Урок экологии в 9 классе на тему «Уровни организации живых систем»

2
0
Материал опубликован 27 December 2017 в группе

 

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Уровни организации- Молекулярный (генный). Клеточный. Тканевый. Органный. Организменный. Популяционно-видовой. Биоценотический. Биогеоценотический (экосистемный). Биосферный.

 

Изучение нового материала

В экологии выделяют следующие основные уровни организации живых (биологических) систем: молекулярный (генный), клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видоной, биоценотический, биогеоценотический (экосистемный), биосферный.

На каждом уровне в результате взаимодействия с окружающей средой за счет
обмена веществом, энергией и информацией возникают характерные функциональные системы.

 

Под системой, согласно словарю Уэбстера, подразумевается «упорядоченно взаимодействующие и взаимозависимые компоненты, образующие единое целое».

Таким образом, основ­ными элемента-ми системы являются компоненты, связи, границы. Все жи­вые системы являются от­крытыми системами, так как имеют обмен с внеш­ней средой веществом, энергией, информацией. Рассмотрим основные уровни живых систем.

Молекулярный (генный) - уровень, на котором биологиче­ская система проявляется в виде функционирования биологически активных крупных молекул - белков, нуклеиновых кислот, углево­дов. С этого уровня наблюдаются свойства, характерные исключи­тельно для живой материи: обмен веществ, протекающий с превра­щением лучистой энергии в энергию химических связей органиче­ских веществ, передача наследственности с помощью кодирующих структур (ДНК, РНК). Этому уровню свойственна устойчивость структур в поколениях.

Клеточный - уровень, на котором биологически активные молекулы соединяются в единую систему. В отношении клеточ­ной организации все организмы подразделяются на одноклеточ­ные и многоклеточные.

Тканевый - уровень, на котором сочетание клеток, сход­ных по строению и выполняемым функциям, образует ткань. Он охватывает совокупность клеток, объединенных общностью про­исхождения и функций.

Органный - уровень, на котором несколько типов тканей функционально взаимодействуют и образуют определенный орган.

Организменный - уровень, на котором взаимодействие ряда органов сводится в единую систему индивидуального организма.

Популяционно-видовой - уровень, где существует сово­купность однородных организмов, связанных единством происхо­ждения, образом жизни и местом обитания. На этом уровне про­исходят элементарные эволюционные изменения в целом.

Биоценотический - уровень, на котором комплекс совме­стно живущих и связанных между собой видов образует целост­ность, называемую биоценозом.

Биогеоценотический (экосистемный) - более высокий уровень организации живой материи, объединяющий разные по видовому составу организмы в их взаимосвязи с условиями жиз­ни (в биотопе).

Биосферный - уровень, на котором сформировалась при­родная система наиболее высокого ранга, охватывающая все про­явления жизни в пределах нашей планеты. На этом уровне про­исходят все круговороты вещества в глобальном масштабе, свя­занные с жизнедеятельностью организмов.

Важное следствие иерархической организации живых систем состоит в том, что по мере объединения компонентов в более слож­ные функциональные системы у этих новых систем возникают каче­ственно новые свойства, отсутствовавшие на предыдущем уровне. Такие качественно новые, эмерджентные (от англ. етег§еп1 - вне­запно возникающие) свойства экологического уровня нельзя прогно­зировать, исходя из свойств компонентов, составляющих этот уро­вень. Вернее, не все свойства более высокого уровня организации можно предсказать из свойств более низкого уровня. Точно так же, как нельзя предсказать свойства воды только исходя из свойств во­дорода и кислорода, нельзя предсказать и свойства экосистемы на основании сведений об отдельных популяциях; изучать необходимо и лес в целом, и отдельные деревья, находящиеся в лесу.

Рассматриваемое явление отражено в принципе Берталанфи (1969 г.), который заключается в том, что целое представляет нечто большее, чем сумма составляющих его элементов, по­скольку его главная характеристика - взаимодействие, проте­кающее между его различными элементами. Принцип несводимости свойств целого к сумме свойств его частей должен слу­жить первой заповедью экологов.

Вопросы и задания

1.Охарактеризуйте основные уровни организации живых систем.

2.Объясните экологический смысл принципа эмерджентности (принципа Л.Берталанфи).

"Уровни организации живой материи. Элементный состав живых организмов"

 

 

 

 

 

Уровни организации живой материи | От молекулярного до биосферного |

 

 

 

 

 

Основные уровни организации живой природы: от клетки до биосферы 

 

 

 

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.