Внеурочное занятие «Учимся жить без конфликтов»
Технологическая карта внеурочного занятия
Социальное направление
Тема: «Учимся жить без конфликтов»
2 класс
Цели:
Обучающая: повторение правил работы с конструктором; расширение и приобретение знаний о значении слова «конфликт», о причинах конфликтных ситуациях, способах их предотвращения и разрешения.
Развивающая: развитие мелкой моторики рук с помощью конструктора; развитие способности тактично разрешать конфликтную ситуацию.
Воспитательная: воспитание терпимого отношения к другим людям в условиях конфликтной ситуации.
Задачи, направленные на формирование познавательных УУД: формировать умение воспринимать и понимать информацию, представленную в изобразительной форме; формировать умение формулировать определение понятий; формировать умение работать с конструктором LEGO Education; способствовать усвоению знаний правил работы с конструктором; формировать умение осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения и классификации.
Задачи, направленные на формирование регулятивных УУД: формировать умение проявлять дисциплинированность; формировать умение самостоятельно определять тему и задачи занятия; формировать умение выполнять задание в отведенное время; способствовать формированию умения генерировать идеи и определять средства для их реализации; формировать умение осознавать возникающие трудности; умение оценивать результаты своей деятельности.
Задачи, направленные на формирование коммуникативных УУД: формировать умение осуществлять взаимодействие с одноклассниками; формировать умение вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками; формировать умение осуществлять совместную деятельность в парах и группах; формировать умение формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Задачи, направленные на формирование личностных УУД: способствовать освоению учащимися социальных норм, правил поведения в условиях конфликтной ситуации; формировать умение проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний; формировать умение проявлять целеустремленность, креативность, ответственность по отношению к поставленной задаче.
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1. Эмоционально-установочный Задача: создать доброжелательную атмосферу, положительный эмоциональный настрой на работу. | -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами встретились по замечательному поводу! Но об этом вы узнаете чуть позже, а сейчас давайте возьмемся за руки со своим соседом и поделимся теплом и волшебной силой с ним через рукопожатие и добрый взгляд. Итак, каждый из вас позаботился друг о друге, а это значит, что вы готовы помогать друг другу и работать в команде. | Приветствуют учителя стоя. Берутся за руки, делятся теплотой взгляда и обмениваются рукопожатиями. | Регулятивные УУД: Умение проявлять дисциплинированность. Коммуникативные УУД: Умение осуществлять взаимодействие с одноклассниками. |
2. Подведение под тему Задача: обеспечить условия для последующего самостоятельного определения обучающимися темы занятия | Ребята, вам интересно, о чем же мы сегодня узнаем на нашем занятии? -Отлично, тогда я предлагаю вам просмотреть видеофрагмент, и попробовать определить тему занятия. Вы готовы внимательно смотреть? (мультфильм без слов The Olive Branch: COLD) | -Да! -Готовы! | Познавательные УУД: умение воспринимать и понимать информацию, представленную в изобразительной форме. |
3. Определение темы и постановка цели занятиями учащимися Задача: создать условия для самостоятельного определения темы и постановки обучающимися цели занятия. | -Ну что, кто уже готов поделиться своим мнением? Как же будет звучать тема нашего занятия? -Ребята, вы все определили правильно, тема занятия звучит так: «Учимся жить без конфликтов». Исходя из определенной темы, вы можете сказать, что же мы сегодня узнаем? -Отлично, ребята, вот какие задачи на занятии мы поставим перед собой: -узнать определение понятия «конфликт»; -понять, из-за чего случаются конфликты и как их избежать; -научиться правильно вести себя в конфликтной ситуации. | -мы будем говорить о взаимопомощи. -мы поговорим о том, из-за чего люди ссорятся. -мы узнаем, почему случаются конфликты -мы познакомимся с определением понятия «конфликт» | Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять тему и задачи занятия. Коммуникативные УУД: умение вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками. |
4. Пропедевтический Задача: создать условия для успешного включения обучающихся в деятельность по достижению цели занятия. | -Ребята, как вы думаете, что же означает слово «конфликт»? -Какие вы молодцы! Давайте же узнаем, как звучит точное и общепринятое определение понятия «конфликт», для этого я попрошу вас объединиться в пары и обратиться к различным словарям в сети интернет. На это задание вам дается 2 минуты. Кто уже нашел определение? -Скажите, эти определения похожи между собой? А мы с вами все верно определили в начале? | -Это когда люди ссорятся. -Конфликт – это недопонимание между людьми. -Конфликт – столкновение, серьезное разногласие, спор. -Словарь С. И. Ожегова -Конфликт - столкновение сторон, мнений, сил. -Большой энциклопедический словарь. -Конфликт - столкновение между спорящими несогласными сторонами. - Толковый словарь Ушакова. -Да! | Познавательные УУД: умение формулировать определение понятий; умение работать со словарем. Коммуникативные УУД: умение осуществлять совместную деятельность в парах. Регулятивные УУД: умение выполнять задание в отведенное время. Личностные УУД: умение проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний. |
5. Деятельность Задача: организовать деятельность обучающихся, направленную на достижение поставленной цели. | -Отлично! А кто может ответить, почему случаются конфликтные ситуации? Хорошо, ну а как же тогда можно избежать появления конфликтной ситуации? Обобщая все сказанное вами, я подготовила некоторые правила: * в споре умей выслушивать собеседника до конца; * не сердись, а улыбайся; * будь обаятелен и добр к окружающим; * извинись, если ты не прав; * выполняй свои обещания; * не критикуй постоянно других. -Итак, а теперь мы двигаемся дальше. Я поделю вас на 4 группы. Для этого посмотрите на жетоны, лежащие у вас на парте. Те, у кого жетон красного цвета, садятся за 1 стол – это 1 команда, те, у кого жетон желтый – 2 команда, те, чей жетон синего цвета – 3 команда, и, наконец, ребята с зелеными жетонами – 4 команда. А теперь можете сесть за тот стол, который соответствует цвету вашего жетона. -Отлично, теперь вы знаете состав своих групп, послушайте же задание. Вам нужно, используя конструкторы Lego Education, придумать и смоделировать конфликтную ситуацию, которая может произойти, но для каждой команды подготовлено определенное место действия. Итак, 1 команда, ваша ситуация будет происходить в магазине, 2 команда – в больнице, 3 команда – в школе, и 4 – в гостях. После того, как вы смоделируете эту ситуацию и представите ее, мы вместе с остальными ребятами будем пытаться вежливо и тактично ее разрешить. Всем понятно задание? -Отлично, тогда, прежде чем работать с конструктором, вспомним правила работы с набором. Кто может назвать их? -Я вижу, что вы готовы начать работу, на это задание вам дается 7 минут. Приступайте. -Ребята, время подошло к концу, начинаем представлять ваши ситуации, чья команда уже готова? (помогает учащимся разрешить конфликтную ситуацию, говорит, как поступать правильно, а как делать не стоит). -Итак, у нас есть первая конфликтная ситуация, как же найти выход из нее? -А как вы считаете, девочке стоило в ответ обижать одноклассников? Почему? -А что нужно было сделать ребятам, чтобы избежать такой ситуации? -Отлично, вы все справились с заданием! Я очень рада, что вы сами смогли разрешить все конфликтные ситуации, надеюсь, вы узнали много нового. | -Конфликтные ситуации случаются, потому что люди не хотят уступать. -Из-за того, что кто-то вредничает. -не нужно злиться; -чтобы избежать конфликта, нужно вежливо разговаривать. Делятся на 4 группы с помощью жетонов, рассаживаются по местам. Слушают задание учителя. -Да! Вспоминают правила работы с конструктором LEGO Education: - Нужно выполнять работу внимательно, не отвлекаться на посторонние дела. -Нельзя разбрасывать детали конструктора. -При работе в группах, нужно распределить обязанности, чтобы каждый отвечал за свой этап работы. -При работе с конструктором важно следить за деталями, так как они очень мелкие. Нельзя детали брать в рот. Работают в группах: придумывают и моделируют из конструктора ситуацию. Пример одной из ситуаций: Наше место действия - школа. На модели мы представили учеников начальной школы, которые на перемене были очень неаккуратны. Из-за того, что два мальчика бегали и не смотрели по сторонам, они толкнули свою одноклассницу. После этого мальчики, не извиняясь, побежали дальше. А девочка решила дать им сдачи. -Мальчикам нужно извиниться перед девочкой. И все будет хорошо. -Нет! Потому что так конфликт еще больше будет. -Мальчикам стоило просто помочь подняться однокласснице и извиниться перед ней. Тогда конфликта можно было бы избежать. Каждая группа представляет свою ситуацию, остальные одноклассники слушают, пытаются ее вежливо и правильно разрешить. -Даа! | Познавательные УУД: умение работать с конструктором LEGO Education; знание правил работы с конструктором; умение осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения и классификации. Регулятивные УУД: умение генерировать идеи и определять средства для их реализации. Коммуникативные УУД: умение формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение осуществлять совместную деятельность в группах. Личностные УУД: освоение учащимися социальных норм, правил поведения в конфликтной ситуации; принятие для себя оптимального способа разрешения конфликта; умение проявлять целеустремленность, креативность, ответственность по отношению к поставленной задаче. |
6. Эмоционально-рефлексивный Задача: организовать деятельность обучающихся по самоанализу и самооценке достижения обучающимися поставленной цели. | -Ну а наше занятие подходит к концу, мне очень хотелось бы узнать ваше мнение о нем. Давайте ответим на вопросы, которые вы видите на доске: 1. Сегодня я узнал (-а) … 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я почувствовал (-а) … 5. Мне захотелось… -Спасибо вам за работу, а закончить наше занятие мне бы хотелось несколькими высказываниями, над которыми вы сможете поразмышлять после нашего занятия: Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации. Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других. -До свидания! | -Сегодня я узнала точное значение слова «конфликт» и как себя нужно вести в конфликтной ситуации. -Было интересно работать с конструктором по группам. -Было трудно найти правильное решение конфликтной ситуации. -Я почувствовала радость от того, что мы сами смогли решить все конфликтные ситуации очень тактично. -Мне захотелось больше узнавать о точном значении разных слов в словаре. -До свидания! | Коммуникативные УУД: умение вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе; умение формулировать и высказывать собственные мысли. Регулятивные УУД: умение проявлять дисциплинированность; умение осознавать возникающие трудности; умение оценивать результаты своей деятельности. |