Урок биологии «Патология и профилактика обменных процессов в организме» (8–9 классы)
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Основные понятия
гипергликёмия, сахарный диабет, ожирение, холестерин, аллергия, аллерген.
Изучение нового материала
Патология и профилактика обменных процессов в организме
Стабильность обменных процессов зависит во многом от гормональной регуляции, которая поддерживает внутреннюю среду организма на одном и том же уровне. Например, содержание сахара находится в организме на одном и том же уровне. Однако если его искусственно повысить, то немедленно включаются регуляторные механизмы, вырабатывающие инсулин, в результате чего содержание сахара приходит в норму. В процессе обмена веществ в организме 100 г сахара выделяет 374 ккал.
Какие патологические изменения в организме происходят при увеличении в рационе питания сахара?
МЕХАНИЗМ НАРУШЕНИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ ПРИ ИЗБЫТОЧНОМ ПОТРЕБЛЕНИИ САХАРА
У тех, кто ест много сладкого, возникает гипергликемия, то есть повышенное содержание глюкозы в крови, что влечет за собой повышенную секрецию инсулина. В результате клетки поджелудочной железы, продуцирующие инсулин, истощаются и начинают меньше вырабатывать инсулина, таким образом нарушаются процессы превращения и расщепления глюкозы. Это в свою очередь может привести к развитию сахарного диабета.
Сладкоежкам угрожает и другая, не менее серьезная опасность. В процессе расщепления и дальнейшего превращения глюкозы в печени образуются жирные кислоты и глицерин. Жирные кислоты выделяются в кровь и транспортируются в депо жировой ткани, например в подкожную жировую клетчатку, и откладываются там. При избыточном поступлении сахара в организм может повыситься содержание жира в крови, и он в большей степени откладывается в жировых депо. Помимо развивается ожирение. Сахарный диабет и ожирение идет рука об руку. И не случайно тучные люди болеют сахарным диабетом чаще, чем те, у кого масса тела нормальная.
Потребление избыточного количества сахара нарушает обмен всех веществ в организме, в том числе и белков. При этом подавляется секреция гормона поджелудочной железы — глю- кагона, а в условиях его дефицита происходит сбой в расщеплении белков до аминокислот. Нарушение белкового и углеводного обмена в сочетании с расстройством функций инсулярного аппарата ослабляет защитные силы организма. Подтверждением служат клинические наблюдения, свидетельствующие о снижении иммунитета у больных сахарным диабетом.
Не следует увлекаться сладким еще и потому, что в полости рта сахар становится благоприятной средой для жизнедеятельности бактерий, разрушающих эмаль зубов и вызывающих кариес
Сколько же можно есть сахара, чтобы не принести вреда организму? Как рекомендуют специалисты Института питания, не более 50—70 г в день, включая сахар, содержащийся в конфетах, кондитерских изделиях и сладких блюдах. Для пожилых людей эта норма снижается до 30—50 г, а тем, кто склонен к полноте, сахара не следует есть вовсе. Ведь глюкоза в организме образуется не только из сахарозы, но и из аминокислот, крахмала, жиров. Так что отсутствие сахара в рационе при полноценном сбалансированном питании неопасно, а вот его избыток грозит бедой.
РОЛЬ ХОЛЕСТЕРИНА В ОБМЕННЫХ ПРОЦЕССАХ
Холестерин — один из основных компонентов мембран клеток — играет важную роль в регуляции обменных процессов. Из него синтезируются все стероидные гормоны, желчные кислоты, витамины. При повреждении мембран холестерин может быть своеобразной заплаткой.
Многим холестерин знаком лишь в качестве виновника развития атеросклероза .—= болезни, уносящей ежегодно миллионы человеческих жизней. Атеросклероз ведет к возникновению стенокардии, ишемической болезни сердца, атеросклеротического кардиосклероза, инфаркта миокарда, инсульта... Причем поражает эта ржав чина жизни людей в наиболее работоспособном и творчески продуктивном возрасте. Так, может быть, правы те, кто всячески обвиняет холестерин и даже именует его убийцей.
Предпосылки для различного рода нарушений часто создаем мы сами. Нерациональное питание, малоподвижный образ жизни, курение и злоупотребление алкоголем, неумение правильно и рационально организовать свой труд и отдых — все это в конечном счёте приводит к сбою в работе механизмов поддержания нормального уровня холестерина.
Что же касается «парадоксов» холестерина — они будоражат умы исследователей и заставляют их неустанно искать истину.
АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ И ИХ ПРИЧИНЫ
К патологическим нарушениям обменных процессов в организме относятся аллергические заболевания, которые вызываются различными химическими соединениями или могут быть спровоцированы пыльцой злаков, деревьев, кустарников, сорняков.
В средней полосе нашей страны наиболее часто аллергию вызывает пыльца ольхи, орешника, березы, дуба, тополя, злаков, полыни и лебеды. В Краснодарском крае и на Северном Кавказе опасна пыльца амброзии, в Казахстане — пыльца полыни и сорной конопли.
Каково проявление болезни?
Начинается заболевание с зуда и рези в глазах, слезотечения, светобоязни. Отекают и нестерпимо зудят веки, человек беспрестанно моргает. Так проявляется аллергический конъюнктивит. В другом случае, при пыльцевом насморке, возникает зуд в носу, носоглотке и ушах. Слизистая оболочка носа и носоглотки резко отекает, и чувствительность заложенных в ней нервных окончаний значительно повышается. Вследствие этого даже сквозняк, резкие запахи, мельчайшие пылинки вызывают приступы чихания, которые продолжаются в течение нескольких минут. Из носа выделяется жидкая, прозрачная слизь в таком количестве, что не хватает и дюжины носовых платков.
Специалистам известно, что аллергией чаще заболевают жители городов, хотя концентрация пыльцы в сельской местности Значительно выше. Это объясняется особенностями жизни в больших городах с ихнапряженным ритмом, химизацией быта — факторами, значительно изменяющими реактивность организма человека.
КАКОВЫ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ АЛЛЕРГИИ?
Тем, у кого возникла аллергия, следует обратиться в аллергологический кабинет. Прежде всего здесь определят, какая именно пыльца вызывает у данного человека заболевание. Затем возьмут его под диспансерное наблюдение и проведут курс лечения, чтобы заранее подготовить к встрече с опасным для него аллергеном. С этой целью в период, предшествующий цветению растений, пациенту делают серию подкожных инъекций или ингаляций пыльцевого аллергена. В результате введения все больших его концентраций в организме образуются защитные антитела. После 3—4 курсов специфической профилактики болезнь отступает на 5—6 лет. Имеются и лекарственные средства для смягчения проявлений заболевания, но, к сожалению, организм быстро привыкает к ним и они становятся малоэффективными.
Подумайте и ответьте. 1. При каких условиях сахар вызывает нарушение обменных процессов в организме? 2. Какие заболевания являются результатом этих нарушений в обмене веществ? 3. Каковы функции холестерина в обменных процессах организма? 4. Каково проявление аллергии и каковы меры ее профилактики?
Объясните значение терминов: гипергликемия, сахарный диабет, ожирение, холестерин, аллергия, аллерген.
Сахарный диабет у детей: гипергликемия.
Признаки гипогликемии.
РАННИЕ СИМПТОМЫ ДИАБЕТА, о которых вам обязательно нужно знать
Подростковое ожирение становится настоящей эпидемией мирового масштаба.
Как узнать на что у вас аллергия?
Что такое пищевая аллергия, как она проявляется?
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html