12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Шапцева Людмила Михайловна1354
Окончила Волгу в 2004 году. Работаю в школе 15 лет.
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
6

Урок на тему «Уголовные правоотношения»



Автор: Л.М. Шапцева,

учитель истории и обществознания

МОУ СШ №134 «Дарование»

Красноармейского района Волгограда

Конспект урока по обществознанию в 8 классе

Всероссийский конкурс для учителей истории и обществознания на лучший урок с мультимедийным сопровождением

 

Тема

Уголовные правоотношения

 

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты

Предметные:

формирование базовых знаний по обществознанию,

формирование умения находить необходимую информацию в исторических и правовых источниках, литературных произведениях,

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию из различных источников информации о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способствовать формированию способностей определять и аргументировать своё отношение к данной информации,

формирование адекватного воспри­ятия учебной информации, применяя основные обществоведческие термины и понятия (уголовное право, преступление, уголовная ответственность, вина, умысел), преобразовывая в соответствии с решаемой проблемой (анализировать, обобщать, систематизировать, конкрети­зировать) имеющиеся данные,

формирование умений применения знаний из области истории и литературы для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном мире,

определять причины и следствия событий и деятельности человека.

Метапредметные:

Познавательные:

совершенствование навыков работы с правовыми и историческими текстами, таблицей,

умение делать выводы на каждом этапе урока,

приводить примеры, основываясь на собственный жизненный опыт, а также, опираясь на тексты с информацией по истории, литературе, уголовному праву,

совершенствование умений по определению понятий и смысловому чтению.

Метапередметные:

Коммуникативные:

взаимодействовать с одноклассниками при выполнении заданий на уроке,

совершенствование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,

организовывать свою деятельность и координировать её с действиями других учеников,

объяснять свою позицию.

Метапредметные:

Регулятивные:

аргументированно отстаивать свою точку зрения,

выбирать необходимую (верную) информацию, работая с различными текстами,

определять проблему урока и обозначать пути её решения,

осуществлять рефлексию.

Метапредметные:

Личностные:

развивать способность аргументировано оценивать собственные действия и поступки людей,

способствовать развитию критического мышления,

сформировать представление об особенностях уголовных правоотношений в прошлом и настоящем российского общества,

воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, его истории, законам,

формирование ответственного отношения к учению,

способствовать формированию целостного мировоззрения, которое соответствует современному уровню развития истории и обществознания.

Межпредметные связи

Обществознание, история, литература

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, парная

Основные понятия

Уголовные правоотношения, вина, преступление, уголовная ответственность

Оборудование

компьютер с выходом в интернет; мультимедийный проектор; программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word

Учебник

Соболева О.Б., Чайка В.Н., Бордовский Г.А. Обществознание. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2018.


 


 

Конспект урока в 8 классе по обществознанию «Уголовные правоотношения».

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Обучающие и развивающие компоненты

Организационная часть

Приветствие

Мотивация,

5 мин

Предлагаю вам посмотреть следующее видео (учитель включает небольшой отрывок из к/ф «Вождь краснокожих» по рассказу О. Генри).

 

Слайд №2: Кого автор сделал главными героями? Что они задумали?

Всё ли получилось так, как они хотели?

 

 

 

 

 

 

Это преступники, уголовники, которыми занимается Уголовное право. Почему именно УГОЛОВНОЕ?

 

 

 

 

 

 

Обозначаем тему: «Уголовные правоотношения»

 

Смотрят отрывок.

Выдвигают предположения.

 

 

Преступники, задумали украсть ребёнка.

(Кто читал, могут рассказать, получили ли выгоду киднепперы. Если никто из учеников не читал, можно создать интригу и мотивировать на чтение рассказа к следующему уроку, возможно проанализировать произведение на этапе первичного закрепления).

 

Рассуждают, выдвигают версии.

Работают с текстом параграфа в учебнике.

Необходимо подвести к следующим выводам: в начале «прилагательное «уголовный» понималось как «относящийся к убийству и «голове» — жертве». Затем смысл слова расширился, им стали обозначать не только преступления, связанные с лишением жизни, но и любое общественно опасное деяние».

Коммуникативные, познавательные

 

Работа с видео материалом, обсуждение версий.

Адрес ролика:

Вождь краснокожих 1/5 - YouTube

https://www.youtube.com/watch?v=_ediAsSBXgM&t=10s

Ролик длится 10 минут, но нам нужны первые 2,5-3 минуты.

 

 

Работа с понятием (Узнаем — Самое познавательное и интересное. Происхождение слова «Уголовный»

http://uznayem.ru/proisxozhdenie-slova-ugolovniy/)

Актуализация знаний и фиксация затруднений,

3-5 мин.

 

Что нам известно?

Что мы знаем о правоотношениях, видах правоотношений и элементах правоотношений?

 

Что необходимо выяснить?

 

 

Работаем со словарём и текстом параграфа «Уголовные правоотношения». (Учитель выводит основные понятия на экране в презентации, ученики переписывают в тетрадь, что записали, необходимо запомнить).

Понятия в Приложении (презентация) на слайдах №3, №4, №5 («уголовное право», «преступление», «уголовные правоотношения», элементы уголовных правоотношений).

Вспоминают ранее изученное.

Необходимо выяснить, что такое уголовное право, из чего состоят уголовные правоотношения, какие бывают преступления, какое следует наказание (предложенные учениками версии возможно внести в план на следующем этапе урока).

Регулятивные, Коммуникативные

Поиск взаимосвязей прошлых тем и изучаемой.

 

Работа с понятиями.

 

Учитель подводит учеников к пониманию особого вида правоотношений.

 

 

 

 

 

 

Постановка учебной проблемы,

5 мин.

 

Объяснение всех вышеперечисленных понятий, также, как и многих других, мы можем найти в главном документе по данному виду правоотношений

Слайд №6: Главным документом (или источником права) является…

 

Прежде чем мы заглянем в этот документ, предположим, какую информацию несут его статьи?

 

 

 

 

 

 

Проблему выявили, определим основные направления решения нашей проблемы: составим план (слайд №7).

 

 

 

 

Уголовный кодекс РФ.

 

 

 

 

 

 

Дети предлагают свои варианты.

Просматривают текст учебника на с.200.

Учитель подводит к главной проблеме: взрослые люди в состоянии отличить правомерный поступок от преступления, тогда зачем необходимо создавать специальный документ, где описывается огромное количество опасных деяний? Всем и так понятно, что такое преступление и что оно обязательно должно быть наказано.

 

Предлагают свои варианты, план представлен в презентации, учитель подводит к представленным пунктам (возможна близкая по смыслу корректировка).

Регулятивные

Определяют учебную проблему на урок.

 

 

 

Открытие нового знания,

15 мин.

 

Рассмотрим с вами оглавление УК РФ ("Уголовный кодекс Российской Федерации" (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (последняя редакция) / Консультант Плюс

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ ), насколько это обширный документ, сколько преступлений он в себя вмещает, каким образом опасные деяния наказывает.

В тексте параграфа на с.201 найдём виды наказаний.

По ходу изучения новой темы составим таблицу о видах преступлений (слайд №8 в презентации).

 

 

 

 

 

 

 

Заполнив таблицу, дети рассмотрят основные виды преступлений (каждый пример-ситуация – это отдельный раздел (глава) УК РФ) и соответствующее наказание: 1) преступления против личности (а) против жизни и здоровья, б) против чести и достоинства, в) против конституционных прав и свобод человека и гражданина, г) против семьи и несовершеннолетних, 2) преступления в сфере экономики, 3) преступления против общественной безопасности и общественного порядка, 4) преступления против государственной власти (слайды №9-22).

В новостях СК РФ сообщается о статье УК РФ, в которой содержится вид преступления и наказание за его совершение, но этой информации не должно быть в текстах для распечатки, она перенесена и в презентацию. Пример заполнения таблицы дан в презентации (слайд №23).

 

Назовите одно из самых важных и необходимых условий привлечения лица к уголовной ответственности?

 

Ученики рассматривают оглавление и перечисляют основные моменты: официальное название документа, когда был принят, сколько статей включает, название разделов, глав, анализируют структуру документа, последовательность статей.

 

 

 

 

 

(Возможна как работа в парах, так и индивидуальная работа). Для заполнения таблицы ученики получают либо полные сборники УК РФ, либо тексты выводятся на компьютерах, либо распечатывается Приложение (УК РФ), где содержится небольшая часть статей, на которые и следует обратить внимание учеников. Описание опасных деяний содержится в Приложении (новости).

(Для экономии времени, возможно разделить представленные новости среди учеников, например, каждому ряду по 4 новости, затем составляется общая таблица).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе работы с текстом УК РФ, ученики знакомятся с новым понятием «уголовная ответственность» (слайд №24), которое необходимо выучить.

 

Ученики перечисляют, учитель отмечает правильный ответ: достижение предусмотренного законом возраста.

Находят в УК РФ статью 20, по ходу поиска, рассуждая, с какого возраста начинается уголовная ответственность.

 

Коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Работают с текстами новостей с сайта Следственного комитета РФ (Следственный комитет Российской Федерации

https://sledcom.ru/ ) и УК РФ, отвечают на вопросы, составляют таблицу.

 

 

 

 

 

Учащиеся изучают текстовый материал и выбирают необходимую информацию; переносят её в таблицу.

Материалы:

- Приложение (презентация),

- Приложение (УК РФ),

- Приложение (новости).

 

Итак, слушаем выступления и выводы, готовим вопросы.

 

Учитель помогает сделать выводы, задавая вопросы:

На какие группы можно разделить преступления? Какие наказания предусмотрены? Соответствуют ли они совершённому преступному деянию? Насколько они опасны для человека, государства, общества?

Представление и защита своих работ в форме таблицы со своими комментариями.

Выводы.

 

Рассуждают

Ребята могут привести другие примеры.

Коммуникативные

Учащиеся оценивают выступления друг друга, дополняют и справляют, если требуется, ответы друг друга, задают вопросы, возникшие в ходе защиты.

 

 

Приводят примеры. Рассуждают.

Первичное закрепление,

5-7 мин.

 

Тема преступления и наказания очень волнующая, её затрагивали писатели и поэты во все времена. Уильям Шекспир, Александр Дюма, Чарльз Диккенс, Уилки Коллинз, Томас Майн Рид, Умберто Эко, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Теодор Драйзер поднимали «преступные темы». А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский и Н.С. Лесков, А.Н. Островский и М.А. Шолохов, А.Р. Беляев пытались проникнуть в тайны преступлений. Появился даже в литературе детективный жанр, описывающий всевозможные преступления, раскрывающие их причины и изобличающие убийц, воров, разбойников и т.д. Представим себя ненадолго детективами, мастерами по раскрытию преступлений, а одновременно и судьями, поскольку попробуем определить виновных, был ли умысел, какое последует наказание.

Задание следующее: на примере некоторых литературных произведений попробуем определить вид преступления и соотнести его с описанием в УК РФ.

Проанализируйте действия Сэма и Билла (задание актуально, если ученики знают содержание произведения), похитителей ребёнка из рассказа О. Генри (вина, умысел, соучастники). Какое же наказание они должны понести?

 

Учитель помогает сделать выводы: как вы считаете, почему писатели часто обращаются к такой вроде бы незавидной теме преступления? Что толкает человека на преступление? Осознаёт ли он, что совершает неправомерное деяние?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с распечатанными текстами (можно разделить класс на группы или пары) либо работать всем вместе, опираясь на тексты в Приложении (литература) и Приложении (УК РФ).

 

 

 

 

 

 

Рассуждают о поступках и проступках персонажей произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, В. Шекспира, О. Генри.

 

 

 

 

 

Выдвигают версии, рассуждают, делают выводы.

Регулятивные, коммуникативные, личностные

Работа с текстами. Приложение (литература), Приложение (УК РФ).

Домашнее задание, 2 мин.

Выполняя домашнее задание, вам также будет необходимо обратиться к психологической, я бы сказала, внутренней и скрытой стороне преступлений, попытаться расшифровать мотивы, распутать причины, соотнести с обстоятельствами, а также определить своё, личное, отношение, к поступкам людей, совершивших описные деяния.

Предлагаю вам различные варианты домашнего задания (слайд №26):

- написать небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Иван Каляев: террорист, герой, преступник или несгибаемый революционер?», опираясь на письмо Каляева после посещения его супругой Сергея Александровича и текст его речи в суде (Приложение (д/з).

- проанализировать отрывок из художественного произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: можно ли оправдать, принять или разделять рассуждения героя о распоряжении чужой жизнью либо напишите сочинение-рассуждение на тему «Возможно ли оправдать преступление?»,

- сравните отношение к высшей мере наказания в России XVIII века и РФ (используйте отрывок из книги Е.В. Анисимова в Приложении (д/з) и УК РФ).

Всем же необходимо прочитать параграф «Уголовные правоотношения» и выписать обстоятельства, исключающие преступность деяния. Согласны ли вы с тем, что выделены именно данные пункты, ответ обоснуйте.

Ученики выбирают задание из предложенных с учётом индивидуальных возможностей.

Познавательные, регулятивные

Разноуровневые работы.

Включение нового знания в систему знаний (повторение),

5-7 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проанализируем с вами события дней, давно минувших (слайды №27-33). Преступления прошедших столетий рассмотрим с точки зрения современного УК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель подводит к выводам:

можно ли оправдать какими-либо причинами преступление против жизни и здоровья человека?

 

Почему, по каким причинам, человек становится преступником?

 

Нашему государству более тысячи лет. «Русскую Правду» и УК РФ разделяют сотни лет, в которых происходили изменения в мировоззрении людей.

 

Учитель подводит к решению проблемы урока:

Меняется отношение государства к человеку, меняются отношения между людьми, наконец, меняется отношение к разного рода деяниям, которые воспринимались как должное на государственном уровне, закреплялись законодательно(например, владение крепостными, торговля людьми), но совершенно неприемлемы сейчас и признаны УК РФ преступлениями. Только государство имеет право искать, выявлять и наказывать преступников, поэтому в законах должно быть чётко прописаны все преступления и последующая уголовная ответственность.

Анализируют тексты в Приложении (история) (работа с фактическим материалом), определяют виды преступлений, обсуждают причины и последствия данных опасных деяний.

Можно разобрать преступления на элементы (указать объект, субъекты, содержание).

Анализируют совершённые преступления и соотносят с современным законодательством (каким образом преступники были бы наказаны – ученики продолжают на историческом материале разбирать документ, являющийся основным и единственным источником уголовного права, единственным нормативным актом, устанавливающим преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации - УК РФ).

 

1) Убийство великого князя Сергея Александровича (Ст.205 террористический акт; УК РФ Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля).

 

2) Свержение и убийство императора Петра III.

Участникам заговора и убийства можно инкриминировать сразу несколько статей УК: статья 278 «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти» (лишение свободы на срок от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до двух лет), статья 279 «Вооружённый мятеж» (лишение свободы на срок от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до двух лет) и статья 277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля» - это пожизненное заключение либо смертная казнь.

3) Дело Алексея Петровича (1718г). Причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях – УК РФ ст.117 истязания.

4) Пленный царь – Иван Антонович. (УК РФ ст.126 похищение человека). Борьба за власть при дворе превратила его жизнь в кошмар и свела с ума. Годами заточения и издевательства стражников заплатил молодой император за право престолонаследия.

5) Торговля крепостными (УК РФ - ст.127 торговля людьми).

6) Охрана труда в царской России (УК РФ ст.143 нарушение требований охраны труда).

7) Восстание под предводительством Е. Пугачёва (УК РФ ст.279 вооружённый мятеж).


 

Ученики рассуждают, о том, что не считалось преступлением в прошлом, какие изменения произошли во взглядах людей, о достижении равенства между людьми, закреплённого Конституцией РФ и отразившегося в правовых документах нашего государства.

 

О неравенстве в правовом положении говорят статьи «Русской Правды», их также можно сравнить с современным источником права – УК РФ (отрывок из «Русской Правды» в Приложении (УК РФ).

Личностные

Анализ «исторических преступлений», каким образом они могли быть наказаны сейчас.

Тексты в Приложении (история).

Приложение (УК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждают, делают выводы, решая проблему, поставленную в начале урока.

 

Рефлексия деятельности,

3-5 мин.

 

 

Можно ли представить общество, в котором людей не будут тревожить преступные помыслы?

- для чего необходимо наказание? Сравните своё мнение с содержанием статьи 43 УК РФ.

- какие бы вы преступления отметили как самые опасные?

- представьте себя законодателем: какой закон предотвратит или предупредит преступление, или уменьшит их количество?

 

Предлагаю познакомиться с рассказом А.П. Чехова «Спать хочется». О каком преступлении идёт речь? Кто преступник? Будет ли наказание?

Попробуйте сформулировать тему следующего урока. (При недостатке времени на выполнение на уроке, можно сделать это задание домашним).

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают рассказ. Отвечают на вопросы. Выдвигают версии.

Личностные

Рассказ А.П. Чехова в Приложении (литература).

 

 

 

 

 

Выводы по теме.


 

В помощь учителю при подготовке к уроку:

Алихаджиева И.С., Даурова Т.Г., Лиценбергер О.А. Уголовное право: история и современность. Вопросы общей части: Учебное пособие / Под ред. Т.Г. Дауровой. Саратов, 2010.

Анисимов Е.В. Русская пытка: Политический сыск в России XVIII века. СПб.: «Нотинт», 2004.

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005.

Волженкин Б. В. Ответственность за взяточничество по российскому уголовному законодательству второй половины Х1Х-начала XX в. // Правоведение. 1991. № 2.

Гладких В.И., Курчеев В.С. Уголовное право России. Общая и особенная части. Учебник. М.: Новосибирский государственный университет, 2015.

Исаеев И.А. История государства и права России: Учебник. M., Юристъ, 2004.

Павленко Н.И. Царевич Алексей. М.: Молодая гвардия, 2008.

Практикум по уголовному праву России / Под ред. проф. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан, И.А. Тарханова. – М.: Статут, 2014.

Першина Ю.В. Основы права, учебно-методическое пособие, М.: 2018.

Рогов В.А. История государства и права России IX - начала XX вв. Учебник. М.: МГИУ,2000

Сундуров Ф.Р., Талан М.В. Наказание в уголовном праве: Учебное пособие. – М.: Статут, 2015.


 

В помощь ученикам при подготовке к уроку:

Бабенко В.Н. История отечественного государства и права. 2016.

Довлатова А., Нариньяни А. Популярный юридический справочник. 2015.

Гельдибаев М.Х., Рахманова Е.Н. Уголовное право в схемах и определениях. 2017.

Ловягин С.Н., Володина С.И., Калпин А.Г. Практикум по курсу, Основы правовых знаний, 8-9 класс, 2001.

Русская история. Полный курс лекций В.О. Ключевского. http://rtunes.ru/content/ebooks/free_ebooks/vasily_klyuchevsky/russian_history_full_course_of_lectures/russian_history_full_course_of_lectures.a4.pdf

 


Приложение (презентация)
PPTX / 3.02 Мб

Приложение (УК РФ)
DOCX / 60.9 Кб

Приложение (новости)
DOCX / 40.28 Кб

Приложение (история)
DOCX / 35.11 Кб

Приложение (литература)
DOCX / 44.25 Кб

Приложение (д/з)
DOCX / 23.64 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Елена Вениаминовна Чурина, 30.06.19 в 09:25 0 Ответить Пожаловаться
Отлично продуманный урок! Очень интересные задания!
Татьяна Александровна, 30.08.19 в 17:56 1 Ответить Пожаловаться
Присоединяюсь к оценкам коллег выше! Но)) это два урока, не один!И еще, материал, по документам, не адаптирован к прочтению учащимися 8 класса. Например, термины "содержания" УК)) и др.. Кроме этого, совершенно неясно, а какой это урок системе уроков права? Какая взаимосвязь с предыдущими темами, кроме, формальной актуализации? Здесь особенно важна взаимосвязь с термином "отрасль права". Целей и задач урока - нет, прописаны формально.
Еще раз спасибо, важен взгляд коллег на изучаемые темы курса по праву. С уважением, Неврюева Т.А.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.