12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Богочанова Елена Владимировна45

Конспект индивидуального занятия для подростков:

«Управляя эмоциями».

 

Цель: развитие эмоционального интеллекта у детей подросткового возраста, которые не могут контролировать свои эмоции, импульсивны, своевольны, имеют темперамент «холерик» или «сангвиник», сложную жизненную ситуацию, входят в группу риска и склонность к рискованному поведению.

Ход занятия:

Психолог вместе с несовершеннолетним формируют позицию подростка к своему эмоциональному состоянию. С несовершеннолетним обсуждается его личная ситуация, которая была травмирующей или неприятной и вызвала у него неконтролируемые или плохо осознаваемые эмоции, которые привели к неприятным последствиям.

Упражнение «Что вызывает в нас чувства и эмоции?»

Цель: осознание влияния на эмоции внешних факторов и осознание вызванных эмоций с собственным телом.

Несовершеннолетнему дается задание на листе с изображением человека написать, что вызывает в нем чувства и эмоции и где они живут в самом теле человека (приложение 1: вариант выполнения задания)

Вариант для девочки

Вариант для мальчика

t1669015077aa.png

 

t1669015077ab.jpg

 

Задание необходимо привезти к следующим выводам (выводы записываются на обратной стороне листа с силуэтом человека:

Эмоции вызывают в нас:

- События. Всё, что происходит вокруг тебя. Это может быть любое событие. Даже перемена погоды может на тебя повлиять!

- Люди. Все, кто тебя окружают. Это и случайные встречи, и общение с друзьями или семьей.

- Мысли. Все что ты думаешь. Мысли и эмоции прочно связаны друг с другом. Например, ты можешь вспомнить какое-то событие – и испытать радость или стыд. Или начать думать о будущих делах и почувствовать тревогу.

2. Эмоции живут в нашем теле. Они целиком и полностью наши и поэтому могут осознанно контролироваться.

Упражнение «На что влияют эмоции и чувства».

Психолог вновь возвращает несовершеннолетнего к силуэту человека и вместе с психологом от силуэта прочерчиваются 3 дополнительных стрелочки от человека.

От первой стрелочки делается запись: «Эмоции и чувства влияют на восприятие событий».

Обсуждение. Например, психолог объясняет: если у тебя хорошее настроение, ты вряд ли расстроишься из-за упавшего мороженного. А если у тебя день не задался с утра, то это событие покажется концом света.

От второй стрелочки делается запись: «Эмоции и чувства влияют на восприятие людей».

Обсуждение. Например, психолог объясняет: одноклассник решил тебе что-то подарить. Если ты испытываешь к нему симпатию, то примешь подарок с радостью и подумаешь, какой он замечательный друг. Но если он тебе не приятен, то посчитаешь, что он подлизывается или делает это с умыслом.

От третьей стрелочки делается запись: ««Эмоции и чувства влияют на восприятие СЕБЯ».

Обсуждение. Допустим у тебя случилась ссора с другом и ты себя в ней винишь. Тебе будет казаться, что ты плохой друг и т.п.

(Объяснения для подростка должны строиться на его личных ситуациях).

Упражнение «Оркестр моих чувств».

Психолог: Эмоции и чувства могут быть еле заметными, как тихий звук, а могут звучать громко, как целый оркестр. Оркестр ты обязательно услышишь. Иногда он играет невпопад, и звук получается слишком громким и неприятным – с такими чувствами бывает сложно справляться, и иногда хочется бежать, чтобы спастись. Только некуда – все это происходит внутри тебя. Другое дело – незаметные, но они могут сильно влиять на твое восприятие и настроение.

(Психолог показывает несовершеннолетнему карточки с изображением человеческих эмоций и предлагает эти эмоции проранжировать).

Психолог: Какие твои эмоции за последние несколько дней были самыми сильными? А какие самыми слабыми?

Определи для каждой балл по шкале от 1 до 10, где 10 – очень громко!

Рассматриваются эмоции, которые присущи несовершеннолетнему и он не может их контролировать.

Счастье

t1669015077ac.jpg

Беззаботность

t1669015077ac.jpg

Восхищение

t1669015077ac.jpg

Грусть

t1669015077ac.jpg

Уныние

t1669015077ac.jpg

Тревожность

t1669015077ac.jpg

Гнев

t1669015077ac.jpg

После выполнения данного упражнения необходимо определиться с каким чувством необходимо бороться.

Упражнение «Мои ресурсы».

Психолог: Со многими эмоциями бороться не легко, но вполне возможно. Во многих случаях при осознании тех или иных негативных эмоций необходимо обратиться к своим ресурсным состояниям.

(Перед подростком раскладывается колода метафорических карт с изображением ресурсных дел и ресурсных мест).

Психолог: Твоя задача очень внимательно просмотреть эту колоду и найти те места и те занятия которые вызывают в тебе чувства радости, удовлетворения, спокойствия, беззаботности и даже восхищения.

(Подросток выполняет задание, затем проводится обсуждение и выбирается место или занятие, которое нравится больше всего).

Упражнение «Мой любимый ресурс».

Психолог: Когда ты почувствуешь, как тебя накрывает шквал негативных эмоций, необходимо сесть или лечь. Давай ты сейчас сядешь так как тебе удобно и максимально расслабишься. Закрой глаза, попробуй сейчас почувствовать все свое тело от головы до кончиков пальцев. Теперь открой глаза и внимательно посмотри на свои руки, ноги, дотронься до своих ушей и снова закрой глаза и расслабься. Теперь постарайся представить то ресурсное место, которое ты выбрал(а), переместись туда, оглядись вокруг, а теперь делай там то, что приносит тебе удовольствие. (Давайте время побыть в ресурсном состоянии). А теперь нам надо возвращаться. Открой глаза, посмотри на свои руки, ноги, дотронься до ушей. Как ты себя чувствуешь?

(Подросток рассказывает о своем состоянии).

Психолог: Это упражнение необходимо выполнить дома в момент проживания негативных эмоций и постараться, во-первых осознать испытываемые чувства, а во-вторых снять интенсивность эмоции с помощью данного упражнения. Затем конечно заняться тем делом, которое тоже вызывает положительные эмоции, так как выплеск эмоций необходимо совершить и через тело тоже, только конечно конструктивным способом. Это может быть рисование, поход в спорт зал (ориентироваться на ресурсы ребенка).

Рефлексия.

Психолог с несовершеннолетним обсуждают занятие и ту пользу, которою оно ему принесло. Делаются выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Пример выполнения упражнений с изображением силуэта человека.

t1669015077ad.png

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.