Учебно-практическая задача по биологии в 10 классе на тему «Болезнь Брутона»

Задача «Болезнь Брутона»
Составитель: Т. А. Удилова,
МБОУ «Называевская СОШ № 4», Омской области
Общая характеристика задачи
Предмет: биология (молекулярная генетика)
Класс: 10 (профильный)
Цели задачи: предложенная задача направлена на оценку уровня умений анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы; составлять схемы решения генетических задач по теме «Наследование признаков сцепленных с полом»
Действия учащихся: Данная задача может быть использована как контрольная задача для проверки знаний по теме «Исследование признаков сцепленных с полом», что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
• находить точную информацию в тексте;
• переводить один вид текста в другой (от словесного описания к схеме);
• работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);
• при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;
• использовать результаты решения предыдущего задания для поиска решения следующих заданий внутри текста;
• привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.
Использованные источники:
• Биология. Человек. Общая биология 8-11 классы Вопросы. Задания. Задачи/Т. А. Дмитриева, С. В. Суматохин, С. И. Гуленков, А. А. Медведева. – М.: Дрофа, 2002.
• Читаем тексты по биологии : учеб.-метод. пособие / В. В. Белый, М. Е. Будько, Г. Л. Стойка. – 2-е изд. – Минск : БГМУ, 2015
Болезнь Брутона Википедия
Диагностика семей с иммунодефицитом
1. Прочитайте текст задачи, определите тему, по которой проверяются знания:
А) Моногибридное скрещивание
Б) Наследование признаков сцепленных с полом
В) Полигибридное скрещивание
Г) Явление сцепленного наследования и кроссинговер
Текст задачи
В семье молодых здоровых родителей, не подверженных частым инфекционным заболеваниям (пневмонии, отиты и др.), рождаются две здоровые, на первый взгляд девочки-близнецы. Но… известно, что бабушка этих детей по материнской линии и дедушка по отцовской линии имеют очень хрупкое здоровье, ввиду того, что у них имеет место так называемая болезнь Брутона, т.е. врожденный недостаток γ-глобулинов, приводящий к склонности к определенным инфекционным заболеваниям.
Мать новорожденных детей, имея медицинское образование, прочитала в научно-популярной литературе о том, что болезнь Брутона впервые была описана в 1952 году американским педиатром Огденом Брутоном. Он сообщил о 8-летнем мальчике, страдавшем различными инфекционными заболеваниями, который с 4-летнего возраста 14 раз болел пневмонией, перенёс отиты, синуситы, сепсис, менингит. При исследовании в сыворотке крови у него не обнаружили антител.
Семейная пара, озабоченная состоянием здоровья своих новорожденных детей, обратилась в генетическую консультацию с целью получения прогноза о склонности девочек к инфекционным заболеваниям в связи с отягощенной наследственностью и возможностью иметь сыновей, устойчивых к бактериальным заболеваниям, как и они сами.
В ответе на этот вопрос сотрудники генетической консультации им объяснили, что ген ответственный за развитие дефицита глобулинов – рецессивный и локализован в X-хромосоме. Болезнь Брутона, которая наблюдается у бабушки по материнской линии и дедушки по отцовской линии это врожденная агаммаглобулинемия, то есть вариант первичного гуморального иммунодефицита, вызванный мутациями в гене, кодирующем тирозинкиназу Брутона. Тирозинкиназа Брутона очень важна для развития и созревания В-лимфоцитов. При ее отсутствии созревание останавливается, что приводит к отсутствию зрелых В-лимфоцитов и, как следствие, антител.
Болезнь Брутона наследуется по Х-сцепленному рецессивному типу: признаки заболевания выявляются чаще у мальчиков, так как их набор половых хромосом XY. Девочки болеют крайне редко, так как они чаще всего гетерозиготны и рецессивный ген одной X-хромосомы компенсируется нормальным геном гомологичной X-хромосомы. Болезнь Брутона у их бабушки это как раз тот крайне редкий случай, когда ей досталась две мутированные Х-хромосомы от матери и от отца. Среди мальчиков болезнь встречается с частотой 1:250000.
Первичные иммунодефицитные состояния, к которым относится болезнь Брутона, очень часто становятся причиной летального исхода пациентов моложе 20 лет. Основной причиной такового является присоединение вторичной инфекции. Дети до года, как правило, умирают из-за сепсиса, развившегося на фоне первичного иммунодефицита. При ранней диагностике и соответствующем лечении прогноз благоприятен, за исключением случаев развития вирусных инфекций ЦНС.
С целью установления точного диагноза им было предложено сделать кариотипирование генотипа девочек. Кариотипирование проводят с помощью цитогенетического метода исследования. При классическом цитогенетическом анализе проводят одновременно цитологическое (микроскопическое) исследование хромосом и генетический анализ наследования признаков. Объектом для этого служат лимфоциты, клетки эпителия щеки и другие клетки, которые легко получать, культивировать и подвергать анализу.
Этапы проведения цитогенетического анализа заключаются в следующем:
1) получение клеток (лимфоциты крови, фибробласты кожи);
2) культивирование клеток на искусственной питательной среде;
3) добавление фитогемагглютинина (ФГА) для стимуляции митоза;
4) остановка деления клетки;
5) обработка клеток раствором хлорида натрия (NaCl);
6) окрашивание хромосом специфическими красителями;
7) микроскопирование и фотографирование хромосом;
8) составление идиограммы и её анализ.
2. Выберите окончания предложений в соответствии с содержанием
текста.
1 | … ген ответственный за развитие дефицита глобулинов… | 1 | … с помощью цитогенетического метода исследования |
2 | … признаки заболевания выявляются чаще у мальчиков… | 2 | … для развития и созревания В-лимфоцитов |
3 | Кариотипирование проводят… | 3 | … так как их набор половых хромосом XY |
4 | Тирозинкиназа Брутона очень важна для… | 4 | … рецессивный и локализован в X-хромосоме |
3. Используя предложенный текст, составьте схему скрещивания генетической задачи по алгоритму:
Дано: | Решение: | Ответ: | |||||||||||||
| P: ♂ × ♀ G F1
| Фенотипы и генотипы родителей | |||||||||||||
P | ♂ | Гаметы | |||||||||||||
♀ | Фенотипы и генотипы потомства | ||||||||||||||
| Вероятность рождения больных и здоровых детей | ||||||||||||||
F1 | |||||||||||||||
Найти: |
4. Изучите предложенные ниже схемы решения этой задачи и установите, какая из них демонстрирует верный прогноз о здоровье детей в этой семье.
5. Оцените суждения и выберите верные:
А) Все девочки, рождённые от этого брака, будут здоровы
Б) 25% девочек, рождённых от этого брака, будут носителями гена болезни Брутона
В) В потомстве 25 % детей будут здоровы
Г) В потомстве 50 % детей будут здоровы
Д) Генотип бабушки по материнской линии - ХаХа
Е) Генотип здоровых сыновей, рожденных в этом браке - ХАУ
Ж) Генотип матери в этом браке - ХАХА
З) Болезнь Брутона наследуется как аутосомный доминантный ген, сцепленный с Х-хромосомой
И) Болезнь Брутона наследуется как рецессивный ген, сцепленный с Х-хромосомой
К) Объектом цитогенетического анализа для диангостирования болезни Брутона являются лимфоциты кожи либо фибробласты крови
Л) Тирозинкиназа Брутона – это белок.
6. Установите верную последовательность проведения цитогенетического анализа
1) обработка клеток раствором хлорида натрия
2) микроскопирование и фотографирование хромосом
3) забор клеток эпителия щеки
4) составление идиограммы и её анализ
5) добавление ФГА для стимуляции митоза
6) окрашивание хромосом специфическими красителями
7) культивирование клеток на искусственной питательной среде
8) остановка деления клетки
Ответы и критерии оценивания
Номер задания | Уровень сложности | Форма ответа | Ответ | Критерий оценивания | Рекомендуемые баллы |
1 | Б | Выбор одного ответа | Б | Сделан единственно верный выбор | 1 балл |
2 | П | Установления соответствия | 1-4 2-3 3-1 4-2 | Ответ включает четыре верно указанных элемента | 3 балла |
Ответ включает три верно указанных элемента | 2 балла | ||||
Ответ включает два верно указанных элемента | 1 балл | ||||
Ответ включает один верно указанный элемент или менее одного | 0 баллов | ||||
3 | В | Решение генетической задачи на сцепленное с полом наследование | См. культурный образец | Схема скрещивания составлена верно согласно предложенному алгоритму, вероятность рождения больных и здоровых детей определена верно | 3 балла |
Схема скрещивания составлена верно согласно предложенному алгоритму, вероятность рождения больных и здоровых детей определена НЕ верно ИЛИ в схеме скрещивания допущены ошибки в оформлении | 2 балла | ||||
Схема скрещивания составлена верно согласно предложенному алгоритму, вероятность рождения больных и здоровых детей не определена | 1 балл | ||||
Схема решения задачи не соответствует культурному образцу | 0 баллов | ||||
4 | П | Выбор одного ответа, но ответ не очевиден и требует | Схема № 1 | Сделан единственно верный выбор | 2 балла |
Выбор сделан не верно | 0 баллов | ||||
5 | В | Оценка суждений и выбор верных. Только часть элементов для | Б Г Д Е И Л | Ответ включает пять - шесть любых верно указанных элемента | 3 балла |
Ответ включает четыре любых верно указанных элемента | 2 балла | ||||
Ответ включает три любых верно указанных элемента | 1 балл | ||||
Ответ включает менее трёх верно указанных элемента | 0 баллов | ||||
6 | П | Восстановление верной последовательности | 37581624 | Представленная последовательность не имеет ошибок | 2 балла |
В последовательности переставлены местами одна пара цифр | 1 балл | ||||
В последовательности допущены две и более ошибок | 0 баллов |
Культурный образец решения генетической задачи
(задание № 3)
Дано: | Решение: | Ответ: | |||||||
| P: ♂ здоров × ♀здорова | Фенотип родителей | |||||||
ХАУ ХАХа | Генотип родителей | ||||||||
G ХА У ХА Ха | Гаметы родителей | ||||||||
F1
| Генотип и фенотип потомства | ||||||||
P | ♂ здоров | ||||||||
♀ здорова | |||||||||
Мать ♀ - болезнь Брутона Отец ♂ - болезнь Брутона | |||||||||
| Вероятность рождения здоровых детей составляет 50 %, из них 25 % девочки (ХАХА) и 25 % мальчики (ХАУ). Болезнь Брутона будет проявляться только у 25 % мальчиков (ХаУ). Девочки-носители болезни (ХАХа) сами болеть не будут, но могут передать своим детям как мальчикам так и девочкам рецессивную аллель Ха, вызывающую заболевание. | ||||||||
F1 две ♀ | |||||||||
Найти: - схема скрещивания -вероятность рождения здоровых и больных детей от этого брака |