12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Евгеньевна246
Россия, Тюменская обл., п.Сосновка
4

Ученическое управление и школьное волонтерское объединение как условия формирования процесса духовно-нравственного воспитания подростков во внеклассной работе (из опыта работы классного руководителя)

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

муниципального автономного общеобразовательного учреждения Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа п. Сосновка» ХМАО-Югры

Иванова Анна Евгеньевна

Ученическое управление и школьное волонтерское объединение как условия формирования процесса духовно-нравственного воспитания подростков во внеклассной работе (из опыта работы классного руководителя)



Цель каждого педагога – воспитать всесторонне развитого человека. Для достижения этой цели педагогами разработано и разрабатываются все новые методики воспитания, практикуются новые и новые способы и приемы педагогического воздействия. Воспитательная работа с обучающимися в школах сложная. А хочется добиться большего, хочется выполнить педагогическую «программу максимум» и выпустить во взрослую самостоятельную жизнь не просто абитуриента, а целостную, гармонично развитую личность. Поэтому волонтерскую работу старшеклассников необходимо использовать в воспитательном процессе, как способ достижения педагогических целей.

Волонтерская работа многоаспектна, благодаря ей у педагога появляется возможность, решить не одну воспитательную задачу. Сегодня проявление таких качеств как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим, к сожалению, отходят на второй план. А волонтерская деятельность позволяет разбудить в душах молодых людей именно эти качества, позволяет почувствовать себя взрослым, нужным, ответственным. Необходимо только правильно направить ребят, дать им почувствовать себя самостоятельными. Дети не похожи друг на друга и приходится использовать свою индивидуальную систему приемов и способов воспитательного воздействия. Но я уверена, что всегда можно найти то особенное, что станет сначала стержнем бескорыстной волонтерской деятельности и, возможно, стержнем мировоззрения полноценного человека и гражданина.

Начиная работу с классом, я всегда ставлю перед собой следующую задачу: определить основные педагогические условия развития нравственного и духовного потенциала как основы личностного и гражданского роста обучающихся. Одним из таких условий я считаю организацию досуга своих воспитанников. И тот опыт вовлечения молодежи в волонтерскую деятельность, который я получила за последние годы, дает мне право утверждать, что мы на правильном пути.

Считаю, что применение данной системы позволяет значительно улучшить обстановку в любом коллективе, так как ребята в процессе такой работы становятся намного доброжелательнее по отношению друг к другу и к окружающим, с большим энтузиазмом участвуют в подготовке новых волонтерских проектов, трансформируются в дружный и организованный коллектив.

В процессе работы в школе не только учителем, но и классным руководителем, я пришла к выводу, что одним из основных направлений в воспитательной работе является, конечно, нравственное воспитание. Именно оно является основой. Именно оно позволяет сформировать основные качества, наличие которых позволяет судить о внутреннем мире человека: такие качества как доброта, сострадание, милосердие, ответственность, инициатива, уважение, честность, дружба и многие другие. Сегодня учащемуся не интересны просто классные часы, просто проведение плановых традиционных мероприятий, им не интересно жить по сценарию привычной «школьной жизни». Они видят себя уже взрослыми. И на самом деле не надо их разубеждать в этом, а нужно выстроить воспитательный процесс таким образом, чтобы именно они являлись источником всех идей и дел, а роль наставника в этом процессе - незаметно помогать им в этом. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы. Для молодых людей очень важно проявление их инициативы, повышение собственной самооценки, значимости, понимание того, что от них что-то зависит в этом мире. Именно отсюда интересно и значимо попробовать реализовать себя в настоящем деле.

В основе волонтерской деятельности лежит принцип безвозмездности и солидарности, таким образом, его мотивы кроются не в целях получения материального поощрения или карьерного роста, а в удовлетворении духовных, моральных и социальных потребностей.

В преподавательской практике добровольчество можно расценивать как образовательный процесс, направленный на приобретение жизненных умений, влияющих на личностный рост и индивидуальное развитие обучающегося, активизирующих межличностное общение и взаимодействие с обществом.

В настоящее время существует целый ряд педагогических функций волонтерской деятельности, которые так же отражают и ее педагогический потенциал: это и функция социальной компетентности (развитие культуры поведения в обществе); личностно-развивающая функция (реализация уникальных способностей); профессионально-трудовая функция (приобщение к самостоятельной трудовой деятельности, приобретение первичных навыков); функция гражданского воспитания (выражение гражданской позиции, реализация собственных гражданских обязанностей и прав) и так далее. Но более подробно хотелось бы остановиться на определении духовно-нравственной функции. Данная функция отражает жизнеутверждающие позиции волонтёрской деятельности, которые направлены на утверждение добра, доверия и справедливости. Главный закон добровольчества – это жизнь ради общего блага, ради помощи другим людям и ради самой жизни во всех ее формах и проявлениях.

На сегодняшний день в школе организована волонтёрская группа, в которой состоит более 50 добровольцев, принимающих участие в различных волонтерских проектах и готовых помочь в трудную минуту. Волонтерская деятельность обучающихся направлена на:

медиаволонтерство;

событийное волонтерство;

спортивное волонтерство;

патриотическое направление волонтерства;

социальное волонтерство;

экологическое волонтерство;

образовательное волонтерство.

А теперь более подробно рассмотрим каждое направление деятельности волонтеров:

1. Медиаволонтерство

На базе образовательного учреждения во внеурочное время в рамках проводятся мастер-классы, тренинги по дизайну и фотографии. Обучающиеся с удовольствием принимают участие в работе секций, поэтому многие из них стремятся участвовать в волонтёрских проектах именно на позиции медиаволонтёров, так как каждому в своей жизни хоть раз хотелось бы попробовать себя в роли SMM-специалиста. После каждого проведенного мероприятия, будь то выездное или на базе образовательной организации, ответственные за организацию волонтеры пишут информационные посты, предоставляют фотографии и видеорепортажи. В школьной группе ВК и официальном сайте школы информация выкладывается я в новостную ленту.

2. Событийное волонтерство

Без участия волонтеров в этом направлении многие школьные мероприятия не были бы организованы на должном уровне. Волонтеры принимают участие и в районных и региональных, всероссийских и международных форумах и фестивалях, в чемпионатах, в различных концертах. Ребята создают ежемесячную школьную газету, освещая все события, произошедшие в школе и посёлке. В их обязанности входит создание максимально комфортных условий для посетителей и минимизация барьеров в общении.

3. Спортивное волонтерство

На сегодняшний день ни одно крупное спортивное мероприятие не обходится без помощи волонтеров. Деятельность волонтерских групп помогает решению множества организационных вопросов в проведении спортивного мероприятия в школе и ФОКе п. Сосновка. Спортивные волонтеры способствуют созданию доброжелательной атмосферы и имиджа события, а также поднимают настроение участникам и зрителям, создавая ощущение настоящего праздника. Участие в крупных спортивных мероприятиях – это опыт работы на масштабном соревновании, возможность найти новых друзей, приобрети полезные для дальнейшей жизни профессиональные навыки. Естественно, что все эти возможности позволяют волонтеру выразить своё внутреннее «Я» и утвердиться в жизненных ценностях.

4. Патриотическое направление волонтерства

Волонтеры Победы – это Всероссийское Общественное Движение. Основной целью патриотического направления является популяризация отечественной истории и сохранение исторической памяти.

Сегодня, на наш взгляд, при падении нравственных начал и отсутствии примеров все более очевидной становится необходимость о возрождении именно патриотического волонтёрского движения как духовно-нравственного ориентира, направленного на воспитание патриотических чувств у каждого обучающегося.

Обучающиеся с особым интересом принимают участие в патриотических мероприятиях. Так, в преддверии 9 мая, волонтёры вместе с учителями, библиотекарями проводят ежегодные акции «Георгиевская лента» — раздают ленточки по посёлку.

Историческая память — это то, без чего не может быть человека нравственного, что делает человека гражданином. Все мы знаем, что существуют такие события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым годом приобретает особую значимость, становится бессмертным. Одно из таких событий – 9 мая. Наши Волонтёры Победы становятся частью такого масштабного события, как «Бессмертный полк», который посвящен празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Помимо таких серьезных мероприятий, обучающиеся принимают участие во Всероссийских исторических квестах («Битва за Севастополь»), приуроченных к разным историческим датам, всевозможных флэшмобах. Кроме помощи в организации таких событий волонтёры узнают для себя много нового, да и сами становятся частью истории своей страны и уже абсолютно по-другому смотрят на подвиги великих людей России. Так, наша обучающаяся еще в 2018 году стала волонтером года и получила диплом победителя в патриотической акции «Я – Гражанин России» в номинации «Забота о людях и милосердие»».

5. Социальное волонтерство

Социальное волонтерство – это наиболее популярное направление волонтерской деятельности; это помощь пожилым людям и ветеранам, помощь детям, нуждающимся в особом внимании государства, людям с ограниченными возможностями, то есть иными словами, это работа с той категорией людей, которую принято называть социально незащищенными.

Очистка снега возле памятников, агитбригада про ЗОЖ, помощь предпринимателям в наведении порядка на территории, проведение акции «Георгиевская ленточка», «Белый голубь», «Букет победы», «Водитель, будь внимателен на дороге», оказание помощи детскому садику Алёнушка в проведении Дня осени, озеленение посёлка Сосновка и пришкольной территории, украшение поселковой елки. Исходя из этого, волонтеры-обучающиеся никогда не отказываются от участия в социальных акциях. Общаясь с ветеранами Великой Отечественной войны, волонтеры имеют возможность узнать из первых уст о событиях, которые происходили в прошлом. Это ведь так интересно и познавательно! В духовно-нравственном воспитании играет большую роль благотворительная акция «Новогодние подарки малышам», «Помоги собраться в школу», в которых волонтёры школы и нашего класса ежегодно принимают активное участие, собирая необходимые вещи для детей, которые действительно в этом нуждаются.

6. Экологическое волонтерство

Экологическое воспитание человека непосредственно связано с нравственным. Ведь нравственность – это духовные и душевные качества человека, основанные обычно на чести, доброте и справедливости, которые проявляются не только в отношении к людям, но и к животным, и к самой природе.

Посадка деревьев, уборка мусора, охрана водоемов – все это простые, но крайне необходимые действия, без которых наш мегаполис начнет задыхаться уже через несколько месяцев. Все чаще организуются субботники, дни чистоты, когда добровольцы выходят на уборку парков и прилегающих к дому территорий. Надо отдать должное нашим волонтёрам, которые ежегодно принимают участие в таких экологических акциях и мероприятиях, как, например, «Субботники» и «Озеленим посёлок». Однако экологическое волонтерство этим не ограничивается. Существуют различные проекты, нацеленные на раздельную утилизацию мусора или сбор макулатуры. В прошлом году волонтеры нашего колледжа впервые участвовали в природоохранной акции «Батарейки, сдавайтесь!» и собрали более 3-х килограммов батареек и аккумуляторов.

Участие в экологическом волонтерстве играет огромную воспитательную роль для подрастающего поколения. Именно наедине с природой проверяются на прочность основные качества человека. Ведь именно совместная добровольческая работа позволяет окончательно сформировать такие качества, как дружба, взаимопонимание, уважение и другие.

7. Образовательное волонтерство

Образовательное волонтерство является своеобразной школой духовно-нравственного воспитания. В дни дублёра, в дни школьного самоуправления, на мастер-классах каждому волонтеру предоставляется возможность попробовать свои силы в роли педагога. Ведь все мы помним слова В.А. Сухомлинского, что «самый лучший учитель для ребенка – тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике единомышленника. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам». Ни для кого не секрет, что многие молодые люди тщательно подходят к выбору своей будущей профессии.

Оказание помощи пожилым, организация и проведение обучения компьютерной грамотности «Компьютеру все возрасты покорны», помощь в расклеивании афиш «Цирк», помощь учащимся начальной школы в пробелах знаний по учебным предметам, выпуск школьной ежемесячной газеты «Школьный экспресс», реализация проектов «Сетевой этикет», «Календарь добрых дел», оказание помощи в организации проведения праздничных мероприятий, посвященных юбилею поселка, оказание помощи в реставрации учебников, проведение общешкольных мероприятий (1 сентября, день учителя, день матери, новый год, 8 марта).

Интеграция в образовательный процесс волонтерской деятельности, способствующей духовно-нравственному развитию обучающихся, как показывает наш опыт, дает только положительные результаты. Здесь важную роль играет не только социум или семья, но и образовательная организация.

В заключение хотелось бы еще раз сказать, что интеграция волонтерской деятельности в образовательный процесс повышает духовно-нравственную культуру, расширяет кругозор и воспитывает у каждого обучающегося позитивное и заинтересованное восприятие проблем современного человечества. Участие обучающихся во всех направлениях волонтёрского движения, будь то спортивное, социальное, патриотическое волонтёрство, способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. У каждого подростка в возрасте от 15 до 19 лет должно сформироваться четкое понимание того, что Волонтёрство – это институт воспитания Духовности, Честности, Дружбы и Нравственности!

Список литературы:

1. Википедия свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru. wikipedia.org/wiki /Волонтёр (дата обращения: 19.09.2017).

2. Григорьев И.Н. Социально-культурные условия формирования гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2009.

3. Дубченко Е., Кочинева А. Системное развитие добровольчества в России: лучшие практики // Сборник материалов. М., 2010.

4. Козодаева Л.Ф. Добровольческая деятельность как основа воспитания нравственных качеств студенческой молодежи. – Вестник ТГУ, выпуск 11(91), 2010


















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.