С днем учителя!

Урок математики для 3 класса «Углубление знаний о масштабе»

2
1
Материал опубликован 2 November 2016 в группе

Технологическая карта (план-конспект)

урока математики,

проведенного в 3 «А» классе

гимназии им. А.С. Пушкина

студенткой группы 3 «А»

ГБПОУ РО «ШПК»

Власовой Анастасией Александровной

Дата проведения: 05.04.2016

Учитель: Астраханцева Т.В.

Преподаватель-руководитель практики: Андреева Л.Н.

Оценка:

Дата 05.04.2016 ФИО учителя Астраханцева Т.В.

Класс 3 «А» ФИО практиканта Власова А.А.

Технологическая карта урока № 7

Предмет: математика

Целевой блок

Тема урока:

«Масштаб»

Цель урока:

- углубление знаний о масштабе

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- повторение изученного материала

- углубление математических знаний

- умение работать с текстом задачи

- умение анализировать, сравнивать и сопоставлять

Личностные УУД:

- формирование личного восприятия и собственных ассоциаций

- развитие мышления и умения слушать

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

1.Умение высказывать свое мнение

2.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

3. Связь с окружающим миром (профессии, мир животных)

*Коммуникативные:

1.Готовность получать необходимую информацию

2.Умение участвовать в коллективном поиске решения задачи

*Познавательные:

1.Давать определения понятиям

2.Отличать новое от уже известного
3.Делать выводы в результате совместной работы всего класса

 

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок закрепления изученного материала

Формы, приёмы и методы

Словесный, наглядный, практические методы (устные и письменные задачи, задания на логику и сообразительность, выполнение чертежей)

Образовательные ресурсы:

Учебник

ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем)

Доска, мел

Наглядность (карточки, схемы)

Конспект урока

1. Организационное начало.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Садитесь! Проверьте готовность к уроку. Сегодня нам обязательно понадобятся линейка и простой карандаш, а также учебник и тетрадь.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, помните ли вы мультфильм «Маугли?». (Ответы учащихся)

- Конечно же, я думаю, все вы его смотрели. Сегодня мы с вами окажемся в джунглях, где каждый из героев этого мультфильма откроет вам несколько секретов.

- Но, конечно же, вы должны будете выполнить их задания.

- Знаете ли вы этого персонажа? (Слайд с изображение слона из мультфильма) (Да, это слон)

- Помните ли, о каком своем качестве он всегда говорил? (О том, что слоны никогда ничего не забывают)

- Но, прежде чем ответить на вопрос, правда ли это, он захотел проверить вашу память. Скажите, какую тему мы с вами изучаем на протяжении нескольких уроков? (Масштаб)

- Молодцы. Вот только слону хотелось бы удостовериться в том, что вы действительно запомнили, что же такое масштаб.

3. Устный счет.

- Высота дерева 900 см. Чтобы изобразить дерево на чертеже, дизайнер использовал масштаб 1:100. Какова высота дерева на чертеже? (9 см)

- Длина книги, изображенной на рисунке мальчика 5 см. Для того, чтобы поместить ее на рисунок, он использовал масштаб 1:4. Какова настоящая длина книги? (20 см)

- А для изображения ширины книги он использовал масштаб 1:3. На рисунке ширина книги равна 4 см. Какова ширина книги на самом деле? (12 см)

- Длина тела синички достигает 14 см. Чтобы изобразить ее на ватмане, ученики использовали масштаб 5:1. Какова стала длина тела синички, изображенной на ватмане? (70 см)

- Отлично, вы просто молодцы.

- А что касается того, что слоны никогда ничего не забывают, это действительно так. Ученые говорят, что если научить слона что-либо делать, то он сможет повторить это и через много-много лет. Также слоны никогда не забудут своего обидчика. И если им представится возможность, то отомстить они смогут и через 30 лет.

- А сейчас мы встретимся с пантерой. Помните, как ее звали? (Ее звали Багирой)

4. Работа над задачей

- Всё-таки, ребята, память у вас отличная. Да, пантера Багира может рассказать нам, как сложилась судьба героев мультфильма.

- Но вот, чтобы узнать все тайны Багиры, нам необходимо решить целую задачу. Откройте учебники на стр. 66-ой. Обратите внимание на 389-ую задачу. Прочитайте ее про себя. (Учащиеся читают задачу)

Три пчеловода собрали вместе 187 кг мёда. Первый и второй собрали 130 кг, первый – 72 кг. Сколько килограммов мёда собрал второй пчеловод?

- Прочитайте только условие задачи. (Три пчеловода собрали вместе 187 кг мёда. Первый и второй собрали 130 кг, первый – 72 кг)

- Прочитайте только вопрос задачи. (Сколько килограммов мёда собрал второй пчеловод?)

- О чем говорится в задаче? (О том, сколько килограммов мёда собрал каждый из трех пчеловодов)

- Составим краткую запись к задаче. (Все ученики записывают в тетрадях, а один ученик – на доске)

- Посмотрите внимательно на краткую запись. Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Да, можем)

- Что мы для этого должны сделать? (Мы должны из 130 кг, которые собрали первый и второй пчеловоды, вычесть 72 кг)

- Отлично. Запишем.

Решение:

130 – 72 = 58 (кг) – собрал второй пчеловод

- Прежде чем записать ответ, посмотрите, есть ли в этой задачи данные, которые не понадобились нам для решения? (Да, есть)

- Отвлекали ли вас эти данные? (Ответы учащихся)

- Видите, как важно, чтобы в задаче были только самые необходимые данные. Теперь запишем ответ.

Ответ: Первый пчеловод собрал 58 килограммов мёда.

- Мы ответили на вопрос задачи? (Да)

- Давайте прочитаем третье задание к этой задаче.

Какие данные в условии будут лишними, если поставить вопрос: «Сколько килограммов мёда собрал третий пчеловод?»

- Ответим на вопрос, так какие же данные будут лишними? (Лишними будут данные о том, сколько килограммов собрал первый пчеловод)

- И как бы вы решили эту задачу? (Из 187 кг нужно вычесть 130 кг)

- Можете ли вы устно посчитать и сказать, какой ответ мы получим. (57 кг)

- Хорошо. Теперь Багира может открыть нам свои тайны. Балу, Шер-хан и Луи теперь живут в современности и ведут себя совсем как люди. Балу работает летчиком в службе доставки, Луи держит популярную забегаловку, а Шер-хан является главой крупной компании, его нельзя назвать отпетым злодеем, но в кое-каких нечестных махинациях он участвует. Вместо Маугли у Балу появился здесь новый друг — медвежонок Кит, который и зовет Балу «папа-мишка», как и Маугли.

- А сейчас вам предстоит выполнить задание вот этого существа. Знаете ли вы его? (Удав Каа)

- Он тоже приготовил вам задание. А задание такое. Возьмите в руки линейку и карандаш. Начертите прямоугольник со сторонами 3 мм и 2 мм. (Ученики чертят прямоугольник)

- Вам нравится этот чертеж? Легко ли его рассмотреть? (Нет, не удобно, потому что он маленький)

- А можем ли мы применить масштаб, чтобы он стал больше? (Да, можем)

- Вот у удава получился в итоге прямоугольник со сторонами 30 мм и 20 мм. Можем ли мы перевести эти данные в сантиметры? (Да, можем)

- Сколько сантиметров получится? (3 см и 2 см)

- Какой масштаб использовал Каа? (Масштаб 10:1)

- Запишите этот масштаб и начертите прямоугольник с этими сторонами. (Дети выполняют чертеж)

- Этот чертеж удобнее? (Да) Чем удобен именно этот чертеж? (Он больше)

- Вы хорошо выполнили это задание, поэтому Каа предлагает вам зарядку для хвоста.

5. Физминутка

Зайка  беленький  сидит.

Зайка  беленький  стоит,

Он  ушами  шевелит,

Вот  так, вот  так

Он  ушами  шевелит,

Зайке  холодно  сидеть,

Надо  лапочки  погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп

Надо  лапочки  погреть.

Зайке  холодно  стоять,

Надо  зайке  поскакать.

Скок, скок, скок, скок

Надо  зайке  поскакать.

- Теперь мы встретимся с самим Маугли. Он хочет стать образованным мальчиком и выучиться. Вот ему попался ваш учебник по математике. Открыл страницу 67-ую. Посмотрите на номер 392-ой. Какие две фигуры вы видите? Знаете ли вы, как они называются? (Ответы учащихся)

- Посмотрите на задание первое. Нам необходимо помочь Маугли и сказать, чем похожи эти две фигуры.

1) Одинаковое основание – круг

2) Одинаковый цвет

- Молодцы, а в чем же различия между ними?

1) в названии

2) у конуса есть вершина, а у цилиндра нет

- Прочитайте третье задание. Как можно изменить одну из фигур, чтобы количество различий между ними увеличилось? (Изменить цвет)

- Возьмите в руки линейки, измерьте высоту данных фигур. Встречались ли вам в реальной жизни макеты фигур такой высоты? (Ответы учащихся)

- Тогда, какой вывод вы можете сделать? Как поместили эти макеты на страницы учебника? (С помощью масштаба)

- Последнее задание, которое вам предстоит выполнить, является повторением.

- Вам необходимо вычислить в столбик следующие выражения.

1) 654-296=358

2) 345+439=784

3) 453-346=107

4) 762-437=325

6. Подведение итогов.

- Отлично. Вы просто молодцы. Думаю, что Маугли понял не только, как выполнять это задание, но и то, что такое масштаб.

- А что из сегодняшнего урока запомнилось вам? (Ответы учащихся)

- Как вы думаете, людям какой профессии необходимо знать, как использовать масштаб? (строители, архитекторы, художники)

- Вашим домашним заданием будут номера 393 и 394. Спасибо. Урок окончен.

Комментарии

Спасибо, мне понравилось.

5 November 2016