12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ковальчук Наталья Михайловна20

Тема: Употребление числительных в литературном языке (6 класс)


Цель: закрепление изученного материала.

Задачи: - образовательная: повторить изученный материал по теме «Числительное»; продолжить работу по формированию информационной культуры школьника (работа с учебником);

- развивающая: обогащать словарный запас; повышать культуру речи путем использования числительных в своей речи; расширять кругозор; развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, устную и письменную речь;

- воспитательная: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета; умение работать в группе, самостоятельность.

Форма проведения: урок повторения и обобщения пройденного материала с элементами игровой технологии


Ход урока:

Слово учителя: Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел невозможна ни одна наука, да и сама жизнь. Огромную роль в жизни человека играют числа, от которых и образовалась в русском языке самостоятельная часть речи.

Дружный, шумный, удивительный,

Учит наш шестой… (хором) «Числительное».

Да, сегодня на уроке мы будем говорить о части речи, которую называют Имя числительное. Вы уже изучили тему «Имя числительное», знаете, что это за часть речи, как правильно писать числительные, поэтому сегодня мы с вами будем говорить об употреблении числительных в литературном языке.

- Какую же цель и какие задачи мы поставим для себя на этом уроке? (постановка целей и задач).

I. Давайте обобщим наши знания о числительном:

1. Что называется числительным? (это часть речи, выражающая значение количества. Ч. отвечают на ? сколько? и обозначают количество предметов. Порядковые Ч. отвечают на ? какой (по счету)? и обозначают порядок следования предметов)

2. На какие разряды по значению делятся числительные? (количественные, собирательные, дробные, порядковые)

А по составу? (простые, сложные, составные наименования)

3. Каковы постоянные признаки числительных? (разряд по значению и по составу)

4. Какова синтаксическая роль числительных в предложении? (Ч. могут выступать в качестве любого члена предложения, но чаще всего бывают частью подлежащего или дополнения)

5. Как изменяются числительные? (по падежам)

6. С какой орфограммой мы познакомились при изучении темы “Имя числительное”? (“Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных”)

Расскажите это правило (мягкий знак пишется на конце простых числительных: пять – девятнадцать, а также двадцать и тридцать;

Мягкий знак пишется в середине сложных названий десятков и сотен: пятьдесят – восемьдесят, пятьсот – девятьсот).


А сейчас проверим ваше умение применять данное правило на практике:

Приготовьте индивидуальные листы. Внизу подпишите фамилию, имя. Я буду называть числительные, а вы в соответствии с их порядковым номером записываете числительное в соответствующей графе в виде числа, затем там же прописываете числительное, указываете знаком (+), где пишется мягкий знак в этом слове в нужной графе: в середине, в конце или без мягкого знака.

Индивидуальный лист

Ь в середине

Ь в конце

Нет Ь

Числительные

1

+

 

 

Семьсот

2

+

 

 

восемьдесят

3

 

 

+

сорок

4

 

 

+

двести

5

 

+

 

одиннадцать

6

 

+

 

шестнадцать

7

+

 

 

девятьсот

8

 

 

+

девятнадцать

9

 

 

+

девяносто

10

 

+

 

семнадцать

II. Обратимся к учебнику: упр. №124, №123 (стр. 229, 228; упражнения выполняем устно. Затем излагаем главную информацию текста упражнения №123 в форме правила)

III. Физминутка (включить музыку)

Отдохнём чуть-чуть от дела,

Разомнём немного тело.

Раз – подняться, потянуться.

Два – слегка назад прогнуться.

Три – присесть.

Четыре – встать и руками помахать.

Пять – наклоны вправо, влево.

Шесть – достаньте до колена.

Семь – глазами поморгайте.

Восемь – шею разминайте.

Девять – ну-ка, повернитесь и друг другу улыбнитесь.

Десять – сели образцово, принялись за дело снова.



IV. Сегодня класс поделен на 3 группы, каждой из которых было предложено выполнить домашнее задание: в качестве представления группы ее участники должны были сочинить сказку с использованием числительных, взяв за основу какую – либо известную сказку.

Конкурс 1: Домашнее задание (представление групп учащимися)


Конкурс 2: «Веселый счет»

Варит отлично твоя голова:

Пять плюс один получается… (не два, а шесть)

Знает точно ученица:

От десятка ноль отнять – будет… (не единица, а десять)

Говорил учитель Ире,

Что два больше, чем … (не четыре, а один или ноль)


- Давайте просклоняем полученные числа.

- А что вы помните о числительном ноль?

(в русском языке существует два варианта одного и того же слова: ноль и нуль. В математическом значении обычно используется второй вариант: равняется нулю; нуль не имеет знака. В других значениях в И.П. и В.п. обычно используется вариант ноль: Ноль реакции. Видимость ноль. Но в остальных косвенных падежах формы образуются преимущественно от слова нуль).


Конкурс 3: «Подумай и ответь»

1. На столе стояло 5 стаканов с черникой. Дети съели чернику из одного стакана. Сколько стаканов осталось? (5 стаканов)

2. У троих братьев по одной сестрице. Сколько их всех? (четверо)

3. Что с козлом после шести лет бывает? (идет седьмой год)

4. Шли две матери, да две дочери, да бабушка с внучкой. У них было полтора пирога. По много ли каждой досталось? (по полпирога)


А как это число можно записать с помощью цифр? (1/2)

- Какие числительные сейчас прозвучали?

- Определите их разряд по значению. Что вы помните об этих числительных?

(5 - количественное числительное.

Обозначают количество предметов, отвечают на ? сколько?, не имеют форм единственного и множественного числа, не изменяются породам. Исключение составляют числительные 1- по числам, 1,2 – по родам, изменяются по падежам. В сочетаниях с существительным количественные числительные (кроме числительного один) в Им.п. и Вин.п. требуют от существительного формы Род. падежа. Сочетание количественного числительного с существительными – это один член предложения.

Четверо – собирательное числительное.

Обозначают количество предметов как их совокупность, группу. Собирательные числительные, указывающие на количество предметов больше десяти, обычно не употребляются.

Собирательные числительные употребляются:

С существительными, называющими лиц мужского пола;

С существительными люди, дети, ребята;

С существительными, называющими детенышей животных;

С существительными, имеющими только форму множественного числа или обозначающими парные предметы употребляются обычно числительные двое, трое, четверо;

С личными местоимениями.

С существительными женского рода собирательные числительные не употребляются.


Седьмой (год) – порядковое числительное.

Обозначают порядок следования предметов при счете и отвечают на вопрос какой (по счету?). Обозначают признак, как относительные прилагательные, и имеют их непостоянные морфологические признаки – формы рода, числа и падежа. В предложении обычно являются определениями.

Одна вторая – дробное числительное.

Обозначают дробные числа. Склоняются как прилагательные. Образуют словосочетания с зависимыми существительными в форме родительного падежа.)


Конкурс 4: «Разминка» (группам предложены листы с ребусами, по 3 ребуса у каждой. Учащиеся выполняют задание, затем выходит 1 человек от группы и представляет выполненную работу)

1 группа: 3тон (тритон)

по2л (подвал)

7я (семья)

2 группа: 40а (сорока)

госп1 (господин)

7’ена (семена)

3 группа: хре100матия (хрестоматия)

3котаж (трикотаж)

смор1а (смородина)



Конкурс 5: «Угадай-ка»

Командам предлагается разгадать ребусы – загадки и ребусы – пословицы

(один человек от группы записывает полученное предложение (загадку или пословицу) на доске, остальные – в тетради. Второй человек определяет грамматические признаки числительного. Третий – как выражается использованное в предложении числительное).

- Каков смысл записанных пословиц?



Конкурс 6: «Народная мудрость»

Вспомните как можно больше пословиц и поговорок с использованием числительных


Конкурс 7: «Загадки»

1. Цифра … почти как совок,

Наверно, удобно копать ей песок (четыре)


2. Колесо на колесе, -

Цифру … знают все (восемь)


3. Лист бумаги – белый водоем,

Черный лебедь плавает на нем.

Цифру … мы также узнаем,

Если ходим шахматным конем (два)



4. Цифрой … окучить можно огород,

Как топорик – тоже цифра подойдет.

С поперечиной – пригодна в сенокос, -

Применяйте эти цифры вместо кос (семь)



5. Дай число – его тотчас

Увеличит в десять раз.

У него большая роль,

Хоть один он просто … (ноль)



6 Вот я коршуна рисую,

Вот кусачки – винт внутри, -

Дужка села на другую –

Получилась цифра …





Подведение итогов урока:

Цель: закрепление изученного материала

Задачи: - повторить изученный материал по теме «Числительное»;

- обогащать словарный запас;

- расширять кругозор;

- развивать логическое мышление;

- повышать культуру речи путем использования числительных в своей речи.


Рефлексия.



Использованная литература:

Агеева И.Д. 500 загадок – обманок для детей. – 2-е изд., перераб., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

Волобуев А.Т. 500 загадок обо всем для детей. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Дынько В.А. 500 задач и заданий для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Дынько В.А. 500 ребусов для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. – Л.: Просвещение, 1990.

Русский язык: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч. 2 / [А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Л.О. Савчук и др.]; под ред. А.Д. Шмелева. – М.: Вентана – Граф, 2015.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.