Урок обществознания в 8 классе на тему «Уголовные правоотношения»
Пояснительная записка к презентации
Автор: Л.М. Шапцева,
учитель истории и обществознания
МОУ СШ №134 «Дарование»
Красноармейского района Волгограда
Конспект урока по обществознанию в 8 классе
Всероссийский конкурс для учителей истории и обществознания на лучший урок с мультимедийным сопровождением
Тема |
Уголовные правоотношения
|
Тип урока |
Урок «открытия» нового знания |
Планируемые результаты |
Предметные: формирование базовых знаний по обществознанию, формирование умения находить необходимую информацию в исторических и правовых источниках, литературных произведениях, развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию из различных источников информации о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способствовать формированию способностей определять и аргументировать своё отношение к данной информации, формирование адекватного восприятия учебной информации, применяя основные обществоведческие термины и понятия (уголовное право, преступление, уголовная ответственность, вина, умысел), преобразовывая в соответствии с решаемой проблемой (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, формирование умений применения знаний из области истории и литературы для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном мире, определять причины и следствия событий и деятельности человека. |
Метапредметные: Познавательные: совершенствование навыков работы с правовыми и историческими текстами, таблицей, умение делать выводы на каждом этапе урока, приводить примеры, основываясь на собственный жизненный опыт, а также, опираясь на тексты с информацией по истории, литературе, уголовному праву, совершенствование умений по определению понятий и смысловому чтению. |
|
Метапередметные: Коммуникативные: взаимодействовать с одноклассниками при выполнении заданий на уроке, совершенствование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, организовывать свою деятельность и координировать её с действиями других учеников, объяснять свою позицию. |
|
Метапредметные: Регулятивные: аргументированно отстаивать свою точку зрения, выбирать необходимую (верную) информацию, работая с различными текстами, определять проблему урока и обозначать пути её решения, осуществлять рефлексию. |
|
Метапредметные: Личностные: развивать способность аргументировано оценивать собственные действия и поступки людей, способствовать развитию критического мышления, сформировать представление об особенностях уголовных правоотношений в прошлом и настоящем российского общества, воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, его истории, законам, формирование ответственного отношения к учению, способствовать формированию целостного мировоззрения, которое соответствует современному уровню развития истории и обществознания. |
|
Межпредметные связи |
Обществознание, история, литература |
Формы обучения |
Фронтальная, индивидуальная, парная |
Основные понятия |
Уголовные правоотношения, вина, преступление, уголовная ответственность |
Оборудование |
компьютер с выходом в интернет; мультимедийный проектор; программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word |
Учебник |
Соболева О.Б., Чайка В.Н., Бордовский Г.А. Обществознание. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2018. |
Конспект урока в 8 классе по обществознанию «Уголовные правоотношения».
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Обучающие и развивающие компоненты |
Организационная часть |
Приветствие |
|||
Мотивация, 5 мин |
Предлагаю вам посмотреть следующее видео (учитель включает небольшой отрывок из к/ф «Вождь краснокожих» по рассказу О. Генри).
Слайд №2: Кого автор сделал главными героями? Что они задумали? Всё ли получилось так, как они хотели?
Это преступники, уголовники, которыми занимается Уголовное право. Почему именно УГОЛОВНОЕ?
Обозначаем тему: «Уголовные правоотношения»
|
Смотрят отрывок. Выдвигают предположения.
Преступники, задумали украсть ребёнка. (Кто читал, могут рассказать, получили ли выгоду киднепперы. Если никто из учеников не читал, можно создать интригу и мотивировать на чтение рассказа к следующему уроку, возможно проанализировать произведение на этапе первичного закрепления).
Рассуждают, выдвигают версии. Работают с текстом параграфа в учебнике. Необходимо подвести к следующим выводам: в начале «прилагательное «уголовный» понималось как «относящийся к убийству и «голове» — жертве». Затем смысл слова расширился, им стали обозначать не только преступления, связанные с лишением жизни, но и любое общественно опасное деяние». |
Коммуникативные, познавательные |
Работа с видео материалом, обсуждение версий. Адрес ролика: Вождь краснокожих 1/5 - YouTube https://www.youtube.com/watch?v=_ediAsSBXgM&t=10s Ролик длится 10 минут, но нам нужны первые 2,5-3 минуты.
Работа с понятием (Узнаем — Самое познавательное и интересное. Происхождение слова «Уголовный» |
Актуализация знаний и фиксация затруднений, 3-5 мин.
|
Что нам известно? Что мы знаем о правоотношениях, видах правоотношений и элементах правоотношений?
Что необходимо выяснить?
Работаем со словарём и текстом параграфа «Уголовные правоотношения». (Учитель выводит основные понятия на экране в презентации, ученики переписывают в тетрадь, что записали, необходимо запомнить). Понятия в Приложении (презентация) на слайдах №3, №4, №5 («уголовное право», «преступление», «уголовные правоотношения», элементы уголовных правоотношений). |
Вспоминают ранее изученное. Необходимо выяснить, что такое уголовное право, из чего состоят уголовные правоотношения, какие бывают преступления, какое следует наказание (предложенные учениками версии возможно внести в план на следующем этапе урока). |
Регулятивные, Коммуникативные |
Поиск взаимосвязей прошлых тем и изучаемой.
Работа с понятиями.
Учитель подводит учеников к пониманию особого вида правоотношений.
|
Постановка учебной проблемы, 5 мин.
|
Объяснение всех вышеперечисленных понятий, также, как и многих других, мы можем найти в главном документе по данному виду правоотношений Слайд №6: Главным документом (или источником права) является…
Прежде чем мы заглянем в этот документ, предположим, какую информацию несут его статьи?
Проблему выявили, определим основные направления решения нашей проблемы: составим план (слайд №7).
|
Уголовный кодекс РФ.
Дети предлагают свои варианты. Просматривают текст учебника на с.200. Учитель подводит к главной проблеме: взрослые люди в состоянии отличить правомерный поступок от преступления, тогда зачем необходимо создавать специальный документ, где описывается огромное количество опасных деяний? Всем и так понятно, что такое преступление и что оно обязательно должно быть наказано.
Предлагают свои варианты, план представлен в презентации, учитель подводит к представленным пунктам (возможна близкая по смыслу корректировка). |
Регулятивные |
Определяют учебную проблему на урок.
|
Открытие нового знания, 15 мин.
|
Рассмотрим с вами оглавление УК РФ ("Уголовный кодекс Российской Федерации" (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (последняя редакция) / Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ ), насколько это обширный документ, сколько преступлений он в себя вмещает, каким образом опасные деяния наказывает. В тексте параграфа на с.201 найдём виды наказаний. По ходу изучения новой темы составим таблицу о видах преступлений (слайд №8 в презентации).
Заполнив таблицу, дети рассмотрят основные виды преступлений (каждый пример-ситуация – это отдельный раздел (глава) УК РФ) и соответствующее наказание: 1) преступления против личности (а) против жизни и здоровья, б) против чести и достоинства, в) против конституционных прав и свобод человека и гражданина, г) против семьи и несовершеннолетних, 2) преступления в сфере экономики, 3) преступления против общественной безопасности и общественного порядка, 4) преступления против государственной власти (слайды №9-22). В новостях СК РФ сообщается о статье УК РФ, в которой содержится вид преступления и наказание за его совершение, но этой информации не должно быть в текстах для распечатки, она перенесена и в презентацию. Пример заполнения таблицы дан в презентации (слайд №23).
Назовите одно из самых важных и необходимых условий привлечения лица к уголовной ответственности?
|
Ученики рассматривают оглавление и перечисляют основные моменты: официальное название документа, когда был принят, сколько статей включает, название разделов, глав, анализируют структуру документа, последовательность статей.
(Возможна как работа в парах, так и индивидуальная работа). Для заполнения таблицы ученики получают либо полные сборники УК РФ, либо тексты выводятся на компьютерах, либо распечатывается Приложение (УК РФ), где содержится небольшая часть статей, на которые и следует обратить внимание учеников. Описание опасных деяний содержится в Приложении (новости). (Для экономии времени, возможно разделить представленные новости среди учеников, например, каждому ряду по 4 новости, затем составляется общая таблица).
В ходе работы с текстом УК РФ, ученики знакомятся с новым понятием «уголовная ответственность» (слайд №24), которое необходимо выучить.
Ученики перечисляют, учитель отмечает правильный ответ: достижение предусмотренного законом возраста. Находят в УК РФ статью 20, по ходу поиска, рассуждая, с какого возраста начинается уголовная ответственность.
|
Коммуникативные, регулятивные, познавательные. |
Работают с текстами новостей с сайта Следственного комитета РФ (Следственный комитет Российской Федерации https://sledcom.ru/ ) и УК РФ, отвечают на вопросы, составляют таблицу.
Учащиеся изучают текстовый материал и выбирают необходимую информацию; переносят её в таблицу. Материалы: - Приложение (презентация), - Приложение (УК РФ), - Приложение (новости). |
|
Итак, слушаем выступления и выводы, готовим вопросы.
Учитель помогает сделать выводы, задавая вопросы: На какие группы можно разделить преступления? Какие наказания предусмотрены? Соответствуют ли они совершённому преступному деянию? Насколько они опасны для человека, государства, общества? |
Представление и защита своих работ в форме таблицы со своими комментариями. Выводы.
Рассуждают Ребята могут привести другие примеры. |
Коммуникативные |
Учащиеся оценивают выступления друг друга, дополняют и справляют, если требуется, ответы друг друга, задают вопросы, возникшие в ходе защиты.
Приводят примеры. Рассуждают. |
Первичное закрепление, 5-7 мин.
|
Тема преступления и наказания очень волнующая, её затрагивали писатели и поэты во все времена. Уильям Шекспир, Александр Дюма, Чарльз Диккенс, Уилки Коллинз, Томас Майн Рид, Умберто Эко, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Теодор Драйзер поднимали «преступные темы». А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский и Н.С. Лесков, А.Н. Островский и М.А. Шолохов, А.Р. Беляев пытались проникнуть в тайны преступлений. Появился даже в литературе детективный жанр, описывающий всевозможные преступления, раскрывающие их причины и изобличающие убийц, воров, разбойников и т.д. Представим себя ненадолго детективами, мастерами по раскрытию преступлений, а одновременно и судьями, поскольку попробуем определить виновных, был ли умысел, какое последует наказание. Задание следующее: на примере некоторых литературных произведений попробуем определить вид преступления и соотнести его с описанием в УК РФ. Проанализируйте действия Сэма и Билла (задание актуально, если ученики знают содержание произведения), похитителей ребёнка из рассказа О. Генри (вина, умысел, соучастники). Какое же наказание они должны понести?
Учитель помогает сделать выводы: как вы считаете, почему писатели часто обращаются к такой вроде бы незавидной теме преступления? Что толкает человека на преступление? Осознаёт ли он, что совершает неправомерное деяние? |
Работают с распечатанными текстами (можно разделить класс на группы или пары) либо работать всем вместе, опираясь на тексты в Приложении (литература) и Приложении (УК РФ).
Рассуждают о поступках и проступках персонажей произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, В. Шекспира, О. Генри.
Выдвигают версии, рассуждают, делают выводы. |
Регулятивные, коммуникативные, личностные |
Работа с текстами. Приложение (литература), Приложение (УК РФ). |
Домашнее задание, 2 мин. |
Выполняя домашнее задание, вам также будет необходимо обратиться к психологической, я бы сказала, внутренней и скрытой стороне преступлений, попытаться расшифровать мотивы, распутать причины, соотнести с обстоятельствами, а также определить своё, личное, отношение, к поступкам людей, совершивших описные деяния. Предлагаю вам различные варианты домашнего задания (слайд №26): - написать небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Иван Каляев: террорист, герой, преступник или несгибаемый революционер?», опираясь на письмо Каляева после посещения его супругой Сергея Александровича и текст его речи в суде (Приложение (д/з). - проанализировать отрывок из художественного произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: можно ли оправдать, принять или разделять рассуждения героя о распоряжении чужой жизнью либо напишите сочинение-рассуждение на тему «Возможно ли оправдать преступление?», - сравните отношение к высшей мере наказания в России XVIII века и РФ (используйте отрывок из книги Е.В. Анисимова в Приложении (д/з) и УК РФ). Всем же необходимо прочитать параграф «Уголовные правоотношения» и выписать обстоятельства, исключающие преступность деяния. Согласны ли вы с тем, что выделены именно данные пункты, ответ обоснуйте. |
Ученики выбирают задание из предложенных с учётом индивидуальных возможностей. |
Познавательные, регулятивные |
Разноуровневые работы. |
Включение нового знания в систему знаний (повторение), 5-7 мин.
|
Проанализируем с вами события дней, давно минувших (слайды №27-33). Преступления прошедших столетий рассмотрим с точки зрения современного УК РФ.
Учитель подводит к выводам: можно ли оправдать какими-либо причинами преступление против жизни и здоровья человека?
Почему, по каким причинам, человек становится преступником?
Нашему государству более тысячи лет. «Русскую Правду» и УК РФ разделяют сотни лет, в которых происходили изменения в мировоззрении людей.
Учитель подводит к решению проблемы урока: Меняется отношение государства к человеку, меняются отношения между людьми, наконец, меняется отношение к разного рода деяниям, которые воспринимались как должное на государственном уровне, закреплялись законодательно(например, владение крепостными, торговля людьми), но совершенно неприемлемы сейчас и признаны УК РФ преступлениями. Только государство имеет право искать, выявлять и наказывать преступников, поэтому в законах должно быть чётко прописаны все преступления и последующая уголовная ответственность. |
Анализируют тексты в Приложении (история) (работа с фактическим материалом), определяют виды преступлений, обсуждают причины и последствия данных опасных деяний. Можно разобрать преступления на элементы (указать объект, субъекты, содержание). Анализируют совершённые преступления и соотносят с современным законодательством (каким образом преступники были бы наказаны – ученики продолжают на историческом материале разбирать документ, являющийся основным и единственным источником уголовного права, единственным нормативным актом, устанавливающим преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации - УК РФ).
1) Убийство великого князя Сергея Александровича (Ст.205 террористический акт; УК РФ Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля). 2) Свержение и убийство императора Петра III. Участникам заговора и убийства можно инкриминировать сразу несколько статей УК: статья 278 «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти» (лишение свободы на срок от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до двух лет), статья 279 «Вооружённый мятеж» (лишение свободы на срок от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до двух лет) и статья 277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля» - это пожизненное заключение либо смертная казнь. 3) Дело Алексея Петровича (1718г). Причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях – УК РФ ст.117 истязания. 4) Пленный царь – Иван Антонович. (УК РФ ст.126 похищение человека). Борьба за власть при дворе превратила его жизнь в кошмар и свела с ума. Годами заточения и издевательства стражников заплатил молодой император за право престолонаследия. 5) Торговля крепостными (УК РФ - ст.127 торговля людьми). 6) Охрана труда в царской России (УК РФ ст.143 нарушение требований охраны труда). 7) Восстание под предводительством Е. Пугачёва (УК РФ ст.279 вооружённый мятеж).
Ученики рассуждают, о том, что не считалось преступлением в прошлом, какие изменения произошли во взглядах людей, о достижении равенства между людьми, закреплённого Конституцией РФ и отразившегося в правовых документах нашего государства.
О неравенстве в правовом положении говорят статьи «Русской Правды», их также можно сравнить с современным источником права – УК РФ (отрывок из «Русской Правды» в Приложении (УК РФ). |
Личностные |
Анализ «исторических преступлений», каким образом они могли быть наказаны сейчас. Тексты в Приложении (история). Приложение (УК РФ).
Индивидуальная работа учащихся.
Рассуждают, делают выводы, решая проблему, поставленную в начале урока.
|
Рефлексия деятельности, 3-5 мин.
|
Можно ли представить общество, в котором людей не будут тревожить преступные помыслы? - для чего необходимо наказание? Сравните своё мнение с содержанием статьи 43 УК РФ. - какие бы вы преступления отметили как самые опасные? - представьте себя законодателем: какой закон предотвратит или предупредит преступление, или уменьшит их количество?
Предлагаю познакомиться с рассказом А.П. Чехова «Спать хочется». О каком преступлении идёт речь? Кто преступник? Будет ли наказание? Попробуйте сформулировать тему следующего урока. (При недостатке времени на выполнение на уроке, можно сделать это задание домашним).
|
Отвечают на вопросы.
Читают рассказ. Отвечают на вопросы. Выдвигают версии. |
Личностные |
Рассказ А.П. Чехова в Приложении (литература).
Выводы по теме. |
В помощь учителю при подготовке к уроку:
Алихаджиева И.С., Даурова Т.Г., Лиценбергер О.А. Уголовное право: история и современность. Вопросы общей части: Учебное пособие / Под ред. Т.Г. Дауровой. Саратов, 2010.
Анисимов Е.В. Русская пытка: Политический сыск в России XVIII века. СПб.: «Нотинт», 2004.
Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005.
Волженкин Б. В. Ответственность за взяточничество по российскому уголовному законодательству второй половины Х1Х-начала XX в. // Правоведение. 1991. № 2.
Гладких В.И., Курчеев В.С. Уголовное право России. Общая и особенная части. Учебник. М.: Новосибирский государственный университет, 2015.
Исаеев И.А. История государства и права России: Учебник. M., Юристъ, 2004.
Павленко Н.И. Царевич Алексей. М.: Молодая гвардия, 2008.
Практикум по уголовному праву России / Под ред. проф. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан, И.А. Тарханова. – М.: Статут, 2014.
Першина Ю.В. Основы права, учебно-методическое пособие, М.: 2018.
Рогов В.А. История государства и права России IX - начала XX вв. Учебник. М.: МГИУ,2000
Сундуров Ф.Р., Талан М.В. Наказание в уголовном праве: Учебное пособие. – М.: Статут, 2015.
В помощь ученикам при подготовке к уроку:
Бабенко В.Н. История отечественного государства и права. 2016.
Довлатова А., Нариньяни А. Популярный юридический справочник. 2015.
Гельдибаев М.Х., Рахманова Е.Н. Уголовное право в схемах и определениях. 2017.
Ловягин С.Н., Володина С.И., Калпин А.Г. Практикум по курсу, Основы правовых знаний, 8-9 класс, 2001.
Русская история. Полный курс лекций В.О. Ключевского. http://rtunes.ru/content/ebooks/free_ebooks/vasily_klyuchevsky/russian_history_full_course_of_lectures/russian_history_full_course_of_lectures.a4.pdf
Приложение (презентация)
PPTX / 3.02 Мб
Приложение (УК РФ)
DOCX / 60.9 Кб
Приложение (новости)
DOCX / 40.28 Кб
Приложение (история)
DOCX / 35.11 Кб
Приложение (литература)
DOCX / 44.25 Кб
Приложение (д/з)
DOCX / 23.64 Кб
Елена Вениаминовна Чурина
Шапцева Людмила Михайловна
Татьяна Александровна