Урок информатики в 6 классе на тему «Многообразие схем»
Технологическая карта урока
Автор |
Исайкина Наталья Леонидовна |
Предмет |
Информатика |
Класс |
6 |
Тема урока |
«Многообразие схем и сферы их применения» |
Тип урока |
Комбинированный (изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности) |
Время |
1 академический час |
Оборудование и образовательные ресурсы |
Компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация для сопровождения урока, ПК обучающихся. |
Цель урока |
расширить представление о видах информационных моделей, сформировать представление о многообразии схем, сформировать умение построения логико-графических схем развитие умения классифицировать информацию, выделять главное, устанавливать связи; создание условий для развития у школьников умения работать во времени формирование навыков самостоятельности, привитие интереса к информатике. |
Задачи |
Развитие универсальных учебных действий: Познавательные УУД: развитие навыка использования знаково-символических средств представления информации, включение действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования Коммуникативные УУД: формирование способов деятельности, необходимых для позитивного общения. Регулятивные УУД: осуществлять системный анализ текста, выделять ключевые понятия и устанавливать связи и отношения между понятиями. организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, формирование основ научного мировоззрения, подготовка обучающихся к практическому труду. |
Формы и методы, технологии обучения |
Методы: информационный (словесный), наглядный, иллюстративный, практический Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая Технология: формирования критического мышления. Приемы: беседа, с апелляцией к жизненному опыту детей, создание проблемной ситуации. |
Основные понятия |
Информационная модель, схема. |
Межпредметные связи |
Уметь преобразовывать информацию из текстовой в графическую форму и наоборот, строить и исследовать информационные модели (все предметы). Межпредметная интеграция достигается за счет использования материала из учебников по географии и обществознанию. |
Планируемые образовательные результаты |
Знать: Понятие схемы Представление о схемах как разновидностях информационных моделей. Правила построения логико-графической схемы Уметь: Выделить ключевые понятия и установить связи и отношения между понятиями Переводить любой научный текст в схему Строить схемы на компьютере используя средства текстового редактора Writer. Анализировать готовые схемы и переводить их в текстовую форму. Личностные: Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности. Осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат Осознание своей национальной принадлежности; формирование гражданской самоидентичности в ответственном соотнесении себя с малой Родиной, Отечеством, Российским государством.
Метапредметные: Умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами. ИКТ – компетентность (умение строить схемы) Владение общепредметными понятиями объект, система, модель, алгоритм, исполнитель и др.; Владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить. Предметные: Формирование представления о схемах как разновидностях информационных моделей. Формирование информационной и алгоритмической культуры Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства Формирование умений формализации и структурирования информации. Познавательные: Знаково-символические действия; Знаково-символические действия выполняют функции отображения учебного материала; Выделения существенного; Моделирование. Умение структурировать знания; рефлексия способов и условий Действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Ход урока
Орг. момент
А вам нравится предмет информатика? Какие знания вы получаете на уроках информатики? О чем узнаете? Что изучали на последних уроках?
2. Проверка д/з (тест) + взаимопроверка.
Поставить оценку в лист самооценки.
3. Актуализация знаний
Вы уже знаете, что все наши знания – это информационные модели реального мира, а сам процесс познания – процесс информационного моделирования, т.е. создания информационных моделей.
Ребята, назовите виды известных вам информационных моделей? (таблица, диаграмма, график, фото, рисунок, формула)
Как вы думаете, а есть ли ещё один вид информационных моделей?
4. Изучение нового материала
Тема сегодняшнего урока «Многообразие схем»
Ребята, в соответствии с темой урока, какие учебные задачи мы для себя определим?
познакомиться еще с одним видом информационных моделей – схемами.
Познакомиться с разновидностями схем
И уметь рисовать схемы с помощью компьютерной программы
И разговор наш начнем с определения - Что такое схема? Попробуйте сами дать определение понятию «схема»
Обобщим то, что вы сказали, сформулировав определение:
Схема – это представление некоторого объекта в общих, главных чертах с помощью условных обозначений. С помощью схемы может быть представлен и внешний вид объекта, и его структура.
Ребята в нашей жизни часто встречаются схемы, приведите, пожалуйста, примеры использования схем в разных сферах жизни.
Например внешний вид схем зрительного зала и квартиры представлены на слайдах (слайд ).
Уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости в той или иной системе условных обозначений дает представление нам географическая карта (слайд ).
Схема предназначена для того чтобы у человека была возможность выбрать подходящее место в зрительном зале, оценить размеры и расположение комнат будущей квартиры, разобрать маршрут путешествия по «Золотому кольцу России» (слайд).
Чертёж - условное графическое изображение предметов с точным соотношением размеров, получаемое методом проецирования. Он даёт представление о форме, величине, масштабе изображения предмета. Например чертёж болта.
Блок – схема - графический способ записи алгоритма, при котором каждому действию ставится в соответствие определенная геометрическая фигура. Последовательность выполнения действий указывается стрелкой.
5. Закрепление
Работа в парах
6. Составление схемы административного деления РФ (фронтальная работа)
Как называются люди, которые составляют схемы?
Инфографика – вид иллюстрации, в котором совмещаются данные и дизайн, что позволяет в краткой форме в виде схемы доносить информацию до аудитории. Иными словами, это визуальное отображение данных для наилучшего восприятия больших объёмов информации.
В состав ЦФО входят 18 субъектов (регионов):
1 город: Москва
17 областей
24 муниципальных района
В состав района входят 5 муниципальных образований (сельских поселений):
• Поселок Бетлица – глава администрации Макридов Сергей Николаевич
• Село Бутчино – глава администрации Шалдина Валентина Ивановна
• Село Жерелево
• Деревня Высокое
• Село Мокрое
7. Практическая работа
Итак прошу вас пересесть за компьютерные столы. Перед работой на компьютере повторим ТБ. Ребята, прочтите и скажите на какие моменты нужно обратить внимание? Прошу соблюдать все правила ТБ при работе на компьютере.
Итак, вы познакомились с одним из видов информационных моделей – схемами. В ходе практической работы вам предстоит построить компьютерную схему административного деления той части РФ, где мы проживаем
8. Рефлексия
1) подведение итогов в академическом плане:
- Чему вы сегодня научились?
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Достигнуты ли задачи, поставленные в начале урока?
- Как бы вы оценили свою работу? (поставить в лист самооценки)
2) подведение итогов в эмоциональном плане: лайк или дислайк
9.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1_Проверка домашнего задания
Тест
С помощью чего могут быть наглядно представлены большие объемы однотипной табличной информации?
а) с помощью таблицы
б) с помощью чисел
в) с помощью диаграмм и графиков
С помощью чего можно наглядно представить процесс изменения величин?
а) с помощью графика
б) с помощью круговой диаграммы
в) с помощью столбчатой диаграммы
Что обеспечивает наглядное представление о соотношении нескольких величин в нескольких точках?
а) график
б) круговая диаграмма
в) столбчатая диаграмма
Чем определяется выбор того или иного типа диаграммы?
а) значением числовых данных, занесенных в таблицу
б) целью моделирования
В каких случаях используют круговые диаграммы?
а) наглядное представление о соотношении нескольких величин в нескольких точках
б) наглядное представление о соотношении нескольких величин в одной точке
в) наглядное представление о характере зависимости какой- либо величины от другой
Оценка _____________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2_Задание «Назови схему»
Схема вышивания
|
Схема вязания |
Схема города |
Схема рисования
|
Схема стадиона |
Схема оригами |
|
||
Схема метро
|
Электрическая схема |
Схема преложения |
Задание «Назови схему»
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3_Лист самооценки
Лист самооценки
Фамилия Имя________________________________
Проверка д/з (тест)_________________ Задание: «Найди пару» ____________ Практическая работа_______________ Достигли ли вы целей урока?
-да
-нет
- наполовину (что-то понял, что-то нет)
|
Лист самооценки
Фамилия Имя________________________________
1. Проверка д/з (тест)_________________ 2. Задание: «Найди пару» ____________ 3. Практическая работа_______________ Достигли ли вы целей урока?
-да
-нет
- наполовину (что-то понял, что-то нет)
|
Лист самооценки
Фамилия Имя________________________________
1. Проверка д/з (тест)_________________ 2. Задание: «Найди пару» ____________ 3. Практическая работа_______________ Достигли ли вы целей урока?
-да
-нет
- наполовину (что-то понял, что-то нет)
|
презентация_схемы
PPTX / 3.73 Мб
проверка ДЗ_тест
DOCX / 14.42 Кб
задание_назови схему
DOCX / 664.48 Кб
лист самооценки
DOC / 42 Кб