Конспект занятия «Управляю эмоциями»
Конспект индивидуального занятия для подростков:
«Управляя эмоциями».
Цель: развитие эмоционального интеллекта у детей подросткового возраста, которые не могут контролировать свои эмоции, импульсивны, своевольны, имеют темперамент «холерик» или «сангвиник», сложную жизненную ситуацию, входят в группу риска и склонность к рискованному поведению.
Ход занятия:
Психолог вместе с несовершеннолетним формируют позицию подростка к своему эмоциональному состоянию. С несовершеннолетним обсуждается его личная ситуация, которая была травмирующей или неприятной и вызвала у него неконтролируемые или плохо осознаваемые эмоции, которые привели к неприятным последствиям.
Упражнение «Что вызывает в нас чувства и эмоции?»
Цель: осознание влияния на эмоции внешних факторов и осознание вызванных эмоций с собственным телом.
Несовершеннолетнему дается задание на листе с изображением человека написать, что вызывает в нем чувства и эмоции и где они живут в самом теле человека (приложение 1: вариант выполнения задания)
Вариант для девочки |
Вариант для мальчика |
|
Задание необходимо привезти к следующим выводам (выводы записываются на обратной стороне листа с силуэтом человека:
Эмоции вызывают в нас:
- События. Всё, что происходит вокруг тебя. Это может быть любое событие. Даже перемена погоды может на тебя повлиять!
- Люди. Все, кто тебя окружают. Это и случайные встречи, и общение с друзьями или семьей.
- Мысли. Все что ты думаешь. Мысли и эмоции прочно связаны друг с другом. Например, ты можешь вспомнить какое-то событие – и испытать радость или стыд. Или начать думать о будущих делах и почувствовать тревогу.
2. Эмоции живут в нашем теле. Они целиком и полностью наши и поэтому могут осознанно контролироваться.
Упражнение «На что влияют эмоции и чувства».
Психолог вновь возвращает несовершеннолетнего к силуэту человека и вместе с психологом от силуэта прочерчиваются 3 дополнительных стрелочки от человека.
От первой стрелочки делается запись: «Эмоции и чувства влияют на восприятие событий».
Обсуждение. Например, психолог объясняет: если у тебя хорошее настроение, ты вряд ли расстроишься из-за упавшего мороженного. А если у тебя день не задался с утра, то это событие покажется концом света.
От второй стрелочки делается запись: «Эмоции и чувства влияют на восприятие людей».
Обсуждение. Например, психолог объясняет: одноклассник решил тебе что-то подарить. Если ты испытываешь к нему симпатию, то примешь подарок с радостью и подумаешь, какой он замечательный друг. Но если он тебе не приятен, то посчитаешь, что он подлизывается или делает это с умыслом.
От третьей стрелочки делается запись: ««Эмоции и чувства влияют на восприятие СЕБЯ».
Обсуждение. Допустим у тебя случилась ссора с другом и ты себя в ней винишь. Тебе будет казаться, что ты плохой друг и т.п.
(Объяснения для подростка должны строиться на его личных ситуациях).
Упражнение «Оркестр моих чувств».
Психолог: Эмоции и чувства могут быть еле заметными, как тихий звук, а могут звучать громко, как целый оркестр. Оркестр ты обязательно услышишь. Иногда он играет невпопад, и звук получается слишком громким и неприятным – с такими чувствами бывает сложно справляться, и иногда хочется бежать, чтобы спастись. Только некуда – все это происходит внутри тебя. Другое дело – незаметные, но они могут сильно влиять на твое восприятие и настроение.
(Психолог показывает несовершеннолетнему карточки с изображением человеческих эмоций и предлагает эти эмоции проранжировать).
Психолог: Какие твои эмоции за последние несколько дней были самыми сильными? А какие самыми слабыми?
Определи для каждой балл по шкале от 1 до 10, где 10 – очень громко!
Рассматриваются эмоции, которые присущи несовершеннолетнему и он не может их контролировать.
Счастье |
|
Беззаботность |
|
Восхищение |
|
Грусть |
|
Уныние |
|
Тревожность |
|
Гнев |
После выполнения данного упражнения необходимо определиться с каким чувством необходимо бороться.
Упражнение «Мои ресурсы».
Психолог: Со многими эмоциями бороться не легко, но вполне возможно. Во многих случаях при осознании тех или иных негативных эмоций необходимо обратиться к своим ресурсным состояниям.
(Перед подростком раскладывается колода метафорических карт с изображением ресурсных дел и ресурсных мест).
Психолог: Твоя задача очень внимательно просмотреть эту колоду и найти те места и те занятия которые вызывают в тебе чувства радости, удовлетворения, спокойствия, беззаботности и даже восхищения.
(Подросток выполняет задание, затем проводится обсуждение и выбирается место или занятие, которое нравится больше всего).
Упражнение «Мой любимый ресурс».
Психолог: Когда ты почувствуешь, как тебя накрывает шквал негативных эмоций, необходимо сесть или лечь. Давай ты сейчас сядешь так как тебе удобно и максимально расслабишься. Закрой глаза, попробуй сейчас почувствовать все свое тело от головы до кончиков пальцев. Теперь открой глаза и внимательно посмотри на свои руки, ноги, дотронься до своих ушей и снова закрой глаза и расслабься. Теперь постарайся представить то ресурсное место, которое ты выбрал(а), переместись туда, оглядись вокруг, а теперь делай там то, что приносит тебе удовольствие. (Давайте время побыть в ресурсном состоянии). А теперь нам надо возвращаться. Открой глаза, посмотри на свои руки, ноги, дотронься до ушей. Как ты себя чувствуешь?
(Подросток рассказывает о своем состоянии).
Психолог: Это упражнение необходимо выполнить дома в момент проживания негативных эмоций и постараться, во-первых осознать испытываемые чувства, а во-вторых снять интенсивность эмоции с помощью данного упражнения. Затем конечно заняться тем делом, которое тоже вызывает положительные эмоции, так как выплеск эмоций необходимо совершить и через тело тоже, только конечно конструктивным способом. Это может быть рисование, поход в спорт зал (ориентироваться на ресурсы ребенка).
Рефлексия.
Психолог с несовершеннолетним обсуждают занятие и ту пользу, которою оно ему принесло. Делаются выводы.
Приложение 1.
Пример выполнения упражнений с изображением силуэта человека.