Учебно-тематический план по музыке в 6 классе
Пояснительная записка
к рабочей программе по музыке 6 класс
(общеобразовательный уровень)
35 часа.
Рабочая программа составлена на основе программы Государственного стандарта начального образования, «Музыка» под редакцией Д.Б. Кабалевского, Просвещение, 2004,2007 реализовано на основании: УМК «Музыка», В.В.Алеев, Т.И.Науменко;
УМК «Музыкальное искусство», В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А. Школяр.
Рабочая программа по музыке для 5-7 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству и является ориентиром при составлении авторских, рабочих программ и других документов, определяющих содержание, формы и методы музыкального образования в основной школе разных типов общеобразовательных учреждений.
Примерная программа включает в себя пояснительную записку, в которой дается общая характеристика предмета, его цели, место предмета в базисном учебном плане, основные содержательные линии, обще учебные умения, навыки и способы деятельности, также результаты обучения.
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, новые педагогические технологии.
Программа ориентирована на реализацию компенсаторской функции искусства: восстановление эмоционально – энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Цель направлена на формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемая часть духовной культуры.
Задачи:
Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
Развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через потребности в общении с искусством.
Освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Требования к уровню подготовки учащихся.
должен знать, уметь и понимать:
знать специфику музыки как вида искусства;
понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;
знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;
знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;
узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;
различать звучание музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.
Использовать приобретённые знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ «Куйсунская СОШ», разработанном в соответствии с региональным примерным учебным планом на 2018-2019 учебный год на изучение курса «Музыка» во 6-м классе отведено 35 часов в год, 1 час в неделю.
I четверть - 9 часов
II четверть – 8 часов
III четверть – 10 часов
IV четверть – 8 часов
Из них 4 часа отводится на контрольные работы (тестовые задания) и 2 часа на административно - проверочные работы.
Содержание программы (6 класс)
Раздел I: Тема года «В чём сила музыки?
Раздел II: Тысяча миров музыки (7 часов)
Раздел III. Как создаётся музыкальное произведение (26 часов)
Ритм- 6 ч.
Мелодия – 3 ч.
Гармония – 4 ч.
Полифония – 2 ч.
Фактура – 2 ч.
Тембры – 2 ч.
Музыкальная динамика – 2 ч.
Раздел III. Чудесная тайна музыки (2 часа)
Итоги (обсуждение с учителем)
Контроль осуществляется в следующих видах:
Входной, текущий, тематический, итоговый, тестирование
Форма контроля:
самостоятельная работа;
устный опрос;
практическая работа,
взаимоопрос;
тест
музыкальные викторины по итогам полугодия
Учебно-методический комплект
Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005г.
Музыка. 6 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005г.CD - дисках )
Дополнительная литература для учителя
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ урока |
Раздел, тема |
Количество часов |
Тема года: «В чем сила музыки?» |
35 ч |
|
1. |
«Музыка души» |
1 |
«Тысяча миров» музыки |
7 ч |
|
2. |
Наш вечный спутник |
1 |
3. |
Искусство и фантазия |
1 |
4. |
Искусство – память человечества |
1 |
5. |
В чем сила музыки |
1 |
6. |
Волшебная сила музыки |
1 |
7. |
Тестовое задание |
1 |
8. |
Музыка объединяет людей |
1 |
9. |
Тысяча миров музыки. |
1 |
КАК СОЗДАЁТСЯ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ |
26 ч |
|
10. |
Единство сторон музыкального произведения |
1 |
Ритм |
6 ч |
|
11. |
Вначале был ритм |
1 |
12. |
О чём рассказывает музыкальный ритм |
1 |
13. |
Диалог метра и ритма |
1 |
14. |
Тестовое задание |
1 |
15. |
От адажио к престо |
1 |
Мелодия |
3 ч |
|
16. |
Административная проверочная работа |
1 |
17. |
«Мелодия – душа музыки» |
1 |
18. |
«Мелодией одной звучат печаль и радость» |
1 |
19. |
Мелодия «угадывает» нас самих |
1 |
Гармония |
4 ч |
|
20. |
Что такое гармония в музыке |
1 |
21. |
Два начала гармонии |
1 |
22. |
Эмоциональный мир музыкальной гармонии |
1 |
23. |
Красочность музыкальной гармонии |
1 |
Полифония |
2 ч |
|
24. |
Мир образов полифонической музыки |
1 |
25. |
Тестовое задание. |
|
26. |
Философия фуги |
1 |
Фактура |
2 ч |
|
27. |
Какой бывает музыкальная фактура |
1 |
28. |
Пространство фактуры |
1 |
Тембры |
2 ч |
|
29. |
Тембры – музыкальные краски |
1 |
30. |
Соло и тутти. Тестовое задание. |
1 |
Динамика |
2 ч |
|
31. |
Громкость и тишина в музыке |
1 |
32. |
Тонкая палитра оттенков |
1 |
Чудесная тайна музыки |
2 ч |
|
33. |
Административная проверочная работа. |
1 |
34. |
В чем сила музыки. |
|
35. |
По законам красоты. Музыка радостью нашей стала (концерт) |
1 |
Итого |
35 ч |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС (34ч.)
№ п/п № урока |
тема |
Форма урока |
Кол-во ч-в |
дата проведения |
Оснащение урока |
вид и форма контроля |
домашнее задание |
Примечание |
||||||||||
Тема года: «В чём сила музыки» |
||||||||||||||||||
1 |
«Музыка души» |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
1 |
Учебник, колонка, песенник, |
Устный опрос, анализ музык. произведения. |
Сочинение «В чём сила музыки» §1 |
||||||||||||
Раздел 1. «Тысяча миров музыки» (9 часов) |
||||||||||||||||||
2 |
Наш вечный спутник |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
1 |
Учебник, колонка, песенник. |
Устный опрос, |
§2, вопросы |
||||||||||||
3 |
Искусство и фантазия. |
Урок закрепления знаний |
1 |
Учебник, колонка, песенник. |
Устный опрос, анализ музык. произведения, синквейн |
§3, презент. по творчеству М. Глинки |
||||||||||||
4 |
Искусство–память человечества |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
1 |
Учебник, колонка, песенник, портрет композиторов |
Устный опрос, анализ музык. произведения. |
§4, |
||||||||||||
5 |
В чем сила музыки. |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
1 |
. Учебник, колонка, песенник, портрет композиторов |
Устный опрос, анализ музык. произведения |
§5 эссе |
||||||||||||
6 |
Волшебная сила музыки |
Урок закрепления знаний |
1 |
Учебник, колонка, песенник, портрет композиторов |
Взаимоопрос, хоровой зачет |
§6 |
||||||||||||
7 |
Тестовое задание |
Комбинированный урок |
1 |
Учебник, колонка, песенник, портрет композиторов |
Тест |
§7, вопросы |
||||||||||||
8 |
Музыка объединяет людей |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
1 |
Учебник, колонка, песенник, портрет композиторов |
Устный опрос, анализ музык. произведения. |
§7, рассказ |
||||||||||||
9 |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. |
1 |
Учебник, колонка, песенник, портрет композиторов
|
Взаимоопрос |
Выучить термины. |
||||||||||||
10 |
Удивительный мир музыкальных образов лезгинского народа, в творчестве композитора Асефа Мехмана. |
Учебник, колонка, песенник, портрет композиторов |
||||||||||||||||
РАЗДЕЛ 2. Как создаётся музыкальное произведение (21 ч.) |
||||||||||||||||||
11 |
Единство музыкального произведения |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
1 |
.Беседа. .Слушание музыки .Хоровое пение |
Устный опрос, анализ музыкального произведении, таблица. |
§8, вопросы |
||||||||||||
12 |
Вначале был ритм. О чём рассказывает музыкальный ритм |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
1 |
.Беседа. .Слушание музыки .Хоровое пение |
Устный опрос, анализ музык. произведения. |
§9 |
||||||||||||
13 |
Тестовое задание |
Урок закрепления знаний |
1 |
|
тест |
|||||||||||||
14 |
Диалог метра и ритма |
Урок комплексного применения ЗУН |
1 |
.Беседа. .Слушание музыки .Хоровое пение |
Эссе на тему: «Ритм» |
§ 11 |
||||||||||||
15 |
От адажио к престо |
Урок обобщения и систематизации знаний |
1 |
.Беседа. .Слушание музыки .Хоровое пение |
Устный опрос, анализ музы-го произ-я, с.11 |
§12 |
||||||||||||
16 |
Административная работа |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся |
1 |
|
Тест |
§12 |
||||||||||||
17 |
«Мелодия – душа музыки» |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
1 |
.Беседа. .Слушание музыки .Хоровое пение |
Устный опрос, анализ музык. произведения |
§ 13 |
||||||||||||
18 |
«Мелодией одной звучат печаль и радость» |
Урок закрепления знаний |
1 |
.Беседа. .Слушание музыки .Хоровое пение |
Музыкальная викторина |
§ 14 |
||||||||||||
19 |
Мелодия «угадывает» нас самих |
Урок обобщения и систематизации знаний |
1 |
.Беседа. .Слушание музыки .Хоровое пение |
Хоровой зачет |
§ 15 |
||||||||||||
20 |
Что такое гармония в музыке |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
1 |
.Беседа. .Слушание музыки .Хоровое пение |
Таблица «Дневник музыкальных размышлений», стр. 14 . |
§16 |
||||||||||||
21 |
Два начала гармонии |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
1 |
.Беседа. .Слушание музыки .Хоровое пение |
Анализ музык. произведения, творческое задание |
§17 |
||||||||||||
22 |
Эмоциональный мир музыкальной гармонии. |
Урок закрепления знаний |
1 |
.Беседа. .Слушание музыки .Хоровое пение |
Повторение |
§ 18 |
||||||||||||
23 |
Красочность музыкальной гармонии |
Урок обобщения и систематизации знаний |
1 |
.Беседа. .Слушание музыки .Хоровое пение |
§19 |
|||||||||||||
24 |
Мир образов полифонической музыки |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
1 |
.Беседа. .Слушание музыки .Хоровое пение |
§20 |
|||||||||||||
25 |
Тестовое задание |
Урок закрепления знаний |
1 |
тест |
||||||||||||||
26 |
Философия фуги |
Урок закрепления знаний |
1 |
.Беседа. .Слушание музыки .Хоровое пение |
§22-23 |
|||||||||||||
27 |
Какой бывает музыкальная фактура |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
1 |
.Беседа. .Слушание музыки .Хоровое пение |
Хоровой зачет, синквейн |
|||||||||||||
28 |
Пространство фактуры |
Урок закрепления знаний |
1 |
.Беседа. .Слушание музыки .Хоровое пение |
Устный опрос, анализ музык. произведения |
§23 |
||||||||||||
29 |
Тембры – музыкальные краски |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
1 |
.Беседа. .Слушание музыки .Хоровое пение |
Дневник музыкальных размышлений», стр. 18-19, анализ музык. произведения |
§24 |
||||||||||||
30 |
Соло и тутти (Заполнение кроссворда) |
Урок закрепления знаний |
1 |
.Беседа. .Хоровое пение |
Групповая работа, взаимоопрос. (Заполнение кроссворда) |
§25, |
||||||||||||
31 |
Громкость и тишина в музыке |
Урок изучения и первичного закрепления знаний |
1 |
.Беседа. .Слушание музыки .Хоровое пение |
Анализ музыкального произведения |
§26 |
||||||||||||
32 |
Тонкая палитра оттенков. |
Урок закрепления знаний |
1 |
Групповая работа, взаимоопрос. |
§27 |
|||||||||||||
РАЗДЕЛ 3. Чудесная тайна музыки |
||||||||||||||||||
33 |
Админ. работа. |
Урок закрепления знаний |
1 |
|
тест |
|||||||||||||
34 |
В чем сила музыки |
Урок – беседа. |
1 |
.Беседа. .Слушание музыки .Хоровое пение |
§28.Творческое задание |
|||||||||||||
35 |
Заключительный урок по теме года «Музыка радостью нашей стала» |
Урок-концерт |
1 |
.Хоровое и индивидуальное и пение |
Урок-концерт |
|||||||||||||
Итого: 35 ч. |