Лабораторная работа по экологии «Определение солеустойчивости растений по количеству альбуминов в зеленых листьях» (8–10 класс)
Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
Закономерности взаимодействия организмов и экологических факторов.
Любой организм в среде своего обитания подвергается воздействию самых разнообразных экологических факторов: климатических, эдафических и биотических.
Несмотря на очень большое разнообразие экологических факторов в природе можно выявить общие закономерности их воздействия на организм и ответных реакций организма на них.
Эффект воздействия экологических факторов среды зависит от их характера, дозы, воспринимаемой организмом (высокая или низкая температура, яркий свет или темнота, дефицит или избыток влаги), его физиологического состояния и возраста.
Для каждого организма существуют наиболее благоприятные конкретные значения факторов, при которых все процессы его жизнедеятельности осуществляются наиболее активно. Наиболее благоприятное значение факторов для жизнедеятельности получило название точки оптимума. При изменении экологического фактора как в сторону снижения от точки оптимума, так и увеличения жизнедеятельность организм будет угнетаться.
Способ оценки абиотических и биотических факторов местообитания при помощи биологических систем называют биоиндикацией.
Организмы или сообщества организмов, жизненные функции которых тесно коррелируют с определенными факторами среды и могут применяться для их оценки, называются биоиндикаторами.
Механизмы адаптации растений к условиям засоления могут идти на различных уровнях их организации: морфологическом, анатомическом, физиологическом, биохимическом.
Например, большее содержание альбуминов является показателем большей солеустойчивости растений.
Цель работы: изучение солеустойчивости растений по количеству альбуминов в зеленых листьях.
Материалы и оборудование: два-три сорта растений, различающиеся по солеустойчивости; сухой (NN4)2804; ступки с пестиком; колбочки на 50 мл; воронки с фильтром; центрифуги; весы; пипетки на 10 мл; градуированные центрифужные пробирки.
Ход работы. Навеску свежих листьев исследуемых растений (2 г) разотрите с 10 мл воды, вытяжку очистите от взвесей центрифугированием или фильтрованием. Затем 5 мл вытяжки внесите в градуированную центрифужную пробирку и добавьте в нее сухой сернокислый аммоний до полного насыщения (примерно 15 г). Через 15 минут после растворения соли выпавшие в виде геля альбумины центрифугируйте 3 минуты при 4000—5000 об./мин и учтите объемное (по делениям пробирки) количество альбуминов. Результаты запишите по схеме в таблицу, сделайте выводы.
Особенности солеустойчивости разных видов растений
Вариант |
Содержание альбуминов, мл |
Выводы о солеустойчивости |
Контрольные вопросы
1.Назовите экологическую группу растений, устойчивую к высокой концентрации солей.
2.Каковы причины появления засоленных почв?
3.Чем отличаются между собой абсолютные и факультативные галофиты?
Как выращивать растения на засоленных почвах
Два способа рассолить и оздоровить почву
Ресурсы:
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций