12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Данильченко Светлана Анатольевна32
Учитель-методист, член ассоциации творческих педагогов Донецкой Народной Республики, руководитель районного методического объединения учителей музыки.Объединив усилия учителей музыки, литературы, МХК, ИЗО проводим нестандартные, интегрированные уроки.
1

Удивительные способности «фортепианного поэта» Фридерика Францишека Шопена. Музыкальное искусство, 6 класс

Амвросиевская общеобразовательная школа I – III ступеней № 6

Амвросиевского района Донецкой Народной Республики

 

Удивительные способности «фортепианного поэта»

Фридерика Францишека Шопена.

Музыкальное искусство

6 класс

                                                            Учитель - методист музыкального искусства 

Высшей квалификационной категории

Данильченко Светлана Анатольевна 

 
 
                                    ТЕМА  МУЗЫКА КАК ЯЗЫК ЧУВСТВ.

В первом семестре учащиеся должны осознать, что музыка способна с огромной силой влиять на человека, рождать в нее чувства и мысли, формировать ее отношение к другим людям, к окружающему миру, изменять характеры, изменять силу воли, пробуждать смелость, воспитывать благородство, гуманность, доброту. Вдохновлять на трудовые свершения.

Следует подчеркнуть нераздельность двух сторон связи музыки и жизни: 
ЖИЗНЬ РОЖДАЕТ МУЗЫКУ, А МУЗЫКА ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ЖИЗНЬ, обогащение представлений детей о жизненном содержании музыки пониманием ее преобразующей силы приведет к осознанию.

                                                     УРОК

Цель: - углубить знания детей о творчестве Фридерика Шопена;
- учить учащихся глубоко эмоционально воспринимать инструментальную (фортепианную)  музыку, понимать и интерпретировать её содержание;
- дать определение понятий ноктюрн и скерцо;
- обогатить представление детей о жизненном содержании музыки, понимание ее 
преобразующей силы;
- создать условия для осмысления учащимися роли музыки в жизни человека,
жизни общества;
- способствовать развитию образного мышления;
- направить внимание учащихся на пробуждение в них эмоциональных импульсов;
- обучать учащихся навыкам сотрудничества;
- стимулировать эмоционально – нравственные переживания взаимного обучения.
ОБОРУДОВАНИЕ: 
- мультимедийная доска Panaboard, фортепиано, магнитофон, диски; 
- портрет Ф.Шопена, фотографии; 
- фонозаписи произведений Ф. Шопена: Ноктюрн - H dur Скерцо - В molle, 
Вальс №7 (ф-но), Этюд E dur (оп.10); 
- карточки для групповой работы.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ХОД УРОКА.

I. Музыкальное приветствие.

Учитель:

Добрый день вам, дети, рада видеть вас!

Ученики:

Здравствуйте учитель, добрый день наш класс!

Все:

Урок музыки у нас

Пригласил сегодня в класс.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Поработем мы все.

II.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Итак, с вашими очаровательными улыбками, с хорошим настроением сегодня на уроке с помощью знаний и умений мы продолжаем с вами путешествовать по теме:
СЛАЙД 1 (Приложение открывается затмение) 
«Музыка как язык чувств»
Тема нашего урока - 
СЛАЙД 2 (Приложение) 
Удивительные способности «фортепианного поэта»
Фридерика Францишека Шопена.
Немного кто из выдающихся композиторов, чьи имена вписаны в историю мировой культуры, завоевали столь горячее признание и вызвали настолько живой отклик в сердцах миллионов слушателей во всем мире, как Фридерик Шопен. Гениальный музыкант, чуткий и вдохновенный певец родной Польши, несравненный поэт фортепиано, что открыл для будущих музыкантов неограниченные возможности инструмента. Шопен – один из самых любимых композиторов человечества. «В Фридерика Шопена, - писал выдающийся пианист и педагог Генрих Нейгауз, - каждая нота, каждая фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с неповторимым совершенством, с исчерпывающей ясностью и силой целостный поэтический образ – видение поэта». 
С творчеством талантливого композитора мы будем знакомиться, работая в 
группах. Для этого надо придерживаться некоторых правил. Может кто знает, каких?
Дети называют, учитель предлагает сверить свои ответы с записью на доске (открывается затмение)
СЛАЙД 3 (Приложение)
- логика, аргументированность;
- настойчивость; 
- выделение главного; 
- толерантность мнений;
- не повторяться; 
- не перебивать товарищей;
- придерживаться времени.

– Хорошо, как вести себя вы знаете, а теперь...

а тепер начинаем работать.

Я раздаю вам цветные карточки, на них есть цифры.

1) Обратите внимание только на цифры.

2) Рассчитайтесь на первый, второй, третий, четвертый.

3) Рассчитались, а теперь объединитесь по номерам.

4) Выберите лидеров в группах.

5) Прочитайте информацию и пересскажите друг другу.

Пересядьте за номерами и по цветам. Лидеры отвечают за порядок в группах.

СЛАЙД 3 (Приложение) Дети работают, фоново звучит Вальс №7 Ф. Шопена.

СЛАЙД 4(Приложение)

Фридерик Францишек Шопен(1810 – 1849)

Ответ:

1.Фридерик Шопен родился в 1810 году в небольшом поселке Желязнова Воля близ Варшавы. Вскоре семья Шопенов переезжает в Варшаву, где Никола Шопен – отец Фридерика - получает должность преподавателя французского языка в варшавском лицее.

СЛАЙД 5(Приложение)

Ответ:

2.Детство Фридерика проходило в атмосфере взаимного уважения, любви и нежности, как со стороны родных, так и со стороны дворянских детей – лицеистов, жили в пансионате Шопенов.

Дружбе с лицеистами Шопен пронесет через всю свою жизнь, она станет для него поддержкой в его странствиях и питательным источником общения с родиной.

Ответ:

3. Уже в восьмилетнем возрасте Фридерик становится известным. О юном музыканте пишут и говорят с восхищением, признавая не только исполнительское мастерство, но и незаурядный дар композитора.

СЛАЙД 6(Приложение)

Окончив лицей, в 1826 году Шопен поступил в Главную школу музыки, где учится под руководством Юзефа Эльснера, директора и дирижера Варшавской оперы.

СЛАЙД 7(Приложение)

Ответ:

4.Детство, отрочество и юность – самые счастливые годы жизни Шопена. Он не только талантливый музыкант, но еще и имеет незаурядные актерские способности, пишет стихи, фельетоны, водевили, рисует карикатуры. Все, с чем соприкасается его нежная душа – друзья, родные, первая любовь, природа, мелодии отечества, с детства поразили музыкальное воображение композитора – все отражается в его произведениях.

СЛАЙД 8(Приложение)

Ответ:

1.Фортепиано с его поэтическим окрасом было с детства единственным инструментом, отвечал творческим устремлениям Ф.Шопена. Исключительно к нему обращался композитор в своем творчестве, раскрыв новые выразительные возможности этого инструмента и изобретя новейшие приемы фортепианной игры; исключениями являются соната для виолончели, а также лирические песни.

Ответ:

2.Музыкальные мысли Ф.Шопена рождались в фортепианной музыке, технически совершенной и , в то же время, чрезвычайно лирической. Ей присущи непревзойденная мелодичность, искренность и изысканность в передаче самых разнообразных настроений и чувств.

А теперь сюрприз!

СЛАЙД 9(Приложение)

А) Рассмотрите головоломку. В ней зашифрованы названия произведений, которые мы послушаем и проанализируем.

Б) Составьте слова из букв, которые соответствуют белым клавишам, а потом черным (выделены буквы являются началом каждого слова).

Ноктюрн Скерцо

СЛАЙД 10(Приложение)

Ответ:

3. Ноктюрн ( франц. – ночной) – лирическая пьеса с наспівною широкой мелодией, «ночная песня».

Ф.Шопен написал 21 ноктюрн, которые обозначаются непревзойденным лиризмом, поэтичностью, одухотворенностью. Именно такие черты присущи жанру «ночной песни».

Мы прослушаем Ноктюрн Си мажор, а затем проанализируем музыку:

а) какие чувства переданы в музыке?

б) с помощью каких средств?

в) какие мысли навеял ноктюрн Ф.Шопена?

СЛАЙД 11(Приложение)

Звучит Ноктюрн Си мажор Ф.Шопена

Анализ – интерпретация прослушанной музыки

Есть у Шопена и другие ноктюрны – глубокие, серьезные и сосредоточенные. В этих произведениях композитор-новатор вышел за рамки традиционного содержания ноктюрна, обогатив его настроениями сильных и ярких душевных волнений.

СЛАЙД 12(Приложение)

Ответ:

4. Скерцо (от итал. – шутка) – музыкальная пьеса с живым, игривым характером в стремительном темпе и с отчетливым ритмом. Может быть как частью большого произведения, так и самостоятельным произведением.

В творчестве композиторов-романтиков – Ф.Шуберта, Ф.Шопена, И.Брамс – скерцо зазвучало как самостоятельная пьеса. В четырех ярких и выразительных скерцо, созданных Ф.Шопеном, классическое понимание жанра сочетается с неповторимым собственным стилем, «почерком» композитора:

- какие чувства переданы в музыке?

- с помощью каких средств?

- какие мысли навеял ноктюрн Ф.Шопена?

- и можно назвать контрастными Ноктюрн Си мажор и скерцо си бемоль минор?

- ощущаются ли в этих произведениях интонации польских народных мелодий?

СЛАЙД 13(Приложение)

Звучит Скерцо си бемоль минор Ф.Шопена

Анализ – интерпретация прослушанной музыки

Ответ:

1. 1827-1828 годы особенно плодотворные для Шопена. Ему восторженно аплодирует Вена – столица музыкальной культуры начала 19 века. Успех, выпавший на долю девятнадцатилетнего юноши в Вене (1829), знакомство со многими выдающимися музыкантами открыл перед ним путь к блестящей артистической карьеры в Европе, и Шопен после двух концертов, прошедших с большим успехом в Варшаве, 2 ноября 1830 года едет из Польши.

СЛАЙД 14(Приложение)

Известие о Варшавское восстание 29 ноября 1830 года застала Шопена в Вене. Мыслями и душой он в Польше со своими друзьями - революционерами, там, где льется кровь за свободу и независимость родины. Оружием композитора стала музыка. Именно тогда был создан «Революционный этюд», в котором с огромной силой отразились гневный протест и острая душевная боль Ф.Шопена, когда он узнал о подавлении восстания. На фоне грозных волнообразных пассажей вроде чувствуется пламенный призыв: «Лучше умереть, но не сдаваться в смертельном бою.»

Звучит фрагмент «Революционного этюда» Ф. Шопена

Ответ:

2. Ф. Шопен глубоко переживал на чужбине разлуку с отечеством в эту героическую и трагическую для нее час. Боль и отчаяние, пережитые им в связи с падением Варшавы, надолго наполнили композитора глубокой печалью.

Ответ:

3. Париж встречает Шопена восторженно. Публичный концерт композитора 26 февраля 1832 года прошел с огромным успехом. Отныне каждое выступление Шопена будет триумфом композиторского и исполнительного гения автора.

СЛАЙД 15(Приложение)

Ответ:

4.В салоне Шопена можно было встретить таких выдающихся деятелей европейской культуры, как Ф. Листа, Г. Берлиоза, П. Виардо, А. Нури, Е. Делакруа, А. Бальзака, А. Дюма, Г. Гейне, А. Мицкевича, А. Дюдеван.

СЛАЙД 16 (Приложение)

Ответ:

1. Встреча с Жорж Санд произошла в тяжелое для Шопена период. Он глубоко и горько переживал драму своей любви к Марии Водзинської – дочери польского магната. Шопен был помолвлен с Марией и отказ, пусть и в мягкой форме, но категорична, жестоко ранила его.

Ответ:

2. Дружба с Жорж Санд – сильной, волевой натурой, имела большое влияние на Шопена. Творческая одаренность, незаурядный ум этой женщины в сочетании с большим чувством, что возникло между ними, создали ту атмосферу, которая была необходима Шопену в этот сложный для него период жизни.

Ответ:

3. Девять лет дружбы с Жорж Санд были периодом плодотворной творческой деятельности Шопена, и все же длительный союз между такими разными и сильными натурами оказался невозможным. Отношения становятся все более сложными, и в 1848 году разрываются.

Ответ:

4. Накануне революционных событий 1848 года Шопен дает свой последний концерт в Париже, который прошел, как всегда, с триумфом. Вскоре он уезжает в Лондон, а затем по приглашению своей ученицы Джейн Стирлинг совершает поездку в Шотландию. Несмотря на заботы Джейн и ее семьи Шопен чувствует себя одиноким.

СЛАЙД 17(Приложение)

Ответ:

1. Болезнь, которая мучила Шопена долгие годы, прогрессирует. Тяжело больной Шопен в 1849 году возвращается в Париж. Надломлений физически и духовно великий музыкант угасает.

СЛАЙД 18(Приложение)

Ответ:

2. 17 октября 1849 года перестало биться сердце великого польского композитора, чья музыка стала достоянием человечества на все времена.

СЛАЙД 19(Приложение)

Ответ:

3. По завещанию композитора, его сердце перевезли на родину, где оно было похоронено в варшавском костеле Святого Креста. На мраморной доске возле урны с сердцем музыканта-патриота высечены слова из Библии: «Где сокровище ваше, там и сердце твое».

СЛАЙД 20(Приложение)

4. ИТОГ.

Почему Ф. Шопена называли «фортепианным поэтом?

Какие черты присущи его фортепианной музыке?

Какие фортепианные произведения Ф.Шопена вам известны?

5. ВОКАЛЬНО - ХОРОВАЯ РАБОТА.

Образцом воплощения образа любви к родине является украинская народная песня в обработке Ф.Колессы «Родной край», которую мы с вами начнем разучивать.

- Распевка.

- Исполнение Канона.

- Работа над двоголоссям: ритмическая и вокальная.

- Исполняя песню, пытаться передать любовь к родному краю.

6.ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.

Звенит заливистый звонок,

Закончился плодотворный наш урок.

Пусть вам солнце смеется,

Пусть вам всем хорошо живется!

Опубликовано


Комментарии (1)

Садварий Жанна Владиславовна, 16.07.19 в 21:46 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо. Очень люблю творчество Шопена.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.