Эссе на тему «Учитель — не кто учит, а у кого учатся»
Учитель - не кто учит, а у кого учатся
Хусинова Роза Рашидовна,
учитель физики ГБОУ гимназия № 107
Выборгского района Санкт-Петербурга
"Педагог не тот, кто учит, педагог тот,
кто чувствует, как ученик учится"
В. Ф. Шаталов
ХХI век - век передовых информационных технологий, век машин, компьютеров, роботов. Он требует, чтобы человек привносил в жизнь всё новые и новые идеи, умел выстраивать современные модели общества. Но, главное человек должен оставаться носителем и хранителем нравственных ценностей и культуры. И только тот, кто обогатит свою память знанием, выработанным человечеством, станет действительно духовно богатой и творческой личностью. Как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший учитель всегда учится сам. Учится, когда работает над собой, учится, когда передает свои знания другим.
В основе моей педагогической философии лежит мое отношение к ученикам. Ведь каждый из них, прежде всего, личность, имеющая право на свое мировоззрение, свое миропонимание. А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо ученику.
В связи с этим, мною освоены и применяются различные педагогические технологии: критического мышления, интегрированная, модульно-блочная. Мною собран соответствующий дидактический и раздаточный материал, подобраны практические, лабораторные и контрольные работы, определены задачи по соответствующим темам учебной программы.
В образовательном процессе мною используются различные формы и методы обучения. Хорошие результаты дают групповые формы работы, где ученики активно взаимодействуют, прорабатывают материал несколько раз, взаимообучаются, общаясь. В зависимости от темы и цели урока, ученикам предлагается поработать в малой группе, в группе сменного состава, в паре, индивидуально. На уроках применяются различные приемы: ключевые слова, схемы, таблицы, арабская грамота, диаграммы Венна, математическая формула и другие, которые в дальнейшем могут позволить ученикам перерабатывать информацию и представлять ее в нужном или удобном виде.
Способности у всех детей разные, и зачастую они не лежат на поверхности. Увидеть их, помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, дождь открывает потенциал каждого зерна. Цель учителя – выявить одарённость каждого ученика и направить в нужную деятельность, для того, чтобы она переросла в талант. Ну, а, чтобы ребёнок приобретал знания, его надо заинтересовать. А вот заинтересовать детей может только заинтересованный педагог. Поэтому постоянно приходится внутренне развиваться, учиться, искать новое. Работая над темой самообразования «Контрольно-измерительный инструментарий учителя физики как средство объективного оценивания учебных достижений учащихся» стараюсь повысить эффективность каждого урока, усилить практическую направленность обучения физики, научить детей понимать мир, в котором они живут, осознавать себя в этом мире.
Ребенок действительно «не пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь». Для меня гораздо важнее абстрактного знания определений, формулировок, напрягающего только память, является связь с жизнью и практическая направленность образования: через конкретность деталей и примеров, взятых из повседневной жизни - к практическому применению знаний. А ещё лучше, когда знание возникает в результате практической деятельности. Центральным звеном педагогики становиться самостоятельная работа учащегося: только то, что пропустил через себя, проработал, будет его настоящим достоянием. Многие ученики с интересом рассматривают проблемные вопросы физики, объясняют интересные опыты, явления, происходящие в природе; занимаются научно-исследовательской и проектной деятельностью. Самому важному нельзя обучить, а можно только научиться. Мне нравятся слова: «Учитель - не кто учит, а у кого учатся». Известно, что учитель тоже учится у учеников, а педагогика – процесс взаимный. Каждый человек, проходя свой жизненный путь, задумывается о выборе своего призвания, своей профессии. И сейчас, оглядываясь назад, я нисколько не жалею о своём выборе.
Я люблю свою профессию за её уникальное свойство: она позволяет нам видеть и любоваться духовным ростом своих учеников, через годы встречаться с ними, ставшими взрослыми достойными людьми.