12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана3294
Учитель-логопед, руководитель куста методического объединения логопедов района, мама. Люблю свою работу. Увлекаюсь рукоделием.
Россия
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»

Универсальнаямногофункциональная  настольная дидактическая

игра «Шарики для Маши и Миши»

(данный вариант на звук [Ш])

Если заменить имена и картинки на шариках, можно использовать на любой звук.

Пояснительная записка.

Цели:

Автоматизация звука [Ш] в словах, словосочетаниях и предложении.

Развитие фонематического слуха.

Развитие слоговой структуры слова

Развитие пальчиковой моторики

Развитие межполушарных связей.

Развитие функции словообразования. Формирование умений образовывать слова с увеличительным и/или уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развитие ВПФ: внимания, зрительного восприятия, мышления, памяти.

Развитие эмоционально-волевой сферы: выдержки, быстроты реакции.

Формирование умений работать в паре, по плану.

Оборудование.

-   Фоны с детьми, с шариками для определения количества слогов, с шариками «Место звука в слове», с мешками (для суффиксов). (фото 1-3)

-   Дорожки из фетра с пуговками для пальчиков

-   Слонёнок Обжёрка, корзинка с пуговками по количеству использованных слов.

-  Шарики с картинками на нужный звук (у меня на звук [Ш]):

* начало слова. Шахматы, шампунь, шуба, шкаф, штанга, шиповник, шапка, шпион, шайба, шина (дополнительно можно распределить слова по классам

слоговой структуры)

* середина слова: кукушка, башмак, вишня, бабушка, машина, катушка, подушка, мешок, дедушка, башня

* конец слова: мышь, тушь, камыш, душ, финиш, ковш

* слова с двумя [Ш]: шишка

Примечание:

Шарики с предметными картинками логопед отбирает в зависимости от подэтапа автоматизации звука Ш, а также от произносительных возможностей детей с учетом слоговой структуры и наполняемости звукового состава слов.

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Удобно играть одновременно двум детям под руководством взрослого или один ребенок и один взрослый.

Ход игры.

Можно использовать игру по частям, можно целиком. Тогда она займет почти целое занятие.

Варианты заданий:

1. Упр. «Шарики для Маши и Миши». (фото 1)

Шарики лежат на столе рубашкой вверх. Ребенок берет шарик и называет, что нарисовано. Например, шуба, шапка. Если звук уже на этапе предложения или словосочетания, то можно говорит: «На шарике шапка» или «Шарик с шапкой для Маши» (в этой фразе отрабатывается также и творительный падеж существительного).

Если ребенок произнес слово/фразу чисто, то «отдает» шарик Маше или Мише. (фото 1).

t1581100617aa.gif                                   t1581100617ab.gif

          Фото 1                                                                     фото 2

2. Упр «Дорожки». (фото 2)

I вариант. Ребенок выбирает себе Дорожку и пальчиками шагает по пуговкам. На каждую «кочку» произносит изолированный звук Ш или повторяет за логопедом слог/слово со звуком Ш.

II вариант. Второй ребенок /логопед раскладывает шарики вокруг дорожки, а первый ребенок «шагает» пальчиками по кочкам и называет слова/словосочетание про шарик. Например, «шарик с шишкой»…(автоматизация Ш, работа в парах, межполушарное взаимодействие, пальчиковая моторика, умение работать ПО команде и В команде )

3. Упр. «Покорми Обжерку» (фото 3-5)


Упражнение аналогичное второму, только ребенок не шагает, а «кормит» слоника. За каждое правильное слово/словосочетание «дает» слонику «проглотить» «блинчик» (пуговку, фишку …). Слова берутся с картинок-шариков. (фото 3). У слоника есть ротик и хобот с дыркой. А внутри у него баночка, куда падают пуговки (фото 4-5).

Эту игру можно провести как соревнование. У одного ребенка, например, красные фишки у другого - синие. Потом посчитать. Кто больше назвал слов правильно.

t1581100617ac.gif               t1581100617ad.gif              t1581100617ae.gif

  Фото 3                               фото 4                                 фото 5

4. Упр. «Место звука Ш» (фото 6)

Ребенок правильно называет картинку и определяет позицию звука Ш в слове (начало, середина, конец), а затем кладет этот шарик под соответствующую связку шариков (фото 6)

t1581100617af.gif         t1581100617ag.gif                     t1581100617ah.gif

Фото 6                               Фото 7                                   Фото 8 \

5. Упр. «Домик для шарика». (фото 7)

Ребенок правильно называет картинку и определяет КОЛИЧЕСТВО слогов в слове (один слог, два или три), а затем кладет этот шарик под соответствующую связку шариков (фото7)

6. Упр. «Чей шарик Миши или Маши?». (фото 1) ​​​​​​​

Ребенок правильно называет картинку и определяет, чей шарик Миши или Маши. Если про предмет на шарике можно сказать «мой», то шарик Миши, а если «моя», то Маши. И кладет шарик к Маше или Мише. Формируем умения определять род сущ. и образовывать притяжательные прилагательные: «Мишин шарик с мешком». Это задание также может выполняться на уровне слова/словосочетания или предложения. Все зависит от этапа работы с ребенком.

7. Упр. «Один-много».

Один ребенок берет шарик и называет слово/словосочетание или предложение в един числе, а второй ребенок должен поставить это слово/словосочетание или предложение во множественное число. Например. У Миши шарик с шапкой – У Миши шарик с шапками. Грамматический материал здесь также зависит от возможностей детей. Педагог сам определяет, что будут дети изменять слово (шапка-шапки), словосочетания (Мишина шапка – Мишины шапки) и работа пойдет уже с предложением.

8. Упр. «Назови ласково» или «Шарик для великана» (фото 8)

I вариант. Шарики складываются в большой мешок. Один ребенок достает и называет обычное слово, а другой называет его ласково, т.е. образует уменьшительно-ласкательную форму. Если слово образовано верно, кладет его к себе в маленький мешок. Затем меняются мешками. Можно подсчитать очки.

II вариант. Все наоборот. Шарики в маленьком мешке и образуются слова с увеличитель-ными суффиксами. Например, машинища, башмачище.. Эти слова приводят детей в восторг. Потому что мы их практически не используем в речи и детям они очень интересны. 

Итак. Этот комплект можно использовать для автоматизации поставленного звука на любом этапе: на фоне изолированного звука, на фоне слова, словосочетания, предложения. А так же, если заменить картинки на шариках, то и с другими звуками. Детям очень нравиться что-то делать руками, а не просто повторять слова за логопедом. Данная игра проста в изготовлении, требуется минимальное кол-во умений от педагога в ее создании и подборке картинок. И в то же время, речевой материал проговаривается много раз, тем самым мы добиваемся полной автоматизации звуков.​​​​​​​

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (4)

Лапина Светлана Александровна, 07.02.20 в 23:24 2Ответить Пожаловаться
Здорово, спасибо за идею!
Светлана, 21.03.20 в 18:51 1Ответить Пожаловаться
Буду рада,если воспользуетесь идеей. Порой просто идея творит чудеса и рождается новый шедевр
Ватолина Светлана Анатольевна, 21.03.20 в 17:37 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с Победой в конкурсе!!!
Светлана, 21.03.20 в 18:52 1Ответить Пожаловаться
Спасибо. Хоть победа была и не самоцель, но побеждать всегда приятно
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.