Урок биологии в 8-9 классе «Природа памяти й эмоций. Их роль во взаимосвязи человека с окружающей средой»
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока - традиционная
Технология - проблемного обучения
Изучение нового материала
Природа памяти й эмоций. Их роль во взаимосвязи человека с окружающей средой
МЕХАНИЗМ ЭМОЦИЙ И ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА
Вопросы памяти и эмоций не случайно выдвигаются на первое место, они давно интересовали человечество. Но только в 60-х годах нашего столетия появилась возможность рассматривать их с анатомической точки зрения. Так, воздействуя на определенные структуры мозга животного, вводя в вещество его мозга тончайшие электроды и пропуская по ним электрический ток, можно вызвать у него приступы раздражения, гнева и агрессивности. А при переключении этих раздражителей на другие более сложные.
Если бы не было памяти, т. е. способности удерживать, сохранять приобретенный опыт, не было бы ни безусловных, ни условных рефлексов. Попытка объяснить явления памяти на основе условно рефлекторной деятельности явилась в свое время выдающимся вкладом в науку. Однако сейчас эти общие представления уже не удовлетворяют исследователей, которые пытаются проникнуть в детали внутренних механизмов памяти.
Изучение головного мозга показало, что работа мозга связана с изменением физико-химического состояния его нейронов. А как же с информацией, которая запечатлевается, хранится и извлекается в случае необходимости? Для этого процесса характерна избирательность прохождения нервного импульса. Это означает, что из большого количества импульсов в данный момент проходят только те, которые передают нужную информацию, другие же тормозятся. Однако на этом процесс не заканчивается, так как одновременно происходит передача информации в хранилище памяти, причем эта Информация может быть в любой момент оттуда извлечена.
Сравнительно недавно к изучению мозга привлечена химическая наука. Так/ прогресс биохимических методов позволил изучить обменные процессы не только в ткани мозга, но и непосредственно в его нейронах. В результате появилось много факторов, позволивших высказать предположение, что нуклеиновые кислоты ДНК (дезоксирибонуклеиновая) и РНК (рибонуклеиновая) имеют непосредственное отношение к процессам обучения, а следовательно, и памяти. Экспериментами шведского ученого Хидена было показано, например, что при возбуждении нервной системы в нейронах возрастает накопление и расход РНК и усиливается синтез белка.
Теории памяти еще нет, однако уже сейчас можно сказать, что ее основы вряд ли можно свести к одним химическим процессам, протекающим в клетках мозга. Несомненно; основы памяти более многообразны и включают в себя чрезвычайно сложные структурные и функциональные механизмы мозга.
Многое, очень многое еще неизвестно в проблеме структуры и деятельности мозга, весьма противоречивы результаты многих экспериментов, но наука неуклонно движется вперед.
Как ученые изучают механизм эмоций? Сравнительно давно физиологи пришли к убеждению, что эмоциональные реакции животных и человека связаны с деятельностью нервных центров, расположенных в глубоких и труднодоступных отделах головного мозга. Добраться до этих отделов помогла современная техника прижизненного введения электродов. Учёные составили подробные карты мозга, Напоминающие штурманские карты лётчиков и моряков. На этих картах любой интересующий нас участок имеет свои координаты: столько-то миллиметров вправо от точки, принятой за нуль, столько-то миллиметров вперед, столько-то в глубину с помощью специального аппарата животному под наркозом вводят тончайшие провода, изолированные на всем протяжении, кроме самого кончика. Через несколько дней после операции экспериментатор получает возможность раздражать слабым электрическим током строго определенный участок нервной ткани, чтобы уточнить его функции, его роль в многообразной деятельности мозга. И нервные центры «заговорили» об удивительных и зачастую неожиданных вещах.
Влияние стресса на жизнедеятельность организма
Как организм реагирует на стрессовые ситуации?
Любые стрессовые воздействия, воспринимаемые нервной системой, активизируют специальные клетки гипоталамуса, которые начинают выделять особый гормон. Он оказывает стимулирующее влияние на клетки передней доли гипофиза, которые, в свою очередь, начинают продуцировать и выделяют специфичный гормон. Под его влиянием усиливается функция коры надпочечников. В результате выделяется большое количество кортикостероидов (КС), крайне необходимых организму для адаптаций, особенно в самом начале стрессового воздействия.
Какова профилактика стресса? Для предупреждения разрушительного действия стресса на организм очень важно укреплять нервную систему. Для этого необходимы: достаточный сон, рациональная, без штурмовщины и авралов организация труда; общеукрепляющие процедуры, в том числе закаливание и занятия физкультурой. Надо постараться быть выдержанным и корректным как в семье, в кругу друзей, так и па работе.
Главное — научиться правильно, воспринимать любую стрессовую ситуацию. Не надо, как это делают многие, вновь и вновь мысленно ее прокручивать по ночам. Древние говорили: «Не грызи своё сердце». Прислушайтесь к этому мудрому совету!
Всегда ли вредны отрицательные эмоции?
А теперь несколько слов в защиту отрицательных эмоций. Дело В том, что эти эмоции, если они кратковременные, приносят не только вред, но и пользу: они важны для каждого человека, являлись в определенной степени своеобразным источником его внутренней энергии, помогая преодолевать трудности, удовлетворять Желания, достигать цели.
Истинную радость; истинное глубокое удовлетворение человек испытывает тогда, когда цель, которую он поста вил перед собой, достигнута. И чем больше препятствий стояло на пути, тем большее удовлетворение он испытывает.
В самом деле, не будь, например, эмоции голода, человек не стал бы столь активно искать пищу, не будь эмоции страха, не смог бы надежно обороняться и т. д. Особенное значение этот тонус неудовлетворенности имеет при стремлении решить какую- либо поставленную перед собой задачу. Если эмоция стремления отсутствует, нет и интеллектуального роста.
Итак, отрицательные эмоции также нужны человеку. Однако надо всегда помнить: отрицательные эмоции, переживания, волнения не должны быть непрерывными и длительными. Они хотя бы на короткое время должны прерываться положительными эмоциями. В противном случае они становятся источником тяжелых, уже необратимых патологических состояний.
Механизмы памяти
Память не имеет Границ!
13 идей как ускорить работу мозга - Как улучшить память и развить умственные способности
Что происходит с организмом во время стресса
Что такое стресс и как с ним бороться?
9 способов быстро снять стресс - Как убрать негатив и обрести спокойствие.
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html