Пояснительная записка:
Современные дети сталкиваются с невероятным давлением и манипуляциями со стороны сверстников. Они не всегда могут противостоять подобному отрицательному влиянию, однако зачастую трудно это сделать потому, что такая позиция не всегда популярна в их среде. Кроме того, просто в силу определенных возрастных особенностей подростки просто не владеют надежными способами противостояния давлению группы. Подростки, начиная обучаться в средне специальных учебных заведениях, нередко испытывая затруднения и слыша критику в свой адрес со стороны преподавателей и со стороны взрослых, реагируют снижением своей самооценки. При этом мнение окружающих становится для них особенно важно, поскольку позволяет лучше ориентироваться в таком новом и не вполне понятном мире как ССУЗ. Это самое стороннее мнение нередко и выражается одногрупниками, успевшими сплотиться в группы, они и предлагают отчасти растерявшемуся подростку как нужно себя вести и что делать (разумеется, как им бы того хотелось).
В связи с эти мы собрали ряд упражнений, при которых неуверенные себе подростки, смогут реализоваться в поной мере.
- Упражнение «Превращаем проблему в цели»
Цель: выявить проблемы, существующие у подростков при взаимодействии с социальным окружением, и переформулировать их в цели.
Материальное обеспечение: ручки, бумага писчая, вопросы для каждого участника.
Ход занятия:
Педагог предлагает подросткам составить список проблем, которые они хотели бы как можно быстрее разрешить.
В составлении списка проблем им могут помочь следующие вопросы:
1.Что я действительно хочу сделать, что иметь, чего достичь?
2.Что еще может доставить мне удовольствие?
3.В каких сферах жизни я хотел бы усовершенствовать свои способности?
4.Что в последнее время занимало мои мысли, волновало или сердило меня?
5.На что я чаще всего жалуюсь?
6.Что создаст мне больше всего забот?
7.Что заставляет меня чувствовать себя тревожно или напряженно? Что дает мне возможность чувствовать себя уютно?
8.Что меня больше всего расстраивает?
9.Что стало в последнее время меня раздражать?
10.Что я хотел бы изменить в моем отношении к самому себе?
11.Что мне надо изменить в себе?
12.На что у меня уходит слишком много времени?
13.Что мне очень сложно сделать? От чего я быстро устаю?
14.Как я мог бы лучше распределять свое время?
15.Как я мог бы разумнее расходовать свои деньги?
Затем подростки выбирают и описывают проблему, которую они хотели бы решить прежде всего и представляют ее как можно более объективно.
После описания проблемы участники формулируют цель, которой они могли бы достичь, и отвечают на следующий вопрос: «Что мне необходимо сделать для того, чтобы моя проблема перестала существовать или, по крайней мере, стала менее острой?».
- Упражнение «Заверши фразу»
Цель: выявить имеющиеся представления по обсуждаемой теме; проанализировать опыт взаимодействия с социальным окружением.
Ход занятия:
Педагог предлагает подросткам завершить ряд фраз, касающихся темы или содержания, атмосферы, организации взаимодействия.
Педагог может предложить подросткам завершить следующие фразы:
- «Думаю, что настоящий друг…»;
- «Ребята, с которыми я в отряде…»;
- «Моими сильными сторонами взаимодействия являются…»;
- «В процессе взаимодействия с людьми…»;
- «По отношению человека к человеку можно судить о…» и т.д.
Метод реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой педагог может обращаться к двум – трем подросткам. Желательно, чтобы каждый завершил хотя бы одну фразу.
- Упражнение «Контакты»
Цель: развивать умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми.
Ход занятия:
Примерные ситуации:
- «Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но он вам очень понравился и вызвал желание с ним ознакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы – 2-3 минуты».
- «В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным киноактером. Вы обожаете его, и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая удача». Роль актера играют сидящие во внутреннем круге студенты.
- «Вам нужна довольно крупная сумма денег. Нужно поговорить с родителями. И вот вы подошли к отцу (матери)».
- «Вы узнали, что один из ваших друзей дурно отзывался о вас в неформальной обстановке. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятно, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Случай представился: вы одни, никого рядом нет».
- Упражнение «Три ответа»
Цель: развить умения определять адекватный способ поведения при взаимодействии.
Ход занятия:
Каждый подросток придумывает ситуацию, в которой ему приходится отвечать воображаемому собеседнику. Эту ситуацию он сообщает группе, а потом демонстрирует три варианта ответов. Один из вариантов должен демонстрировать уверенное поведение, второй – агрессивное, напористое, наступательное, третий – неуверенное.
Все три варианта демонстрируются без предварительного предупреждения о том, какой конкретно вариант сейчас будет показан. После показа свои впечатления об услышанном и увиденном варианте ответа сообщает группа.
Каждый из подростков должен поделиться своими догадками по поводу того, какой из трех вариантов прозвучал. Можно раздать карточки с кратко изложенными ситуациями, например:
1.В автобусе проверка билетов. У вас по каким-то причинам билета нет. К вам подходит контролер. Вы говорите ему…
2.Собака вашего соседа испортила ваш половик. Вы звоните в дверь соседа. Он показывается на пороге. Вы говорите ему…
3.Преподаватель задает вам вопрос, который вы прослушали. Вы отвечаете ему…
4.Группа молодых веселых людей в кинотеатре мешает вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…
5.Ваш сосед настаивает на том, чтобы вы переключили телевизор на другую программу, где идет многосерийный фильм (спортивная передача), а вы смотрите то, что нравится вам. Вы говорите ему…
6.Ваш приятель не отдал вам в назначенный срок взятые в долг деньги. Вы говорите…
7.В поликлинике какой-то тип прорывается к врачу вне очереди. Все молчат. Вы говорите…
8.Родители просят сходить вас в магазин. Вы устали. Вы говорите им…
5. МОЙ ГЕРБ
Ведущий: «Был в старину обычай изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т. е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности. Мы нарисуем герб, но, кто хочет, может написать и девиз. Каждый из вас сейчас должен изобразить свой герб, который отражает ваше жизненное кредо, отношение к себе и миру в целом. Не смущайтесь, если вы не умеете рисовать. Начинайте и у вас обязательно получится. Изобразите просто схему, контур. Главное — идея и свобода самовыражения.
Далее предстоит работа на обратной стороне листа. Расчертите его на 4-е части: в первую впишите важного в вашей жизни человека, но не более 3-х; во вторую — любимое место; в третью — личное качество, которое нравится; в четвертую — что (или кто) помогает в жизни и делает счастливым.
6. ВЫ МЕНЯ УЗНАЕТЕ?
Цель — развитие рефлексии.
«Иногда обстоятельства складываются так, что назначается встреча с совершенно незнакомым человеком. Хорошо, если есть его фотография. А если нет? Что делать? Вы договорились по телефону о дне, времени, месте встречи и о примете, по которой узнаете друг друга. Например, красный шарф, синее пальто и т. п. Ведь так обычно и поступают люди.
7. Упражнение «Закончи предложение»
Цель: показать многообразие возможностей осознания своей внутренней сущности..
Процедура: упражнение выполняется письменно в тетради.
1. Я —… 2.
Я умею…
3. Я хочу…
4. Внешне я…
5. Мне хотелось бы быть в идеале…
6. Мне можно…
7. Мне нельзя…
8. Я могу научиться…
9. Как юноша (девушка) я…
10. Как школьник я…
11. В классе я…
12. На улице я…
13. Дома я…
14.Когда окончу школу, я…
15. Я буду …
16. Я могу быть партнером…
17. Я могу работать…
18. Я люблю…
19. Я не люблю…
20. Я мечтаю…
21. Я надеюсь…
22. Я верю…
23. На этих уроках я себя чувствую…
По желанию эти записи можно прочитать вслух.
8. Рефлексия. Подведение итогов.
Список литературы
- Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга М: Издательство «Ось-89», 1999.
- Макартычева Г. И.Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. Издательство «Речь», 2007.
- Макшанов С. И, Хрящева А.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб, 1993.
- Рамедик Д. М. Тренинг личностного роста. Издательство «ИНФРА-М» , 2007.
- Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. Издательство «Речь», 2007.
- Смит М. Д. Тренинг уверенности в себе / Пер. с англ. – СПб.: Речь, 2001.