Учебно-практические и учебно-познавательные задачи как средство достижения метапредметного результата

3
0
Материал опубликован 24 February 2021

Учитель истории МБОУ Малотебисской ОШ

Чановского района Новосибирской области

Юсупова Р.Ф.





Мастер класс: «Учебно-практические и учебно-познавательные задачи как средство достижения метапредметного результата»


Цель; Познакомить с опытом работы по формированию метапредметных результатов через использование учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Задачи:

Создание условий для профессионального общения, стимулирование роста творческого потенциала педагогов;

Распространение педагогического опыта.

План:


Организационный этап

Работа с нормативными документами(требования к освоению учебно-практических и учебно-познавательных задач)

Понятие «УПЗ», «УПрЗ»;

Практикум:

1.Соотнести типы задачи и метапредметные результаты;

2.Ознакомление с алгоритмом работы учителя по проектированию УПЗ и УПрЗ:

3.Примеры УПЗ их анализ.

Выводы.

Рефлексия.Подведение итогов

Ход работы:

Организационный этап

Приветствие. Вступительное слово ведущего:

Сегодня мы говорим об УПЗ и УПрЗ. Для работы нам нужен будет текст ФГОС и текст Примерной ООП ООО

Начнем мы с чтения документов, с ФГОС , Примерной ООП ООО :

«При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач» (ФГОС ООО).

«Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме» (Примерная ООП ООО).

«Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:

способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

способность работать с информацией;

способность к сотрудничеству и коммуникации;

способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии» (из Примерной ООП ООО).



Ведущий: Таким образом перед каждым учителем поставлена конкретная задача-использование в работе УПЗ и УПрЗ


3.Учебно- практические задачи описывают реальные жизненные задачи, для решения которых необходимо применить те или иные предметные знания.


Учебно-познавательные задачи –это задачи на поиск и анализ информации, необходимой для решения учебно-практических задач, то есть задачи, обеспечивающие сам процесс научения (формирования понятий и способов предметной и метапредметной деятельности).



4.1.Как связаны УПЗ и УПрЗ и формирование матапредметных результатов?


Работа в группах:

Перед вами таблица в которой прописаны 9 типов учебно-практических ,учебно-познавательных задач. Соотнесите, какие метапредметные результаты формирует каждая из этих задач (откройте Примерную ООП ООО, раздел метапредметные результаты и заполните таблицу):


Типы УПЗ и УпрЗ

Метапредметные результаты

1.)   Освоению систематических знаний. 


2) Самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний


3) Решения проблем/ проблемных ситуаций.


4) Формирование и оценку навыка сотрудничества.


5) Формирование и оценку навыка развёрнутой коммуникации


6) Формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции.


7) Формирование и оценку навыка рефлексии.


8) Формирование ценностно-смысловых установок.


9) Формирование и оценку ИКТ- компетентности школьников.




Заполненная таблица:


Типы УПЗ и УпрЗ

Метапредметные результаты

1.)   Освоение систематических знаний. 

6,7

2) Самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний

6,7

3) Решения проблем/ проблемных ситуаций.

2

4) Формирование и оценку навыка сотрудничества.

9

5) Формирование и оценку навыка развёрнутой коммуникации

8,10

6) Формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции.

1,2,3,4,5

7) Формирование и оценку навыка рефлексии.

4,5

8) Формирование ценностно-смысловых установок.


9) Формирование и оценку ИКТ- компетентности школьников.

7,1



4.2.Ведущий: Познакомимся с Алгоритмом работы учителя по подготовке УПЗ и УПрЗ


Алгоритм работы учителя по проектированию УПЗ и УПрЗ :

Определить на достижение какого планируемого результата будет направлена задача

Определить какой класс УПЗ и УПрЗ позволяет контролировать достижение планируемого результата

Проанализировать задания, имеющиеся в учебнике с точки зрения наличия в них нужных УПЗ и УпрЗ

В случае отсутствия или низкого индекса УПЗ- создать /переформулировать УПЗ

4.3.Рассмотрим примеры УПЗ и УпрЗ, созданные к теме «Человек и природа», «Глобальные проблемы»

Ваша задача:

Определить тип задачи

Определить на формирование какого метапредметного результата нацелена

Проанализировать задание.


Группа 1. Написать статью в школьную газету о проблемах загрязнения окружающей среды в п. Малый Тебис.

Статья должна содержать:

1. Анализ ситуации

2. Отношение автора к ситуации

3. Возможные способы решения проблемы


Группа2. 

Для решения проблемы загрязнения окружающей среды в п. МалыйТебис, обучающимися было предложено в рамках «Весенней недели добра» провести акцию по уборке улиц, с привлечением жителей поселка.

Задание: Напиши план проведения акции, опиши требуемые для этого ресурсы, ,планируемые результаты каждого этапа, способы контроля результатов.


Группа3.Используя Интернет ресурсы, найди информацию об экологических проблемах в Новосибирской области, составь презентацию на тему «Проблемы экологии Новосибирской области», «Уровень загрязнения воздуха», и т.д.

После работы каждая группа представляет полученный результат

5.Выводы:

УПЗ и УПрЗ составленные на предметном материале, реализуют на практике системно-деятельностный подход.

УПЗ и УПрЗ формируют метапредметный результат

Составление УПЗ и УпрЗ-задача каждого учителя


6.Рефлексия.


Литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2016.

2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. https://fgosreestr.ru/

3. «История. Планируемые результаты. Система заданий» Л.Н. Алексашкина,Н.И. Ворожейкина, М. «Просвещение»,2014г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации