Лабораторная работа по экологии на тему «Определение солеустойчивости растений по степени выцветания хлорофилла» (8–10 классы)
Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
Закономерности взаимодействия организмов и экологических факторов.
Любой организм в среде своего обитания подвергается воздействию самых разнообразных экологических факторов: климатических, эдафических и биотических.
Несмотря на очень большое разнообразие экологических факторов в природе можно выявить общие закономерности их воздействия на организм и ответных реакций организма на них.
Эффект воздействия экологических факторов среды зависит от их характера, дозы, воспринимаемой организмом (высокая или низкая температура, яркий свет или темнота, дефицит или избыток влаги), его физиологического состояния и возраста.
Для каждого организма существуют наиболее благоприятные конкретные значения факторов, при которых все процессы его жизнедеятельности осуществляются наиболее активно. Наиболее благоприятное значение факторов для жизнедеятельности получило название точки оптимума. При изменении экологического фактора как в сторону снижения от точки оптимума, так и увеличения жизнедеятельность организм будет угнетаться.
Способ оценки абиотических и биотических факторов местообитания при помощи биологических систем называют биоиндикацией.
Организмы или сообщества организмов, жизненные функции которых тесно коррелируют с определенными факторами среды и могут применяться для их оценки, называются биоиндикаторами.
При ухудшении влагообеспеченности, под воздействием солей происходит деструкция хлоропластов, нарушается синтез хлорофилла а и Ь, изменяется прочность связей в хлорофилл-белково- липоидном комплексе пластид. Определить солеустойчивость растений можно по скорости и степени выцветания хлорофилла.
Цель работы: изучить солеустойчивость растений по степени выцветания хлорофилла.
Материалы и оборудование: растения сортов различной соле- устойчивости; 2—4%-ные растворы №С1 или Ка2§04; кристаллизаторы; химические стаканы на 100 мл.
Ход работы. Листья растений двух-трех сортов, различающихся по солеустойчивости, срежьте под водой у основания черешка (используйте листья одного яруса). Контрольные растения поместите черешками в воду, опытные — в 2—4%-ные растворы №С1 или №2§04 и выдержите на рассеянном свету 7 суток. Под влиянием солей в результате разрушения хлорофилл-белкового комплекса происходит постепенное выцветание хлорофилла (изменение общей окраски листьев или появление бледных участков — солевых пятен, площадь которых во время опыта увеличивается). Изменение окраски листьев отмечают на третьи и седьмые сутки. У несолеустойчивых сортов выцветание хлорофилла идет быстрее и в большей степени. Результаты опытов запишите по схеме, сделайте выводы.
Особенности выцветания хлорофилла у разных видов растений
Вариант |
Изменение окраски листьев |
Выводы о солеустойчивости |
|
3-й день |
7-й день |
||
Контрольные вопросы
1.Можно ли, используя метод Генкеля, определить устойчивость растений к нефтяному загрязнению?
2.Что такое солеустойчивость?
3.Как называется экологическая группа растений, устойчивых к засолению почв?
Хлорофилл в листьях растений
Научные исследования ХЛОРОФИЛЛА
Ресурсы:
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций