Внеклассное мероприятие «Космонавтика» ( познавательная игра по физике для 8, 9 классов)
МБОУ «Первомайская ОШШ»
Тверская область Западнодвинский район
Умники и умницы
( познавательная игра по физике для 8 , 9 классов)
Тема : «Космонавтика»
Учитель математики:
Утяшова Галина Сергеевна
2013 г.
Цели: образовательная: активизировать познавательную деятельность учащихся ; проверить знания по данной теме;
Воспитательная: формировать творческий интерес;
Развивающая: развивать умения рассуждать , объяснять , анализировать.
Ход игры
Вступление.
Тема , цели.
Конкурс умниц и умников.
Вопросы для теоретиков.
Заключительное слово ведущего (учителя).
Интервью с победителем и судьями.
Музыкальное сопровождение.
Да ,40 лет назад был сделан первый самый трудный шаг на звездной дороге человечества. То , что считалось фантастикой, 12 апреля 1961 года стало реальностью. И первым преодолел барьер космической неизвестности простой русский парень со Смоленщины Юрий Гагарин. .Своим полетом он доказал ,что жить и работать в космосе можно!
А ведь была и другая точка зрения.
Вопрос 1. Что это за точка зрения, то есть какова была другая точка зрения?
Ответ. Многие физиологи сомневались в возможности жизни человека в условиях невесомости. Они считали , что в условиях полного отсутствия силы тяжести жизнь может продолжаться только несколько минут , так как неизбежно возникнут глубокие расстройства кровообращения из-за нарушения его нервной регуляции , кровь потеряет вес и не будет оказывать давление на стенки сосудов , где расположены нервные окончания. При этом не будет давление крови в полостях сердца , что может привести к нарушению нормальной сердечной деятельности.
На вопрос Главного конструктора С, П, Королева : «Как будет чувствовать себя космонавт в полете?»--медики не могли дать в то время исчерпывающего ответа. Поэтому были приняты специальные меры предосторожности.
Вопрос 2. Что это за меры предосторожности? То есть какие были приняты специальные меры предосторожности?
Ответ. Управление космическим полетом было максимально автоматизировано. Человеку же в первом полете отводилась роль наблюдателя. Однако на случай , если бортовая автоматика даст сбой , управление кораблем на себя должен взять космонавт.
Примечание. Но, чтобы управлять кораблем , он должен быть в здравом уме и твердой памяти. Поэтому решили :космонавт сможет воспользоваться ручным управлением только тогда , когда наберет правильное трехзначное число на кнопках пульта. Это устройство называлось логическим замком ( после полета Г. С. Титова его сняли) .
Смоленщина—родина первого космонавта. Это край-воин ,край-созидатель .На смоленской земле споткнулись Наполеон , Гитлер и многие завоеватели , шедшие на Россию. В мае 1945 года уроженец Смоленщины Михаил Егоров водрузил знамя Победы над Рейстагом. Этот край богат знаменитостями: основоположник русской музыки М, И, Глинка , поэты Твардовский и Исаковский и многие другие. В небольшом городке Гжатске на Смоленщине родился 9 марта 1934 года Юрий Алексеевич Гагарин. В одном из залов краеведческого музея бывшего Гжатска ныне города Гагарина крупными буквами начертано изречение: « Не мы , а внуки наши будут летать , как птицы».
Вопрос 3. Кому принадлежат эти слова?
Ответ. Основателю города Петру 1.
Прочитав научно-фантастическую повесть К. Э. Циолковского « Вне Земли» Ю. А. Гагарин был покорен простотой и доступностью изложения сложных научных суждений. Эта книга открыла ему новый мир космоса. « Циолковский перевернул мне всю душу»--скажет позже Гагарин.
А за 26 лет до гагаринского полета Циолковский сказал: «Я свободно представляю первого человека , проникшего в космос…»
Вопрос 4. Продолжите мысль Циолковского , то есть что сказал Циолковский о человеке , шагнувшим в космос?
Ответ. «…он русский…по профессии, летчик…У него отвага умная , лишенная безрассудства…Представляю его открытое лицо, глаза сокола..»
Примечание. Гагарину было в то время 1 год. Не правда ли вещие слова? Портрет космонавта, нарисованный Циолковским, удивительно показывает внешний облик Гагарина и содержание его внутреннего мира.
Кандидат в космонавты должен был удовлетворять следующим требованиям : профессия—летчик-истребитель, возраст до 35 лет , здоровье –без ограничений к летной работе , рост—до 175 см. , вес—до 75 кг. Кроме этого были высокие нравственные требования к людям , штурмующим космос.
Вопрос 5. Каким нравственными качествами должен обладать космонавт?
Ответ. «Патриотизм , отвага , скромность , трезвость мгновенного расчета , железная воля , знания , любовь к людям---вот определяющие черты. Без них не может быть космонавта «---таков был приказ Главного конструктора С, П. Королева.
Примечание. Позже эти требования немного изменились (рост от 170—185 см.) Кандидатами в космонавты становились и летчики других видов авиации , и женщины , инженеры , врачи.
Что такое «погода в космосе» и важно ли нам , землянам, следить за ней и прогнозировать ее?
Под «космической погодой» понимается совокупность процессов, происходящих в верхних слоях атмосферы и в околоземном космическом пространстве. Слово «погода»в этом выражении прижилась из-за внешнего сходства с обычной погодой.
Вопрос 6. В чем же внешнее сходство «космической погоды» с обычной погодой?
Ответ. Действительно , в околоземном пространстве есть и свои ветры( например, солнечный) ,и свои бури и штормы—магнитные, и даже свои облака---серебристые, появляющиеся на высоте 80—85 км.
Примечание. Допустим, сегодня в космосе все спокойно. Это значит: нет вспышек на Солнце, солнечный ветер в норме , тихо в приземном магнитном поле. Космическая погода бывает опасной для космонавтов, да на Земле во время сильных магнитных бурь ухудшается самочувствие людей, подверженных влиянию погоды.
Орбитальная станция «Мир».
Много лет космическая станция «Мир» несла космическую вахту на околоземной орбите. Основные технические узлы и элементы станции , установленные на ней научные приборы работали исправно. «Мир» имела 6 стыковочных узлов , что позволяет пристыковаться к ней многим космическим кораблям. Станция сохраняла безопасность работы в космосе ( если один из блоков окажется поврежденным ,то его можно изолировать). Всего на станции было 5 научных блоков или модулей : «Квант» , «Спектр» и т. д. Каждый блок был оснащен той аппаратурой ,которая позволяет вести исследования соответствующие научно-техническому профилю. Например, с помощью модуля «Квант» ученые получили большой объем важной информации о Вселенной.
Вопрос 7. Сколько лет просуществовала станция «Мир»?
Она строится сейчас в космосе на орбите—400км. От поверхности Земли объединенными усилиями 15 стран .Руководит работой американское управление космонавтики. Начало строительству положено запуском в 1998 году первого российского блока «Заря». Разрабатывается множество специализированных установок , приборов , устройств. В создании всего этого уникального оборудования применяются новейшие достижения современной науки и техники.
Вопрос 8. О чем идет речь ? Что построено сейчас в космосе ?
Ответ . Это МКС (международная космическая станция «Альфа».
Дополнительный вопрос. На какой срок службы рассчитана МКС ?
Ответ. На 15 лет—это расчетный срок службы.
Примечание. МКС собрана из десятков блоков и сотен узлов. ЕЕ сложная конструкция имеет длину 108 м. и ширину 74 м ; общая масса—450 т.; внутренний объем—1200 куб. метров. По другому ее называют дом науки, так как имеет огромное достижение во многих научных областях.
К. Э. Циолковский является основоположником современной космонавтики. Но автором первого проекта летательного аппарата , предназначенного для полета человека , был другой человек. Он писал : «Я верю в осуществимость моей идеи. Если идея будет обсуждена учеными и признана исполнимой , то я буду счастлив тем , что окажу громадную услугу родине…»
Вопрос 9. Кому принадлежат эти слова ? То есть кто автор первого летательного аппарата ?
Ответ. Русский революционер-народоволец Н. И . Кибальчич.
Примечание. Власти не обратили внимание на это открытие , то есть не передали проект ученым. Изобретение оставалось неизвестным 37 лет. И проект был найден после революции 1917 года.
В настоящее время признано , что уровень современных научных знаний недостаточен , чтобы предсказать все последствия человеческой деятельности на природу Земли , тем более мало предсказуемо вмешательство человека в процессы ,происходящие в околоземном космическом пространстве. Исследование и освоение космоса требует применения очень мощных технических средств—космических ракет. Такая ситуация порождает экологическую опасность. Например , ближний космос сейчас загрязнен огромным количеством мусора. Столкновение с ним –это угроза для космических аппаратов.
ИТОГ.
Таким образом , одна из главных современных проблем науки---сохранение естественных свойств околоземного космического пространства , как внешней защитной оболочки Земли. Это сможете осуществить вы---те , кто в ответе за человеческую цивилизацию в 21 веке.
« Космонавтика—предмет национальной гордости «--сказал В. В. Путин.