Урок «Умножение десятичных дробей на натуральное число» (Математика, 5 класс)
Тема: Умножение д.д. на натуральное число
Тип урока: объяснение новой темы
Оборудование: интер.доска, мел, карандаши, раздат.материал.
СЛАЙД 1. Без знаний дробей никто не может признаться знающим математику
Лев Толстой
Здравствуйте. Садитесь.
Ребята посмотрите на доску. Прочтем высказывание. Что оно означает? (ответы)
Молодцы! А мы можем признаться знающими математику? Почему, нет? Не всё знаем про дроби.
Давайте тогда повторим, что мы уже знаем.
1. Какие числа называются десятичными дробями?
Ответ: Десятичная дробь – это число, знаменатель дробной части которого 10, 100, 1000 и т. д., которое записывается с помощью запятой (сначала записывается целая часть, а потом, через запятую, числитель дробной части).
2. Как можно изменить в десятичной дроби количество знаков после запятой?
Ответ: Если в конце десятичной дроби приписать нуль или отбросить нуль, то получится дробь, равная данной.
3. Можно ли натуральное число представить в виде десятичной дроби?
Ответ: Да. Для этого необходимо после последней цифры в числе поставить запятую и приписать необходимое количество нулей.
3) Как сложить десятичные дроби?
Ответ: Чтобы сложить десятичные дроби нужно:
а) уровнять в этих дробях количество знаков после запятой,
б) написать их друг под другом так, чтобы запятая была написана под запятой,
в) выполнить сложение, не обращая внимания на запятую,
г) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
4. Как вычесть десятичные дроби?
Ответ: Чтобы вычесть десятичные дроби нужно:
а) уровнять в этих дробях количество знаков после запятой,
б) написать их друг под другом так, чтобы запятая была написана под запятой,
в) выполнить вычитание, не обращая внимания на запятую,
г) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Запишем в тетрадях дату, классная работа. Записываем №1.
Молодцы!
Посмотрите экран (СЛАЙД 2). В задании представлено 4 решенных примера, в них допущены ошибки, давайте их исправим. Решаете пример в тетради и ответьте, какая ошибка.
Первый ряд - 1 пример,
2 ряд – 2 пример,
3 ряд – 3 пример,
4 ряд – 4 пример,
5 ряд – 1 пример,
6 ряд – 4 пример.
А |
Б |
В |
Г |
45,34 + 73,5 526,9 |
200,3 + 5,62 205,65 |
450,2 – 20,01 430,21 |
1 3 8 - 3,5 1 0,3 |
Ответ:
А. При сложении не уравняли количество знаков после запятой или числа надо записывать так, чтобы запятая оказалась под запятой.
Б. Были отдельно сложены целые и дробные части чисел.
В. При вычитании не уравняли количество знаков после запятой.
Г. При вычитании натуральное число не представили в виде десятичной дроби.
Сверим ответы., берем простой карандаш.
(Учитель, по мере выполнения задания, вывешивает на доску таблицы с правильной записью и ответами для проверки).
Сейчас мы с вами решим две задачи, которые очень похожи друг на друга. Будьте внимательны. Запишем в тетрадях №2 СЛАЙД 3
Кто такие волонтеры? (люди, которые добровольно и безвозмездно помогают тем, кому нужна помощь)
Как вы можете связать волонтеров и наступивший 2018 год? (Указом президента В.В. Путина 2018 год объявлен годом волонтера)
Давайте запишем в тетради:
-Заметим, что ответы к обеим решенным задачам очень похожи друг на друга, как и сами задачи. Чем отличаются примеры?
Сколько раз повторяется 2,3? (3 раза). Как короче записать сумму 2,3+2,3+2,3? (Произведением).
Сумму можно заменить произведением 3·2,3. Запишем. Давайте выполним умножение. (Как?) А можем ли мы выполнить умножение? (Нет). Какова же тема урока?
СЛАЙД 4
Запишем в тетрадях тему урока: «Умножение д.д. на натур.число»
Какая цель урока? (Изучить правило, закрепить на практике)
Попробуем, глядя на полученные ответы, сформулировать правило. Как выполняем умножение? (Столбиком). Как умножаем д.д. на натур.число? (Не обращая внимание на запятую). Как правильно поставить запятую? (Сосчитать знаки)
Прекрасно! А сейчас давайте всё же узнаем четкое правило умножения десятичных дробей на натуральные числа, ведь десятичные дроби бывают разными. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 204. Правильно ли мы сформулировали правило?
Правило: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число надо
умножить её на это число не обращая внимания на запятую,
в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.
Выполним задание в конверте 1. Парная работа. Попробуем закончить запись умножения чисел, поставив в ответе запятые
НА ИНТЕР.ДОСКЕ ПОКАЗАТЬ
Поработаем по учебнику 1306 а-е
8,9∙6=53,4 10,45∙42=438,9
3,75∙12=45 137,64∙35=4 817,4
0,075∙24=1,8 25,85∙98=2 533,3
Молодцы. Пора УСЛОЖНИТЬ ЗАДАЧУ, ПОРАБОТАЕМ в группе. ОТКРЫВАЕМ Задание 2 на партах.
Представим, что зайка хочет спрятаться от Серого волка, а чтобы не попасть к нему в лапы, нужно узнать, где волк прячется. Поможем зайке?
Выполняем задание по представленному алгоритму. ПРОЧТЕМ! ЕСТЬ ВОПРОСЫ?
Каждая группа представит свой ответ.
а) «Выключите свет», т.е. закрасьте простым карандашом те окна, в которых расположены примеры с ответом 1. ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ СНАЧАЛА? КАЖДОМУ УЧАСТНИКУ ПО 2 ПРИМЕРА
б) Во скольких окнах «выключен свет»?
в) Какую часть составляют эти окна от общего количества видимых окон?
г) Выполни вычисления к примерам, записанные ниже, и по совпадающим ответам узнайте, какого цвета шторы висят в каждом из освещённых окон?
Красные: (0,02+0,005)•4= 0,1 Зелёные: 2,4•40 + 0,8•5 = 100 Жёлтые: 0,09•9 + 20•0,4 = 8,81
Синие: (2-0,75) •8 = 10
д) Выполните вычисления и учитывая найденный ответ, узнайте, на каком этаже живёт Серый Волк и какого цвета шторы в его комнате?
1,4•4 – 5•1,1= 0,1
Ответ: Серый Волк живёт на ___2___ этаже, у него ____красные____ шторы
Задание из ОГЭ
.
Рефлексия деятельности на уроке. Итог урока
Притча
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А ты что делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал так, как первый человек? (Поднимают КРАСНЫЕ кружочки)
-Кто работал добросовестно? (Поднимают ЖЕЛТЫЕ кружочки)
- Кто принимал участие в строительстве храма? (Поднимают ЗЕЛЕНЫЕ кружочки)
1. Я понял, как …
2. Я могу умножить …
3. У меня вызывает затруднение…
4. Дома необходимо поработать над…
Молодцы! Сегодня поработали очень хорошо, и приблизились к нашей цели, наступив, еще на одну ступеньку.
ОБЪЯСНИТЬ ДОМ.ЗАДАНИЕ
Домашнее задание:
№ 1330(а-г, д-е), 1331, п.34 правило
Творческое задание: кому принадлежат слова «В математике царской дороги нет»
Если время останется
Задание выполнить устно, по цепочке, проговаривая правило. (умножим не обращая внимания на запятую 5 на 4 получим 20, в результате отделим, справа один знак запятой, получим 2)
1) 0,5 * 4 = 2;
2)2 * 2,5 = 5;
3)1,6 * 9 = 14,4;
4) 0,8 * 7 = 5,6;
5) 4 * 0,3 = 1,2;
6) 12 * 0,06 = 0,72;
7) 0,15 * 5 = 0,75;
8) 60 * 0,03 = 1,8;
9) 0,9 * 800 = 720;
10) 0,004 * 6 = 0,024;
11) 35 * 0,02 = 0,7;
12) 5,78 * 0 = 0;
13) 1 * 92,6 = 92,6
14) 89 * 0,1 = 8,9.