Урок физики в 7 классе «Решение задач по вычислению плотности вещества»

1
0
Материал опубликован 27 November 2020

















Конспект интегрированного урока физики и математики

7 класс

учителей МОУ Кактолгинской СОШ

Астафьевой О.Н. Астафьевой О.Ю.



























Тема: «Решение задач по вычислению плотности вещества»

Цель: Закрепить полученные знания по теме «Плотность» при решении задач.

Задачи:

образовательные: закрепить практические навыки и умения по определению массы тела по его объёму и плотности; определять объём тела по его массе и плотности; формировать умения учащихся вычислять плотности различных веществ; повторить ключевые понятия: масса, плотность, объем, единицы измерения физических величин; продолжить формировать умение учащихся работать с физическими приборами и с их помощью определять массу и объем тел правильной и произвольной формы; учить логически рассуждать при решении качественных задач; закрепить умения пользоваться справочным материалом; повторить алгоритм решения расчетных задач и действия с десятичными дробями;

развивающие: продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту и технике изучаемое понятие, а также развитие интеллектуальных способностей и любознательности учащихся;

воспитательные: продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке; учить работать коллективно, прислушиваться к мнению товарищей.

Тип урока: интегрированный

Формы и методы обучения: беседа, эксперимент, решение задач.

Оборудование:  весы, набор гирь, раздаточный материал (брусок), компьютер.

Ход урока

Организационный момент. Мотивация учащихся на успех.

Учитель математики: Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами станем сотрудниками научно-исследовательского института, в котором решения физических задач рассматривают с точки зрения математики. Ведь недаром ещё великий учёный Николай Иванович Лобочевский говорил: «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки». Эту мысль можно продолжить словами другого великого учёного «Математик может физику не знать, но физик математику знать обязан».

Учитель физики: Сегодня мы проводим необычный урок : на одном занятии мы повторим, закрепим и значительно расширим знания одновременно по двум предметам – физике и математике. Поэтому наш урок называется интегрированным. Нам предстоит вспомнить и закрепить практические навыки и умения по определению массы тела по его объёму и плотности; определять объём тела по его массе и плотности

На доске нарисован кроссворд. Учитель читает задания к кроссворду, а ученики коллективно находят правильное решение.


1п

у

т

ь


















е

с

я

т

и

ч

н

ы

е









р

а

е

к

т

о

р

и

я











ы

ч

и

т

а

н

и

е














н

е

р

ц

и

я












Длина траектории, по которой движется тело в течении некоторого промежутка времени.

Как называются дроби, в записи которых используется запятая

Линия движения тела при перемещении из одной точки в другую.

Математическое действие

Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

(Все вопросы кроссворда из главы изучаемой в данный момент)

Ключевое слово: удачи- с этим напутствием от учителя ученики переходят к следующему этапу урока.


2. Постановка задач урока совместно с учащимися.

3.Актуализация знаний.

Для решения задач нужно повторить физические величины, формулы, единицы их измерения.

На доске таблица. В таблице открыта только верхняя строка и первая левая.

У детей на партах карточки с формулами, единицами измерений, буквенными обозначениями физических величин. Ученики выходят к доске и прикрепляют листок с надписью магнитом в нужном месте.

 

Величина

Обозначение

Единицы измерения

Формулы для вычисления

Плотность

t1606482937aa.gif

кг/м3

t1606482937aa.gif  = m / V

Масса

m

кг

m = t1606482937aa.gif · V

Объем

V

м3

V = m / t1606482937aa.gif

Учитель математики: -Давайте вспомним правила умножения и деления десятичных дробей.

С помощью какого прибора мы можем определить объем тела?

Если тело имеет форму прямоугольного параллелепипеда, то по формуле V = а·b·c, а если тело имеет неправильную форму, то с помощью измерительного цилиндра.

Вспомним правила пользования весами.

На партах лежит листочек, на котором написаны правила взвешивания. Один учащийся вслух читает памятку.

Весы предназначены для определения массы тела.

Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.

Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.

Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.

Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.

На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, насыпать без использования подкладки порошки, наливать жидкости.

Мелкие гири нужно брать только пинцетом.

Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, немного большую, чем масса взвешиваемого тела (подбирают на глаз с последующей проверкой). При несоблюдении этого правила нередко случается, что мелких гирь не хватает и приходится взвешивание начинать сначала. Если гиря перетянет чашку, то ее ставят обратно в футляр, если же не перетянет – оставляют на чашке. Затем то же проделывают со следующей гирей меньшей массы и т. д., пока не будет достигнуто равновесие.

Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов.

Затем переносят гири с чашки весов в футляр.

4. Решение задач

1) Коллективная работа

Задача1: Определите плотность бруска находящегося у вас на столах.
На демонстрационном столе: весы, гири, брусок (имеющий форму прямоугольного параллелепипеда) .

Один учащийся взвешивает, все определяют объем, записывают решение.

2) Самостоятельная работа

Решение расчетных задач.

На столе учителя разложены карточки с задачами. На каждой карточке указана масса 100кг (лёгкие задачи), 200 кг (задачи среднего уровня сложности) 300 кг (задачи повышенного уровня сложности). Учитель предлагает учащимся оценить свои возможности и выбрать ту карточку которую он сможет «поднять» (решить).

Учитель анализирует и корректирует работу учащихся.

Физкультминутка для глаз

3) Групповая работа

Решение качественных задач

На основе самостоятельной работы учащихся и её анализа учитель делит учащихся на группы:

1 группа – решает задачи с учителем (работая у доски);

2 группа – решает задачи в рабочих тетрадях;

3 группа – решает задачи на компьютере

Итог урока. Выставление Оценок

Что понравилось на уроке?
– Какие есть вопросы?

Домашнее задание

Ученикам предлагается на выбор 3 задания:

Учебник физики с.66 упр.8 задачи 3,4

Учебник математики №366 №384

Сделайте дома сами

Измерьте плотность мыла. Для этого используйте кусок мыла прямоугольной формы.

Рефлексия

Выберите пункт

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё таки учиться!























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.