Конспект проведения совместных видов образовательной деятельности по автоматизации звука [ш] «Приключения куклы Маши»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №28
Конспект проведения совместных видов образовательной деятельности по автоматизации звука [ш]
«Приключения куклы Маши»
Разработчик:
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Шайдулина Наиля Гаптулзаяновна
г. Ревда
2017
Цель: автоматизация звука [ш] в словах.
Задачи:
Образовательные:
-автоматизировать звук [ш] в словах;
-уточнить словарный запас по лексической теме «Одежда», о сезонной одежде, о характерных признаках зимы (становится холодно, на улице много снега);
-закреплять навык деления слова на слоги, определению количества слогов в словах;
-закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных (шапка-шапочка, варежка-варежечка и т.д.);
-закреплять умение согласовывать числительные с существительными мужского, женского и среднего рода, тренировка количественного счёта посредством складывания однородных предметов, изображённых по одному и по четыре (один карандаш и четыре карандаша, всего пять карандашей; один шарик и четыре шарика, всего пять шариков и т.д.);
-закреплять умение ориентировки в пространстве, использованию в речи предлогов -над, -под, -между;
Коррекционно-развивающие:
-развивать артикуляционный праксис, выработать направленную воздушную струю;
-развивать память, логическое мышление;
-корректировать и развивать фонематический слух и восприятие;
-развивать координацию движений посредством выполнения физминутки, а также мелкую моторику пальцев рук;
-формировать и закреплять умение слышать звук [ш] в словах;
Воспитательные:
-воспитывать усидчивость;
-формировать самоконтроль за речью;
-побуждать к активности в получении новых знаний;
-учить сопереживать, сочувствовать, воспитывать отзывчивость, желание помочь другим;
-формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование: мольберт, на котором картинка с изображением дерева, кукла в одежде, картинки со звуком [ш], картинки с изображением одного предмета со звуком [ш] и четырёх предметов со звуком [ш].
Этапы занятия |
Деятельность учителя-логопеда |
Деятельность детей |
I. Вводная часть |
-Сегодня к нам на занятие пришла кукла Маша. В её имени нужно правильно произносить звук [ш]. -Как мы его произносим? -Язычок свой разомнём, а потом играть начнём. Артикуляционная гимнастика. Использование ИКТ. -Наступает зима, много снежных сугробов. Падают снежинки прямо мне на нос. Сдую все снежинки словно пылесос. |
-Язычок в ротике поднимаем «Чашечкой» и сильно дуем. Ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику совместно с учителем-логопедом. Ребёнок выполняет упражнение «Фокус», сдувая ватку с носа, язык в положении «Чашечка» высунут изо рта. Воздушная струя должна быть сильной и направленной. |
II. Основная часть |
-Правильно, наступает зима, и наша Маша не знает, в чём же ей выходить зимой гулять. Давай поможем, найдём ей зимнюю одежду. Маша шкафчик свой открыла И не знает что надеть То ли шорты, то ли свитер Может шляпу иль берет? Глянет Машенька в окно А на улице светло. Почему же так светло, Снегу много намело. -Если снегу намело, лето красное пришло? -Нет, конечно, и не осень, А, конечно же, зима в гости к нам скорей пришла. -Молодец, помогла Маше одеться. Давай теперь отберём только ту одежду, в названии которой есть звук [ш]. -Наконец Маша оделась, пошла на прогулку и увидела сказочное дерево с картинками. На этом дереве предметы с разным количеством слогов. Чтобы взять эти картинки, нужно отгадать, какой предмет нарисован на картинке, назвать его и слово разделить на слоги. Определить количество слогов в слове. -А теперь мы отдохнём и опять играть начнём. Физминутка. Поднимает кукла руки, Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх) А потом она танцует, Покружись, покружись! (повороты вокруг себя) После танца всем ребятам Поклонись, поклонись! (наклоны вперед) -Молодец, а теперь следующее задание. Маша шла по тропинке и заблудилась. Давай скажем ей, где и что находится. -Что находится над шишкой? -Что находится между шариком и машиной? -Что находится в правом верхнем углу -Что находится в нижнем левом углу? -Что находится в центре? И т.д. -Наша Маша забыла, что, оказывается, предметы, если их называешь ласково, становятся маленькими. Взяла она «камень», и он стал «камешком». Пришла Маша домой, а у неё дома беспорядок. Стала Маша прибираться. Сначала она нашла один карандаш, а потом нашла много карандашей. Поиграем в игру «Один – много». Примечание. Для детей старшей группы усложнение задания. Сосчитать количество предметов и назвать сколько?
|
На столе разложены предметные картинки, на которых изображена различная одежда: фартук, варежки, носки, шуба, шорты, шапка, шарф, куртка, платье, сарафан, колготки и т.д. Ребёнок отбирает только те картинки, на которых изображена зимняя одежда. Отбирая, называет. -Нет. Наступила зима. -Шуба, шапка, варежки, штаны. -В слове шуба-2 слога, штаны 2 и т.д. Ребёнок выполняет. Ребёнок называет. -Была шапка, стала шапочка. Была варежка, стала варежечка, машина – машинка, матрешка–матрёшечка и т.д. Ребёнок проговаривает слова в уменьшительно-ласкательной форме. -Карандаш – карандаши. -Один карандаш, четыре карандаша. Всего пять карандашей. Один шарик, четыре шарика. Всего пять шариков и т.д. |
III. Заключительная часть |
-Молодец, ты помогла Маше, научила её правильно одеваться зимой, собирать и считать свои игрушки. Теперь она знает, как нужно называть предметы ласково, как мы делим слова на слоги и где у нас правая, а где левая рука. Что значит справа, а что слева. -Давай назовём, с каким звуком мы сегодня работали? Какой звук чаще всего встречался? |
-Звук [ш]. |
Тихомирова Екатерина Витальевна