Конспект урока по математике в 1 классе на тему «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»
Тема урока: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: познакомить учащихся с компонентами вычитания, способствовать развитию логического мышления и вычислительных навыков учащихся.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;
- формировать умение общаться со сверстниками, соблюдать правила культуры общения и культуры речи.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий; строить сообщение в устной форме;
коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование:
компьютер, проектор;
презентация к уроку, карточки: уменьшаемое, вычитаемое.разность
сигнальные карточки.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | Возле парт встанем сначала Это означает урока начало. Наши мысли в порядок приведём Ведь числа «оживлять» мы начнём. Подарим улыбку друг другу, для всех! Только это принесёт нам удачу и успех! Урок математики и для выполнения заданий нам понадобятся самые дружные, находчивые и сообразительные ученики. А девизом нашего урока станут слова Мыслим – быстро! Отвечаем – точно! Считаем – правильно. -Сегодня у нас необычный урок. Мы приглашены на представление в цирк. Цирк этот не обычный, а математический. Все артисты в нём великие математики. Давайте докажем, что мы тоже любим и знаем математику. | -Говорят слова. Читают хором. | Личностные УУД: понимают значения знаний для человека и принимают его; самоопределение. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Работа с числовым рядом Математический диктант | – В цирк пропускают строго по билетам. Платить денег за них не нужно, достаточно лишь правильно решить пример на карточке ( голубого цвета). Приложение 1.
Мы проходим в зал и занимаем места. Но в одном ряду есть места, которые ещё не заняты. Назовите номера мест, которые ещё не заняты. Как называется этот ряд в математике? Назовите наименьшее число. Назовите наибольшее число. Все зрители заняли места . Представление начинается. И первым на сцену выходит весёлый клоун. - Отгадайте, как его зовут? 2 3 5 4 1 о с я т К (Костя) - Почему это слово записано с заглавной буквы? Клоун Костя просит выполнить следующее задание. Я читаю вопрос, а ответ вы должны обвести простым карандашом . Для этого вы должны взять карточку. К доске идёт … - Число, которое стоит перед числом 3; -Число, которое следует за числом 6; -Какое число находится между числами 8 и 10? -Чему равна сумма 4 и 2? -Чему равна разность 5 и 4? Первое слагаемое 9, второе слагаемое 1. Чему равна сумма? Какое число получится, если 3 увеличить на 1. Оцените свою работу с помощью сигнальной карточки. Зелёного цвета- все верно, Красного- есть ошибки. -Какие числа у вас остались неотмеченными? (3, 5, 8) Составьте с помощью этих чисел выражение, чтобы оно решалось сложением. Назовите числа при сложении. Какое свойство сложения было использовано? А теперь составьте выражение на вычитание? Назовите числа при вычитании. - Почему не получилось? (Выявление причины затруднения. - На какой вопрос нам предстоит ответить? | Решают примеры и говорят ответ. Проверяют работы 1ряд- ответ 1; 2 ряд -2; 3 ряд-3. Выполняют задания. Один ученик- у доски. Проверяют ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 9 , 10. Оценивают с помощью сигнальных карточек. - Мы не знаем, как называются числа при вычитании. - Мы не знаем компонентов действия вычитания. -Мы должны узнать, как называются компоненты при вычитании. | Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Познавательные: формирование умения выделять и формулировать познавательную цель; Регулятивные: формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: строят логические цепочки рассуждений. |
Постановка учебной задачи | Какая тема нашего урока? А какая цель урока? | -- Название компонентов действия вычитания.
Чтобы грамотно говорить и хорошо считать. Запомнить названия чисел при вычитании. Научиться по-новому читать выражения на вычитание. | Личностные: проявляют интерес и положительное отношение к изучению математики. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Регулятивные: формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу; высказывать своё предположение |
Построение проекта выхода из затруднения Открытие новых знаний | - Внимание, на арену цирка выходит следующий артист. Он умеет ловко подбрасывать в воздух и ловить сразу несколько предметов. - Кто это? (Жонглёр) Работа в парах. Это задание вы будете выполнять в парах. Напоминаю правила работы в парах: -Работать вдвоём. Говорить шёпотом. Приготовьте карандаши. Ребята, которые сидят на первом варианте, должны взять столько карандашей, сколько глаз у светофора. Кто на втором варианте- столько карандашей, сколько хвостов у двух котов. Сколько карандашей взяли? Соедините карандаши? Что вы можете сказать о количестве карандашей? Какое действие выполнили? Как называются числа при сложении? -А теперь из ваших карандашей заберите 3. -Сколько было? Сколько стало? (стало меньше, чем было) -Как в математике называется это действие? -Составьте выражение, которое у вас получилось. Назовите компоненты вычитания. - Как же мы будем называть числа при вычитании? Мы с вами попробуем сделать предположение. В помощь вам предлагаются карточки. Вы их можете взять из конверта зеленого цвета. Составьте выражениеУ вас на партах лежат карточки с названием чисел (уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности). Приложение 2. Поработайте в паре друг с другом и выберите подходящий компонент для первого числа (проблемная ситуация). –Не торопитесь, думайте, советуйтесь. - Если выбрали, положите эту карточкупод первым числом. - Подумайте, как можно назвать число, которое вычитают? - Выберите, посовещавшись, карточку и положите её справа от первой. - А теперь вы должны подумать и решить, как мы будем называть математическую запись со знаком «минус» и результат этого действия? Закончите выкладывать карточки по порядку. - Работая в паре, вы сделали свои предположения. Как проверить их правильность? Посмотрите и прочитайте. Сравните со своей работой. - Проверка ( по программе Учи.ру названия компонентов действия вычитания) Так как же называются числа при вычитании? -Покажите мне результат своей работы с помощью сигнальной карточки (+ верно, - ошибка). - Какое открытие мы с вами сделали? - Попробуйте, опираясь на новые знания, прочитать выражение: 5 – 3 = 2 ( проговаривают хором, по одному) | Ребята выполняют действия.
Дети отвечают. Называют компоненты сложения. Убрали, вычли, отняли
Выполняют работу с карточками. Можно спросить у учителя или посмотреть в учебнике.
Уменьшаемое, вычитаемое, разность Показывают верно сделали или нет Узнали как называются числа при вычитании. Уменьшаемое 5, вычитаемое 3, значение разности равно 2. Разность чисел 5 и 3 равна 2. | Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Коммуникативные:формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; слушать и понимать речь других. Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; формирование умение представлять информацию в виде схемы; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; формирование умения выявлять сущность, особенности объектов Регулятивные: формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу; высказывать своё предположение (версию). |
Физминутка | Костя задаст вам несколько вопросов. А вы на них отвечайте «вот так», сопровождая ответы движениями. - Как живёшь? - Как идёшь? - Как бежишь? - Как спишь? - Как даёшь? - Как берёшь? - Как молчишь? - Как сидишь? | Выполняют движения. | |
Первичное закрепление Включение в систему знаний и повторение Дифференциро-ванная работа | - Работа в группе. Внимание, а сейчас на арене цирка дрессированные животные. А какие вы узнаете, выполнив задание в группах. Действие вычитание можно выполнить не только с предметами, но и с буквами – “ словами”. - Из некоторых слов с помощью вычитания можно получить новые слова. Задание состоит в следующем: нужно из слова путём вычитания букв получить новое слово, записать его. А под словом составьте и запишите соответствующий пример.Приложение 3. Назовите слово, которое у вас получилось и прочитайте пример, используя наше “открытие”. А теперь оцените работу вашей группы с помощью одного предложения. На арене нашего цирка выступают лев, морж, тигр, кот, змея, енот и слон. А как называют в цирке людей, которые выступают с животными. В нашей стране есть известная семья, в которой несколько поколений занимались дрессировкой животных. - Какая у них фамилия вы узнаете, если правильно выберите ответ: однозначное число, чётное, «соседи» числа 3 и 5. 10 – Ивановы 2 – Лазаревы 4 – Дуровы - Подробнее о Дуровых нам расскажет. Дуровы – это семья артистов цирка, клоунов и дрессировщиков. Они создали новую школу дрессировки. Дуровы выступали с разными животными: тиграми, львами, слонами и другими. Ко всем этим животным они относились с любовью, заботой и лаской. - Более подробно о семье Дуровых вы можете узнать из книг, которые можно взять в библиотеке или посмотреть информацию в Интернете. А ещё я предлагаю вам прочитать книгу Л. Дурова. - Вы тоже можете попробовать себя в роли дрессировщиков дома с домашними питомцами, используя опыт Дуровых. И помните, что с того момента, когда вы взяли домой кошку, собаку, хомячка или попугая, вы в ответе за их жизнь. А сейчас задание от дрессировщика нашего цирка. Это задание вы будете выполнять в паре. Возьмете карточку.Приложение 4. Кого вы видите? Сравните их количество и запишите соответствующие выражения. Проверим у доски. А теперь составьте пример на вычитание. У доски запишет выражение … Назовите компоненты. Что вы узнали этим выражением? Вспомните правило. Скажите комплимент своему соседу по парте за выполненную работу. Кто будет выступать последним номером цирковой программы? Он во фрак всегда одет, Зайца превратит в букет. Голубь выпорхнет оттуда - Фокус это или чудо? (фокусник) Фокусник нам даёт задание, которое называется «Радуга». На партах лежат карточки. У одних – оранжевого цвета, у других- зелёного цвета, у третьих- голубого. Каждый возьмёт карточку и выполнит задание.Приложение 5. Проверка. Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек. | Составляют слова и записывают пример. Проверяют и оценивают работу группы. Называют число. Рассказ о семье Дуровых. Выполняют задание по карточке. Составляют пример. Оценивают работу в паре. Самостоятельно выполняют работу. Проверяют с помощью сигнальных карточек. | Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Регулятивные: формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу; умения планировать свою деятельность; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; отличать верно выполненное задание отневерного. Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате самостоятельной работы; Регулятивные: формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу; умения планировать свою деятельность; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; отличать верно выполненное задание от неверного. |
Рефлексия. Подведение итогов. | - Вот и подошёл к концу ещё один урок. Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друг друга, мы смогли повторить изученный материал и открыть новые знания. - Какую задачу ставили?
- Какие новые знания получили на уроке?
- Фокусник угощает вас конфетами. Будьте осторожны – конфеты с секретом! - Вставьте в геометрические фигуры на ваших «конфетах»-карточках буквы из тех же фигур на доске, и вы узнаете секретное слово. Шифр на доске: А теперь я прошу оценить наш урок. Если вам урок понравился вы берёте ша красного цвета, если нет – синего и прикрепляете к плакату. | Узнать как называются числа при вычитании и постараться запомнить их Узнали новые слова: уменьшаемое, вычитаемое, разность; Число из которого вычитаем называется уменьшаемое, то число, которое вычитаем называют вычитаемое, а в результате получается разность Отвечают на вопросы Составляют слово. Оценивают урок. | Личностные: дают оценку своей работе на уроке . Коммуникативные: слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке. |
Приложение 1.
10 -9 = | 10 – 8 = | 10 – 7 = |
8 – 7 = | 9 – 7 = | 9 – 6 = |
6 – 5 = | 8 – 6 = | 8 – 5 = |
4 – 3 = | 7 – 5 = | 7 – 4 = |
2 – 1 = | 6 – 4 = | 6 – 3 = |
1 – 0 = | 5 – 3 = | 5 – 2 = |
9 – 8 = | 4 – 2 = | 4 – 1 = |
7 – 6 = | 3 - 1 = | 3 – 0 = |
5 – 4 = | 2 – 0 = | |
3 – 2 = | 6 – 4 = | |
Приложение 2.
УМЕНЬШАЕМОЕ | ВЫЧИТАЕМОЕ | РАЗНОСТЬ | ||||
5 | - | 3 | = | 2 |
Приложение 3.
КРОТ = |
ГИТАРИСТ = |
ВЕРТОЛЁТ = |
ЗЕМЛЯ = |
МОРОЖЕНОЕ = |
РЕМОНТ = |
СКЛОН = |
Приложение 4.
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Приложение 5.
3 – 2 = | - 2 = 8 | 9 - = 4 |
5 – 4 = | - 5 = 5 | 7 - = 2 |
7 – 6 = | - 1 = 9 | 6 - = 1 |
8 – 7 = | - 7 = 3 | 1 0 - = 5 |
15