Учебно-практические и учебно-познавательные задачи как средство достижения метапредметного результата
Учитель истории МБОУ Малотебисской ОШ
Чановского района Новосибирской области
Юсупова Р.Ф.
Мастер класс: «Учебно-практические и учебно-познавательные задачи как средство достижения метапредметного результата»
Цель; Познакомить с опытом работы по формированию метапредметных результатов через использование учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Задачи:
Создание условий для профессионального общения, стимулирование роста творческого потенциала педагогов;
Распространение педагогического опыта.
План:
Организационный этап
Работа с нормативными документами(требования к освоению учебно-практических и учебно-познавательных задач)
Понятие «УПЗ», «УПрЗ»;
Практикум:
1.Соотнести типы задачи и метапредметные результаты;
2.Ознакомление с алгоритмом работы учителя по проектированию УПЗ и УПрЗ:
3.Примеры УПЗ их анализ.
Выводы.
Рефлексия.Подведение итогов
Ход работы:
Организационный этап
Приветствие. Вступительное слово ведущего:
Сегодня мы говорим об УПЗ и УПрЗ. Для работы нам нужен будет текст ФГОС и текст Примерной ООП ООО
Начнем мы с чтения документов, с ФГОС , Примерной ООП ООО :
«При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач» (ФГОС ООО).
«Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме» (Примерная ООП ООО).
«Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность работать с информацией;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии» (из Примерной ООП ООО).
Ведущий: Таким образом перед каждым учителем поставлена конкретная задача-использование в работе УПЗ и УПрЗ
3.Учебно- практические задачи описывают реальные жизненные задачи, для решения которых необходимо применить те или иные предметные знания.
Учебно-познавательные задачи –это задачи на поиск и анализ информации, необходимой для решения учебно-практических задач, то есть задачи, обеспечивающие сам процесс научения (формирования понятий и способов предметной и метапредметной деятельности).
4.1.Как связаны УПЗ и УПрЗ и формирование матапредметных результатов?
Работа в группах:
Перед вами таблица в которой прописаны 9 типов учебно-практических ,учебно-познавательных задач. Соотнесите, какие метапредметные результаты формирует каждая из этих задач (откройте Примерную ООП ООО, раздел метапредметные результаты и заполните таблицу):
Типы УПЗ и УпрЗ | Метапредметные результаты |
1.) Освоению систематических знаний. | |
2) Самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний | |
3) Решения проблем/ проблемных ситуаций. | |
4) Формирование и оценку навыка сотрудничества. | |
5) Формирование и оценку навыка развёрнутой коммуникации | |
6) Формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции. | |
7) Формирование и оценку навыка рефлексии. | |
8) Формирование ценностно-смысловых установок. | |
9) Формирование и оценку ИКТ- компетентности школьников. |
Заполненная таблица:
Типы УПЗ и УпрЗ | Метапредметные результаты |
1.) Освоение систематических знаний. | 6,7 |
2) Самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний | 6,7 |
3) Решения проблем/ проблемных ситуаций. | 2 |
4) Формирование и оценку навыка сотрудничества. | 9 |
5) Формирование и оценку навыка развёрнутой коммуникации | 8,10 |
6) Формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции. | 1,2,3,4,5 |
7) Формирование и оценку навыка рефлексии. | 4,5 |
8) Формирование ценностно-смысловых установок. | |
9) Формирование и оценку ИКТ- компетентности школьников. | 7,1 |
4.2.Ведущий: Познакомимся с Алгоритмом работы учителя по подготовке УПЗ и УПрЗ
Алгоритм работы учителя по проектированию УПЗ и УПрЗ :
Определить на достижение какого планируемого результата будет направлена задача
Определить какой класс УПЗ и УПрЗ позволяет контролировать достижение планируемого результата
Проанализировать задания, имеющиеся в учебнике с точки зрения наличия в них нужных УПЗ и УпрЗ
В случае отсутствия или низкого индекса УПЗ- создать /переформулировать УПЗ
4.3.Рассмотрим примеры УПЗ и УпрЗ, созданные к теме «Человек и природа», «Глобальные проблемы»
Ваша задача:
Определить тип задачи
Определить на формирование какого метапредметного результата нацелена
Проанализировать задание.
Группа 1. Написать статью в школьную газету о проблемах загрязнения окружающей среды в п. Малый Тебис.
Статья должна содержать:
1. Анализ ситуации
2. Отношение автора к ситуации
3. Возможные способы решения проблемы
Группа2.
Для решения проблемы загрязнения окружающей среды в п. МалыйТебис, обучающимися было предложено в рамках «Весенней недели добра» провести акцию по уборке улиц, с привлечением жителей поселка.
Задание: Напиши план проведения акции, опиши требуемые для этого ресурсы, ,планируемые результаты каждого этапа, способы контроля результатов.
Группа3.Используя Интернет ресурсы, найди информацию об экологических проблемах в Новосибирской области, составь презентацию на тему «Проблемы экологии Новосибирской области», «Уровень загрязнения воздуха», и т.д.
После работы каждая группа представляет полученный результат
5.Выводы:
УПЗ и УПрЗ составленные на предметном материале, реализуют на практике системно-деятельностный подход.
УПЗ и УПрЗ формируют метапредметный результат
Составление УПЗ и УпрЗ-задача каждого учителя
6.Рефлексия.
Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2016.
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. https://fgosreestr.ru/
3. «История. Планируемые результаты. Система заданий» Л.Н. Алексашкина,Н.И. Ворожейкина, М. «Просвещение»,2014г.