерживает отношения с классными руководителями, родителями кружковцев.
Итоговые работы, лучшие модели демонстрируются на выставках различного уровня.
Формы организации
Основной формой организации внеурочной деятельности является
занятие (теоретическое и практическое), с использованием
индивидуальной и групповой формы деятельности, работы в парах.
Используются такие виды внеурочной деятельности как познавательная, игровая, трудовая, спортивная деятельность, проблемно-ценностное общение, ориентированные на воспитательные результаты.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Простейшие модели автомобилей | 3 |
3 | Изготовление трассы | 9 |
4 | Управление моделями | 3 |
5 | Модели гоночных автомобилей | 5 |
6 | Радиоуправляемые модели | 5 |
7 | Организация и проведение соревнований | 6 |
8 | Экскурсии | 2 |
9 | Заключительное занятие | 1 |
Планирование занятий
№ п/п | Тема занятий | Виды деятельности обучающихся | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Автотранспорт и его значение | Знакомятся с инструктажем по технике безопасности на занятиях, планом работы, вносят коррективы в совместную деятельность. Самостоятельно занимаются поиском информации по заданной теме в Интернете. | 1 |
2 | История развития автомодельного спорта. | Демонстрируют подготовленные электронные презентации по истории автомодельного спорта. | 1 |
3 | Ознакомление с основными классами моделей, их демонстрация. | Знакомятся моделями различных машин. Самостоятельно занимаются поиском информации по заданной теме в Интернете. | 1 |
4 | Простейшие модели автомобилей. Основные части автомобиля и его модели. | Знакомятся с конструкциями простейших моделей автомобилей. Самостоятельно занимаются поиском информации по заданной теме в Интернете. | 1 |
5 | Знакомство с различными видами трасс для закрытых помещений в Интернет-ресурсах | Самостоятельно занимаются поиском информации по заданной теме в Интернете. | 1 |
6 | Проектирование собственной трассы | Составляют плана работы проектирования трассы. Знакомятся с чертежами и схемами. Самостоятельно занимаются поиском информации по заданной теме в Интернете. | 1 |
7 | Подготовительные работы по постройке трассы | Знакомятся правилами безопасности труда при изготовлении препятствий трассы автомоделей. Самостоятельно занимаются поиском информации по заданной теме в Интернете | 1 |
8 | Условия движения модели. Охрана труда и обучение мерам безопасной жизнедеятельности учащихся. | Знакомятся правилами безопасности труда при изготовлении препятствий трассы автомоделей. Самостоятельно занимаются поиском информации по заданной теме в Интернете | 1 |
9 | Практическая работа. Конструирование простейших моделей автомобилей из железного конструктора | Составляют плана работы конструирования простейших моделей автомобилей из железного конструктора . Знакомятся с чертежами и схемами. Самостоятельно занимаются поиском информации по заданной теме в Интернете | 1 |
10 | Изготовление трассы | Соблюдение правил безопасности труда при изготовлении препятствий трассы, наладке модели. Знакомятся с чертежами и схемами. Самостоятельно занимаются поиском информации по заданной теме в Интернете | 1 |
11 | Изготовление трассы | Соблюдение правил безопасности труда при изготовлении препятствий трассы, наладке модели. Знакомятся с чертежами и схемами. Самостоятельно занимаются поиском информации по заданной теме в Интернете | 1 |
12 | Модели-копии автомобилей. Технические требования к моделям-копиям. Понятие о способах изготовления моделей-копий. | Знакомятся с моделями автомобилей, о способах изготовлении моделей - копии. Самостоятельно занимаются поиском информации по заданной теме в Интернете | 1 |
13 | Порядок конструирования, проектирования и изготовления моделей-копий. | Соблюдение правил безопасности труда при изготовлении моделей, наладке модели. Составляют алгоритм проектирования и изготовления моделей - копий. Знакомятся с чертежами и схемами. Самостоятельно занимаются поиском информации по заданной теме в Интернете | 1 |
14 | Управление моделями | Совместно договариваются о правилах общения и поведения при работе в группе и следуют им. Учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | 1 |
15 | Изготовление трассы | Совместно договариваются о правилах общения и поведения при работе в группе и следуют им. Учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Соблюдение правил безопасности труда при изготовлении препятствий трассы, наладке модели. Знакомятся с чертежами и схемами. Самостоятельно занимаются поиском информации по заданной теме в Интернете. | 1 |
16 | Устройство микроэлектродвигателей и двигателей внутреннего сгорания | Знакомятся с устройством микроэлектродвигателей и двигателей внутреннего сгорания. Самостоятельно занимаются поиском информации по заданной теме в Интернете. | 1 |
17 | Порядок установки и регулировки двигателя. Понятие о технической эстетике модели. | Осваивают детали моделей машин. Знакомятся с понятием технической эстетики модели. Самостоятельно занимаются поиском информации по заданной теме в Интернете. | 1 |
18 | Модели гоночных автомобилей. | Знакомятся с моделями гоночных автомобилей, презентуют их. Совместно договариваются о правилах общения и поведения при работе в группе и следуют им. Учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | 1 |
19 | Особенности конструкции скоростных спортивных автомобилей. | Знакомятся с моделями спортивных автомобилей, презентуют их. Совместно договариваются о правилах общения и поведения при работе в группе и следуют им. Учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | 1 |
20 | Технические требования к моделям гоночных автомобилей. | Осваивают требований к моделям гоночного типа. Самостоятельно занимаются поиском информации по заданной теме в Интернете. | 1 |
21 | Радиоуправляемые модели. Классификация радиоуправляемых моделей, основные технические требования к ним. | Знакомятся с радиоуправляемыми моделями и их классификацией. Демонстрируют свои радиоуправляемые модели. | 1 |
22 | Отработка приемов управления моделями, настройка аппаратуры. Тренировочные запуски моделей. | Осваивают приемы прохождения автомоделями трассы, настройки радиоуправляемых моделей машин. Совместно договариваются о правилах общения и поведения при работе в группе и следуют им. Учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | 1 |
23 | Отработка приемов управления моделями, настройка аппаратуры. Тренировочные запуски моделей. | Осваивают приемы прохождения автомоделями трассы, настройки радиоуправляемых моделей машин. Совместно договариваются о правилах общения и поведения при работе в группе и следуют им. Учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | 1 |
24 | Организация и проведение соревнований. Правила проведения соревнований по автомодельному спорту. | Соблюдают правила безопасного поведения при проведения соревнований. Совместно договариваются о правилах общения и поведения при работе в группе и следуют им. Учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | 1 |
25 | Правила безопасности во время проведения соревнований | Соблюдают правила безопасного проведения во время соревнований. Совместно договариваются о правилах общения и поведения при работе в группе и следуют им. Учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | 1 |
26 | Практическая работа. Подготовка мест проведения соревнований, моделей. Участие в соревнованиях по автомодельному спорту. | Распределяют роли и обязанности при подготовки к соревнованию, самостоятельно изготавливают модели мебели, презентуют модели. Разработают план по проведению соревнований. | 1 |
27 | Практическая работа. Подготовка мест проведения соревнований, моделей. Участие в соревнованиях по автомодельному спорту. | Распределяют роли и обязанности при подготовки к соревнованию, самостоятельно изготавливают модели мебели, презентуют модели. Разработают план по проведению соревнований. | 1 |
28 | Изготовление трассы для мини машинок | Распределяют роли и обязанности при изготовлении трассы. Совместно договариваются о правилах общения и поведения при работе в группе и следуют им.Учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | 1 |
29 | Изготовление трассы для мини машинок | Распределяют роли и обязанности при изготовлении трассы, самостоятельно придумывают схему будущей трассы. | 1 |
30 | Изготовление трассы для мини машинок | Осваивают приемы работы по сборке трассы на основе предложенного плана, подбирают детали трассы, выбирают приемы сборки. | 1 |
31 | Тренировочные запуски моделей по трассе. | Проходят моделями трассы для соревнований. Совместно договариваются о правилах общения и поведения при работе в группе и следуют им. Учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | 1 |
32 | Проведение школьных соревнований по автомодельному спорту. | Соблюдают правило безопасности при проведении соревнований. Умеют оценивать свои достижения, делают правильные выводы, умеют поддержать товарищей, стремятся к лучшим результатам. | 1 |
33 | Экскурсия в ОАО «ШЗСА» г. Шумерля | Соблюдают правила поведения на экскурсиях. Знакомятся с моделями современных автомобилей и профессиями связанными с автомобилями. | 1 |
34 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка. | Демонстрируют полученные знания и умения в изготовлении трассы для радиоуправляемых моделей автомобилей, показывают свои презентации о технических характеристиках моделей автомобилей. | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Готовые модели автомобилей и танков;
Панели ДВП, клей, крепеж, краска, бумага.
Компьютер, мультимедиа.
Электронный носитель.