Учебно-тематическое планирование по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по разделам «Лепка» и «Конструирование» для второй группы раннего возраста
Учебно-тематическое планирование по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по разделам «Лепка» и «Конструирование» для второй группы раннего возраста
Составитель: Ванюкова Светлана Леонидовна,
Воспитатель «Финно-угорский детский сад
комбинированного вида № 20 «Лумикелло»,
г. Петрозаводск
Планирование предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми 2-3 лет по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.Э Дорофеевой.
В соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е. Комаровой Т.С., Дорофеевой Э.М. занятия по лепке и конструированию проводятся 2 раза в месяц, чередуясь между собой.
Используемая методическая литература: Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 48 с.
Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»
Задачи:
Лепка. Формировать интерес к лепке. Закреплять представления детей о свойствах материала (глины, пластилина, пластической массы) и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.
Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.
Конструирование. Поддерживать интерес к конструированию, знакомить с различными видами конструкторов.
Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивнее умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета.
Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы). Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину.
Учить сооружать постройки по простейшим схемам и планам. Поддерживать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома – улица, стол, стул диван – мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.
Воспитывать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
В данном возрасте необходимо продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. Способствовать пониманию пространственных соотношений.
Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. Способствовать пониманию пространственных отношений.
Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.п.) по окончании игры приучать убирать все на место.
Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.
Учить совместно со взрослыми конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
Месяц | Учебная неделя | Тема недели | Тема ООД | Программное содержание | Источники |
До свидания лето! (Адаптация) | Лепка «Печенье для кота» | Вызвать у детей интерес к лепке. Познакомить со свойствами пластилина: мнется, скатывается, расплющивается, рвется. Воспитывать отзывчивость и доброту. | Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. С. 9 | ||
Безопасная дорога (Адаптация) | Конструирование «Высокая башня» | Формировать умение детей строить высокую башню из кубиков, украшать их флажками. | Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», с. 24 | ||
Здравствуй, детский сад | Лепка «Съешь моего яблочка» | Учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху; приучать слушать народные сказки | Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. С. 10 | ||
Дары осени | Конструирование «Разноцветные башни» | Формировать умение детей строить башни разного цвета, украшать их призмами того же цвета. | Л.В. Куцакова«Конструирование и художественный труд в детском саду», с. 24 | ||
Явления природы осенью | Лепка «Подсолнух» | Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху; учить сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Воспитывать отзывчивость и доброту. | Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. С. 11 | ||
Октябрь | Труд взрослых осенью | Рисование «Змея» Конструирование «Узкая дорожка» | Формировать умение детей строить дорожки из кирпичиков, приставляя их друг к другу узкими короткими гранями. | Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», с. 24 | |
Периоды осени | Лепка «Маленькие змейки» | Учить детей раскатывать валик («колбаску») из пластилина на дощечке прямыми движениями руки. Воспитывать отзывчивость и доброту. | Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. С. 13 | ||
Я в мире человек | Конструирование «Широкая дорожка» | Формировать умение детей строить дорожки из кирпичиков, приставляя их друг к другу узкими длинными гранями. | Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», с. 25 | ||
Моя семья | Лепка «Червячки для цыпленка» | Учить детей раскатывать валик («колбаску») из пластилина на картоне прямыми движениями руки; развивать интерес к литературным произведениям. Воспитывать отзывчивость и доброту. | Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. С. 14 | ||
Ноябрь | Мой город (профессии, достопримечательности) | Конструирование «Мебель для куколки. Стол и стул» | Формировать умение детей строить мебель - стол, стул, самостоятельно отбирая детали. | Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», с. 26 | |
Домашние животные | Лепка «У ежа иголки» | Учить детей делать большой шар из пластилина, скатывая его круговыми движениями на дощечке; учить оформлять поделку; развивать мелкую моторику рук. Воспитывать отзывчивость и доброту. | Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. С. 16 | ||
Дикие животные | Конструирование «Мебель для куколки. Диван и кроватка» | Формировать умение детей строить узкую и широкую кроватку, учить различать понятия «узкий» и «широкий». | Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», с. 26 | ||
Зимушка зима | Лепка «Баранки» | Учить детей скатывать прямыми движениями вперед – назад по дощечке «колбаски» из пластилина; свертывать получившуюся «колбаску», плотно прижимая ее концы друг к другу. Развивать интерес к литературным произведениям. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность. | Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. С. 17 | ||
Декабрь | Одежда зимой | Конструирование «Узкая и широкая скамеечка» | Формировать умение детей строить перекрытия посредством постройки узких и широких скамеек. | Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», с. 29 | |
Новогодние праздники | Лепка «Новогодняя елка» | Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней. Развивать речь и мышление, память детей. | Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. С. 18 | ||
Новогодние праздники | Конструирование «Узкие и широкие воротца» | Продолжать формировать умение детей строить перекрытия, закреплять умение обыгрывать постройку. | Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», с. 29 | ||
Январь | Зимние забавы | Лепка «Огурец» | Продолжать учить детей скатывать из пластилина шар круговыми движениями между ладоней; раскатывать толстый столбик, придавая ему форму овала. Развивать точность движений. Учить понимать содержание потешки. | Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. С. 19 | |
Зимующие птицы | Конструирование «Автобус» | Формировать умение детей строить способом приставления деталей друг к другу. | Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», с. 27 | ||
Предметный мир. Обувь | Лепка «Нос для снеговика» | Продолжать учить детей скатывать шар круговыми движениями ладоней; раскатывать толстый столбик, а затем с одного конца заузить столбик в конус, передавая удлиненную форму морковки. Развивать внимание и восприятие. | Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. С. 21 | ||
Февраль | Транспорт | Конструирование «Грузовик» | Формировать умение детей строить разными способами, приставляя детали, и накладывая их друг на друга. | Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», с. 27 | |
Военные профессии | Лепка «Вкусный пирог» | Учить детей сплющивать пластилиновый шар между ладоней, придавая ему форму лепешки; учить украшать изделие с помощью дополнительного материала. Воспитывать отзывчивость и доброту. | Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. С. 22 | ||
День защитника Отечества | Конструирование «Разные машинки» | Закреплять умение детей строить разными способами, умение различать детали и называть их. | Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», с. 27 | ||
Предметный мир. | Лепка «Пирожки для Машеньки» | Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху на ограниченном пространстве. Учить слушать сказку и понимать ее содержание. | Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. С. 24 | ||
Март | 8 марта | Конструирование «Высокий и низкий заборчик» | Формировать умение детей строить заборчики, устанавливая кирпичики в ряд на узкую длинную или короткую сторону. | Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», с. 28 | |
Профессии мам | Лепка«Конфеты» | Продолжать учить детей круговыми движениями рук скатывать из пластилина шарики; прямыми движениями раскатывать толстые столбики; учить оформлять поделку. Воспитывать отзывчивость и доброту. | Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. С. 25 | ||
Народная культура | Конструирование «Разноцветные заборчики» | Продолжать формировать умение детей строить заборчики, комбинируя положение деталей и чередуя по цвету. | Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», с. 28 | ||
Предметный мир. Мебель | Лепка«Банан» | Продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность. Развивать память, речь и мышление. Учить различать фрукты по вкусу и цвету. | Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. С. 28 | ||
Весна | Конструирование «Домик с окошечком» | Продолжать развивать умение детей строить перекрытия, с помощью дополнительных деталей строить окошко в домике. | Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», с. 30 | ||
Апрель | Предметный мир. Посуда | Лепка«Самолет» | Продолжать учить детей раскатывать на дощечке движениями вперед – назад пластилиновые столбики и соединять их. Учить детей сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Развивать внимание. | Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. С. 34 | |
День космонавтики | «Домик с дверью и заборчиком» | Закреплять умение детей строить перекрытия, с помощью дополнительных деталей строить окно, дверь, заборчик. | Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», с. 30 | ||
Животные и птицы весной | Лепка «Огромный кит» | Продолжать учить детей скатывать из пластилина между ладоней шар; прищипывать пластилин между ладоней, делать надрез стекой. Воспитывать отзывчивость и доброту. | Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. С. 37 | ||
Насекомые | Конструирование «Лестница» | Формировать умение детей строить лесенку, используя приём накладывания однородных деталей друг на друга. | Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», с. 31 | ||
Май | День победы | Лепка «Погремушка» | Продолжать учить детей скатывать из пластилина между ладоней шарик, а из него на дощечке прямыми движениями рук раскатывать столбик; украшать изделие. Развивать слуховое восприятие. | Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. С. 39 | |
Здравствуй, лето! | Конструирование «Широкая лестница» | Формировать умение детей строить игровую горку из шести кубиков по образцу, учить подставлять призму, имитируя спуск с горки. | Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», с. 32 | ||
Мониторинг | Рисование«Морковка и огуречик» | С. 43 | |||
Лепка «Неваляшка» | Учить детей создавать образ игрушки, прикрепляя друг к другу пластилиновые шарики: большой снизу, маленький сверху. Учить собирать целое из нескольких частей. Развивать образное мышление. | Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. С. 41 | |||
Мониторинг | Рисование«Весенний пейзаж» | ||||
Конструирование «Горка с лестницей для игрушек» | Формировать умение детей строить горку, с лестницей, приставляя к ним длинную пластину, имитируя скат с горки. | Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», с. 32 |