Употребление числительных в литературном языке (Русский язык, 6 класс)
Тема: Употребление числительных в литературном языке (6 класс)
Цель: закрепление изученного материала.
Задачи: - образовательная: повторить изученный материал по теме «Числительное»; продолжить работу по формированию информационной культуры школьника (работа с учебником);
- развивающая: обогащать словарный запас; повышать культуру речи путем использования числительных в своей речи; расширять кругозор; развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, устную и письменную речь;
- воспитательная: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета; умение работать в группе, самостоятельность.
Форма проведения: урок повторения и обобщения пройденного материала с элементами игровой технологии
Ход урока:
Слово учителя: Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел невозможна ни одна наука, да и сама жизнь. Огромную роль в жизни человека играют числа, от которых и образовалась в русском языке самостоятельная часть речи.
Дружный, шумный, удивительный,
Учит наш шестой… (хором) «Числительное».
Да, сегодня на уроке мы будем говорить о части речи, которую называют Имя числительное. Вы уже изучили тему «Имя числительное», знаете, что это за часть речи, как правильно писать числительные, поэтому сегодня мы с вами будем говорить об употреблении числительных в литературном языке.
- Какую же цель и какие задачи мы поставим для себя на этом уроке? (постановка целей и задач).
I. Давайте обобщим наши знания о числительном:
1. Что называется числительным? (это часть речи, выражающая значение количества. Ч. отвечают на ? сколько? и обозначают количество предметов. Порядковые Ч. отвечают на ? какой (по счету)? и обозначают порядок следования предметов)
2. На какие разряды по значению делятся числительные? (количественные, собирательные, дробные, порядковые)
А по составу? (простые, сложные, составные наименования)
3. Каковы постоянные признаки числительных? (разряд по значению и по составу)
4. Какова синтаксическая роль числительных в предложении? (Ч. могут выступать в качестве любого члена предложения, но чаще всего бывают частью подлежащего или дополнения)
5. Как изменяются числительные? (по падежам)
6. С какой орфограммой мы познакомились при изучении темы “Имя числительное”? (“Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных”)
Расскажите это правило (мягкий знак пишется на конце простых числительных: пять – девятнадцать, а также двадцать и тридцать;
Мягкий знак пишется в середине сложных названий десятков и сотен: пятьдесят – восемьдесят, пятьсот – девятьсот).
− А сейчас проверим ваше умение применять данное правило на практике:
Приготовьте индивидуальные листы. Внизу подпишите фамилию, имя. Я буду называть числительные, а вы в соответствии с их порядковым номером записываете числительное в соответствующей графе в виде числа, затем там же прописываете числительное, указываете знаком (+), где пишется мягкий знак в этом слове в нужной графе: в середине, в конце или без мягкого знака.
Индивидуальный лист
№ | Ь в середине | Ь в конце | Нет Ь | Числительные |
1 | + |
|
| Семьсот |
2 | + |
|
| восемьдесят |
3 |
|
| + | сорок |
4 |
|
| + | двести |
5 |
| + |
| одиннадцать |
6 |
| + |
| шестнадцать |
7 | + |
|
| девятьсот |
8 |
|
| + | девятнадцать |
9 |
|
| + | девяносто |
10 |
| + |
| семнадцать |
II. Обратимся к учебнику: упр. №124, №123 (стр. 229, 228; упражнения выполняем устно. Затем излагаем главную информацию текста упражнения №123 в форме правила)
III. Физминутка (включить музыку)
Отдохнём чуть-чуть от дела,
Разомнём немного тело.
Раз – подняться, потянуться.
Два – слегка назад прогнуться.
Три – присесть.
Четыре – встать и руками помахать.
Пять – наклоны вправо, влево.
Шесть – достаньте до колена.
Семь – глазами поморгайте.
Восемь – шею разминайте.
Девять – ну-ка, повернитесь и друг другу улыбнитесь.
Десять – сели образцово, принялись за дело снова.
IV. Сегодня класс поделен на 3 группы, каждой из которых было предложено выполнить домашнее задание: в качестве представления группы ее участники должны были сочинить сказку с использованием числительных, взяв за основу какую – либо известную сказку.
Конкурс 1: Домашнее задание (представление групп учащимися)
Конкурс 2: «Веселый счет»
Варит отлично твоя голова:
Пять плюс один получается… (не два, а шесть)
Знает точно ученица:
От десятка ноль отнять – будет… (не единица, а десять)
Говорил учитель Ире,
Что два больше, чем … (не четыре, а один или ноль)
- Давайте просклоняем полученные числа.
- А что вы помните о числительном ноль?
(в русском языке существует два варианта одного и того же слова: ноль и нуль. В математическом значении обычно используется второй вариант: равняется нулю; нуль не имеет знака. В других значениях в И.П. и В.п. обычно используется вариант ноль: Ноль реакции. Видимость ноль. Но в остальных косвенных падежах формы образуются преимущественно от слова нуль).
Конкурс 3: «Подумай и ответь»
1. На столе стояло 5 стаканов с черникой. Дети съели чернику из одного стакана. Сколько стаканов осталось? (5 стаканов)
2. У троих братьев по одной сестрице. Сколько их всех? (четверо)
3. Что с козлом после шести лет бывает? (идет седьмой год)
4. Шли две матери, да две дочери, да бабушка с внучкой. У них было полтора пирога. По много ли каждой досталось? (по полпирога)
А как это число можно записать с помощью цифр? (1/2)
- Какие числительные сейчас прозвучали?
- Определите их разряд по значению. Что вы помните об этих числительных?
(5 - количественное числительное.
Обозначают количество предметов, отвечают на ? сколько?, не имеют форм единственного и множественного числа, не изменяются породам. Исключение составляют числительные 1- по числам, 1,2 – по родам, изменяются по падежам. В сочетаниях с существительным количественные числительные (кроме числительного один) в Им.п. и Вин.п. требуют от существительного формы Род. падежа. Сочетание количественного числительного с существительными – это один член предложения.
Четверо – собирательное числительное.
Обозначают количество предметов как их совокупность, группу. Собирательные числительные, указывающие на количество предметов больше десяти, обычно не употребляются.
Собирательные числительные употребляются:
С существительными, называющими лиц мужского пола;
С существительными люди, дети, ребята;
С существительными, называющими детенышей животных;
С существительными, имеющими только форму множественного числа или обозначающими парные предметы употребляются обычно числительные двое, трое, четверо;
С личными местоимениями.
С существительными женского рода собирательные числительные не употребляются.
Седьмой (год) – порядковое числительное.
Обозначают порядок следования предметов при счете и отвечают на вопрос какой (по счету?). Обозначают признак, как относительные прилагательные, и имеют их непостоянные морфологические признаки – формы рода, числа и падежа. В предложении обычно являются определениями.
Одна вторая – дробное числительное.
Обозначают дробные числа. Склоняются как прилагательные. Образуют словосочетания с зависимыми существительными в форме родительного падежа.)
Конкурс 4: «Разминка» (группам предложены листы с ребусами, по 3 ребуса у каждой. Учащиеся выполняют задание, затем выходит 1 человек от группы и представляет выполненную работу)
1 группа: 3тон (тритон)
по2л (подвал)
7я (семья)
2 группа: 40а (сорока)
госп1 (господин)
7’ена (семена)
3 группа: хре100матия (хрестоматия)
3котаж (трикотаж)
смор1а (смородина)
Конкурс 5: «Угадай-ка»
Командам предлагается разгадать ребусы – загадки и ребусы – пословицы
(один человек от группы записывает полученное предложение (загадку или пословицу) на доске, остальные – в тетради. Второй человек определяет грамматические признаки числительного. Третий – как выражается использованное в предложении числительное).
- Каков смысл записанных пословиц?
Конкурс 6: «Народная мудрость»
Вспомните как можно больше пословиц и поговорок с использованием числительных
Конкурс 7: «Загадки»
1. Цифра … почти как совок,
Наверно, удобно копать ей песок (четыре)
2. Колесо на колесе, -
Цифру … знают все (восемь)
3. Лист бумаги – белый водоем,
Черный лебедь плавает на нем.
Цифру … мы также узнаем,
Если ходим шахматным конем (два)
4. Цифрой … окучить можно огород,
Как топорик – тоже цифра подойдет.
С поперечиной – пригодна в сенокос, -
Применяйте эти цифры вместо кос (семь)
5. Дай число – его тотчас
Увеличит в десять раз.
У него большая роль,
Хоть один он просто … (ноль)
6 Вот я коршуна рисую,
Вот кусачки – винт внутри, -
Дужка села на другую –
Получилась цифра …
Подведение итогов урока:
Цель: закрепление изученного материала
Задачи: - повторить изученный материал по теме «Числительное»;
- обогащать словарный запас;
- расширять кругозор;
- развивать логическое мышление;
- повышать культуру речи путем использования числительных в своей речи.
Рефлексия.
Использованная литература:
Агеева И.Д. 500 загадок – обманок для детей. – 2-е изд., перераб., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Волобуев А.Т. 500 загадок обо всем для детей. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Дынько В.А. 500 задач и заданий для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Дынько В.А. 500 ребусов для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. – Л.: Просвещение, 1990.
Русский язык: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч. 2 / [А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Л.О. Савчук и др.]; под ред. А.Д. Шмелева. – М.: Вентана – Граф, 2015.